Эксперт о трехъязычии: Надо оседлать мировые тренды, чтобы они работали на Казахстан

 +7 (7172) 308 571

Написать нам
Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
24.10.2016 в 17:45

Эксперт о трехъязычии: Надо оседлать мировые тренды, чтобы они работали на Казахстан

Эксперт в сфере международного образования Жазира Дуйсенбекова рассказала в интервью корреспонденту ИА «NewTimes.kz» о плюсах и минусах реформирования казахстанской системы образования, важности языков и трендах в современном образовании.

Жазира Дуйсенбекова возглавляет ассоциацию независимых организаций образования и науки. И занимается экспертизой в сфере международного образования.

Эксперт обучалась в Великобритании по линии социальных и гуманитарных наук, закончила лондонскую школу экономики и политики. Вернувшись в Казахстан, начала работать в представительстве крупной британской образовательной компании. В течение последних лет Жазира активно вовлечена в общественную деятельность, анализирует не только образовательные процессы, но и политэкономические вопросы, связанные с модернизацией и реформами.

Жазира, что Вы можете сказать относительно нынешних трендов в казахстанском образовании?

— Хотя в последнее время и принято критиковать реформы, которые проводит министерство образования, однако не стоит забывать, что, если мы хотим идти в ногу со временем, то нам необходимо модернизировать и изменять имеющуюся систему образования. На мой взгляд, все происходит достаточно логично, мы никуда не делись от своего советского прошлого, «все лучшее» мы сохранили, пытаемся сохранить эти фундаментальные знания и наработки, которые копились годами. Есть институциональная память, все вузы, которые готовили специалистов, все эти преподаватели, кафедры, методики, они никуда не исчезнут. Все это сегодня модернизируется, видоизменяется в соответствии со временем.

Однако нам, как стране, необходимо принимать и адаптировать все те новейшие тренды, которые сегодня есть в мире.

Учитывая то, что мы являемся членами очень многих международных конвенций и соглашений, нам необходимо принимать «правила игры» мирового сообщества. Сегодня, чтобы быть в одном ряду с мировыми державами, необходимо гармонировать и унифицировать наше образование с остальным миром.

То есть система трехъязычия в школах – это правила игры мирового сообщества?

— Как я уже говорила, если наша страна хочет идти в ногу со временем, то внедрение трехъязычия - это логичный шаг, на который государство идет осознанно. По большому счету, это вопрос образовательных технологий. В нашей стране наметился тренд использования трех языков в равной степени, то есть у нас есть государственный язык - казахский, у нас есть язык межнационального общения – русский, который мы, к счастью, сохранили в Казахстане. Это огромное конкурентное преимущество нашей страны. И третий язык - язык не только международного общения, но и язык науки и инноваций – английский. Поэтому очевидно, что такие предметы, как химия, физика, биология и информатика будут преподаваться на английском языке, а история Казахстана и казахская литература - на казахском. Как ни крути, но от английского языка мы никуда не денемся, поэтому позиция государства – вывести его из элитного и недоступного сегмента, за который надо платить, в массовый продукт, который доступен каждому школьнику. Тем более, что переход на трехъязычие в образовании не будет происходить с бухты-барахты, это будет постепенный и плавный процесс.

Если остановиться на казахском языке, как в трехъязычии будет поддерживаться статус родного языка?

— Безусловно, необходимо поднимать престиж государственного языка. Уже сегодня имеются радующие глаз цифры, которые показывают, что год от года процент населения, владеющего казахским языком, растет. Согласно прогнозам социологов, количество молодых людей, в совершенстве владеющих казахским языком, будет увеличиваться, и через несколько десятков лет казахскоговорящее население будет в разы превышать русскоязычное. Также хочется отметить и мировой опыт введения трехъязычия, который показывает, что полилингвизм создает благотворную почву для повышения статуса и престижа государственного языка. На эту тему есть большое количество исследований, которые лишний раз доказывают необходимость введения мультилингвизма в образовательный процесс нашей страны.

А что насчет русского языка?

Русский язык – великое наследие, которое является нашим конкурентным преимуществом.

Через русский язык у нас есть выход к культуре, литературе, классике. Это все тоже нам необходимо сохранить.

Как правильно внедрять трехъязычие, чтобы изменения не стали стрессом для детей?

— Есть программа внедрения поэтапного трехъязычного образования, которая состоит из грамотного сочетания различных методик. Сегодня английский язык уже преподается в общеобразовательных школах с первого класса, это уже большой шаг на пути к нашей цели. Если рассматривать программу в целом, то мы видим, что она построена так, что в ней сочетаются все три языка, то есть даются определенные элементы на казахском и английском языках. Допустим, те же самые технические и естественные науки, которые в средней школе преподаются на казахском или русском языках, в следующем классе идут факультативными предметами только уже на английском языке. Идет своеобразное повторение прошлогоднего материала, это так называемое предметно-языковое обучение. Сегодня существует огромное количество методик, опробованных и эффективных, которые успешно могут внедряться в нашей системе образовательных координат. Еще раз повторюсь, что сегодня это уже не эксперимент, это продуманный, пошаговый план, который был гармонизирован с учетом мирового опыта.

По вашему мнению, казахстанские дети смогут осилить эту программу?

— Не надо недооценивать детей, они очень адаптивные, это я вам могу сказать, как мама пятерых детей. При правильной и продуманной системе образования, в которой рассчитаны все нагрузки, для детей это не будет стрессом.

Во всем мире школьники с этим справляются, наши казахстанские дети ни чем не хуже, они смогут спокойно потянуть программу, которая сегодня является стандартом.

На каком языке казахстанские дети будут думать, после того как в их головах смешаются сразу три языка?

— Конечно же, у ребенка в любом случае будет язык, на котором он будет думать и говорить, но человеческий мозг настолько уникально утроен, что легко адаптируется, и со временем ребенок будет легко воспринимать информацию на разных языках. Но языком номер 1 для них будет тот, на котором они учились говорить с самого раненного возраста.

Как Вы думаете, повлияет ли внедрение трех языков на поведение ребенка?

— Если в стране все нормально с идеологией, с ценностями, то никакой язык не поменяет характер или поведение неокрепшей личности. Как правило, разнообразие и понимание культур, быта и поведения других народностей и обществ обогащают человека, развивают в нем патриотизм, потому что самоидентификация, как ни странно, прорастает через понимание окружающего мира.

Под негативное влияние как раз и попадают представители тех общин, которые выросли в изоляции.

Вы не думаете, что с внедрением трехъязычия упадет успеваемость, так как не многие родители знают три языка, а значит, не смогут помогать детям с домашним заданием?

— Давайте искать плюсы. Во-первых, для родителей это может стать толчком к изучению языка. Кроме того, я вообще категорически не советую родителям делать со своими детьми домашнее задание, для этого есть школы, для этого есть факультативы, в конце концов, есть дополнительные занятия.

А когда родители делают домашние задания с детьми, они вредят и ребенку, и себе.

У себя отнимают свободное время, ребенка приучают к неправильным жизненным навыкам. Если успеваемость даже упадет, то она упадет на какое-то время, потому что, я считаю, лучше горькая правда, чем сладкая ложь. По крайней мере, тогда система образования и преподаватели узнают реальную картину потенциала знаний в своем классе и будут работать вместе с родителями через дополнительные занятия, возможно, пересмотрят нагрузки и методику преподавания.

Готовы ли преподаватели к этому? Как будет проходить подготовка?

— Эти вопросы, связанные с большой программой повышения квалификации преподавателей. Еще раз повторюсь, мы не первые и не последние, кто переходит на подобную систему образования. Уже все давно написано и придумано за нас, наша задача – взять мировые наработки и грамотно внедрить их с учетом особенностей нашего менталитета. По сути, это обычная практика повышения квалификации каскадным методом. Сегодня ведется подсчет всех преподавателей, которые будут вовлечены в процесс преподавания языка на предмете и предмета на языке. Они тестируются, группируются, затем повышаются в квалификации.

У нас очень способные, талантливые, готовые обучаться преподаватели. Они, как губка, впитывают в себя знания, делятся этими знаниями и очень быстро меняют свою образовательную парадигму.

Со всего этого пула преподавателей будут, как в сетевом маркетинге, выбираться самые лучшие, которые, в том числе будут готовиться за рубежом, будут тренерами. Все остальные будут обучаться в меру своих нужд и способностей, а затем эти тренеры будут проводить наставничество с теми оставшимися преподавателями, которые у них будут обучаться по методу каскада.

Помимо своей основной работы, учителя должны будут оставаться на какие-то курсы?

— У каждого учителя есть определенный запас времени в течение года на самообучение и повышение своей квалификации, своего уровня. Также не стоит забывать, что у департамента образования уже есть определенный опыт обучения преподавателей шахматным методом, когда человека освобождали от занятий на пару месяцев, перекрывая его другим преподавателем, без ущемления заработанной платы, стажа работы, им давали возможность повышать свою квалификацию. Не надо все время быть пессимистами и думать, что это плохо. Нет, это все учитывается, на все есть здравое и логическое понимание, все это при правильном планировании министерство с акиматами осилят, не надо их недооценивать.

Что будет с преподавателями пожилого возраста? С теми, кто не потянут программу?

— Насколько я знаю, те преподаватели пожилого возраста, которые изъявляли желание продолжать преподавание, их всегда во всем поддерживают. В школах есть большой дефицит хороших кадров, они везде нарасхват, и никого никогда не гонят на пенсию.

Я могу сказать как мама: трое из моих детей проучились именно в классах с пожилыми преподавателями, которые наравне со всеми проходили НИШовские, кембриджские курсы повышения квалификации, эти преподаватели, которым давно за 60, наравне с молодежью руководят методологическими отделами, являются наставниками для молодежи.

По-хорошему возраст не является в наших школах каким-то большим барьером.

Планируется ли привлекать для внедрения трехъязычия иностранных преподавателей?

— На мой взгляд, это, конечно, правильно, мы говорим о гармонизации казахстанского образования с мировым образовательным сообществом, и мы сами непосредственно являемся частью глобальной образовательной системы. Однако иностранные преподаватели - это пресловутая добавочная стоимость к нашему образовательному процессу.

Они не решат нам всех проблем, но они вносят необходимое разнообразие в процесс обучения.

Я «за», но я не считаю, что это панацея, это просто один из инструментов, которые мы обязательно будем использовать, который мы уже используем, не надо этого бояться. Все языковые школы Казахстана имеют 50% носителей языка.

Казахстанцы сейчас выражают недовольства по поводу реформирования образовательной системы, как вы думаете от чего такое недоверие?

Не надо противиться тем трендам, которые есть во всем мире, надо уметь все эти тренды адаптировать под нашу ментальность, не надо их бояться, надо их оседлать и сделать так, чтобы они работали на нашу страну.

Раз мы хотим быть в авангарде мировых трендов в образовании, нам не надо тянуть назад, бесконечно критиковать наше правительство, МОН, акиматы и говорить: мы против 12-летнего образования, трехъязычия. Надо понимать, что, с одной стороны, мы хотим иметь современных глобальных детей, которые в любой стране мира будут чувствовать себя комфортно, но, с другой стороны, мы впадаем в какой-то архаизм. У меня большое пожелание своим соотечественникам, немножко отойти от субъективизма и понимать, что мы в одной лодке, и задачи, и цели у нас одни. У государства - это построение сильного и образованного Казахстана с такими же людьми, а у родителей - обеспечение здоровой и процветающей жизни своего потомства.

Амина Курмангазиева

Комментарии  

Баке
-9 Баке 24.10.2016 в 18:12
Трехъязычия это наш новый этап к достижение новых высот. У нас очень одаренные дети и за ними будущие. Этой программой мы готовим наших детей к будущему, которое обещает быть очень конкурентным.
Ответить
Бекбау Александр Д
+2 Бекбау Александр Д 08.11.2016 в 23:44
Зачем работягам три языка? Получается все наши женщины рожать будут только Ньютонов. С 5 по 11 класс получается 7лет. Неужели за 7 лет нельзя научиться языку? Это казахскому не могут научиться, потому , что все видят, что власть не даст стать казахскому языку настоящим государственным языком. Как раньше мы не утруждали себя изучением иностранных языков, так и сейчас происходит с казахским языком. Где в какой стране изучают три языка с первого класса?
Ответить
Адильбек
0 Адильбек 19.08.2017 в 00:00
Во многих странах имеется двухъязычие а не трехъязычие ,как у нас пытаются сделать . Наши дети получат нагрузку, большую чем в любой другой стране мира. Они ведь не приводят в пример зарубежные страны, с обязательной трехъязычной системой всеобщего среднего образования. Не морочьте детям голову . Лучше сделайте приоритет между английским и русским языком . Можно выбрать английский ,русский дети и так освоят в бытовом общений . Т..е преподавание будет на казахском и английском для казахских школ, и русским и английским для русских школ если хотите. Я за качественное двухязычие ,чем за сносное трехъязычие.
Ответить
Феруза
+13 Феруза 24.10.2016 в 18:31
Я против!
Ответить
Альфия
+22 Альфия 24.10.2016 в 18:40
Чтобы ни говорили чиновники и иже с ними (особенно получившие образование и жившие долгое время за пределами страны), в первую очередь надо развивать и поддерживать ГОСУДАРСТВЕННЫЙ язык. По заграницам не все ездят, в далеком ауле встретить англоязычного - шанс 1 к 1000. А вот когда в СВОЕЙ стране на СВОЕМ языке кто-то даже элементарное говорить не может - вот это беда.
Ответить
Ерболат
+9 Ерболат 24.10.2016 в 18:47
Кеңкелес екен мынау! Қазақ тілін бірінші орынға қою керек!
Ответить
Асель
-4 Асель 24.10.2016 в 19:37
Все новые идеи воспринимаются тяжело. Проще написать я против и ничего не делать. У нас достаточно хорошая политика в сторону развития госязыка. Казахский язык он на первом месте. А трехъязычие это хорошее начинание.
Ответить
Рината
+6 Рината 25.10.2016 в 15:18
Я- родитель, и не носитель языка, училась в русскоязычной школе, языком не владею, ребенок ходит в первый класс, задания по казахскому языку даются на казахском языке, учебники - на казахском языке без перевода. Ни я , ни ребенок не понимаем элементарно, что задают, а тетя советует не делать с детьми домашние задания. Вопрос к знатокам. Как ребенку делать домашние задания самостоятельно? Я то разберусь, но тут же эксперт рекомендует...
Ответить
Рината
+4 Рината 25.10.2016 в 15:38
Надо в первую очередь вводить адекватное изучение гос.языка для не носителей, за гос.язык- я за, но когда сам не знаешь, тяжело детям помогать
Ответить
Бауыржан
+8 Бауыржан 25.10.2016 в 09:22
Она сама знает казахский?
Ответить
Айеке
+7 Айеке 25.10.2016 в 09:29
Fuck such specialists!
Ответить
Мақсуд
+11 Мақсуд 25.10.2016 в 09:37
Орысша білім алғандар мен орысша ортада өскен осындайлар қазақтың қамын ешқашан ойламайды. Оларға орыс тілі қазақстаннан шығып кетсе үлкен катастрофа сияқты. Сондықтан патриоттық сезімге немқұрайлы көңіл бөледі.Бар ойлағаны қазақшамен еш жаққа бармаймыз, орысша немесе ағылшынша білсе қатты дамып кетеді деп ойласа керек.
Ответить
Бауыржан
-2 Бауыржан 25.10.2016 в 09:39
Я за двуязычие, а именно: Казахский и Английский. Через английский язык тоже есть выход к культуре, литературе, классике. 3 языка это слишком, не у всех есть способности к полиязычию. Русский язык уже и сжил себя, он как абуза для нас.
Ответить
Рината
+6 Рината 25.10.2016 в 15:20
Для кого для вас? Я например не носитель казахского языка
Ответить
Рината
+3 Рината 25.10.2016 в 15:43
Надо в первую очередь вводить адекватное изучение гос.языка для не носителей, за гос.язык- я за, но когда сам не знаешь, тяжело детям помогать
Ответить
Рината
+1 Рината 25.10.2016 в 15:53
Цитирую Рината:
"Для кого для вас? Я например не носитель казахского языка
" Неправильно выразилась. Не все же владеют гос.языком... Сначала надо ввести адекватное изучение казахского языка для не носителей, я за гос. язык, его доступное изучение в массах, но школьная программа тут не помощник
Ответить
Рината
0 Рината 25.10.2016 в 15:58
Цитирую Рината:
Для кого для вас? Я например не носитель казахского языка

Неправильно выразилась. Не все же владеют государственным языком. Сначала надо ввести адекватное изучение казахского языка для не носителей. Я за гос. язык, за его доступное изучение.
Ответить
Рината
0 Рината 25.10.2016 в 16:04
Цитирую Рината:
Для кого для вас? Я например не носитель казахского языка

Неправильно выразилась. Кому-то покажется грубым. Извините
Не все же владеют гос.языком. Надо сначала вводить адекватное изучение казахского языка для не носителей. Я за гос. язык, и его доступное и понятное для всех изучение
Ответить
Рината
0 Рината 25.10.2016 в 16:04
Цитирую Рината:
Для кого для вас? Я например не носитель казахского языка

Неправильно выразилась. Извините
Не все же владеют гос.языком. Надо сначала вводить адекватное изучение казахского языка для не носителей. Я за гос. язык, и его доступное и понятное для всех изучение
Ответить
Рината
0 Рината 25.10.2016 в 16:10
Цитирую Рината:
Для кого для вас? Я например не носитель казахского языка

Неправильно выразилась. Не все же знают государственный язык. Надо сначала ввести адекватное изучение казахского языка для не носителей. Я за знание гос. языка. Но школьная программа этому не способствует
Ответить
Timur
-3 Timur 29.10.2016 в 00:29
Вы где живете Рината? В Казахстане или в России? Если вы хотите жить в России,так переезжайте туда,что вам казахи плохого сделали,что вы даже не хотите выучить местный язык этой древней многовековой гостеприимной казахской земли? Иностранцы приезжающие сюда на пару лет,за месяц выучивают наш богатейший казахский язык,а вы тут за 30-60 лет все никак не можете найти время или наверно не хотите выучить казахский язык. Может хватит лицемерить?
Ответить
Starhe
+8 Starhe 01.11.2016 в 16:20
А если даже и не хочет учить казахский язык - это уже преступление ?!?
Не всем быть полиглотами умеющим вести трёп на 2 - 5 языках ... много людей просто технически грамотных и более приспособленных для именно технических и математических дисциплин , а не трепологии .
Ответить
Ivan
+3 Ivan 15.11.2016 в 07:50
Цитирую Timur:
Вы где живете Рината? В Казахстане или в России? Если вы хотите жить в России,так переезжайте туда,что вам казахи плохого сделали,что вы даже не хотите выучить местный язык этой древней многовековой гостеприимной казахской земли? Иностранцы приезжающие сюда на пару лет,за месяц выучивают наш богатейший казахский язык,а вы тут за 30-60 лет все никак не можете найти время или наверно не хотите выучить казахский язык. Может хватит лицемерить?

А что плохого сделали Вам русские?!!!
Ответить
дана
-1 дана 23.11.2016 в 13:38
А вы историю Казахстана почитайте.
Ответить
Марина
0 Марина 06.12.2016 в 12:09
ВОПРОС: что вам казахи плохого сделали,что вы даже не хотите выучить местный язык этой древней многовековой гостеприимной казахской земли?
ОТВЕТ: создали бездарные с методологической точки зрения (но гениальные с точки зрения идиотов и невежд) учебники по казахскому языку, по которым невозможно учится - даже казахам.
Ответить
Рината
+1 Рината 25.10.2016 в 15:39
Надо в первую очередь вводить адекватное изучение гос.языка для не носителей, за гос.язык- я за, но когда сам не знаешь, тяжело детям помогать
Ответить
Ivan
+2 Ivan 29.11.2016 в 19:58
А что плохого сделали Вам русские?!!!
Цитирую дана:
А вы историю Казахстана почитайте.


Вы хотите мне напомнить о построенных ЗАВОДАХ,ФАБРИКАХ,ШАХТАХ,о системе ЗДРАВООХРАНЕНИЯ и Т.Д., и Т.П.?
Ответить
Starhe
+4 Starhe 01.11.2016 в 16:14
... Даже так ?!?
Я прожил более 50 лет не зная казахского языка , был за границей не зная английского , зная всего 1 язык - РУССКИЙ ... и как то не сильно напрягался , везде и всегда . Но вот в свете оказахивания всея казахстана всё больше и больше понимаю - что то не так в королевстве "датском" .
Ответить
Маканай
0 Маканай 26.11.2016 в 20:31
Орыс тыли саган обуза болса, неге орысша жазасын? Казакша жазабермейсынба? Казакша билмесен, онда агылшынша жаз. Оысандай акымактардын алжыганын окысан, озын жынды болыпкетесын ))))
Ответить
Марина
+1 Марина 06.12.2016 в 11:50
Бауыржан, судя по всему, у вас способности только к моноязычию - вы и русский-то не знаете...))) Какая "абуза" для вас будет английский язык - не сомневаюсь, сочувствую заранее.
Ответить
Айеке
+9 Айеке 25.10.2016 в 09:42
просто она так говорит, потому что не знает свой родной языка. комплекс неполноцееный
Ответить
Гость
-13 Гость 25.10.2016 в 10:09
Трехязычие это не мода, не прихоть, а необходимость, так же как и 12-летнее образование.
Ответить
Қазақ
+6 Қазақ 25.10.2016 в 10:49
Осы кісі қазақша сөйле алады ма екен? Мен қарсымын. Екі кеменің басын ұстаған суға кетеді. Адамдарға таңдау еркін беру керек. Үйренгісі келсе отыз тіл үйренсін. Бұл нарық. Ауылдан шықпайтын балаға ағылшын, орыс тілдерінің керегі не?
Ответить
kazakh
+3 kazakh 28.11.2016 в 20:51
Ты не прав, у нас в школах и так три языка учат. И в русских школах, и в казахских, но все выходят только со знанием одного языка.
Для народа Казахстана, всех, выгодно сделать упор только на два языка.
И это казахский язык и русский язык.

Если введут трехязычие, наши дети просто не выдержат этой бешеной нагрузки.
Спасите наших детей!
Ответить
турист марденов
+5 турист марденов 25.10.2016 в 11:53
Триязычие путь в никуда.Главное Кахский и Русский.А специалистов нужно готовить в спецшколах,далее если что продолжить образование за рубежом.
Ответить
Рината
+1 Рината 25.10.2016 в 15:24
Надо не на языки давить, а развивать и всячески поддерживать молодые умы, чтоб молодежь не уезжала, и была конкурентной у нас, с нашим казахским, русским языками. У нас наука есть только в стенах Назарбаев Университета, а те, кто не смог, но есть потенциал и желание, потеряв веру в государство, уезжают туда, где их примут и разовьют их таланты
Ответить
Рахым
-1 Рахым 25.10.2016 в 12:47
Тіл білген адам қай жерде болмасын өзінің нанын тауып жейді деп железно айта аламын.
Ответить
Наргиз
+2 Наргиз 25.10.2016 в 13:04
Вообще я считаю, что это интересное новшество. Я всеми руками за! Было бы замечательно, если бы наши дети знали больше языков.
Ответить
Айша
-1 Айша 25.10.2016 в 13:18
Очень сложный вопрос. Мы говорим, что в аулах даже на русском плохо говорят. Но, уже пора бы поднимать уровень образования в селах, чем эти дети хуже городских. Система трехъязычия уже есть в интеллектуальных школах. И с этими детьми ничего плохого не случилось! Наоборот, эти дети представляют и прославляют нашу страну на олимпиадах. Учение – это сила! Как я поняла из статьи, это программа будет внедряться поэтапно. Еще ничего не произошло, а столько негатива.
Ответить
Рината
+6 Рината 25.10.2016 в 15:25
село останется за бортом, это предсказуемо
Ответить
Тимур
+11 Тимур 25.10.2016 в 13:53
У нас в советское время был такой эксперимент, учили часть предметов на английском. Результаты плачевные - ни языка, ни предметов толком не знали. Поэтому, думаю, отказались. Хорошо бы нашим новаторам изучить этот опыт. Было это в конце 60-х, если интересно. В языковых школах. И это всего лишь английский в русской школе, то есть двуязычие.
Ответить
алия
-8 алия 25.10.2016 в 14:36
согласна полностью! чтобы идти в ногу со временем, знать несколько языков- необходимость! и МОН принимает достаточно правильные решения
Ответить
Назерке
+6 Назерке 25.10.2016 в 15:02
Это безтолковый интервью.В человеке которая даёт этот интервье нет не капля любовь своего народа,нет совести. Если мы идем таким путём наш язык,наш народ,наш казахский дух исчезнет. Мальенкий ребек сначало надо освоет свой язык! Зачем голову марочет детей!
Ответить
Рината
+4 Рината 25.10.2016 в 15:45
Надо в первую очередь вводить адекватное изучение гос.языка для не носителей, за гос.язык- я за, но когда сам не знаешь, тяжело детям помогать
Ответить
Рината
+2 Рината 25.10.2016 в 16:11
Неправильно выразилась. Извините. Не все же знают государственный язык. Надо сначала ввести адекватное изучение казахского языка для не носителей. Я за знание гос. языка. Но школьная программа этому не способствует
Ответить
Рината
+1 Рината 25.10.2016 в 16:18
Неправильно выразилась. Извините. Не все же знают государственный язык. Я за знание казахского языка, но надо же сначала ввести адекватное изучение для не носителей. А школьная программа этому не способствует
Ответить
Бек
+1 Бек 25.10.2016 в 18:38
В Конституции Республики Казахстан русский язык не имеет стутуса языка межнационального общения. "Эксперт не знает об этом?!
Ответить
Аскар
+10 Аскар 25.10.2016 в 19:12
Теперь пусть то же самое на казахском и английском повторит )
Ответить
Y.N.
+10 Y.N. 25.10.2016 в 19:24
Идея неплохая, только возможностей для ее реализации в превалирующем большинстве средних школ жок.
3ка ведущих ВУЗов, где преподавание ведется на английском, до сих пор приглашает специалистов из-за рубежа.Причем и оклады этих преподавателей и оплата за обучение очень высокая.
А тут учителя школ за полгода выучат английский? А кто их учить будет?
Причем выучить не на уровне обывателя, а на уровне, позволяющем вести проф дисциплины? (терминологию? тонкости грамматики и согласования??)
Будут деньги на новые учебники для всей страны?( их придется закупать из-за рубежа?).
Ответить
Y.N.
0 Y.N. 25.10.2016 в 19:27
Идея неплохая, только возможностей для ее реализации в превалирующем большинстве средних школ жок.
3ка ведущих ВУЗов, где преподавание ведется на английском, до сих пор приглашает часть специалистов из-за рубежа.Причем и оклады этих преподавателей и оплата за обучение очень высокая.
А тут учителя школ за полгода выучат английский? А кто их учить будет?
Причем выучить не на уровне обывателя, а на уровне, позволяющем вести проф дисциплины? (терминологию? тонкости грамматики и согласования??)
Будут деньги на новые учебники для всей страны?( их придется закупать из-за рубежа).
Ответить
Y.N.
0 Y.N. 25.10.2016 в 19:38
человек преподавал или учил дома?
Ответить
Қазақ
+4 Қазақ 25.10.2016 в 22:32
эмигрантов готовят. потому что когда такие на власти, скоро тут нечего будет жрать. тогда уйдем в какую то страну бомжеват. тогда и пригодится этот трахязычье
Ответить
Учитель
+11 Учитель 25.10.2016 в 22:38
Ух , как понравилась ! Красавица, пять детей , разбирается в языках, в том, что дети и учителя готовы все это выучить. А фраза " у учителя есть определенный запас времени " так вообще! Влюбилась ! В школу красавицу и классное руководство , и нагрузку, и курсы, и отсутствие няни- помощницы
Ответить
роза
+2 роза 26.10.2016 в 10:06
Тілін білмейтіндер емес, білгісі келмейтіндер-мәңгүрт...
Ответить
Вячеслав
+8 Вячеслав 26.10.2016 в 12:09
Дело хорошее: триезычее. Но я бы хотел заметить, каким макаром предлагает МОН выучить на уровне преподавания 3 языка? А терминология, лексика и много чего прочего, тогда как многие "педы" и на родных то языках все эти тонкости выговорить не могут...? А аудитория ( ученички) то готова к этому - вряд ли.Последнее время я наблюдаю прокукарекали . а воз и поныне там, а экономика - что то я не вижу головокружительных взлетов.В школе элементарные программы ни к черту : каждый новый министр образования нарулит и ушел...Тут с пятидневной неделей разобраться не могут, дерьмовое ЕНТ не знают куда деть, а тут советчики из за бугра и да работают то не в Казахстанских компаниях, и оторвались от наших реалий давно.... Думать хорошо нужно, пробовать, а не смешивать бешпармак с пловом в один котел!
Ответить
Арыстан
-2 Арыстан 26.10.2016 в 12:46
Какие же, вы все злые. Выступила красивая женщина, интеллектуал, многодедтная мама. Очень корректно расписала о том, как будет внедряться данная программа. Рассказала о роли каждого языка, не обидев не казахский, не русский и не английский языки. Неужели так плохо, если человек в будущем видит, что наши дети будут говорить на трех языках? Аль Фараби знал более 70 языков мира. Он всегда читал, изучал и просвещался. Нужно думать и мыслить масштабно.
Ответить
Starhe
+3 Starhe 01.11.2016 в 16:30
... вот как раз в этом то проблема ... В.И.Ленин тоже знал ( если не ошибаюсь) 15 языков ... , НО как раз это и есть огромный камень преткновения - нет второго Аль Фараби , В.И. Ленина , И.В. Сталина ...
То есть каждая личность сама по себе уникальна , да и не всем просто дано Богом , то что может отдельный индивидуум .
Ответить
kazakh
+3 kazakh 28.11.2016 в 20:58
Че за чушь, ты хоть понимаешь, что дети, это не Аль-Фараби? Дети толком в наших школах элементарной математики не знают, элементарной географии не знают.
О каком трехязычии ты говоришь?
Ответить
Арыстан
-4 Арыстан 26.10.2016 в 12:47
продолжение...
Со знанием языков у наших детей будут открыты любые двери. А если вы беспокоитесь о том, что эти же дети будут покидать страну, тогда вы воспитывайте их так, чтобы они любили свою родину и землю, где родились. Безусловно, страна должна заботиться о гражданах, должна выстроить правильную национальную идею. Но согласитесь, ребенок берет пример со своих родителей. Дома должны быть правильные разговоры. Если на чистоту, когда вы последний раз хвалили свою страну? Мы граждане одной республики, и не должны нападать и тем более оскорблять друг друга! Наша сила должна быть в единстве! Критиковать, нападать любой сможет! А вот внедрять новые идеи не каждый! Эксперту желаю сил и не расстраивайтесь, АЛГА! Всем мира и добра!
Ответить
Азамат
+1 Азамат 27.10.2016 в 22:44
Какая она красивая...
Ответить
Азамат
0 Азамат 27.10.2016 в 22:45
Какая она красивая
Ответить
накас
0 накас 30.10.2016 в 19:38
я учился в русской школе в советское время. Все мои братья и сестры учили иностранный язык-немецкий. Когда я выбрал в пятом классе английский, все были в шоке. Поддержал меня отец, сказав, что это мой выбор. Я учился и в школе и в институте на одни пятерки, никто из домашних мне не помогал. Тем более -родители. Если ребенок хочет учится, то он будет учится. Если он лентяй, то ему никто не вколотит знания. Терпение и труд, все перетрут. А автор права на сто процентов. Из семнадцати миллионов казахстанцев не все будут трехъязычными, да это и не нужно. Если будет необходимость и в шестьдесят можно выучить любой язык, было бы желание.
Ответить
Хасан
+1 Хасан 02.11.2016 в 19:06
Казахский язык нужно поднять до уровня "настоящего государственного"языка.
Ответить
Хасан
+1 Хасан 02.11.2016 в 19:10
Казахский язык надо поднять до уровня "настоящего государственного"языка.Потом можно вводить трехязычие.
Ответить
Teacher
0 Teacher 05.11.2016 в 12:08
У нас очень способные, талантливые, готовые обучаться преподаватели. Они, как губка, впитывают в себя знания, делятся этими знаниями и очень быстро меняют свою образовательную парадигму.
It’s really good idea! I’m ready to collaborate with you as a coach. Is it available? If so, I need your contacts. Where can I get them?
Thanks.
Ответить
Толик
+6 Толик 07.11.2016 в 12:05
Подобные соросовские эксперты разрушители образования!
Ответить
Толик
0 Толик 07.11.2016 в 12:07
Сколько раз, модератор?
Ответить
Дулат
+1 Дулат 16.11.2016 в 11:25
Қазақстанда қазақ тілін білу міндетті, Тіл жоғалса ұлт жоғалады ҰЛТ жоғалса ЕЛ Мемлекет жоғалады ,
Ответить
kazak
-1 kazak 20.11.2016 в 02:37
Kazaxam nuzhno vostanovit - IDINTICHNOST! Slja etogo my dolzhny dazhe ot dvuxjazychija otkazatsja i ime odnojazychnuiu sredu - KAZAXSKUIU. Spustja vremja, cherez let 10-20 postepenno nado vnedrjat dvuxjazychie i ostavit na etom. Vse razvitye atrany imeiut tolko odnojazychie: USA, Kitai, Japonija, Evropa, Indija, Rossija.
Ответить
дана
-1 дана 23.11.2016 в 13:45
Так мы же придаток поэтому и надо 3 языка знать.
Ответить
kazakh
-1 kazakh 28.11.2016 в 21:01
Ты бы хоть чуть-чуть в Википедию заглядывал.
Индия - полиязычна, Европейские страны даже не трех, а четырехязычны. В любом случае, трехязычие - это зло.
Ответить
лл
0 лл 02.12.2016 в 09:31
за 25 лет казахский язык не оседлали... ковбои (((
Ответить
Бакен
0 Бакен 05.12.2016 в 22:33
Хорошо знать все три языка, все посты понимаешь. Но жаль, что некоторые мои сородичи казахи такие дремучие и не понимают, что русский открывает нам богатый мир России, а английский весь мир практически
Ответить
Бакен
+2 Бакен 05.12.2016 в 22:38
И еще было бы здорово, если бы наши умники не переводили иностранные технические слова в трехэтажные казахские выражения, а включали их как они есть в наш словарный запас, язык бы наш обагащался, как примеру русский.
Ответить

Редакция

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. При цитировании информации гиперссылка на ИА «NewTimes.kz» обязательна. Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2012-2017, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. 
Реклама на сайте

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

Яндекс.Метрика