×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 184

+7 (7172) 79 78 20

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
06.11.2015 в 23:41

План нации «100 конкретных шагов» - глобальная реформа

Эта реформа, полностью модернизирующая систему общественных отношений в Казахстане. Она напрямую связана с реализацией новой экономической политики «Нұрлы жол - путь в будущее» и индустриально-инновационной программой. Каждый шаг Плана нации «100 шагов», предложенного Главой государства, выверен и продуман. И каждый «шаг» все мы должны совершить вместе со всей страной – в своей профессии и общественной жизни.

Объем промышленного совокупного производства стран ЕАЭС составляет 300 млрд долларов, причем объем импорта промышленной продукции наших стран оценивается в 247 млрд долларов. И сегодня актуален вопрос: что из этого объема страны могут освоить вместе, создав интеграционный продукт?

Хотелось, чтобы наши усилия были направлены на интересные инвестиционные проекты, которые бы имели международную конкурентоспособность и способствовали успеху интеграции. Так обозначил председатель правления ЕАБР Дмитрий Панкин ключевую задачу банка в ходе Х Международной конференции Евразийского банка развития. Как мы уже сообщали, форум прошел в Москве и был посвящен вопросам евразийской экономической интеграции.

Форум ЕАБР стал традиционным, ежегодным событием, на котором не только констатируются перемены, происходящие в экономиках постсоветского и мирового пространства, но и идет поиск ответов на текущие вызовы. Повестка дня конференций ЕАБР всегда вплотную приближена, если не сказать "списана", с повестки дня реальной экономики. Что и делает дискуссии ценными для практики и практиков – экономистов, руководителей бизнеса, глав министерств и ведомств экономического блока стран – партнеров по ЕАЭС. Нынче спикеры форума заостряли внимание на необходимости углубленной и продуманной интеграции, на взвешенных решениях и шагах, на соблюдении паритета нацио­нальных интересов при реализации интеграционных проектов.

– В текущих экономических условиях вопрос интеграционных процессов приобретает особую остроту, – считает Дмитрий Панкин. – Мы видим, что образуется тихоокеанское партнерство, терпит взлеты и падения европейская интеграция, на активные позиции выходит Китай. В подобных экономических и геополитических условиях отдельной стране сложно находиться вне какого-либо интеграционного альянса. Поэтому вопрос развития и процветания наших стран будет решаться в зависимости от того, как мы сможем адаптироваться к процессам, происходящим вокруг нас.

Этот посыл нашел отражение и в дискуссиях форума. Эксперты всесторонне рассматривали перспективы роста экономик государств ЕАЭС; роль и место союза в глобальном мире; вопросы координации валютно-финансовых политик; инфраструктурное развитие. На межстрановом парт­нерстве акцентировал внимание заместитель министра по инвестициям и развитию РК Альберт Рау, открывая секцию «Возможности промышленной кооперации в преодолении сырьевой направленности экспорта ЕАЭС». Причем разгоревшаяся дискуссия смогла вобрать в себя практически все аспекты многогранного парт­нерства государств союза. Как точно заметил модератор секции А. Рау, можно говорить о многом в экономическом сотрудничестве наших стран, но в конечном итоге все переходит в сферу материального производства, и все должно воплотиться в конкретном продукте. Он напомнил, что в развитие союзного договора Совет глав правительств утвердил основные направления промышленного сотрудничества. Собственно говоря, развитие промышленного производства и есть ключевая повестка реальной экономики стран – участниц ЕАЭС.

– Мы должны говорить об экспорте нашей продукции на третьи рынки, но прежде всего надо проанализировать и сказать, что мы можем вместе освоить, – отметил Альберт Рау. – За период становления ЕАЭС сложилась практика партнерства, сегодня главное – выработать механизмы реализации интеграционных задач. Пока немного таких механизмов, которые могут ускорить промышленное сотрудничество. Правительство Казахстана обозначило свою позицию: понятно, что мы можем производить, но нужно понимать, что мы можем производить все вместе. Мы считаем также, что ЕАБР в нынешней ситуации – это институт № 1­ для целей промышленной интеграции. Это подтвердил и глава правления банка Дмитрий Панкин, который заявил, что ЕАБР – это институт, который должен развивать интеграционные проекты, способные дать синергетический эффект.

На форуме отмечался и прогресс в построении самого ЕАЭС. Мы движемся от выработки, принятия евразийских правил к глубокому интеграционному объединению, обозначил нынешнюю позицию союза Сергей Сидорский, член Коллегии (министр) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии.

– У нас были другие видения развития союза и другие реалии, когда мы планировали развитие ЕАЭС. Сейчас все ждут активного движения, показателей, но надо понимать, что пока еще не преодолен мировой экономический кризис, – говорит он, оценивая темпы интеграции. – Но даже в этих условиях главы государств ставят задачи по выводу экономик на более высокие уровни инновационного развития. Эти амбициозные задачи отвечают ожиданиям населения. Поэтому для нас важны согласованные подходы и действия в ключевых секторах экономики союза. И до 2025 года необходимо наработать соглашения, которые бы стали крепкой основой нашего экономического союза.

Эксперты не ретушировали проблемы. В частности, господин Сидорский акцентировался на проблеме низкой добавленной стоимости продукции в производственных цепочках.

– Мы мало производим высокотехнологичной продукции, – напомнил он. – Основные статьи экспорта – продукция с низким уровнем переработки. Поэтому перед нами стоят задачи перехода от экономики спроса, базирующегося на высоких ценах на нефть, к экономике предложения. При этом инвестиции в новые технологии, новые производства генерируют продукцию, способную потеснить импорт и получить новые ниши на мировом рынке. Поэтому актуален вопрос глубокой диверсификации действующих производств, способных заменить импорт и увеличить долю продукции, в том числе ориентированной на экспорт.

На конференции возникла дискуссия и о торговых войнах, которые эксперты предлагают все-таки называть процессом координации. Говорилось и об интеграции в сфере услуг. В частности, член Коллегии (министр) по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов напомнил, что по 43 секторам услуг рынок работает с начала 2015 года. А по более сложным и зарегулированным секторам будут строиться планы либерализации, на основании которых они будут переводиться в состояние единого рынка. Так, принято решение дополнительно по 20 секторам, которые добавят еще 10% в торговлю услугами в формате единого рынка. Иными словами, отмечали эксперты, вопросы, проблемы есть. Но они решаемы, и самое главное – у участников ЕАЭС есть стремление их решать.

Под занавес форума я попросила Дмитрия Панкина ответить на вопрос о том, сможет ли союз выработать эффективный механизм притирки нацио­нальных интересов к интеграционным процессам?

– Универсальных рецептов нет. Есть только искусство договариваться и идти на взаимные компромиссы, – ответил Дмитрий Владимирович. – Нужно также делать выводы из опыта ЕС: не увлекаться искусственным расширением. Надо сто раз подумать, когда будет рассматриваться очередная заявка о вступлении. И критерий здесь прост: важно, чтобы экономики были сопоставимы и нам бы удалось достичь синхронизации финансовой, денежно-кредитной и других экономических политик.

– Казахстан в числе лидеров по привлечению финансирования от банка ЕАБР в свои проекты. Не планируется ли менять лимиты?

– На Казахстан приходится до 40% нашего портфеля. И хорошо, что у банка нет жестких целевых лимитов. Нам важно, чтобы был хороший проект, носил интеграционный характер и реализовывался в интересах наших стран. Потому что сейчас для нас ключевой фокус – интеграция.

«План нации» - это реализация задач, раскрывающих колоссальный потенциал развития Казахстана. Нестандартный документ содержит 100 детальных и практических решений во всех сферах жизни. Это новое видение процессов развития в Казахстане.

Социальная сфера и здравоохранение

В нынешнем году в системе здравоохранения и социально-трудовой сфере Казахстана происходят кардинальные изменения. Именно эти два блока, которые касаются жизни каждого казахстанца, претерпевают модернизацию не только на законодательном уровне, но и на практике. Разрабатываются новые законы, вносятся изменения в действующие, и вообще меняется подход к оказанию социальных и медицинских услуг.

В настоящее время Министерство здравоохранения и соцразвития разрабатывает Национальный лекарственный формуляр. У каждой страны должна быть своя национальная политика лекарственного обеспечения, которая предусматривает решение вопросов качества, безопасности и доступности лекарств, предоставляемых населению, ведь это гарантия биологической безопасности государства. Казахстанский национальный лекарственный формуляр разрабатывается с привлечением экспертов Всемирного банка. За основу КНФ взят Британский национальный лекарственный формуляр, который считается в мире «золотым стандартом» и служит модельным формуляром Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Разработку КНФ мы планируем завершить в ноябре текущего года. Действующий республиканский лекарственный формуляр включает узкий перечень лекарств, закупаемых государством для оказания гарантированной бесплатной медицинской помощи. Новый КНФ будет включать в себя весь перечень лекарственных средств, зарегистрированных в Казахстане, информацию об их доказанной клинической эффективности, о возможных побочных эффектах, а также предельную цену.

Таким образом, лекарственный формуляр станет большим справочником как для врачей, так и для граждан страны. Кроме того, он даст возможность каждой медицинской организации сформировать свой формуляр, правильно планировать бюджет в зависимости от профиля и цены на препарат. Кроме того, Министерством готовится проект новой Государственной программы развития здравоохранения на 2016–2020 годы. Главой государства поставлена задача по вхождению Казахстана в число 30 наиболее конкурентоспособных стран мира, что означает и высокий уровень качества здравоохранения. Достижение этой цели требует от системы в короткие сроки сгруппировать свои усилия на построении новой, долгосрочной модели охраны здоровья, основанной на лучшем собственном и международном опыте, которая будет обеспечивать доступность и качество медицинских услуг, сохраняя финансовую устойчивость при любых колебаниях мировой и отечественной экономики.

Программа предусматривает решение трех взаимосвязанных системных задач. Первая – формирование и развитие совершенно новой системы управления здоровьем. Согласно данным ВОЗ, в мире 78% всего населения – это здоровые граждане, 15% – с заболеваниями, которые можно предупредить и контролировать в период активной жизни, 7% – с заболеваниями, требующими больших затрат. А значит, профилактике должны подлежать не только лица, имеющие риск заболеваемости, – необходима забота о здоровье и здоровых людей. И потому основным приоритетным направлением станет развитие первичной медико-санитарной помощи (ПМСП). Сегодня на ПМСП направляется около 24% от средств, выделенных в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Однако, как свидетельствует международный опыт, необходимый охват населения и эффективное оказание услуг ПМСП достигается, когда объем финансирования ПМСП составляет не менее 40% от общих расходов на здравоохранение. И Казахстан ставит перед собой именно эту задачу.

Переход ПМСП к семейному принципу обслуживания предполагается провести поэтапно, он предусматривает медицинское наблюдение с учетом особенностей организма в каждом возрастном периоде и с акцентом на профилактику и патронаж. Одновременно будет пересмотрен порядок оказания санитарной помощи. Она будет заключаться не только в выявлении того или иного заболевания, но и в определении рисков, информировании населения, своевременной ликвидации первопричин и возможных последствий. Вторая задача – совершенствование системы управления заболеваниями, или повышение качества медицинских услуг путем интеграции деятельности служб здравоохранения. Отметим, что Всемирным банком все мероприятия, предусмотренные программой «Саламатты Қазақстан» на 2011–2015 годы, оценены как успешные. Но при этом эксперты структуры отмечают неэффективную работу медицинских организаций из-за отсутствия должной преемственности при оказании медпомощи на различных уровнях. К примеру, в случае если на последних сроках у женщины прерывается беременность, то обычно начинают обвинять последнюю инстанцию (стационар). Однако вопрос должен изначально рассматриваться в консультации в поликлинике по вопросам правильного планирования семьи, оценки и подготовки репродуктивного здоровья будущих родителей, раннего учета при наступлении беременности, качественного и своевременного патронажа в период беременности с выполнением всех рекомендаций медиков. То есть это должна быть совокупная ответственность всех задействованных служб.

В настоящее время совместно с ВОЗ реализуется пилотный проект по внедрению системы управления тремя заболеваниями (артериальная гипертензия, сахарный диабет, хроническая сердечная недостаточность) в Павлодарской и Северо-Казахстанской областях. С 2016 года этот проект получит развитие еще в пяти регионах (Астана, Алматы, Костанай, Западно-Казахстанская и Карагандинская области).

Для снижения смертности и увеличения средней продолжительности жизни казахстанцев в кратко-, среднесрочной перспективе в рамках госпрограммы по опыту зарубежных стран планируется внедрение программной модели организации здравоохранения, охватывающей и интегрирующей все уровни оказания медицинской помощи. С учетом предварительных итогов данного проекта, уровня заболеваемости населения и структуры причин общей смертности планируется распространять эту модель на следующие заболевания: острый инфаркт миокарда, острый инсульт головного мозга, новообразования, травмы, патологии беременных и перинатального периода. По каждому направлению будет оказываться весь цикл услуг: профилактика, лечебные мероприятия, включая реабилитацию, диспансерное наблюдение, медицинские и социальные услуги. При этом все уровни оказания медицинской помощи будут интегрированы между собой. Услуги здравоохранения, требующие сложных технологических установок и специалистов с высокой квалификацией, будут централизованы на межрайонном, региональном, межобластном и республиканском уровнях. Вместе с тем услуги здравоохранения, для которых не нужны сложные технологические установки, планируется оказывать в организациях здравоохранения ближе к месту жительства пациента. Услуги по уходу и социальной опеке будут интегрированы в соответствии с потребностями пациентов.

Рациональное использование ресурсов здравоохранения – это третья задача. В первую очередь это касается финансовых средств. В целях реализации поручения Главы государства в Казахстане будет внедрено обязательное социальное медицинское страхование, где ответственность за здоровье планируется распределять между государством, работодателем (за работников) и работником (за себя). Эта система будет направлена на увеличение средств финансирования здравоохранения. К примеру, доля расходов на здравоохранение в процентах от ВВП составляет в Турции 6,7, Южной Корее – 7,2, Норвегии – 9,1, США – 17,9, а в среднем по странам ОЭСР – 8. В Казахстане же – всего 3,8. Современная медицина с развитием новых технологий становится ресурсоемкой. И увеличение будет направлено, прежде всего, на повышение качества медицинских услуг. А с другой стороны, это – лимит, который требует повышения эффективности управления всей системой здравоохранения. В связи с этим в проект программы включены конкретные меры по рациональному использованию лекарственных средств, медицинской техники, совершенствованию кадрового обеспечения медорганизаций и управления ими.

Эффективное управление ресурсами будет достигнуто путем внедрения прогрессивных форм корпоративного управления медицинскими организациями, обеспечивающих баланс интересов сторон. В развитии инфраструктуры системы планируется шире использовать механизмы ГЧП для привлечения инвестиций в отрасль. В вопросах обеспечения медтехникой намечается переход на лизинговый механизм закупа непосредственно у производителей, с опцией обратного выкупа и сервисного обслуживания.

Все предложения, включенные в проект госпрограммы, широко обсуждаются. На сайте министерства идет активная дискуссия с участием медицинских организаций, врачей и общественности страны. Министерство открыто для конструктивной критики и интересных предложений.

Занятость населения

Сегодня одна из самых острых проблем экономики – занятость. По всему миру предприятия объявляют о сокращении рабочих мест или и вовсе о закрытии. Казахстан, будучи частью мировой экономики, не сумел избежать негативного влияния кризиса. Вместе с тем в 2015 году в рамках утвержденных региональных комплексных планов содействия занятости населения планируется охватить более 322 тысяч человек. Трудоустройство граждан осуществляется посредством «Дорожной карты занятости» и проектов, реализуемых в рамках программы «Нұрлы жол», Государственной программы индустриально-инновационного развития и других государственных и отраслевых программ. На сегодня, по данным регионов, трудоустроены более 234 тысяч человек, в том числе на постоянные рабочие места – 121 тысяча.

Кроме того, в рамках «Дорожной карты занятости» отраслевое министерство продолжает оказывать государственную поддержку безработным и самозанятым, изъявившим желание пройти профобучение, молодежную практику, открыть собственное дело, трудоустроиться на субсидируемые рабочие места. Также оказываем содействие в переселении граждан из трудоизбыточных регионов в области, имеющие потребность в трудовых ресурсах. Хорошим примером переселения в рамках «Дорожной карты занятости» можно назвать город Риддер Восточно-Казахстанской области. Туда из трудоизбыточных регионов уже переселены 30 семей, для которых построены два многоквартирных жилых дома, предоставлена работа. В настоящее время Северо-Казахстанская область имеет возможность принять 154 семьи с трудоустройством в бюджетной сфере и сельскохозяйственной отрасли, с решением вопросов обеспечения детей местами в школах и дошкольных организациях.

Однако в текущей ситуации рынок труда подвержен рискам возможного высвобождения работников. В связи с этим будут приниматься меры по недопущению массового сокращения работающих, с одной стороны, расширяя применение режимов неполного рабочего дня и неполной рабочей недели, с другой – применяя адресные меры социальной защиты. Будет разработана Карта высвобождения работников, и в зависимости от отраслей и категорий высвобождаемых начнут применяться соответствующие инструменты поддержки. В целях сохранения рабочих мест для квалифицированных работников промышленных предприятий предлагается введение механизма временного субсидирования государством 2/3 потерянного дохода при сокращении рабочего времени.

Кроме этого, предлагается предусмотреть возможность предоставления грантов в рамках программы «Дорожная карта занятости-2020» работодателям, которые готовы организовать переподготовку или повышение квалификации своих работников без отрыва или с отрывом от производства, но с условием сохранения рабочих мест. При этом 80% расходов будет идти за счет вышеуказанной программы и 20% – от самих работодателей. Также для молодежи в возрасте от 18 до 24 лет, занятой на промышленных предприятиях, за счет средств программы предлагается организация профессионального обучения с условием сохранения работодателем их рабочих мест.

В целом в случаях массового высвобождения работников будут приняты меры первоочередного трудоустройства на рабочие места в рамках государственных и отраслевых программ, на которых, по данным регионов, за период 2015–2016 годов планируется создание 88 тысяч рабочих мест. При этом будет организован еженедельный мониторинг исполнения комплексных планов содействия занятости регионов. В настоящее время министерством готовятся соответствующие изменения и дополнения в программу «Дорожная карта занятости-2020».

Новый трудовой кодекс

Проект Трудового кодекса разрабатывается в рамках реализации Плана нации «100 конкретных шагов» по реализации пяти институциональных реформ, обозначенных Президентом Республики Казахстан. Новый Трудовой кодекс – это еще один важный шаг на пути формирования эффективной рыночной экономики и легализации рынка труда в Казахстане. Для развития предпринимательства, эффективного рынка труда и привлечения иностранных инвестиций предлагается расширить механизмы гибкого регулирования трудовых отношений. Концептуальная модель нового Трудового кодекса предлагает четко определить границы государственного вмешательства в сферу трудовых отношений между работодателем и работниками. Государство будет устанавливать минимальные трудовые стандарты и жестко обеспечивать контроль их исполнения со стороны работодателей.

В свою очередь отношения между работодателем и работниками будут в большей степени строиться на принципах саморегулирования с усилением потенциала коллективных переговоров и заключаемых соглашений в таких сферах, как наем, кадровое перемещение и увольнение работников, рабочее время, условия и оплата труда. В рамках действующих ограничений работодатель не может использовать гибкие формы занятости в условиях уже сложившихся трудовых отношений. Любые инициативы с его стороны по пересмотру условий трудового договора строго ограничены случаями изменений в организации производства и (или) сокращением объема работ.

Предлагается в этой связи установление механизмов, способствующих повышению устойчивости предприятий в период экономической нестабильности (перевод работников к другому работодателю, временный перевод на другую работу по производственной необходимости). Указанные меры, полагают в отраслевом министерстве, придадут дополнительный импульс стимулированию занятости, созданию новых рабочих мест и легализации трудовых отношений. Вместе с тем повышена ответственность работодателя по исполнению коллективных договоров, соблюдению требований, гарантий, включая вопросы безопасности и охраны труда. В рамках указанной модели работник не останется слабой стороной в трудовых отношениях с работодателем, поскольку проектом кодекса достаточно четко обозначены гарантии, а также инструменты защиты его прав и интересов. Расширены роль профсоюзов в обеспечении прав и интересов работников, их возможности в решении важных социально-трудовых вопросов в переговорных процессах с работодателями, в том числе с учетом возможностей, предусмотренных в недавно принятом новом Законе «О профессиональных союзах». Тем самым, повышается заинтересованность сторон в заключение коллективных договоров и соглашений, что будет способствовать развитию практики юнионизации. В целом в проекте кодекса предполагается сохранить оптимальное равновесие между социальной защитой, справедливостью, с одной стороны, и экономической эффективностью – с другой.

Стоит отметить, что к разработке нового Трудового кодекса были привлечены эксперты, представляющие интересы бизнес-сообщества, Национальной палаты предпринимателей, республиканских и отраслевых профсоюзов, ученые в области трудового права, представители Международной организации труда, Всемирного банка. Проведено более 20 заседаний рабочей группы, разработанный проект проходит согласование в государственных органах и уже в сентябре будет направлен на рассмотрение в Парламент.

Социальные инициативы

Глава государства на совещании по дальнейшим мерам экономической политики поручил, с учетом нынешних условий, перенести на 2016 год отложенную ранее до 2017 года реализацию социальных инициатив, включая внедрение новой модели оплаты труда гражданских служащих, повышение зарплаты административных госслужащих, пособий инвалидам и стипендий. Государством будут исполнены все ранее принятые на себя социальные обязательства, а ряд из них, включая повышение пособий по инвалидности и по потере кормильца, на 25% планируется реализовать уже с начала следующего года. Данное повышение затронет около 670 тыс получателей пособий.

Помимо этого, в 2016 году в связи с изменением размера месячного расчетного показателя будут проиндексированы все виды пособий, выплачиваемых из республиканского бюджета, в том числе пособия семьям, имеющим детей, специальное государственное пособие.

Не менее важная задача для нас – не допустить роста безработицы. Правительством разработан План оперативных мер, включающий пять направлений и нацеленный на поддержку как экономики в целом, так и ее отраслей. Действия Правительства и Нацбанка будут сосредоточены на поддержке реального сектора экономики и стимулировании частных инвестиций, занятости и создании рабочих мест, поддержании финансовой стабильности. В Казахстане создана эффективно действующая система социальной защиты казахстанцев, есть комплекс мер поддержки малообеспеченных граждан. Действующая несколько лет «Дорожная карта занятости-2020» также доказала свою эффективность: благодаря механизмам этой программы, несмотря на сложные для экономики годы, Казахстану удалось не только сдержать рост, а, наоборот, снизить безработицу в стране. Работа эта будет продолжаться, и ни один казахстанец, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, не останется без внимания и поддержки со стороны государства.

Агропром

Значительное место в Плане нации «100 конкретных шагов» отводится аграрной науке и аграрному производству, что уже приносит свои плоды. В последние годы в аграрном секторе страны наблюдаются положительные тенденции в формировании продовольственной независимости, повышении конкурентоспособности, технологической реструктуризации отрасли. Валовой сбор зерновых культур позволяет обеспечить наши внутренние потребности и иметь экспортный потенциал на уровне 7–8 млн тонн. Наметился устойчивый рост поголовья скота и птицы, соответственно – мясной и молочной продукции. Возрастает потенциал перерабатывающей промышленности. В итоге улучшилась структура питания казахстанцев. Так, потребление мяса в расчете на душу населения в 2014 году по сравнению с 2000-м увеличилось в 1,6 раза, фруктов – в 2,8 раза, растительного масла – в 1,7 раза. Важно, что сокращается продовольственная импортозависимость.

Эти результаты стали итогом активного труда сельских производителей, последовательной государственной поддержки, постоянно совершенствующихся механизмов субсидирования, кредитования, компенсации части затрат по страхованию урожая, приобретения средств химизации, поддержки племенного животноводства и элитного семеноводства, а также лизинга техники. Важную роль в отношении госвласти к проблемам агропромышленного комплекса выполняет программа «Агробизнес-2020».

Между тем темпы роста производства в отрасли, по мнению экспертов, необходимо ускорить, поскольку они отстают от общего уровня роста экономики страны. Хотя ресурсный потенциал способен при научно-обоснованной организации сельхозпроизводства вывести отечественный агросектор на передовые позиции. Как известно, Казахстан – одна из самых землеобеспеченных стран, так как на одного жителя приходится 12,3 га сельхозугодий. А это значит, что мы имеем высокие возможности обеспечения продовольственной независимости. Тем не менее, 40% крестьянских хозяйств имеют в землепользовании всего до 10 га. Такое обстоятельство требует оптимизации размеров мелких землепользований для повышения конкурентоспособности их аграрного производства.

Если говорить о сельхозтехнике, то ее ежегодное обновление составляет лишь 2–3%. Дело в том, что в аграрной сфере слабо развит малый и средний бизнес. Низкие доходы, высокие ставки по кредитам, значительный уровень рисков не позволяют фермерам располагать достаточным стартовым капиталом для развития, для приобретения современной техники и технологий. Большинству мелких хозяйств недоступны и меры господдержки в виде субсидирования и льготного кредитования. Для обеспечения продовольственной независимости также надо продолжать совершенствование земельных отношений. В первую очередь следует ввести в рыночный оборот неиспользуемые земли сельхозназначения, передав их в государственный фонд. С целью эффективного использования земель следует проводить регулярный мониторинг, поскольку за последние 20 лет сокращение посевных площадей составило примерно 12 млн га, а площадь используемых в сельхозпроизводстве земель сократилась почти наполовину.

Необходимость привлечения стратегических инвесторов для развития производства мясной и молочной продукции, развития их сырьевой базы и экспорта переработанной продукции также отмечается в Плане нации «100 конкретных шагов». Одной из мер решения поставленной задачи является развитие сельскохозяйственной кооперации по примеру развитых стран. Ученые КазНИИ экономики АПК и развития сельских территорий совместно с Минсельхозом разработали новый законопроект о сельскохозяйственной кооперации. Он должен способствовать укрупнению сельхозформирований за счет объединения малых форм хозяйствования, организации стабильного сбыта, хранения, переработки продукции и обеспечения основными средствами производства. А это требует существенно усилить исследования по проблемам агрорынка и рыночным отношениям.

В связи с интеграцией аграрного рынка Казахстана в продовольственные рынки ЕАЭС и ВТО необходимы научно обоснованные действия органов управления и хозяйствующих субъектов, направленные на их адаптацию к условиям членства в ВТО. А также на снижение недобросовестной конкуренции на рынках за счет разработки продовольственных балансов и внедрения других организационно-экономических механизмов. Следует также предусмотреть подготовку в аграрных вузах достаточного числа специалистов, знающих специфику работы в ВТО. Это позволило бы сократить привлечение для таких целей зарубежных консалтинговых фирм и отдельных экспертов.

В области реформирования аграрной науки и образования необходима их более активная взаимная интеграция. Опыт показывает, что экономика села страдает от разрыва трех важных звеньев: взаимодействия науки, образования и практики. С целью дальнейшей интеграции, повышения качества научно-образовательного процесса надо создать, как предложил Глава государства, аграрный научно-образовательный центр. Он поможет модернизировать управление научными и образовательными организациями.

Руководствуясь задачами, поставленными Президентом страны в Плане нации, ученые-аграрии считают необходимым разработать основные приоритеты государственной аграрной политики в новых интеграционных условиях. В том числе повысить эффективность господдержки, уделяя внимание условиям для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей; повышать почвенное плодородие и урожайность за счет диверсификации, введения плодосменных севооборотов, создания высокоурожайных сортов и гибридов сельхозкультур. А также внедрения альтернативного земледелия с учетом местного климата и ведения органического сельского хозяйства. Для этого понадобится создать Национальное хранилище генетических ресурсов растений РК, государственные семеноводческие хозяйства, ускорить развитие животноводства за счет внедрения инновационных методов оценки племенной ценности животных, ДНК-технологий, новых стандартов на продукцию животноводства и многое другое.

Законодательная база Плана

Казахстанский парламент одобрил блок новых законодательных актов, направленных на реализацию Плана нации «100 конкретных шагов». Законопроект об общественных советах предусматривает, что данные советы будут функционировать как консультативно-совещательные и наблюдательные органы, образуемые общественными институтами совместно с министерствами, центральными исполнительными органами, не входящими в состав Правительства, органами, непосредственно подчиненными и подотчетными Президенту Казахстана, за исключением специальных госорганов, а также с органами местного самоуправления в пределах соответствующей административно-территориальной единицы. Также депутатский корпус одобрил законопроект с сопутствующими поправками о противодействии коррупции. Он предусматривает подготовку и внесение на рассмотрение Главе государства ежегодного Национального доклада по противодействию коррупции. Вместе с тем одобрен в первом чтении и законопроект с сопутствующими поправками о государственной службе. Им, в частности, вводится новая система отбора граждан на административные государственные должности корпуса «Б». Кроме того, предусматривается ротация административных госслужащих. При ротации в другую местность госслужащие обеспечиваются служебным жильем без права приватизации. Кроме того, законопроектами внедряется оплата труда по результатам, что обеспечивает принцип равной оплаты за равный труд. Для этого закладывается правовая основа перехода на факторно-балльную шкалу, в которой главными индикаторами содержания размера станут сложность работы, уровень ответственности и вклад в достижения стратегических целей. Также результативные служащие получат бонусы, для формирования бонусного фонда руководители наделяются правом оптимизировать штатную численность и административные расходы государственного органа.

Вместе с тем усиливаются социальные гарантии для госслужащих: это доплата за выполнение обязанностей временно отсутствующего госслужащего, возможность участия во внутреннем конкурсе лиц, восстановленных на работе, а также возмещение вреда.

Законодательно закреплена и деятельность местной полицейской службы. Проектом поправок по вопросам деятельности местной полицейской службы предусматривается создание такой службы, подотчетной местным исполнительным органам, то есть акимы будут назначать руководителей местной полицейской службы по представлению МВД с согласия маслихата, а руководители местной полицейской службы должны будут отчитываться перед местным сообществом не реже двух раз в год перед акиматами и маслихатами и один раз в год перед населением. Это будет способствовать прозрачности. Таким образом, основным критерием оценки деятельности местной полицейской служба будет мнение населения. Местная полицейская служба будет находиться в единой системе внутренних дел.

Также депутаты поддержали поправки в законодательство по вопросам оказания государственных услуг, направленные на создание правовой базы для деятельности государственной корпорации «Правительство для граждан». Данная корпорация интегрирует все центры обслуживания населения в единую систему. Казахстанские граждане будут получать все государственные услуги в одном месте. На начальном этапе предлагается передать в корпорацию услуги в сфере земельных отношений, недвижимости, социальных и пенсионных выплат, таких как назначение базовой пенсионной выплаты, пособий на рождение ребенка и по уходу за ребенком, выдача технического паспорта объектов недвижимости, регистрация залога движимого имущества, не подлежащего обязательной государственной регистрации, изготовление и выдача актов на право частной собственности на земельный участок и другие. В перспективе госкорпорация «Правительство для граждан» за счет интеграции информационных систем станет единым окном не только для работы с госорганами, а также для коммунальных и частных предприятий, чтобы в одном месте можно было оплачивать все услуги.

Также приняты поправки в законодательство по вопросам индустриально-инновационной политики. Нововведения направлены на создание более благоприятного инвестиционного климата, развитие рынка энергосервисных услуг, индустрии туризма в РК, привлечение местных и зарубежных высокотехнологичных компаний в реализацию производственных проектов; формирование наукоемкой экономики. В частности, предлагается расширить права субъектов естественной монополии самостоятельно распоряжаться недоиспользованной частью затрат, заложенных в тарифной смете, возникшей в результате реализации плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

Одобрен ряд финансовых законопроектов. В их числе – законопроект с сопутствующими поправками о госаудите и финконтроле, а также законодательные поправки по вопросам реабилитации и банкротства. Законопроектом о госаудите и финконтроле предлагается введение ряда механизмов, минимизирующих проверки: создание единой базы данных, введение системы управления рисками, признание аудиторских отчетов, актов контроля, ограничение функций уполномоченного органа по внутреннему аудиту и финансовому контролю. Законодательные поправки по вопросам реабилитации и банкротства предусматривают возможность перехода предприятия при банкротстве от ликвидации к реабилитации или обычной деятельности с прекращением исполнения судебного решения о признании банкротом. Кроме того, предусматривается внедрение механизмов сохранения предприятия в банкротстве посредством заключения мирового соглашения, продажи предприятия новому собственнику и применения реабилитационной процедуры в ходе банкротства.

Одобрен и проект законодательных нововведений относительно культуры и историко-культурного наследия. Предлагается при Президенте РК создать Национальный совет по литературе и искусству, а при уполномоченном органе – отраслевые художественные советы для совершенствования госполитики в сфере культуры. Также законопроектом предлагается создать в Казахстане институт нематериального культурного наследия и отрегулировать деятельность цирков, поскольку сегодня в Казахстане вопросы организаций этой специфичной отрасли культуры в действующем законодательстве не урегулированы. Депутаты также одобрили проекты законодательных поправок по вопросам развития: дорожно-транспортной инфраструктуры, транспортной логистики и авиаперевозок; а также местного самоуправления. Одобрен и проект поправок в Закон «Об Ассамблее народа Казахстана». Изменениями и дополнениями усиливается институциональная роль АНК, создаются условия для укрепления общественного согласия и национального единства казахстанцев, поправки способствуют формированию всеказахстанской гражданской идентичности и конкурентоспособности нации на базе объединенной общенациональной патриотической идеи «Мәңгілік Ел».

Также депутаты одобрили законодательные поправки по вопросам деятельности правоохранительных органов и порядка прохождения правоохранительной службы. В частности, вводится система мотивации сотрудников к службе в правоохранительных органах посредством дифференцированной оплаты труда сотрудников в зависимости от достигнутых результатов. Во втором чтении мажилисмены одобрили поправки по вопросам совершенствования СЭЗ, а также относительно ценообразования в строительстве, осуществления архитектурно-строительного контроля и приемки объектов в эксплуатацию.

Кроме того, депутаты одобрили и ряд ратификационных законопроектов. Это – Межамериканская конвенция об отбывании уголовного наказания за рубежом. В этом же ряду – соглашения о единых принципах и правилах обращения в рамках ЕАЭС: лекарственных средств, а также медицинских изделий и техники. Также одобрена ратификация межправительственного казахстанско-российского Соглашения об условиях передачи и о порядке дальнейшего использования казахстанского Узла Балхаш в системе предупреждения о ракетном нападении.

От идеи до воплощения

Президентом страны Н.Назарбаевым определены 100 конкретных шагов реализации пяти институциональных реформ, которые являются ответом на глобальные вызовы времени и Планом Нации по вхождению в 30-ку развитых государств в новых исторических условиях. Глава государства обозначил необходимость проведения институциональных реформ: формирования профессионального госаппарата, обеспечения верховенства закона, индустриализации и экономического роста, идентичности и единства, формирования подотчетного государства. Внимание в стратегии уделено всем отраслям.

Казахстан известен всему миру не только, как генератор новых идей, источник важных инициатив, но и как страна реальных дел по их воплощению. План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы нашего государства Нурсултана Назарбаева закладывает коренные преобразования в обществе и государстве. Пять институциональных реформ – это пять масштабных системных задач по дальнейшей социальной модернизации нашего общества, эффективное решение которых жизненно важно для успешного развития Казахстана. План нации – 100 конкретных шагов – это своего рода алгоритм решения этих очень непростых задач, реализация которого придаст нашей стране такой запас прочности, который позволит ей уверенно пройти сложный период испытаний. Осуществление предложенных Лидером нации реформ предполагает конструктивное взаимодействие, тесное сотрудничество институтов государства, гражданского сектора и научно-экспертного сообщества. С этой целью и созданы Нацкомиссия по модернизации и международный консультативный совет.

Перед всеми нами стоит огромная задача по исполнению поручений Елбасы, Лидера нации Нурсултана Назарбаева по модернизации казахстанского общества и укреплению казахстанской государственности, обозначенных в Плане нации.

100 конкретных шагов придадут Казахстану такой запас прочности, который позволит уверенно пройти сложный период испытаний, не сбиться с пути реализации «Стратегии-2050» и укрепить казахстанскую государственность.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 797820
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика