×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 79 78 20

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
15.01.2016 в 09:36

Парламентские выборы в Казахстане: те же яйца, только в профиль — Д.Сатпаев

Недавно кто-то в социальных сетях пошутил, что казахстанские депутаты у нас постоянно имеют условно-досрочное освобождение. Ведь проведение досрочных парламентских (как, впрочем, и президентских) выборов в Казахстане сильно отличает нашу республику от других стран Центральной Азии, где аналогичные выборы хотя бы стараются проводить в рамках конституционного срока.

Единственно, что объединяет все наши страны (за исключением Кыргызстана), так это то, что выборы в парламент больше напоминают политический спектакль, который интересен только режиссерам в лице глав государств, чем зрителям в лице избирателей, от которых мало что зависит. Причина проста. В большинстве стран Центральной Азии не существует электоральных партий, что, априори, невозможно в сверхпрезидентских системах.

Кстати, в прошлом году, парламентские выборы прошли в соседнем Узбекистане. Но в два этапа. Как и в Казахстане, большинство мест в нижней палате парламента заняли пропрезидентские партии («Либерально-демократическая партия Узбекистана», «Демократическая партия «Миллий тикланиш», Народно-демократическая партия, Социал-демократическая партия «Адолат»,  а также Экологическое движение Узбекистана). Интересно отметить, что не так давно в Узбекистан, как намного раньше в Казахстане, из однопалатного парламента сделали двухпалатный. По аналогии с нашей республикой, в Узбекистане верхняя палата (Сенат) играет роль политического предохранителя в случае, если возникнут проблемы с нижней палатой парламента.

Интересно то, что, судя по трендам последних лет, теперь уже Казахстан перенимает кое-какой политический опыт в Узбекистане, с точки зрения формирования партийной системы, где на политическом поле не остается ни одной реально действующей оппозиционной партии. В прошлом году, в Казахстане была ликвидирована последняя представительница так называемой «старой оппозиции» в лице Коммунистической партии Казахстана. До этого с таким же успехом нейтрализовали партию «Азат» и незарегистрированную партию «Алга».

В результате будущие парламентские выборы у нас будут еще более скучными, чем прежние, так как конкурировать друг с другом будут партии-клоны, представляющие провластное поле. Формально «оппозиционная» ОСДП в счет не берется. То есть все те же яйца, только в профиль.

Но, как и Узбекистан, наша республика может наступить на опасные политические грабли. Ведь запрещая деятельность легальных оппозиционных партий, которые могли бы работать с протестными настроениями в рамках правового поля, расчищается поле для появления более радикальных экстремистских сил. Это говорит о том, что очередные досрочные выборы в Казахстане не решают одну из главных проблем. А именно не создают эффективный предохранительный механизм от эффекта «парового котла», который, рано или поздно, может взорваться. Активно поддерживая «партии-зомби» власть попадает в состояние опасной иллюзии полностью контролируемой ситуации. Хотя это больше напоминает политические торфяники, где на поверхности огня вроде не видно, но торфяники уже тлеют снизу.

Интересно отметить, что примерно в такой же ситуации находится и Таджикистан, где в прошлом году не только прошли парламентские выборы, где большинство мест в парламенте получила пропрезидентская Народно-Демократическая партия Таджикистан, а остальные места взяли другие четыре провластные партии. В этой стране также окончательно запретили «Партию исламского возрождения», которая долгое время являлась единственной сильной оппозицией в стране. И, по мнению многих экспертов, исчезновение этой партии может привести к тому, что многие молодые люди из легальной политической деятельности уйдут в радикальное подполье.

Парадокс состоит в том, что в соседнем Кыргызстане, где  4 октября 2015 года прошли свои парламентские выборы, президент страны Алмазбек Атамбаев практически добился того же, что пытаются делать другие президенты стран Центральной Азии, но другим способом. Ведь его Социал-демократическая партия Кыргызстана также получила больше мест, чем остальные пять партий. Но все это было сделано не за счет административного ресурса, а путем реальной политической конкуренции. Может, пройдя через две смены власти, набив кучу политических шишек и совершив немало ошибок, Кыргызстан, в рамках своей парламентско-президентской республики, уже чему-то может поучить своих более авторитарных соседей?

Следует отметить, что в Казахстане, за последние два года, со стороны власти также не раз звучало предложение подумать о создании президентско-парламентской республики. И, с точки зрения долгосрочной стабильности, в этом есть смысл. Так как при такой системе, парламент становится не просто более сильным игроком. Он также является главным гарантом сохранения политической стабильности, особенно, в период транзита власти, который, рано или поздно, начнется и в Казахстане.

То есть парламент как политический институт сможет играть роль коллективного преемника в противовес теневым элитным группировкам в центре и в регионах. Но это возможно только при наличии в парламенте не «оранжерейных» партий, искусственно созданных АП, а реальных электоральных игроков, для которых эволюция политической системе и ее постепенная модернизации была бы более предпочтительна, чем консервация или революция. К сожалению, при нынешнем составе партийных участников ожидать от будущих выборов такой политической модернизации не придется. Ведь любая попытка усилить парламент не на словах, а на деле, автоматически потребует внести изменения в партийное и избирательное законодательство, сделав его более либеральным. Готова ли сейчас власть пойти на это? Вряд ли. Так как очень легко стабильность спутать с застоем.

И если в демократических странах выборы проводятся для того, чтобы понять настроение электората. В авторитарных системах эти выборы нужно лишь для того, чтобы имитировать желание узнать настроение электората. То в Казахстане, очередные досрочные парламентские выборы еще к тому же в очередной раз должны показать, что последнее слово всегда остается за главой государства, к которому наши депутаты постоянно обращаются с просьбой их распустить.

Досым Сатпаев, кандидат политических наук


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 797820
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика