×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 184

+7 (7172) 79 78 20

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
01.12.2014 в 22:24

Улытау – душа Казахстана

Из окна нашего «летящего» микроавтобуса выхватываю взглядом в степи старинный мазар. От него, огибая по кругу, отделяется табун лошадей. Доли секунд, и я понимаю, что это не кони, это окружающие крупный мазар другие могилы. Я ахнула… Настолько яркими были образы. Впрочем, сразу подумала: «Чему удивляться? Ведь мы направляемся в край легенд, культовых мест, средоточие мавзолеев, наскальных рисунков, пещер, древних городищ – в край под названием Улытау».

В истории кочевников Евразии Улытау («Великие горы») всегда занимало особое священное место, считалось местом силы, эпицентром кочевой цивилизации.

Улытау было тем самым местом, где поднимали на белой кошме ханов, здесь издревле располагались ставки казахских правителей. Горы Улытау находятся в географическом центре Казахстана, как бы подчёркивая этим свою значимость. И уже в наши дни, для увековечивания роли Улытау в истории страны, неподалёку от села и гор Улытау был воздвигнут монумент Единства народа Казахстана.

Маршрут нашего инфотура, организованного Управлением туризма, физической культуры и спорта Карагандинской области, был построен таким образом, что к подножию гор Улытау мы должны были попасть в заключение путешествия. Хотелось бы отметить сразу грамотную проработку всей линии маршрута специалистами карагандинской туристической компании «Nomadic Travel Kazakhstan». По сути, весь наш трёхдневный «пробег» с выездом из Караганды, двумя ночёвками (одна в Жезказгане, другая в Улытау) и возвращение в исходную точку можно смело брать за основу, если вы сами соберётесь в подобное путешествие. Наше движение в пути я буду описывать с точным километражом, временем его прохождения, с указанием условий и расценок на проживание в тех или иных местах. Информация пригодится в любом случае, хоть вы отправитесь в поездку дикарями, хоть через туристическую компанию (кстати, в этом случае в данном регионе, с только зарождающейся инфраструктурой, наличием лишь степных дорог ко многим достопримечательностям и т. д., головных болей, поверьте, у вас будет меньше).

Итак, в первый день нашего путешествия нам предстоял переезд от Караганды к урочищу Теректы-Аулие с его самым знаменитым в Центральном Казахстане собранием наскальных рисунков эпохи бронзы. Расстояние – 445 км, время в пути – семь часов (время рассчитано с остановкой на обед в придорожном кафе посёлка Атасу). До археологического комплекса мы добрались без особых проблем. В некоторых местах на степной дороге заставила поволноваться проходимость нашего микроавтобуса, но в результате мы всё же подъехали к самому подножию скал.

Возраст петроглифов Теректы-Аулие больше трёх тысяч лет (эпоха бронзы и раннего железа). Ими усыпаны плоские каменные гранитные останцы большой протяжённости. Рисунки – отражение кочевой жизни древнего человека: имеются сюжеты, посвящённые охоте, диким животным, а также изображения, говорящие о культе поклонения Солнцу. Петроглифы в Теректы-Аулие не просто нарисованы, они выдолблены в камне. В этом и заключается секрет их долголетия и идеальной сохранности. Есть природная защита от двуногих вредителей: петроглифы со временем покрываются лишайниками и не все их видно (основные группы расчищены для взглядов туристов).

Экскурсия по комплексу затянулась часа на полтора, затянулась бы ещё дольше, если бы не ветер, сбивающий с ног. Устав с ним бороться, мы спустились вниз и отправились в славный город Жезказган (85 км), где разместились в очень комфортной и уютной гостинице «Космос». Стоимость проживания – 3500 тенге с одного человека в двухместном номере. Также в гостинице есть номера полу-люкс и люкс.

Окажетесь в Жезказкане – рекомендую! Для меня, человека впервые попавшего в промышленный регион страны, где там и сям видны шахты, трубы заводов, с полуразрушенными стенами, терриконовые груды – «Космос» был действительно космосом. Впрочем, сам город достаточно чистый, опрятный… На одной из небольших площадей бросился в глаза необычный памятник безымянному саксофонисту, точнее его голове с саксофоном. Местные жители не смогли вразумительно объяснить, кто его установил и в честь кого. Но это не помешало нам его от души поснимать на камеры.

…Во второй день инфотура нам предстояло посетить три мавзолея. Первым в списке было надгробное сооружение Алаша-хана, расположенное в чуть более 80 км от Жезказгана.

Алаша-хан – личность более легендарная нежели историческая. Простые люди считают его первопредком казахского народа, связывая с его именем массу разнообразных легенд, в том числе и легенду о происхождении казахских родоплеменных объединений – жузов. Упоминания об Алаша-хане встречаются не только в казахских легендах, но и в преданиях других тюркских народов, и учёные склоняются к мнению, что, скорее всего, он является культовым символом времён единства кочевников евразийских степей. Сам же мавзолей, видимо, возведён в честь какого-то из степных правителей в период с XI по XII век. Учёные до сих пор спорят по поводу того, кто же на самом деле лежит под каменной плитой. Версий предостаточно: упоминается, в частности, Урус-хан, а кто-то даже считает, что под сводами мавзолея покоится прах самого Чингисхана – самая фантастическая, конечно, версия, но почему нет?

Место ведь весьма и весьма почитаемое. Мавзолей казахского первопредка довольно сильно отреставрирован. Купол возведён заново уже в XXI веке.

Отличительной чертой от других подобных сооружений является наличие лестницы, ведущей наверх и обходной галереи. Забравшись на крышу, как со смотровой площадки, можно полюбоваться окрестностями, а также осмотреть большой некрополь, раскинувшийся по соседству с мавзолеем.

Далее мы отправились к мавзолею Домбауыл. Нам предстояло преодолеть более 20 км по степным дорогам, прежде чем мы очутились в районе брода реки Каракенгир. Стоит отметить, что нам повезло, в середине июля река в этом месте пересохла и на другой берег мы перебрались без проблем. Что делать путешественникам в другое время года? Проезжать здесь на хорошо оборудованных машинах, а не на автобусе, на котором приехали мы. На вопрос: «Можно ли подъехать к мавзолею с другой стороны, чтобы не пересекать реку?» был получен очень конкретный ответ: «Можно, намотав около сотни лишних километров по степным дорогам. А это лучший брод во всей округе».

Мавзолей Домбауыл представляет собой высокое (более пяти метров) конусообразное здание на квадратной основе, сложенное из каменных плит. Мавзолей примечателен тем, что является, по мнению многих учёных, одним из самых древних сооружений, которыми располагает Центральный Казахстан. Считается, что Домбауыл был построен ещё во времена владычества гуннов. По другой версии, мавзолей был возведён в честь великого музыканта и воина Домбауыла, само существование которого находится где-то на грани истории и мифа. Одни легенды говорят, что он был придворным музыкантом Чингисхана, другие – что он был тем самым джигитом, истребившим табун куланов, из-за которых погиб хан Джучи. Другая версия говорит о музыканте, игравшем на кобызе, чьё имя упоминается в знаменитом тюркском эпическом произведении «Огузнаме»…

Мавзолей Жошы-хана находится буквально в пяти километрах от мавзолея Домбауыл. Жошы-хан – старший сын Чингисхана и первопредок большинства казахских ханов, особенно любил степи Сарыарки и именно вблизи от гор Улытау он основал свою главную ставку. Неподалёку от того места, где сейчас находятся развалины ставки, возвышается и мавзолей самого Джучи – сооружённое из красного кирпича квадратное здание с голубым куполом и порталом со стрельчатой аркой. Считается, что мавзолей был построен в XIV или XV веке одним из потомков Джучи хотя имеются мнения и по более раннему периоду, так как на надгробии выбита дата 1227 год (год гибели хана). Более подробную информацию заинтересованный читатель сможет найти в нашем журнале № 5(24) 2010 г. в материале Олега Белялова «Мавзолей Жошы-хана». А мы перейдём к рассказу о следующем пункте нашего назначения – посёлке Жезды, до которого нам предстояло преодолеть 130 км пути.

Главной достопримечательностью посёлка является историко-культурный комплекс: Музей истории горного и плавильного дела, образованный распоряжением Совмина Казахстана от 21 декабря 1988 года, но официально открывшийся лишь 15 июля 1994-го. В 1999 году реорганизован в КГКП «Музей истории горного и плавильного дела п. Жезды». Здесь функционируют три демонстрационных зала, действующие макеты медеплавильных печей, собрано и размещено около тысячи редких и ценных экспонатов, образцов горных пород.

Хотелось бы отметить самоотверженную работу на протяжении многих лет директора музея Зейпин Казанбаевой и заведующих экскурсионными отделами Урзии Капаровой и Шолпан Абдибековой. Удручающее впечатление, производимое посёлком: брошенные дома, запустение (после развала Союза, когда перестало функционировать Жездинское месторождение марганца и железной руды, от 8000 жителей осталось 3000), сглаживается осмотром музея и общением с его работниками.

Несмотря на все трудности, сотрудники активно принимают участие в научных изысканиях и археологических раскопках на поселении древних металлургов Талдысай Улытауского района, проводят научно-просветительскую работу: лекции, экскурсии, мероприятия к государственным праздникам и юбилейным датам. Организуют передвижные выставки.

75 км – и мы в посёлке Улытау. Здесь в 1990 году был создан Национальный историко-культурный и природный заповедник-музей «Улытау», самый крупный на территории республики (147 тыс. га). После экскурии по музею, специалист отдела развития туризма, инфраструктуры спорта и лицензирования Управления туризма, физической культуры и спорта Карагандинской области Динара Ахмедина, сопровождающая нас на всём пути, сделала для нас небольшой экскурс в историю развития района:

– Туристический потенциал Карагандинской области огромен, – говорит Динара Ахмедина. – Только на территории Улытауского района находятся свыше 700 зарегистрированных памятников истории и культуры, из них 12 – республиканского значения и ещё более 10 тыс. не состоят на государственном учёте. Здесь в е диный историко-культурный комплекс входят Жезказганский историко-археологический музей, Жездинский музей истории горного и плавильного дела, последний мы посетили.

22 апреля 2010 года решением районного маслихата Улытау была утверждена программа развития туризма в районе «Улытау – древняя столица казахов». Согласно плану мероприятий был сделан капитальный ремонт единственной гостиницы в посёлке Улытау. Выделены финансовые средства на строительство резиденции для гостей района в двух км от районного центра на 12 мест.

Ведётся строительство центра паломников «Аулиетау», включающего в себя гостиницу без категории на 20 мест, столовую. За счёт спонсорских средств корпорации «Казахмыс» готовится возведение памятника «Асан-кайгы». Также в центре посёлка ведётся благоустройство территории, где возведена площадь Ханов.

На стадии завершения приобретение четырёх зданий общей площадью 800 кв. м для создания турбазы. Здесь планируется содержать лошадей и верблюдов для организации верховой езды по заданным маршрутам. На данный момент на окраине посёлка Улытау построен аэропорт для малой авиации и вертолётная площадка, за счёт спонсорских средств Корпорации «Казахмыс».

…Ночёвка в единственной гостинице Улытау, хоть и не была такой комфортной (туалет и раковина на этаже), как в «Космосе» Жезказгана, но вполне сносной. Тем более если учесть её стоимость – 1500 тенге.

И вот наступил третий, заключительный день нашего путешествия. Сегодня мы должны подняться на священную гору Аулие – наивысшую точку гор Улытау (1133 метра). Набор высоты – около 500 метров. На склонах горы располагаются древние захоронения семи святых суфиев, а также пещера, обладающая, по слухам, магическими свойствами. Кто-то говорит, что на вершине горы Аулие похоронен легендарный Асан-Кайгы – казахский философ и поэт, живший в XV веке.

Также история гор Улытау связана с именами таких известных воинов и завоевателей, как Тамерлан (Эмир Тимур), Тохтамыш и Едыге. Именно в этих местах разворачивались полулегендарные-полуисторические события, относящиеся к эпохе Средневековья. Однако подъём на вершину Едыге более продолжителен и крут, поэтому для нас организаторами была выбрана вершина Аулие.

Наверх поднялась вся наша группа. Нам повезло – не было изнуряющей жары, прохладный горный воздух охлаждал нас. Однако та же прохлада не дала насладиться более длительным пребыванием на вершине, откуда открывается чудесный обзор на бескрайнюю степь, окружающую горы со всех сторон. Впрочем, для меня это компенсировалось тем, что на спуске удалось сфотографировать молодую птицу степного луня, кружащего в поисках добычи. Оставалось только сожалеть, что нет времени побыть здесь для изучения орнитофауны подольше. Но увидеть змееяда, беркута и сфотографировать луня – это уже что-то!

Спустившись с горы и пообедав в посёлке, мы отправились в обратный путь, по дороге посетив ещё два объекта: руины средневекового укрепления кипчаков, обнесённого тремя стенами с караульными башнями и цитаделью – Баскамыр и монумент Единства народа Казахстана, установленный в географическом центре страны.

…Маршрут пройден, мы в автобусе, и впереди 650 км до Караганды. Только теперь появилась возможность задать вопросы человеку, который шаг за шагом прорисовал нам весь путь, более того исходил, изъездил всю эту территорию сам, в одиночку и с друзьями. Это сотрудник компании «Nomadic Travel Kazakhstan» и, кстати, автор журнала «Ветер странствий» Виталий Шуптар.

Виталий, путь, который мы прошли, – это отточенный туристический маршрут или ты его продумывал специально для инфотура?

– Устоявшихся маршрутов у нас практически нет, туристы у нас слишком творческие: это убрать, это добавить; дней будет не семь, а пять и т. д. Поэтому каждый тур получается индивидуально разработанный. Здесь нам хотелось показать журналистам и природную составляющую региона, и историческую. Гора Улытау – центральное место региона. Район, где расположены мавзолеи, довольно далеко от гор, но его тоже относят к Улытау.

Если ты заметила, этот тур проходит по одним и тем же природным зонам. Чуть южнее от Жезказгана начинаются песчаные дюны, обычно мы туда заглядываем, чтобы туристы посмотрели и степь, и пески, а потом ещё походили по лесу у подножия гор Улытау. Три дня мало, чтобы увидеть всё. Хотя бы дней пять, а то и семь. Хотелось бы показать вам галерею петроглифов Тамды на северо-западе области. Отсюда часа три ходу. Также интересна плита Темирлана (копия). Есть интересные мавзолеи не такие древние, как те, на которых мы были, но зато они более настоящие, что ли, так как их не коснулась рука реставраторов. Если заглянуть через горы, можно увидеть святилище бронзового века Айбас-дарасы.

Ваша компания специализируется на турах по своей области, какие места наиболее часто посещаются туристами?

– Ты права, в основном мы организуем туры по Центральному Казахстану (Карагандинская область). Немного задеваем Акмолинскую и Восточно-Казахстанскую области. Наиболее популярным местом, куда народ ездит регулярно, где уже появилось несколько хороших гостевых домов – это район Кызыларайских гор, село Шабанбай Би (около 300 км от Караганды).

Хозяева гостевых домов, очень приятные, нежадные люди. С ними и нам приятно работать, и туристам приятно у них бывать. Посещение достопримечательностей региона Улытау, обычно является частью какого-то большого тура, когда люди хотят посмотреть нечто в районе Астаны или Караганды, а потом попасть на Байконур. Тогда мы предлагаем проехать по району Улытау, разнообразив тем самым маршрут. Туров непосредственно на Улытау у нас пока не было. Хотя сами мы, конечно, объездили здесь всё вдоль и поперёк. Да и с гостевыми домами пока у нас здесь плохо. Есть зимовки возле горы Едыге и возле петроглифов Тамды. В посёлке же Улытау у ж ителей с лишком г ородской менталитет: денег хотят много, а сервиса, конечно, нет ещё совсем. Проще брать с собой палатки и жить автономно. Третье место, где мы пытаемся что-то делать, – это Каркаралинск и Кент. Места изначально популярные, часто посещаемые, но больше местными жителями.

Карагандинцы перебывали там каждый по несколько раз. Каркаралинск находится всего в 200 км от Караганды. К тому же, популярность, к сожалению, влечёт за собой беспорядок.

Чувствуется ли приток туристов? Ты как представитель туристической компании, работающей в этом регионе, можешь реально оценивать ситуацию…

– Точную статистику привести не смогу, но в этом году на середину июля мы приняли больше туристов, чем в прошлом за весь сезон. Рост явно наблюдается. И это радует.

…На протяжении всего нашего путешествия с коллегами журналистами и представителями Управления туризма Карагандинской области мы вновь и вновь затевали разговор о том, что было бы неплохо организовывать в подобные отдалённые места: исторические комплексы, древние некрополи, музеи экскурсии для казахстанских школьников старших классов и студентов из разных регионов страны. Сейчас учащиеся в лучшем случае (!) бывают т олько на объектах, находящихся недалеко от мест их учёбы. По нашему мнению, необходимо продумать государственную программу, которая предусматривала бы поездки по историческим местам страны в обязательном для студентов и школьников порядке.

Причём оплата должна идти (по крайней мере, большая её часть) из бюджета государства. Безусловно, польза была бы для всех. Историческим, природным объектам была бы дополнительная материальная поддержка для их сохранения и существования. Но главная цель – это воспитание в подрастающем поколении чувства причастности к истории своей страны. Всё, что закладывается в умы и души молодых людей, остаётся с ними на всю жизнь. Захочет молодой человек вернуться к каким-либо объектам ещё раз – он вернётся, не будет возможности: соприкосновение с историей и красотой природы всё равно будет жить в нём…

Сегодня реалии таковы, что среднестатистическому казахстанцу, не по карману устроить себе даже такой маршрут, который проделали мы (особенно казахстанцу из другой области). Отдалённость района, отдалённость объектов друг от друга, плохие дороги (нужны хорошо подготовленные машины), да за приличные деньги – на такой маршрут согласятся либо очень увлечённые историей, этнографией люди, либо экстремалы, но даже в этом списке большинство туристов будут иностранцами.

…Хотелось бы выразить огромную благодарность организаторам инфотура Управлению туризма, физической культуры и спорта Карагандинской области, туристическому порталу Visitkazakhstan.kz, туристической компании «Nomadic Travel Kazakhstan». Лично Динаре Ахмединой, Галыму Каримтаеву, Виталию Шуптару. А также всем участникам путешествия за интересное, приятное общение на протяжении всего маршрута.

Наталья БОРОВАЯ

В сознании каждого человека понятия отчего дома, родины, земли предков ассоциируются с центром, вокруг которого существует весь остальной мир и к каторому восходят истоки национальной культуры, обычаев и традиций родного народа. Таким домом предков для казахов являются горы Улытау.

В переводе с казахского – это Великие горы. Но величие их не в масшабе, а в той исторической значимости, каторая порождена великими событиями националной истории, связанными с обьединением казаских родов.

Улытау по праву могут претендовать на любой из эпитетов, которыми его щедро одаривают в последние годы ученые, журналисты , краеведы, все более пристальнее изучающие этот «исторический центр» поистине «колыбель казахского народа» один из «эпицентров качествой культуры, степной цивилизации».

Горная цепь Улытау - видимый за многие километры. Высокая точка – вершина Аулие-тау - очень напоминает образ «Мировой Горы» проявление древнейшего культа Горы. Не исключено, что ее образ мог быть сопряжен с символом родовой Горы – оберегом и защитницей, священным местом.

Улытау-край седой старины. Даже беглый перечень памятников поражает своей древностью и многообразием. Множество стоянок эпох палеолита и неолита, каторыми буквально усыпаны эти места, тысячи орудий труда первобытных людей встречаются у каждого родника и на каждой лужайке, словно предявляя доказательство того что эти земли с древнейших времен превлекали своей красотой и плодородием наших предков.

Производит впечетление своими масштабами одна из крупнейших в Казахстане мастерская эпохи палеолита, распаложенная вблизи мазара Дузен на берегу реки Каракенгир. Молчаливые свидетели каменного века Жетыконур были предметом многолетних исследований археологов. Памятники эпохи бронзы – поселения, некрополи и величественные мавзолеи бегазы-дандыбаевской культуры обнаружены на всех речных долинах. Царские захоронения Айбас-дарасы, Уйтас-Айдос, Акоба, Талдысай привлекают к себе взоры многочисленных ученых и исследователей памятников культуры. Курганы вблизи поселка Кургасын и курган Караоба у реки Терисаккан вот уже более двух с половиной тысячелетий служат ориентиром для путников.

Удивительной достапримечательностью Улытау являются так называемые курганы «с усами». Загадка их до сих пор не разгадана. Это или один из видов надгробного сооружения, или древняя обсерватория, или ритуальный комплекс, а может быть, все местовзятое. «Усы» подобных памятников, в классическом варианте, всегда обращены на восток, а сохранившиеся в Улытау некоторые из них удивляют разнообразием ориентаций, форм и количеством.

Поражают своей величественностью и красатой возвышающиеся равнинах частях живописных урочищ курганы эпохи гуннов. В этих местах можно обнаружить и следыкультур древних тюрок, огузо-кипчаков. Прекрасно сохранились тюркские поминальные оградки с каменными изваяниями в горах Арганаты, Кишитау, в ущелье Тлеугабыл, в урочище Коргантас. Протяженность рядов некоторых каменных изваяний, именуемых также балбалами, достигает 250 метров.

Масштабы горно-металлургической деятельности древних жителей Улытау досих пор вызывают удивление ученого мира. Множество шахт и карьеров, металлургические печи и формы загатовок свидетельствует, что еще три тысячи лет тому назад местные племена экспортировали в Иран, Индию, Грецию и другие страны медь, олово, серебро и золото. Подтверждение этому мы находим и в трудах «отца истории» Геродота. Такие металлургические центры, как Елукудык и Соркудык, возникшие еще в эпоху бронзы, использовались вплоть до позднего средневековья.

Одной из достопримечательностей самобытной культуры Улытау являются целые галереи наскальных рисунков древних художников, Сцены быта и охоты, удивительный животный мир, картинки, отображающие мировоззрение древних людей, залечатлены резцом первых творцов на гранитных скалах Теректы-аулие, Зынгыр-тас, Арганаты вдоль берегов рек Байконыр, Тамды, Жангабыл, Жетыкыз. В средневековье этот край называли Дешт-и-Кипчак (впереводе с арабского- страна кипчаков), территория которого была поделена между крупными племенными объединениями кипчаков, кимаков, великих огузов. Улытау никогда не принадлежал одному только племени или роду. Эта благодатная земля была излюбленным местом ханов кочевых племен, считалась священным, заповедным уголком во все времена.

Не случайно здесь образовал свою ставку старший сын Чингисхан- Жошы хан. Здесь проходило детство Батухана и Александра Невского. В Улытау немало архитектурных памятников, связанных с домом чингизидов. Это мазары Жошы хана, Кутлук-Темира, Болган-ана, Кулан-ана, Келин-там. В этих степях зародился знаменитый кюй «Аксак кулан» (ХІІІ в), известивший Чингизхана, согласно легенде, о смерти его сына Жошы.

В ХІV веке был воздвигнут мазар над могилой Алаша хана, одного из основателей тюркских племен, жившего предположительно в VІІ-VІІІ веках.

На одной из вершин гор Улытау покоится и прах великого полководца, политика и оратора, эмира Золотой Орды Едыге, легендорное имя которого упоминается в героических сказаниях и эпосах народов Алтая, Урала, Северного Кавказа, Крыма и Узбекистана. Навечно остаться в гарах Улытау пожелал и беспокойный хан Залатой Орды Тохтамыш. По утверждению знатока истории Улытау академика Алкея Маргулана, последние дни жизни провел в Улытау и могущественный царь Турана Афрасиаб.

На горе Алтыншокы, на каменной плите, оставил память о своем пребывании в Улытау всемогущий Тамерлан. Причудливые гранитные скалы Улытау помнят и бухарского хана Абдаллаха, и кокандских воинов Худояр хана. Родниковую воду Улытау испили многие средневековые европейские и русские послы, направлявшиеся в главную ставку монголов Каракорум . С именем Улытау связаны биографии и таких исторических личностей , как Кетбуга , Акжол би Керей , Жанибек , Касым ,Тауке, Барак , Кучум, Абылай , Абулхаир, Казбек би , и многих других.

Улытау- географический центр Казахстана . На карте вы обнаружите, что он находится на равном расстоянии как с севера на юг, так и с востока на запад Казахстана. Видимо, этим и объясняется тот факт, что он был стратегически удобным плацдармом для сбора войск и рассредоточения их на пастбищах с многочисленными родниками вокруг гор Улытау.

В годы «всенародного бедствия» («ак-табан шұбырынды») Улытау прославился тем , что в юго-западной его части объединенные силы казахских родов впрвые дали отпор джунгарам. С тех пор это урочище называется Калмаккырган , что означает «место,где разгромили джунгар». Непокорные великие горы Улытау и в годы царской колониальной политики оставались очагом сопротивления и независимости . Свидетельство тому- восстание чигизида Кенесары Касымова в середине XIX века, наших земляков Амангельды Иманова и Алиби Жангелдина в 1916-1917 года.

Об удобном географическом положении Улытау говорит и то обстоятельство, что через Улытау из Средней Азии в Сибирь проходило одно из главных в Сарыарке ответвлений Великого Шелкового пути-так называемый «сарысуйский», или «медный», путь. Подтверждением служат десятки караван-сараев, укрепленных поселений, феодальных замков, караульных башен, расположенных вдоль караванных путей. Там интенсивно развивались городская культура, ремесло, торговля, о чем свидетельствуют результаты археологических исследований на городищах Баскамыр, Жошы-орда, Аяккамыр, Орда-базар. Ученые предполагают, что этот торговый путь возник задолго до Великого Шелкового пути и просуществовал вплоть до тридцатых годов нашего столетия ,что несомненно оказало влияние на развитие культуры этого края.

Не поскупилась и природа , одарив эту землю несметными сокровищами, о которых еще писал Фирдоуси в своей поэмеэпосе «Шахнаме». Неповторимые пейзажи Улытау описывает в своих путевых заметках арабский путешественник XI века аль-Идриси. Есть упоминание об Улытау в казахской народной сказке «Ер-Тостик». Как известно, «философ Степи» Асан-Кайгы объехал многие уголки Сарыарки, чтобы найти лучшие земли для своего народа, но остановил взор на Улытау.

Жемчужиной Казахстана назвал улытауские степи академик Каныш Сатпаев, ведь почти все элементы таблицы Менделеева обнаружены в недрах Улытауского региона. Примечательно, что эпохальное событие века –полет человека в космос - тоже связано с Улытау , с урочищем Байконур.

Улытау хоть и напоминает своим рельефом и осиново-березовыми колками курортные места Кокшетау, Баянаула, Каркаралы,но прежде всего он является историческим центром Казахстана, и не случайно в дни Всемирного курылтая казахов участники форума в первую очередь пожелали посетить эту национальную святыню казахского народа. В те дни Президент Казахстана Н.А. Назарбаев принимал участие в установлении памятного знака в ознаменование исторической роли Улытау в становлении казахской государственности.

Улытау поистине географический феномен. Будто островок, окруженный степью и пустыней , дарует он путникам родниковые прохлады и тени осин и берез. Недаром его называют «страной озер». Каждую весну озера Баракколь, Косколь, Ашиколь, Курколь собирают пернатых из Индии, Африки, Средиземноморья, Передней Азии. Здесь проходят два основных миграционных пути степных антилоп-саигаков.

В целях сохранения уникальных историко-археологических памятников и редких природных компонентов здесь 1990 году был создан Респубиканский национальный историко-культурный и природный заповедник-музей «Улытау». Заповедник-музей на сегоднящый день имеет 25 участков-комплексов общей площадью 147 тыс гектар земли, на котором находятся свыше 300 памятников истории.

Сегодня этот край, вобравший в себя трехтысячелетний дух кочевников, овеянный легендами, воспетый поэтами, многие века привораживающий людей, все еще окутан покровом тайн.

Б.С.Кожахметов


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 797820
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика