+7 (7172) 79 78 20

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
29.09.2018 в 12:30

Как государство контролирует промышленные предприятия

За первые шесть месяцев текущего года промышленные предприятия внесли в казну государства 352,8 миллиарда тенге и это отнюдь не налоговые выплаты, а оплата штрафов за нарушение экологических законодательств. Как в Казахстане проводится мониторинг исполнения экологического кодекса, промышленными предприятиями читайте в материале ИА «NewTimes.kz».

Как государство контролирует промышленные предприятия Фото взято с сайта kp.kz

Класс опасности загрязняющих веществ – условная величина вредного воздействия, которая устанавливается в соответствии с нормативными отраслевыми документами. Таким образом, в атмосферу воздуха должны выбрасываться химические вещества, которые не превышают предельно допустимую норму концентрация химических элементов и их соединений в воздухе, которая не вызывает негативных последствий у живых организмов.

Преде́льно допусти́мая концентра́ция вредных веществ в атмосферном воздухе бывает разная. Максимальная разовая предельно допустимая концентрация — не должна влиять на живые организмы в течение 20–30 минут. Предельно допустимая среднесуточная концентрация — не должна оказывать отрицательного воздействия на живые организмы в течение неопределенно долгого времени.

По степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности. Для каждого класса опасности установлена своя ПДК. Выделяют следующие классы опасности веществ в атмосферном воздухе: вещества чрезвычайно опасные (ПДК менее 0,1 мг/м3); вещества высокоопасные (ПДК 0,1–1 мг/м3); вещества умеренно опасные (ПДК 1,1–10 мг/м3); вещества малоопасные (ПДК более 10 мг/м3).

Также существует классификация вредных веществ по эффекту воздействия на живой организм. При этом некоторые вещества относятся сразу к нескольким классам:

Общетоксические — вещества, вызывающие отравление организма в целом. При их воздействии наблюдаются судороги, расстройства нервной системы, паралич.

Раздражающие — вещества, поражающие кожу, слизистую оболочку дыхательных путей, легких, глаз, носоглотки. Длительное воздействие приводит к нарушениям дыхания, интоксикации и летальному исходу.

Сенсибилизаторы v химикаты, вызывающие аллергическую реакцию.

Канцерогены — одна из самых опасных групп веществ, провоцирующая возникновение онкологических заболеваний.

Мутагены — вещества, изменяющие генотип человека. Они снижают сопротивляемость организма к заболеваниям, вызывают раннее старение и могут сказаться на здоровье потомства.

Влияющие на репродуктивное здоровье – вещества, вызывающие отклонения в развитии у потомства (необязательно в первом поколении). 

По информации министерства энергетики РК основные эмиссии, или выплаты за вредные выбросы в окружающую среду осуществляют промышленные предприятия (металлургии, нефтегазодобычи, теплоэнергетики, горнодобычи) на долю которых приходится 80-85 % всех эмиссии, также значительную долю составляет транспортные средства с двигателями  внутреннего сгорания.  В 2017 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников составили 2357,8 тысяч тонн. Из общего объема выброшенных в атмосферный воздух загрязняющих веществ 79,8% составили газообразные и жидкие вещества, остальные 20,2% составляют твердые вещества. В 2017 году предприятиями и индивидуальными предпринимателями республики уловлено и обезврежено 92,3% загрязняющих веществ из общего количества загрязняющих веществ, отходящих от всех стационарных источников загрязнения. Основными загрязняющими атмосферный воздух веществами являются: твердые частицы (пыль и зола), диоксид серы, оксиды азота, оксиды углерода, летучие органические соединения, аммиак, сероводород и другие.

Согласно требованиям экологического законодательства, природопользователи, осуществляющие эмиссии в окружающую среду, обязаны получить разрешение на эмиссии в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников, при этом планы природоохранных мероприятий являются неотъемлемой частью разрешений, в которых предусмотрены меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду. В случаях неисполнения требований Плана природоохранных мероприятий и условий разрешений природопользователи привлекаются к установленной законодательством Республики Казахстан ответственности. За невыполнение и нарушение норм экологического законодательства, в том числе за осуществление выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, Комитетом экологического регулирования и контроля министерства выдаются предписания об устранении нарушений норм законодательства, применяются административные меры взыскания в соответствии с Кодексом РК «Об административных правонарушениях», а также предъявляются претензии о возмещении ущерба окружающей среде при его установлении.

Контроль деятельности предприятий в области охраны окружающей среды регулируется Предпринимательским кодексом РК и осуществляется в виде профилактического контроля с посещением и проверок. Также ведется работа по внедрению автоматизированного контроля на источниках с передачей данных в режиме on-line.

Согласно информации, опубликованной на сайте комитета экологического регулирования и контроля МЭ РК за шесть месяцев текущего года количество проведенных проверок хозяйствующих субъектов по соблюдению экологического законодательства — 835 проверок. В ходе контроля было выявлено 1876 нарушений экологического законодательства, выдано 1312 предписаний. А вот административных штрафов было наложено 1951 на общую сумму 787,3 миллиарда тенге, оплачено 1500 административных штрафов на общую сумму 352,8 миллиарда тенге.

За отчетный период в доход государства принудительно взысканы переходящие с прошлого года 91 административных штрафа на общую сумму 43 миллиарда тенге. Стоит отметить, что за весь 2017 год в доход государства взыскано немного меньше, чем за полгода 2018 — 1591 административный штраф на общую сумму 395, 9 миллиарда тенге.

За отчетный период выдано 438 предписаний с требованиями по возмещению вреда причиненного окружающей среде на общую сумму 2 759 391,950 млрд. тенге, из них взыскано 359 требований на сумму 954, 4 миллиарда. тенге. Кроме того, взысканы переходящие с 2016 года 47 требований на общую сумму 278 480,549 млн. тенге. Всего за 2017 год в доход государства взыскано 406 требований по возмещению ущерба на сумму 1 232 910,001 млрд. тенге. Направлено 64 материалов в суд, о приостановлении хозяйственной деятельности, а это значит, что не каждый владелец промышленного предприятия был согласен с предписанием, из них удовлетворено решением суда 43. Не взысканные в добровольном порядке административные штрафы и требования своевременно направляются в судебные органы для принудительного взыскания.

«За I полугодие 2018 года лабораториями проведено 1915 проверок, отобрано 24935 проб, выполнено 65271 определений. В результате указанных проверок выявлено 4834 фактов превышения нормативов качества окружающей среды, наложено 318 штрафов на общую сумму 121,6 млн. тенге и предъявлено 195 претензий по возмещению ущерба окружающей среде на общую сумму 198,8 млн. тенге. За отчетный период государственными экологическими инспекторами проведены 835 проверок (выброчный — 240, внеплановая — 595),  специалистами лаборатории осуществлены 638 проверок (выброчный — 203, внеплановая — 465), так взаимодействие лабораторий в инспекционных проверках предприятий составило 76,4 процента», — отмечено на сайте Комитета экологического регулирования и контроля МЭ РК.

Так, согласно результатам анализа можно отметить, что наименьший процент привлечения лабораторий в инспекционных проверках составляют департаменты экологии по  Мангистауской и  по городу Астана  (40%), а департамент экологии по Павлодарской области всего лишь 5%. Из 77 проверок лаборатория участвовала только 4 проверкам. Получается, что, инспекция Департамента экологии по Павлодарской области проверяет предприятия без участья лаборатории.

Кроме того, по данным РГП «Казгидромет» за отчетный период поступило   2259 случаев высоких загрязнений (ВЗ) и 171 случай экстремально высоких загрязнений (ЭВЗ). Из них 2034 ВЗ и 145 ЭВЗ по атмосферному воздуху.  По водным объектам 251 ВЗ и ЭВЗ. По представленным ВЗ и ЭВЗ Департаментами организованы и проведены 14 внеплановые проверки только на 8 предприятиях. К административной ответственности привлечено 3 предприятий и наложены штрафы  на сумму 1408 тыс. тенге, а ущерб на 128 тыс. тенге. Оценка и обработка собранных данных по атмосферному воздуху показала, что наибольшее количество показаний, превышающие допустимые концентрации по сероводороду   на   станциях мониторинга, выявлены по Усть-Каменогорску (1594) и  по Атырау (460). Департаментами проводились инструментальные замеры на границе санитарно-защитной зоны предприятий, однако в большинство случаях высокие концентрации по сероводороду на СЗЗ не подтверждались.  При проведении замеров лабораториями Департаментов зачастую выявляется разница между показаниями Казгидромет.

 За первое полугодие 2018 года в департамент экологии по Атырауской области от «Казгидромет» поступило 460 случаев по высокому загрязнению и экстремально высоким загрязнениям атмосферного воздуха города Атырау по сероводороду.  Превышение содержания сероводорода в атмосферном воздухе достигало до 133 предельно допустимой концентрации. Департаментом по 7 предприятиям началась проверка.

При этом, часть информации «Казгидромет» о высоких загрязнениях и экстремально высоких загрязнениях устанавливается по результатам «исторических загрязнений» и естественных фоновых загрязнений, так например, основные причины высокого загрязнения водных объектов по Акмолинской области природного характера, обусловлены сложившимся природным фоном данных водоемов. Загрязнение поверхностных и подземных вод бором реки Илек в Актюбинской области также признано историческим. В основном, по этой причине, сохраняется превышение ПДК по меди, марганцу и так далее в реках рыбохозяйственного значения. К примеру, по водным объектам поступивших из 251 ВЗ и ЭВЗ являются - 16 исторических и 135 природного характера.

Для восстановления окружающей среды, восполнения деградировавших природных ресурсов и оздоровления живых организмов в зависимости от степени загрязнения и других факторов принимаются наиболее эффективные инженерные, организационно-технические и технологические мероприятия.

На сегодняшний день, Экологическим кодексом РК предусмотрен перечень природоохранных мероприятий, который рекомендован и используется природопользователями для предотвращения и снижения уровня загрязняющих веществ в окружающую среду. Государством уровень загрязняющих веществ также регулируется путем установления нормативов и выдачи разрешительных документов. Вместе с тем, Казахстан в настоящее время предпринимает значительные шаги по переходу к более устойчивой модели развития. Важнейшим стратегическим документом страны является «Стратегия «Казахстан-2050». В рамках Стратегии «Казахстан-2050» поставлена новая стратегическая цель: к 2050 году войти в число 30-ти самых развитых государств мира. В частности, в Стратегии «Казахстан-2050» делается акцент на развитие экологически чистого производства. Основные показатели развитости демонстрируют государства - участники Организации экономического сотрудничества и развития (далее —ОЭСР), поэтому индикаторы стран ОЭСР с учётом их будущей долгосрочной динамики, это и есть базовые ориентиры для Казахстана на пути к вхождению страны в число 30 развитых государств планеты. Приближение к стандартам стран ОЭСР в области охраны окружающей среды предусматривается внедрением наилучших доступных технологий,  способствующих улучшению состояния окружающей среды, посредством предотвращения (минимизации) образования загрязняющих веществ, и контролем источников загрязнения.

К сожалению, в соответствии со статьей 28 Предпринимательского кодекса РК государственные органы и их должностные лица без согласия субъекта предпринимательства не вправе распространять или использовать ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию. В связи с этим, министерство не может предоставить полный список с расположением в регионах предприятий, а также применяемых ими технологий.

При это, стоит отметить, что каждый гражданин может обратиться в РГП на ПХВ «Информационно-аналитический центр охраны окружающей среды» МЭ РК с запросом на предоставление доступной экологической информации по запросам физических и юридических лиц. Данное предприятье было создано в рамках исполнения Орхусской конвенции, на его балансе функционирует Орхусский центр, где можно узнать любую интересующую экологическую информацию.

Напомним, Орхусская конвенция — конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды».

Материал подготовлен на основе данных, предоставленных ИА «NewTimes.kz» Министерством энергетики РК, а также на основе открытой информации опубликованной на сайте Комитета экологического регулирования МЭ РК. 


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 797820
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика