×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
06.09.2014 в 00:10

Казахстан на перекрестке дорог Европы и Азии

Будущее Казахстана зависит от эффективной интеграции национальной транспортной инфраструктуры в глобальную Казахстан в системе евразийских транспортных коридоров, считает заведующий аналитическим отделом Совета безопасности Республики Казахстан Жаныбек Иманалиев.

В истории человечества экономическое развитие и развитие транспорта всегда были тесно связаны.

«Одной из основ могущества Древнего Рима были высококачественные дороги, некоторые из которых сохранились до сих пор. В 30-е годы прошлого века в США реализация долгосрочной программы строительства дорог стала важнейшим фактором выхода из Великой депрессии. Для Казахстана, входящего в десятку крупнейших по площади государств мира, стоит задача превращения географического пространства в коммуникационный ресурс», - говорится в статье Ж.Иманалиева, опубликованной в газете «Литер».

Неслучайно президент Нурсултан Назарбаев, поставив перед Казахстаном амбициозную цель войти в число тридцати самых развитых государств, особое внимание уделил развитию транспортной инфраструктуры.

В Послании народу Казахстана «Казахстанский путь–2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» президент заявил: «Транспортная инфраструктура – это кровеносная система нашей индустриальной экономики и общества. Я много раз говорил о том, что развитой страны без качественных современных магистралей не бывает. Кроме того, для Казахстана пути сообщения имеют важное значение в плане его расположения между Европой и Азией, Севером и Югом».

На правительственном уровне развитие транспортно-логистического комп­лекса осуществлялось в рамках принятой в 2006 году Транспортной стратегии Казахстана до 2015 года, затем в рамках Программы по форсированному индустриально-инновационному развитию была принята Программа по развитию транспортной инфраструктуры на 2010–2014 годы. В целях выполнения задач, поставленных президентом в Стратегии «Казахстан-2050», в прошлом году была принята Программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы до 2020 года.

Такой системный подход позволил нашей стране в короткие сроки решить задачу, которая в первые годы независимости выглядела трудноразрешимой. Казахстан, оставаясь формально государством, не имеющим выхода к морю, на практике выход к морю себе обеспечил. Сегодня через систему современных железнодорожных магистралей мы связаны с портами на Тихом, Индийском и Атлантическом океане. Кроме того, наша страна находится в центре международных транспортных коридоров «Восток-Запад» и «Север-Юг», связывающих Европу с Индией и Китаем.

Мировая практика международных перевозок свидетельствует, что конкурентоспособность транспортных маршрутов связана не только с решением технических проблем. Часто решающее значение имеет согласованная всеми заинтересованными сторонами политика по развитию международных транспортных коридоров.

Многовекторная внешняя политика Казахстана, обеспечившая высокий уровень политического и экономического партнерства со всеми сторонами, участвующими в создании международных транспортных коридоров, стала нематериальным, но крайне важным фактором развития трансконтинентального транзита.

Легендарному британскому пирату XVI века Уолтеру Рэли приписывают афоризм: «Тот, кто владеет морем, владеет мировой торговлей, а тот, кто владеет торговлей, владеет всеми богатствами земли и ею самой». Британская империя на протяжении веков своим растущим могуществом и богатством была обязана прежде всего контролю над морскими путями.

В XVIII веке на значение морской торговли в экономическом развитии государства указывал основоположник классической политэкономии Адам Смит. Сегодня ни одно государство, по крайней мере официально, не ставит своей задачей контроль над морями или над всей землей. Тем не менее 95 процентов мировой торговли осуществляется по морю.

Для независимого Казахстана вопрос обеспечения доступа к морским портам стал одним из основных. На восточном направлении использовались возможности российского Транссиба, при этом прорабатывалась возможность более короткого пути к рынкам Японии, Южной Кореи и Юго-Восточной Азии.

В 1995 году между РК и КНР было заключено соглашение об использовании Казахстаном китайского порта Ляньюньган для грузовых перевозок. Ляньюньган стал отправной точкой евразийского транспортного коридора, соединяющего Китай и Европу. Этот коридор проходит через города Великого Шелкового пути – Сиань, Ланьчжоу, Урумчи – и на переходе «Достык-Алашанькоу» стыкуется с казахстанской железной дорогой. Конечный пункт евразийского транспортного моста – голландский Роттердам. Это самый короткий путь из Китая в Европу, с минимальным количеством стран-участниц, а значит, и границ. Время в пути составляет около 10 дней (по морскому пути через Суэцкий канал – 45 суток).

Открытие в сентябре 2012 года движения по новой железнодорожной линии Жетыген – Коргас протяженностью 293 км и второго железнодорожного пограничного пункта пропуска на границе с Китаем позволило увеличить транзитные возможности коридора «Восток-Запад». А завершение строи­тельства железнодорожных линий Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь общей протяженностью более 1200 км позволило существенно сократить протяженность этого маршрута.

Выступая 22 августа этого года в Жезказгане на церемонии открытия железнодорожных веток Жезказган – Бейнеу и Аркалык – Шубарколь, президент отметил следствия завершения этого грандиозного проекта для Казахстана и для евразийской транспортной системы в целом: «Фактически мы создали свою часть транзитного коридора от Китая в Европу, сокращающего время доставки грузов более чем в три раза. Это означает совершенно новый потенциал, использовать который следует в полной мере».

Другим стратегически важным направлением, потенциал которого еще предстоит раскрыть, является международный транспортный коридор «Север-Юг». Меморандум о строительстве железной дороги Узень (Казахстан) – Гызылгая – Берекет – Этрек (Туркменистан) – Горган (Иран) был подписан весной 2007 года в Тегеране на встрече глав этих трех прикаспийских государств. По маршруту протяженностью 934,5 км, из которых туркменский отрезок составит 722,5 км, иранский участок – 82 км, казахстанский – 130 км, планируется перевозить до 10 млн тонн грузов в год.

В мае 2013 года состоялась смычка железных дорог на казахстано-туркменской границе. В октябре этого года ожидается стыковка туркменского и иранского участков дороги. Введение в строй железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран создаст дополнительные маршруты, связывающие нашу страну с Ираном, странами Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азией, позволит увеличить транзитный поток грузов и пассажиропоток, уменьшить расходы на перевозку, вызвать экономический рост в регионах, по которым она пройдет.

Сегодня объем транзита грузов по территории Казахстана превышает 17 млн тонн в год, ежегодные поступления от транзита составляют 1 млрд долларов.

Глава государства в Стратегии «Казахстан-2050» указал на важность создания за пределами  Казахстана производственных транспортно-логистических объектов в странах, имеющих прямой выход к морю.

В 2013 году в ходе визита главы КНР в РК была достигнута договоренность о предоставлении Казахстану территории в порту Ляньюньган для строительства собственного логистического терминала. В феврале нынешнего года было создано совместное предприятие – «Казахстанско-китайская международная логистическая компания г. Ляньюньган». А 19 мая этого года в ходе государственного визита президента РК в КНР прошла церемония запуска первого пускового комплекса казахстанского логистического терминала.

С вводом в строй терминала в порту Ляньюньган Казахстан получит возможность переработки и перевалки транзитных грузов, поступающих из стран Юго-Восточной Азии, Австралии и Канады и в обратном направлении. Порт Ляньюньган, расположенный в провинции Цзянсу (Восточный Китай), имеет выгодное географическое положение. Он связан железнодорожным сообщением с другими крупными китайскими портами – Циндао, Тяньцзинь, Далянь и Шанхай, а морскими маршрутами – с корейским портом Пусан и японским портом Осака.

Пока договоренности с Ираном о создании в его портах казахстанских грузовых терминалов нет, но Глава государства уже дал поручение правительству рассмотреть возможность строительства складов на берегу Персидского залива.

Сегодня, по оценкам экспертов, около 95 процентов грузов между Азией и Европой перевозятся по морю. Однако объемы торговли постоянно растут, и остающихся пяти процентов вполне достаточно для того, чтобы загрузить не только маршрут Ляньюньган – Роттердам, но и проходящий по территории России Транссиб и все другие маршруты коридора «Восток-Запад».

Почему в обозримом будущем морские перевозки сохранят свои позиции в международной торговле?

Во-первых, благодаря появлению все более крупных судов для морских перевозок. Сегодня на азиатско-европейских маршрутах используются контейнеровозы класса Е вместимостью более 13 тысяч ДФЭ (20-футовых эквивалентов), тогда как вместимость контейнерного железнодорожного состава остается на уровне 300 ДФЭ.

Во-вторых, благодаря тем же объемам морские перевозки более дешевые. Для бизнесменов этот фактор обычно является решающим.

Тем не менее у железнодорожного транспорта есть несколько конкурентных преимуществ. Самое известное из них – скорость. Обычно говорят о сокращении времени доставки груза от китайских портов до Роттердама с 40 до 10-15 дней.

Важный перспективный сегмент для железнодорожных перевозок — скоропортящиеся товары. К тому же некоторые товары не подходят для морских перевозок без специальной и дорогостоя­щей упаковки, защищающей их от влажного морского воздуха.

Немаловажный фактор – безопасность. Концентрация морских перево­зок на морских сортировочных центрах (хабах), в которых сходятся судоходные пути, наряду с обязательным прохождением определенных пунктов на маршрутах между ними, повышает риск загрязнения из-за аварий, уязвимость из-за нападений пиратов.

Мощный рост экономики Китая, в частности его западных регионов, уже сегодня вызывает необходимость в доставке на мировые рынки различных товаров. Китай, имеющий опыт строительства и эксплуатации современных высокоскоростных дорог на внутренних линиях, планирует перенести его на трансконтинентальные проекты. По меньшей мере два из подобных маршрутов включают Казахстан. Первый проходит от Урумчи через Казахстан и Россию в Европу. Второй – через Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Иран, Турцию в Европу.

В рамках евразийской интеграции принято решение о создании Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК) с участием железнодорожных компаний Казахстана, России и Беларуси. По оценкам экспертов, создание ОТЛК обеспечит Казахстану дополнительный доход в размере 780 млн долларов, а мультипликативный эффект для экономики Казахстана составит 5,3 млрд долларов.

Успешная интеграция в мировую транспортную систему невозможна без создания на территории Казахстана современного транспортно-логистического комплекса, без развития транспортной инфраструктуры в регионах. Так, Программа развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы до 2020 года предусматривает не только увеличение вдвое (до 30 млн тонн) транзитных перевозок, но также ремонт 30 тысяч км автодорог, 8202 км железнодорожных линий, капитальный ремонт всех железнодорожных вокзалов.

В настоящее время по поручению Главы государства правительство разрабатывает программу «Глобальная инфраструктурная интеграция», которая должна соединить развитие транзитного потенциала страны с оптимизацией маршрутов для казахстанского экспорта, развитием производств и созданием новых рабочих мест в национальной экономике.

Таким образом, сегодня созданы все условия для работы по дальнейшему усилению социально-экономического потенциала нашей страны.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика