×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 184

+7 (7172) 79 78 20

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
04.12.2014 в 21:43

Казахстан получил выход к Персидскому заливу

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев вместе с президентами Туркменистана и Ирана Гурбангулы Бердымухамедовым и Хасаном Рухани принял участие в церемонии открытия международной железнодорожной магистрали Узень - Берекет - Горган.

Презентация новой железнодорожной магистрали Казахстан - Туркменистан - Иран прошла на станции Акяйла в Туркменистане. Назарбаев поздравил Бердымухамедова и Рухани с завершением строительства железной дороги. "Вместе с президентом Туркменистана мы торжественно ввели казахстанский участок в прошлом году. Теперь данная магистраль соединяет три государства", - сказал Президент Казахстана.

Напомним, 11 мая президенты Казахстана и Туркменистана приняли участие в церемонии открытия железнодорожного перехода Болашак (Казахстан) – Серхетяка (Туркменистан). По прибытии на станцию Болашак для глав государств была проведена презентация железнодорожного транзитно-транспортного потенциала двух стран. При этом был осуществлён онлайн-запуск состава с казахстанским зерном из Костанайской области на туркменскую станцию Берекет через наш Болашак. После завершения презентации лидеры двух стран побеседовали с руководителями железнодорожных компаний Казахстана и Туркменистана. Главы государств также прошли на привокзальную площадь, где встретились с железнодорожниками и представителями общественности региона. Нурсултан Назарбаев поприветствовал жителей региона и отметил, что Мангыстауская область имеет особое значение для страны.

Новая дорога создала более 800 новых рабочих мест для железнодорожников и членов их семей.

Кроме того, глава государства подчеркнул, что открытие казахстано-туркменского участка железной дороги Узень – Берекет – Горган, которая пройдёт по территории Казахстана, Туркменистана и Ирана, позволит стать Мангыстау регионом, обеспечивающим выход и к Каспийскому морю, и к южным морям. После этого на границе двух государств с участием Нурсултана Назарбаева и Гурбангулы Бердымухамедова состоялась церемония стыковочной укладки «Золотого звена».

В своём выступлении Нурсултан Назарбаев отметил, что данный транснациональный объект имеет историческое значение.

– Новая дорога представляет собой кратчайший путь доставки грузов, в том числе транзитных, а в будущем – для пассажирских перевозок. В современных условиях время является важнейшим фактором. В этой связи сокращение сроков грузооборота обеспечивает серьёзное конкурентное преимущество. Оно, в свою очередь, отражается на деловой активности и в конечном итоге на росте благосостояния наших стран. Кроме того, железная дорога Казахстан-Туркменистан – это ключевая часть будущего транзитного коридора с выходом на Персидский залив, – сказал глава государства.

Президент Казахстана напомнил, что начало этому проекту было положено в октябре 2007 года.

– Тогда мы вместе с президентами Туркменистана и Ирана подписали декларацию о строительстве транспортной магистрали по маршруту Узень – Берекет – Горган. В 2009 году мы приступили к строительству. В настоящее время работа по прокладке казахстано-туркменской железнодорожной магистрали успешно завершена. В перспективе у нас – создание маршрута, который свяжет транспортные сети Центральной Азии, Ближнего Востока и Европы. Эта идея рассматривалась ещё задолго до подписания декларации, – сказал Нурсултан Назарбаев.

Глава государства подчеркнул, что за минувшие годы актуальность проекта ещё более возросла.

– Центр тяжести мировой торговли так же, как и производства смещается в Азию, усиливая значение доступа на азиатские рынки. В то же время экономики Казахстана и Туркменистана в последние годы демонстрировали стабильный рост. Однако Казахстан и Туркменистан не имеют прямого выхода к океану. Накопленный производственный потенциал поставил задачу поиска новых рынков сбыта, новых точек приложения сил, – сказал президент Казахстана. – Железнодорожное сообщение между Казахстаном и Туркменистаном открывает новые возможности для наших предприятий, стимулируя товарооборот и экономический рост. Продление маршрута усилит эти возможности. Во-первых, следует ожидать повышения интенсивности торговли между нашими государствами. Это касается, прежде всего, практического сотрудничества приграничных территорий наших двух стран. Уверен, что взаимодействие Мангыстауской области Казахстана и Балканского велаята Туркменистана существенно расширится. Во-вторых, мы сможем увеличить экспорт в направлении Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии. В-третьих, будет создан удобный и экономически выгодный маршрут для десятков стран как в северном, так и в южном направлениях. Надеемся, что иранские друзья завершат свою часть пути, и в скором времени мы будем праздновать окончание строительства всей железной дороги до Персидского залива. Мы, в свою очередь, получим преимущества в качестве транзитных государств, создавая новые рабочие места в сфере логистики. Новая железная дорога даст мощный импульс развитию Прикаспийского региона, включая расширение транспортной, производственной и социальной инфраструктуры.

Таким образом, магистраль является весомым вкладом в повышение благополучия народов двух стран. Помимо прямых экономических выгод, железная дорога является действенным способом дальнейшего укрепления добрососедских отношений. Реализация этого проекта является показателем устойчивости экономик Казахстана и Туркменистана.

– Мы доказали, что нам по силам самые сложные технические, инвестиционные и организационные задачи. Сегодня, когда многие государства до сих пор преодолевают последствия финансовых потрясений, мы сумели довести до логического завершения столь масштабный транспортный объект, – сказал президент Казахстана. – Особые слова благодарности я адресую всем, кто трудился над проектом железной дороги Казахстан –

Туркменистан на всех его стадиях. Ваша созидательная деятельность нашла своё воплощение в дороге, соединяющей государства. Хочу пожелать народам наших стран мира, благополучия и процветания.

В завершение Нурсултан Назарбаев ещё раз поблагодарил Гурбангулы Бердымухамедова за активную поддержку проекта.

В свою очередь президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что закладка фундамента нового экономического пространства, объединяющего страны Центральной Азии и Каспийского бассейна с Черноморским регионом, государствами Закавказья, позволит обеспечить дальнейший выход на страны северной Европы.

– Наш проект подразумевает и подключение к транспортной инфраструктуре в восточном направлении с дальнейшим выходом на такие экономические центры глобального развития, как Китай, Индия и страны Азиатско-Тихоокенского региона. Это означает создание более масштабного формата сотрудничества с точки зрения геоэкономики, а также новаторское видение стратегических перспектив развития наших стран, – отметил Гурбангулы Бердымухамедов.

Также президент Туркменистана поблагодарил строителей, инженеров, проектировщиков и всех, кто непосредственно работал над строительством железной дороги.

– Осуществление подобных проектов делает наши страны экономически сильными, стабильными и уверенными в будущем государствами, которые связаны подлинными узами дружбы, братства и добрососедства. Решающим фактором реализации проекта стала взаимная поддержка, слаженность и скоординированная работа соответствующих ведомств двух стран. Позвольте выразить глубокую признательность президенту Казахстана за поддержку данного проекта, мобилизацию и направление всех необходимых ресурсов для его успешной реализации, – сказал Гурбангулы Бердымухамедов.

Лидеры двух государств также запустили оптико-волоконную линию Казахстан – Туркменистан, которая открывает возможность связи Туркменистана, Афганистана и Ирана, а также возможность транзита трафика для Туркменистана в направлении России, Европы и стран Юго-Восточной Азии. После переезда на туркменскую сторону лидеры двух государств приняли участие в торжественном открытии станции Серхетяка, а также осуществили онлайн-открытие железнодорожного узла Берекет.

Ветераны-железнодорожники со  всего Казахстана приехали увидеть стыковку.

Строительство новой железнодорожной линии Узень – Гызылгая – Берекет – Этрек – Горган преследовало цель открыть дополнительные пути, связывающие Казахстан с Туркменистаном, Ираном, странами Персидского залива, Южной Азии, Юго-Восточной Азии. По территории Ирана проходят два международных транспортных коридора: Восток – Запад и Север – Юг. В 2005 году Иран присоединился к соглашению Европа – Кавказ – Азия (ТРАСЕКА). В то же время Министерство транспорта и путей сообщения Ирана принимает активные меры по созданию нового международного транспортного коридора с рабочим названием Европа – Азия. Международный транспортный коридор Европа – Азия является составной частью проекта «Железная дорога без границ» исламских государств Ближнего и Среднего Востока, предусматривающего объединение железнодорожных систем этих государств для транзитных перевозок грузов и пассажиров из портов Средиземного моря в порты Индийского океана в обход Суэцкого канала. Соглашение по этому проекту было подписано 5 марта 2002 года на специальной международной конференции в Сирии. В рамках этого соглашения Сирия, Иран и Ирак договорились о создании нового международного транспортного коридора, который обеспечит благоприятные условия для железнодорожных транзитных перевозок грузов и пассажиров из стран Центральной Азии через Иран и Ирак в сирийский порт Латакия и далее в страны Европы.

Глав двух государств встречали в новом здании административно-бытового корпуса.

Новая линия Узень – государственная граница с Туркменистаном позволяет поездам проходить путь на 600 км короче существующего сообщения через Сарахс. Эта дорога является логическим продолжением политики диверсификации экономических связей республики, реализации транзитных возможностей Казахстана.

Новую железнодорожную линию Узень – государственная граница можно рассматривать как прорывной проект АО «НК «КТЖ», позволяющий сократить дальность грузовых перевозок между южными регионами Казахстана, странами Центральной Азии, Ираном и далее на добрые полтысячи км; между Персидским заливом и Дальним Востоком в комплексе с реализованным в Иране проектом новой железнодорожной линии Бафк – Мешхед на 1300 км.

Объём инвестиций в строительство составил более 60 млрд тенге. Казахстанский участок был проложен в рекордно короткие сроки – 2009–2012 годы.

Образовавшийся транзитный коридор позволяет осуществлять прямые поставки грузов между странами по кратчайшему пути, сократить время следования транзитных поездов направлением на Туркменистан через Казахстан и обратно. Участок Болашак – Серхетяка представляет собой часть будущего транснационального железнодорожного маршрута, который свяжет Казахстан, Туркменистан и Иран и обеспечит выход грузопотоков с сухопутных к морским путям. Оттуда же возможности доставки товаров становятся практически неограниченными. В настоящее время, согласно существующему соглашению между тремя странами, межгосударственный проект находится в завершающей стадии реализации. В структуре грузопотока по открытому железнодорожному переходу на Туркменистан по прогнозам будут преобладать зерно, нефть и нефтепродукты.

Новый коридор значительно повышает транзитный потенциал Казахстана, открывает путь отечественной продукции к новым рынкам сбыта. Казахстанская часть коридора – участок Узень-Болашак протяженностью 146 км – начал строиться 30 сентября 2009 года. Старт строительству дал президент Нурсултан Назарбаев. Реализовало проект АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» силами отечественных подрядных организаций.

Глава государства уделял пристальное внимание реализации проекта. Промежуточные результаты строительства презентовались Лидеру нации на общенациональных телемостах, важность новой дороги неоднократно подчеркивалась в ежегодных Посланиях Президента народу Казахстана. Новая линия представляет собой современную железнодорожную магистраль с развитой инфраструктурой. Вдоль дороги открыты две новых станции с путевым развитием и 5 раздельных пунктов. Линия оборудована устройствами связи, сигнализации, централизации и блокировки. На участке Мангышлак – Узень – Болашак проложена ВОЛС. На все станции и разъезды дороги бесперебойно подаётся электроэнергия. На станциях Узень, Бопай и разъездах построены служебно-технические здания и сооружения.

Значительное развитие получила приграничная станция Болашак. Здесь возведён комплекс объектов социального и технического назначения, обеспечены водоснабжением и газификацией административно-хозяйственные и жилые здания. Стоимость строительства составила 65 млрд тенге. Казахстанское содержание в строительстве составило 80%. На период строительства было создано более 2000 рабочих мест. После ввода дороги в эксплуатацию более 800 казахстанцев получат работу и жильё на новой дороге.

11–12 сентября 2007 года – состоялся официальный визит Назарбаева в Туркменистан, в ходе которого обсуждались вопросы участия казахстанских компаний в проектах разработки нефтегазовых месторождений в Туркменистане, строительства новой железнодорожной линии Узень – Гызылгая – Берекет с выходом на Иран, создания совместных предприятий в различных отраслях промышленности, перспективы сотрудничества в культурно-гуманитарной сфере.

16 октября 2007 года – подписана совместная декларация президента Республики Казахстан, президента Туркменистана и президента Исламской Республики Иран о сотрудничестве в строительстве железнодорожной линии Узень (Казахстан) – Кызылкая – Берекет – Этрек (Туркменистан) – Горган (Иран).

1 декабря 2007 года – подписано соглашение между правительствами Казахстана, Туркменистана и Ирана о строительстве железнодорожной линии Узень (Казахстан – 146 км) – Кызылкая – Берекет – Этрек (Туркменистан – 470 км) – Горган (Иран – 83 км), статья 1-я которого гласит: «Стороны разработают проект и построят железнодорожную линию Узень (Казахстан) – Кызылкая – Берекет – Этрек (Туркменистан) – Горган (Иран) в соответствии с настоящим соглашением, национальными законодательствами сторон, а также общепринятыми и взаимосогласованными нормами и правилами строительства железных дорог».

30 сентября 2009 года – президент Назарбаев в ходе рабочей поездки в Атыраускую область, во время проведения телемоста с городом Узень в Мангыстауской области дал старт началу строительства дороги Узень – государственная граница с Туркменистаном, входящего в состав железнодорожной линии Узень – Гызылгая – Этрек – Горган, в частности, сказав: «Строительство этой железнодорожной ветки имеет значение не только для двух регионов – Атырауской и Мангыстауской областей, но и для всего Казахстана».

29 января 2010 года – Президент РК в своём Послании подчеркнул стратегическое значение строящейся железной дороги: «Мы уже строим железнодорожные линии Жетыген –Коргас и Узень – государственная граница с Туркменистаном», которые фактически откроют доступ нашей продукции на рынки Китая и стран Персидского залива. Автодорога Западный Китай – Западная Европа, которую мы начнём строить, – важная магистраль для товаров».

31 марта 2010 год – Республиканский семинар по вопросам развития казахстанского содержания в Астане, выступление президента АО «НК «Қазақстан темір жолы» Аскара Мамина: «В 2009 году начата реализация двух инфраструктурных проектов, а именно строительство новых железнодорожных линий Узень – государственная граница с Туркменистаном, Коргас – Жетыген с общей протяженностью 440 километров. Суммарная стоимость проектов составляет около 230 миллиардов тенге. В основном все строительные работы проводят казахстанские предприятия, то есть 100-процентная поставка отечественных услуг. Что касается оборудования, то мы рассматриваем этот вопрос. То, что мы успели произвести в Казахстане, в обязательном порядке легло в этот проект. То, что намечается и импортируется – сегодня мы ещё не можем реализовать. Но в целом я хотел бы сказать, что сегодня уже более 80% казсодержания по двум проектам»….

27 декабря 2010 года – премьер-министр Республики Казахстан Карим Масимов ознакомился с ходом строительства железнодорожной линии Узень –государственная граница с Туркменистаном. На приграничной станции Болашак началась укладка звеньев рельсо-шпальной решётки на главном ходу. Ознакомившись с ходом развития станции Узень, премьер-министр совершил облёт новой железнодорожной линии до её конечного пункта на границе с Туркменистаном – станции Болашак.

14 июня 2011 года – премьер-министр Казахстана обсудил с президентом Ирана строительство железной дороги.

20 июля 2010 года – в рамках рабочей поездки в Мангыстаускую область премьер-министр Карим Масимов ознакомился с ходом строительства железнодорожной линии Узень – государственная граница с Туркменистаном.

– Глава государства держит этот вопрос на постоянном контроле. Это личное поручение президента: проект должен быть закончен в обозначенные сроки – к 20-летию независимости Казахстана, – сказал Масимов в ходе посещения разъезда Бастау.

Вместе с тем премьер-министр поручил проработать вопросы развития инфраструктуры, сферы услуг и создания производств вдоль железнодорожного пути.

В свою очередь управляющий директор КТЖ Адильша Ермуханов (ныне вице-президент АО «НК «КТЖ») сообщил, что есть договорённость с Ираном и

Туркменистаном о синхронном завершении строительства участков железной дороги. По его словам, общая стоимость проекта 65 млрд тенге. Ввод дороги в эксплуатацию создаст в РК 812 постоянных рабочих мест. Железнодорожный путь является частью международного проекта «Узень – Кызылкая – Берекет – Этрек – Горган», реализуемого Казахстаном, Ираном и Туркменистаном.

27 июля 2011 года – постановлением правительства РК от № 714 от 27.07.2011г. одобрен текст соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Туркменистана о международном железнодорожном пункте пропуска через казахстано-туркменскую государственную границу. Проект соглашения согласован с туркменской стороной.

24 сентября 2011 года – министр транспорта и коммуникаций РК ознакомился с ходом строительства железнодорожной линии Узень – государственная граница с Туркменистаном. По информации МТК РК, основная номенклатура грузов будущей линии: зерно, строительные материалы, товары народного хозяйства, металлические изделия и т.д.

По информации МТК РК, «новая железнодорожная линия выведет Казахстан вместе с Китаем, Россией, Беларусью к Персидскому заливу и к морским портам Ирана».

07 сентября 2012 года – президент Туркменистана проинспектировал строительство одного из участков транснациональной железной дороги Узень-Гызылгая-Берекет-Этрек-Горган. Глава государства проехал на поезде участок дороги до станции Серхетяка, где ему был представлен ряд проектов, подготовленных иорданской компанией «Consolidated Consultants Engineering and Environment». Президент ознакомился с проектами вокзала, вагонного депо и оригинальной арки в восточном стиле на станции Серхетяка, а также объектами для таможенной, миграционной, санитарно-эпидемиологической служб, включая жилые дома. Эти проекты главе государства представил генеральный директор турецкой компании «Net Yapi» г-н Джунейит Кандемир.

9 декабря 2012 года – в ходе общенационального телемоста «Сильный Казахстан построим вместе!» президент РК объявил об открытии новых железных дорог Узень-государственная граница с Туркменистаном и Жетыген-Коргас.

11 мая 2013 года – торжественная стыковка и открытие нового международного железнодорожного перехода Болашак-Серхетяка с участием президентов РК Нурсултана Назарбаева и Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 797820
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика