+7 (7172) 79 78 20

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
08.10.2015 в 23:51

Возрождая «Шелковый путь»

Международный форум "Евразийская экономическая перспектива" с участием парламентариев из Армении, Беларуси, Казахстана, Китая, Кыргызстана, России по инициативе Мажилиса Парламента РК и Государственной Думы Федерального Собрания России состоялся в Астане.

Столица Казахстана стала не случайно местом проведения очередного форума. Именно в Астане в 2013 году, выступая в Назарбаев Университете, Председатель КНР Си Цзиньпин объявил о начале реализации проекта "Экономический пояс Шелковый путь". Казахстан один из первых поддержал эту идею. Сегодня в стране реализуются конкретные проекты, среди которых строительство казахстанского участка автомобильной магистрали Западная Европа – Западный Китай протяженностью около 3 тыс. км. Ведется работа по созданию международного финансового центра в Астане.

Как отметил, приветствуя участников форума, председатель Мажилиса Кабибулла Джакупов, инициированная Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым новая экономическая программа "Нұрлы жол" состыковывается с планами по развитию проекта "Экономический пояс Шелкового пути". Большое значение в дальнейшем продвижении совместных проектов имеет и План нации "100 конкретных шагов" по реализации пяти институциональных реформ, предложенных Главой государства.

Международный форум "Евразийская экономическая перспектива" проводится на регулярной основе с 2013 года. Инициаторами его проведения выступили парламенты стран СНГ. За время своего существования форум зарекомендовал себя как эффективная диалоговая площадка, на которой собираются не только депутаты, но и известные политики, ученые, эксперты, аналитики, а также представители бизнес-сообществ из разных стран.

Главная тема обсуждения – вопросы эффективного экономического взаимодействия на пространстве Евразии. И важным фактором в данном направлении выступает сближение законодательных основ экономической деятельности. В ходе предыдущих форумов в числе прочих обсуждены вопросы развития правовой системы Евразийского экономического союза, влияния глобальной экономической ситуации на ЕАЭС, перспективы сотрудничества ЕАЭС со странами Юго-Восточной Азии, возможности развития эффективного бизнеса без границ, вопросы создания зоны свободной торговли, а также сохранения общего гуманитарного евразийского пространства.

Как известно, идею о создании Евразийского экономического союза предложил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев еще в 1994 году. Экономическое объединение, в которое вошли Казахстан, Россия и Беларусь, начало функционировать с начала 2015 года, позднее к нему присоединились Армения и Кыргызстан. Как видим, идея Президента Казахстана, за 20 лет предвидевшего необходимость и логичность создания данной интеграционной структуры, подтвердила свою состоятельность. Как отмечали участники форума, глобальные инициативы казахстанского Лидера всегда актуальны и востребованы.

С трибуны прошедшей недавно 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Нурсултан Назарбаев также выступил с идеями глобального диалога между народами и странами, интеграции глобальных экономических интересов, новой стратегии и трендов развития будущего на основе международного права.

– Наш Глава государства предложил актуальные и интересные для многих стран интеграционные проекты, которые поднимут на новый уровень международное сотрудничество. Он предостерег об опасности эрозии международного права и ослабления роли глобальных институтов. "...И любое нарушение его статей, в частности, обеспечения суверенитета и территориальной целостности государств ведет человечество к повторению трагических ошибок прошлого", сказал наш Лидер. Он призвал страны мира совместно противостоять кризисным явлениям. Фактически он свое фундаментальное кредо о приоритетности экономики над политикой предложил распространить на мировое экономическое сотрудничество и сделать его глобальной всеобъемлющей основой международных отношений, – сказал К. Джакупов.

Именно такие принципы Глава нашего государства предлагал заложить в основу Евразийского экономического союза, идею которого он озвучил еще в 1994 году в Московском государственном университете.

– По прошествии более 20 лет, Президент Казахстана последовательно реализует эти принципы в работе ЕАЭС. Анализируя другие масштабные его предложения и по другим мировым проблемам, многие эксперты с сожалением отмечают, что только спустя десятилетия все убеждаются в правоте нашего Лидера. И сегодня на данном форуме, обсуждая вопросы перспективы евразийской экономической интеграции, мы должны главным образом исходить из принципов и целей союза, которые закладывали в них выдающиеся политики современности, – отметил спикер Мажилиса.

Спикер подчеркнул, что в условиях турбулентности мировой экономики, негативных кризисных явлений, Евразийский экономический союз, начавший свою работу 9 месяцев назад, уже сегодня доказал свою состоятельность и перспективность. В текущем году к союзу присоединились новые члены – это Армения и Кыргызстан. За 9 месяцев деятельности союза Евразийской экономической комиссией проделана большая работа, направленная на создание единого экономического пространства со свободным движением товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Принят ряд важных документов, направленных на реализацию концептуальных аспектов Договора о создании Евразийского экономического союза. И очень важно продолжать работу по снятию нетарифных барьеров, включающую стандартизацию, принятие общих экологических норм и других вопросов технического регулирования на пространстве Евразийского экономического союза.

Как отметил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на Форуме межрегионального сотрудничества России и Казахстана, прошедшем в сентябре текущего года в Сочи, "необходимо теснее работать в рамках Евразийского экономического союза, успешно пройти кризис и уже сейчас начинать готовиться к новому рывку".

– Сегодня есть все основания утверждать, что Евразийский экономический союз последовательно превращается в масштабный проект, имеющий все шансы стать органичной частью новой мировой экономической архитектуры. И сегодня на данном форуме, обсуждая вопросы перспективы евразийской экономической интеграции, мы должны главным образом исходить из принципов и целей союза, которые закладывал в них выдающийся политик современности Нурсултан Назарбаев, – сказал К. Джакупов.

Выступивший на форуме Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин подчеркнул особую роль Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, обосновавшего идею евразийской интеграции еще в 1994 году. Говоря о важности рассматриваемых на форуме вопросов, российский парламентарий зачитал приветствие Президента России Владимира Путина, обратившегося к участникам мероприятия. В частности, отмечены важность развития международных связей ЕАЭС, прежде всего на Азиатско-Тихоокеанском направлении, а также весомый вклад парламентариев в продвижение евразийской интеграции.

По мнению председателя Госдумы, взаимодействие по линии ЕАЭС – Китай речь идет не только о транспортно-логистической составляющей сотрудничества. Немалый потенциал есть и в энергетике, и в телекоммуникациях, в сфере добычи и переработки полезных ископаемых, а также в производственной, агропромышленной сфере.

– Парламентариям же предстоит оказать законодательную поддержку согласованных шагов. И не только в экономической области, но и в обеспечении безопасности, противодействии угрозам международного терроризма, трансграничной преступности, – отметил С. Нарышкин.

Он подчеркнул важность того, что партнеры по ЕАЭС по-прежнему и неукоснительно придерживаются принципов транспарентности, взаимного уважения и равноправия.

– И, ориентируясь на создание общего экономического пространства, открытого для присоединения всех заинтересованных сторон, мы настроены на профильное взаимодействие на различных многосторонних площадках. Прежде всего в рамках Шанхайской организации сотрудничества. И это логично – ведь практически все наши государства-члены, наблюдатели и партнеры по диалогу ШОС в той или иной степени вовлечены в связанные с Евразийским экономическим союзом и Экономическим поясом Шелкового пути процессы, – сказал спикер Госдумы.

О роли парламентов в целом в продвижении тесных плодотворных отношений между странами говорил и Председатель Комитета по охране окружающей среды и ресурсов ВСНП КНР Лу Хао. При этом китайский парламентарий выразил уверенность, что Международный форум в Астане придаст новый импульс дальнейшему сотрудничеству между странами ЕАЭС и Китаем.

Поддержку идее сопряжения ЕАЭС и проекта "Экономический пояс Шелкового пути" выразил и председатель Маджлиси Намояндагон Маджлиси Оли Таджикистана Шукурджон Зухуров.

О том, что глобальный финансовый кризис стал существенным катализатором для процессов интеграции и регионализации в мире, в своем выступлении отметил председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктор Христенко.

– В нынешнем мире в одиночку нельзя ни выжить, ни быть услышанным. Все стараются найти такую площадку, такую группу, которая поможет реализовать свои проекты. Развитие тенденции к регионализации – это попытка найти ответ на вызовы, вариант, позволяющий нащупать новые форматы взаимодействия и, в конечном счете, выйти на обновленную архитектуру мироустройства, – подчеркнул В. Христенко.

Председатель ЕЭК отметил, что на евразийском пространстве создается рынок с населением около 180 млн человек, живущих по единым транспарентным правилам, и необходимо активнее заниматься устранением изъятий и ограничений, барьеров и препятствий для эффективного функционирования единого рынка. Это даст дополнительный стимул для развития экономик стран союза.

На площадке форума речь шла и о подготовке кадров для ЕАЭС, участии в этом процессе ведущих университетов. О работе в данном направлении участникам форума рассказал ректор МГУ им. М. Ломоносова Виктор Садовничий.

Руководители Восточно-Казахстанской области Казахстана и Челябинской области России Даниал Ахметов и Борис Дубровский поделились своим опытом организации работы в условиях ЕАЭС.

Участники форума сошлись во мнении, что у всех государств – членов Евразийского экономического союза и Китая есть четкое понимание того, что наше стратегическое сотрудничество является взаимовыгодным и перспективным. И Евразийский экономический союз, и проект "Экономического пояса Шелкового пути" прежде всего направлены на процветание наших стран.

Весьма символично, что Лидер нации Нурсултан Назарбаев объявил программу «Нурлы жол» в период, когда мировое сообщество столкнулось с новым вызовом в связи с экономическим кризисом. Данная программа призвана помочь Казахстану выйти из этой ситуации с минимальными потерями.

Одна из глобальных современных инициатив является возрождение Великого Шелкового пути, за счет чего предполагается наладить тесные экономические связи между странами региона. Одно из направлений проекта пролегает из Китая через Казахстан, Россию к Балтийскому морю. Другое направление также проходит через Казахстан, но выводит уже к Средиземному морю, являющимся одним из узловых центров мировой торговли. Географическое преимущество Казахстана в проекте нового Шелкового пути огромно; при этом стоит помнить, что воплощение проекта зависит не только от Казахстана. Его можно реализовать только в сотрудничестве с соседними странами.

И ключевым партнером в проекте выступает, конечно же, Китай. Мировое сообщество признает, что за годы обретения независимости Казахстан смог выстроить прочную политическую основу для устойчивого развития, сохранить социальную стабильность. При этом Казахстан уверенно захватил лидерство по экономическому развитию в регионе. Его экономическое влияние на близлежащие страны увеличивается из года в год. Для сравнения: в 2014 году валовой внутренний продукт (ВВП) Казахстана был равен 14 тысяч долларов США на душу населения, а в КНР – вдвое меньше. Это что касается экономической основы. Плюс все страны Центральной Азии, входившие в состав Советского Союза, стремятся сохранить мир и стабильность в регионе, что является базовым аспектом при реализации крупных экономических проектов.

Как известно, лидер Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал сделать возглавляемое им государство крупнейшим транзитным хабом Центральноазиатского региона. На пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при президенте глава республики лидер представил проект «Новый шелковый путь». Назарбаев уверен, что Казахстан должен стать своеобразным мостом между Европой и Азией, возродив тем самым свою историческую роль. Проект предусматривает увеличить к 2020 году объем транзитного грузопотока по территории республики в два раза. В долгосрочной перспективе этот поток планируется довести, как минимум, до 50 миллионов тонн (в 2010 году транзит грузов по территории Казахстана составил 15 миллионов тонн, в 2011 году - 16,5 миллионов тонн).

Делясь своими планами, Нурсултан Назарбаев сказал: «Мое видение - это создание на ключевых транспортных коридорах Казахстана единого комплекса хабов международного уровня, торгово-логистического, финансово-делового, инновационно-технологического и туристического. По словам Главы государства, в проекте «Новый шелковый путь» будет реализован «принцип нескольких «С»: скорость, сервис, стоимость, сохранность и стабильность.

Транспортно-логистический хаб - главный элемент «Нового шелкового пути» - будет развиваться на базе, создаваемой в настоящее время компанией при национальном перевозчике «Казахстан Темир Жолы». В частности, на западе Казахстана будет расширен морской порт Актау и построен логистический центр в Актобе (эти объекты станут «западными воротами» республики и выходом на прикаспийский регион, в Россию и далее в Европу). В 2015 году будет построен коридор Западная Европа - Западный Китай, будет продолжена работа по расширению пропускной способности железнодорожной сети страны.

Казахстан, так сложилось исторически, находился на стыке культур между Востоком и Западом, поэтому наша страна всегда служила мостом между цивилизациями. В XXI веке, потребность в коммуникациях между Востоком и Западом только возрастает, и обеспечение устойчивых транспортных потоков, по которым двигались товары, люди, идеи в древности, играет особую роль.

Одним из главных драйверов устойчивого роста экономики является развитая инфраструктура. В этой области Казахстан достиг большого прогресса и намерен добиться большего за счет реализации программы «Нурлы Жол – путь в будущее». В рамках программы Казахстан намерен перевести развитие своей транспортно-логистической инфраструктуры на иной, более высокий уровень. Будут реализованы ряд крупных проектов, включая проект «Западная Европа – Западный Китай». Поэтому Казахстан придает особое значение иностранных инвестиций в эти проекты.

В настоящее время Казахстан выделяет дополнительные инвестиции для развития транспортной инфраструктуры Астаны в связи с проведением в 2017 году Астана международной выставки ЭКСПО. Выставка мирового масштаба позволит расширить бизнес возможности, находясь в самом центре транспортных, торговых и финансовых потоков Евразии.

Немаловажно, что Казахстан осознает необходимость в развитии качественной инфраструктуры, для чего нужны усилия, как правительств, так и бизнеса. Наше государство готово всесторонне помогать бизнесу, ожидая от него стремления развиваться и брать на себя риски и ответственность – это является залогом успеха в развитии.

С первых лет своей независимости Казахстан инвестирует значительные средства в развитие человеческого капитала, инфраструктуры и технологий. Республика последовательно выступает за региональную интеграцию. В этой связи Казахстан рассматривает Евразийский Экономический Союз, прежде всего как объединение по экономическому принципу. Вместе с тем тесные культурные и экономические связи с соседями позволяют быть уверенными в долгосрочных и взаимовыгодных отношениях со всеми странами, входящих в ЕвразЭС.

Вместе с тем Казахстан стремится к тесной кооперации на Евразийском континенте и Возрождению Великого Шелкового пути – этого исторически сложившегося еще в древности экономического моста между Востоком и Западом, который выполнял не только торговую или транспортную функцию, но и более широкую интеграцию, обмен знаниями, культурный обмен, технологический обмен и информационное взаимодействие. Вкупе эти меры помогут Казахстану достичь амбициозных целей через создание уникальной бизнес-среды.

В рамках VIII Астанинского экономического форума (АЭФ) в ходе панельной сессии «Возрождение Великого шелкового пути: новые экономические перспективы» были выработаны следующие рекомендации:

Первое. Обеспечение синергии национальных инициатив Китая и Казахстана, в частности проектов ЭПШП и «Нурлы – жол»;

Второе. Формирование правовых и институциональных рамок сотрудничества стран, задействованных в проектах по возрождению Шелкового пути;

Третье. Создание площадки для обсуждения национальных проектов развития региона и инициировать Азиатский деловой саммит, в рамках которого будут обсуждаться региональные бизнес инициативы и инвестиционные перспективы региона;

Четвертое. Совершенствование транспортной сети, которая предоставит доступ к новым рынкам;

Пятое. Производство товаров с добавленной стоимостью;

Шестое. Повышение региональной транспортной связи и взаимодействия с крупномасштабными инфраструктурными проектами;

Седьмое. Повышение эффективности и прозрачности деятельностиАзиатского банка инфраструктурных инвестиций, который станет потенциально-переломным моментом для Нового Шелкового пути;

Восьмое. Необходимость реализации совместных проектов между Китаем и Казахстаном в области модернизации и развития транспортной инфраструктуры, энергетики, промышленности и пр. в рамках существующих рамочных соглашений между Китаем и Казахстаном (Sino-Kazakhstan);

Девятое. Расширение сотрудничества и возможностей для синергии национальных программ развития мягкой и твердой инфраструктуры в Центральной Азии с существующими программами сотрудничества таких как ЦАРЭС, в т.ч. через программу обучения «Развитие экономического коридора ЦАРЭС».

Возрождение древнейшего торгово-экономического коридора - Великого Шелкового пути – это многовекторная, комплексная стратегия возобновления трансконтинентальных взаимоотношений между странами евроазиатского континента. Проект по возрождению Великого Шелкового пути не ограничен формированием исключительно инфраструктуры. Это концепция межгосударственных взаимоотношений. Спектр возможных направлений проекта также не ограничен, как и не ограничен круг стран, который может охватить проект. Более 50 стран могут стать потенциальными участниками проекта, который может объединить более половины мирового населения.

Инициатива по возрождению Великого Шелкового пути, охватывая стратегические, экономические, культурные, инфраструктурные аспекты сотрудничества, может стать крупнейшим Евразийским проектом. Наиболее активными участниками инициативы на сегодняшний день являются КНР и Казахстан, уже реализующие конкретные проекты и транспортные маршруты. Значительную заинтересованность в проекте проявляют и государства Центральной и Южной Азии, Ближнего Востока, а также Европейские страны.

Занимая важные позиции в трансевразийской системе коммуникаций, Казахстан принимает активное участие в работе по возрождению Шелкового пути. В республике реализуется проект «Новый Шелковый путь», направленный на создание единого комплекса хабов международного уровня на территории республики. В поддержку проекта, а также для обеспечения преемственности политики государства разработана программа инфраструктурного развития «Нурлы - жол». В рамках программы планируется дальнейшее развитие крупнейшего инфраструктурного проекта «Западная Европа – Западный Китай», а также других ряд проектов по развитию транспортно-логистической системы страны.

Общий объем средств, выделенных на реализацию программы «Нурлы - жол», составляет 27 млрд долларов. В том числе на реализацию программы предполагается ежегодное выделение средств из Национального фонда порядка 3 млрд долларов. Кроме того, «Нурлы - жол» предусматривает инструменты привлечения ведущих мировых финансовых организаций как ЕБРР, ВБ, АБР и пр. для участия в реализации программы.

Как известно, в сентябре 2013 года Китай объявил о начале проекта по созданию «экономического пояса Шелкового пути». Для реализации масштабного проекта создан специальный фонд с объемом в 40 млрд долларов США. Помимо фонда Шелкового пути, финансирование проекта по созданию единого экономического пояса осуществляется через Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.

Новый шелковый путь как новый трансконтинентальный мост, объединяющий весь континент, представляющий непросто инфраструктурную сверхзадачу. Это – глобальная система экономического взаимодействия и коммуникаций, которая выводит на новый уровень диалога между странами и субрегионами континента.

По оценкам экспертов, проект может оказать определяющее влияние на экономические перспективы государств региона, создав интересные возможности для создания новых производств, развития малого и среднего бизнеса, формирования новых региональных кластеров и рынков.

Концепция «Нового Шелкового пути» заняла прочные позиции в повестке дня многих стран, международных организаций и экспертного сообщества. К примеру, для ЮНЕСКО первостепенной задачей является возрождение культурного и исторического наследия Шелкового пути. Для ряда стран, в том числе для Казахстана, Китая, России, государств Центральной Азии и Кавказа, Европейского Союза возрождение Шелкового пути направлено на инфраструктурное развитие транспортно-логистических возможностей, повышения транзитного потенциала трансевразийского региона. Проект по возрождению исторического перекрестка цивилизаций, культур и народов на территории Шелкового пути – это масштабное и комплексное явление, затрагивающее все аспекты взаимодействия.

В период «экономической турбулентности» Казахстан, как и другие страны, начал поиск ответов на новые мировые вызовы. Программа «Нұрлы жол – путь в будущее», направленная на вхождение Казахстана в число 3-ти ведущих стран мира, а также всеобъемлющая государственная программа индустриально-инновационного развития и послужили ответом на эти вызовы.

«Реализация программы «Нұрлы жол» позволит достигнуть ряда значимых результатов. До 2019 года на треть сократится время в пути между крупными городами, обеспечивая выход в соседние страны. Будет сформирована единая энергосистема, полностью обеспечивающая потребности в электроэнергии. В то же время программа создаст полмиллиона новых рабочих мест», - сказал на заседании недавнего Астанинского экономического форума. В конечном результате реализации индустриально-инновационной программы и «Нұрлы жол», уверен Лидер нации, в Казахстане будут построены новая экономика и новый инфраструктурный каркас страны.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 797820
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика