×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 79 78 20

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
15.08.2014 в 23:20

Казахстан получит выход к персидскому заливу

В Астане с рабочим визитом впервые побывал министр иностранных дел Туркменистана Рашид Мередов, который встретился со своим коллегой Ерланом Идрисовым, а также был принят Главой государства Нурсултаном Назарбаевым, передает ИА «NewTimes.kz».

Напомним, что меморандум о строительстве железной дороги Узень (Казахстан) – Гызылгая–Берекет–Этрек (Туркменистан) – Горган (Иран) был подписан весной 2007 года в Тегеране на встрече глав трех прикаспийских государств: Ирана, Туркменистана и Казахстана. Весь маршрут имеет протяженность 934,5 км, из которых казахский участок составляет 146 км, туркменский – 722,5 км, иранский – 82 км. Предполагалось ввести в строй железную дорогу еще два года назад, но осенью 2012 года президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов принял решение аннулировать контракт с иранской компанией Pars Energy на строительство туркменского участка железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран.

«Конечно, нас огорчает тот факт, что компания Pars Energy из-за своих некоторых экономических проблем не может построить доверенный ей участок железной дороги», – посетовал тогда глава Туркменистана. Что случилось с компанией Pars Energy, президент не уточнил, но поговаривали, что иранская компания попала под санкции.

После чего Гурбангулы Бердымухамедов на заседании кабмина сказал, что Туркменистан отныне будет сам строить железную дорогу и заверил соседей, что «в условиях продолжающегося мирового кризиса транспортировка грузов по этой дороге будет выгодна из-за более дешевой стоимости перевозки и меньшего времени доставки грузов» и это будет оптимальный транспортный коридор между странами Европы и Персидского залива.

В марте 2013 года президент Бердымухамедов заявил на брифинге, что «мы завершили строительство 500-километрового участка железной дороги от станции Берекет в Туркменистане до границы с Казахстаном, являющегося частью трансконтинентального транспортного коридора Север– Юг протяженностью свыше 700  километров. Вдоль этой трассы имеются линии электропередачи, системы связи и другие необходимые коммуникации, полностью соответствующие международным стандартам».

А в мае 2013 года два президента – Бердымухамедов и Назарбаев – торжественно открыли Прикаспийскую железную дорогу. Как отмечал Нурсултан Назарбаев, «новая дорога представляет собой кратчайший путь доставки грузов, в том числе транзитных, а в будущем – для пассажирских перевозок… с выходом на Персидский залив». 

Однако железнодорожная магистраль даже с введением в строй казахстанско-туркменского участка оставалась неполноценной без пути, ведущего к Ирану.

Потому что только с введением в строй туркменско-иранского участка железнодорожная система получала выход через Иран к Персидскому заливу.

Кстати, также в мае 2013 года иранская сторона провела торжественную церемонию открытия своего участка железной дороги с участием экс-президента Ирана Махмуда Ахмадинежада.

С тех пор казахстанские и иранские партнеры ждут, когда туркменские железнодорожники завершат последний участок международной магистрали – 256 км дороги между городами Берекетом и Этреком и состыкуются с иранским участком дороги.

И вот в начале июля этого года туркменское правительство сообщило, что республика завершила строительство туркменского участка железной дороги Север–Юг, связывающего Казахстан и Иран.

Так что, скорее всего, в октябре президент Казахстана Нурсултан Назарбаев примет участие в торжественном мероприятии по полноценному открытию транснационального коридора. Во всяком случае глава МИД Туркменистана Рашид Мередов подтвердил, что «в рамках этого визита ожидается объявление о завершении крупнейшего в нашем регионе транспортно-логистического проекта, который принесет огромные дивиденды не только для нашей страны, но и для всего региона, может, даже всего мира». В свою очередь президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отметил, что «сейчас предстоит окончание важного проекта – строительства железной дороги от Казахстана через Туркменистан и Иран к Персидскому заливу. С его завершением наши торговые отношения поднимутся на совершенно новый уровень».

Кстати, казахстанская сторона уже готовится к введению в строй новой железной дороги. Например, казахстанская компания «Астык Терминал» начала работу по подготовке строительства многофункционального терминала на иранско-туркменской границе вблизи станции Инче-Бурун, в целях увеличения экспорта казахстанского зерна в Иран введен элеваторный комплекс на станции Бейнеу Мангистауской области, а недавно Нурсултан Назарбаев поставил задачу правительству рассмотреть вопрос о строительстве складов на побережье Персидского залива.

Таким образом, по предварительным прогнозам, первоначально по этой магистрали будет транспортироваться до 3–5 млн тонн грузов в год, а в перспективе объемы возрастут до 10–12 млн тонн. Несомненно, новый экспортный маршрут поможет решить старую казахстанскую проблему с экспортом зерновых, стать стимулом к развитию агропромышленного комплекса и улучшит экономические связи Казахстана с соседями – Туркменистаном и Ираном. Кстати, в следующем месяце ожидается первый визит в Казахстан президента Ирана Хасана Рухани, и, как отметил Нурсултан Назарбаев, «данный визит даст возможность поднять на новый уровень двусторонние связи», а «запланированная к запуску в этом году железная дорога Казахстан – Туркменистан – Иран является тому свидетельством».


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 797820
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика