×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
16.04.2014 в 10:41

Жанар Тулиндинова, журналист: «Фейсбук — сила?»

Недавно я получила первый в своей жизни официальный ответ на пост в Фейсбуке. А началось всё с не очень комфортной поездки на электричке из Павлодара в Астану, по итогам которой был написан нижеследующий желчный пост:

«Поезда КТЖ как отражение архетипа бедности в нашем сознании

Электричка «Астана-Павлодар» уважаемого национального перевозчика КТЖ, на котором я имела удовольствие (вернее, неудовольствие) ехать, - это ярчайшая иллюстрация архетипа бедности

Ехала из Павлодара на электричке и читала книгу Александра Стражного о загадочном украинском менталитете. Все-таки в свете последних событий тема небезынтересная. Есть в ней любопытные рассуждения о происхождении архетипа бедности, якобы характерного для современных украинцев. Дескать, предки украинцев – земледельцы-праславяне, славяне и т.д. так устали от «рэкетиров», периодически наведывавшихся в их поселения со стороны Дикого поля, что сознательно производили ровно столько, чтобы прокормиться самим. А перед отрядами продразверстки разводили руками, мол, конфисковать у нас нечего, сами голодаем. Так и закрепилось в сознании украинского (и шире — восточного) человека немыслимая для западного человека парадигма «бедность — не порок».

К чему это я? Да к тому, что электричка «Астана-Павлодар» уважаемого национального перевозчика КТЖ, на котором я имела удовольствие (вернее, неудовольствие) ехать, — это ярчайшая иллюстрация названного архетипа. Вроде бы вагоны новые, поначалу перевозчик даже демонстрировал заботу о комфорте пассажиров и элементарное к ним уважение — на подголовниках и занавесках во всяком случае не экономил. А сегодня… чехлы с сидений предусмотрительно сняли, также как занавески с окон. Все вокруг голое и казенное. Все сделано для того, чтобы народ шибко не разбаловался, не почувствовал себя хозяином жизни. Солнышко меж тем припекает, сидишь возле окошка, жмуришься все шесть часов дороги и проклинаешь наше проклятое архетипическое, как выясняется, нищебродство».

Публичное порицание в качестве наказания за «плохое поведение» уместно в детском саду, да ещё, пожалуй, в младших классах школы, и странно видеть в калоше неуспевающих солидную нацкомпанию

Видимо, национального перевозчика всё-таки пронял этот гневный панегирик, поскольку спустя десять дней я получила ответ от КТЖ. О подлинности его свидетельствовал не официальный бланк, не автограф начальника департамента, не фиолетовый штамп, а забористые канцеляризмы и безошибочно идентифицируемый снобистский бюрократический стиль. Не привожу ответ полностью из опасения перегрузить вас терминами и оборотами, не свойственными человеческой речи. Замечу лишь, что порезонерствовав на предмет того, что, дескать, «окна вагонов имеют 70%-ную тонировку стеклопакетов, следовательно, шторы для данных составов не предусмотрены, покрытия сидений, установленных в вагоне, разработаны заводом–изготовителем, из температуропрочного и износоустойчивого материала, поэтому на данный состав чехлы для сидений и подголовников в вагонах 1-го и 2-го классов также не предусмотрены» (на то это и госструктура, чтобы, резонерствуя, дать тебе почувствовать себя полуумком), тем не менее национальный перевозчик пообещал, что «в рамках программы улучшения сервисного обслуживания в пригородных поездах в 2014 году планирует изыскать средства для приобретения и оснащения состава занавесками, чехлами».

Конечно, в этой реплике меня смутило слово «программа», обозначающее в чиновничьем обиходе чаще всего нечто фантомное. Но, в общем-то, для меня, как клиента КТЖ, в этом ответе забрезжила хоть какая-то надежда.

Тут бы, наверное, стоило издать победный клич и заявить что-то вроде: «Фейсбук — сила!». И, напыжившись, порассуждать об эффективности «блогер-контроля», заодно введя в оборот новое словечко.

Но на самом деле это очень грустно. Грустно потому, что публичное порицание в качестве наказания за «плохое поведение» уместно в детском саду, да ещё, пожалуй, в младших классах школы, и странно видеть в калоше неуспевающих солидную нацкомпанию. Грустно, когда в обществе утверждается мнение, что клиент может решить проблему, только вынеся её на публичное обозрение и громогласно воззвав к совести услугодателя. Очевидно, что это свидетельствует об отсутствии каких-либо каналов коммуникации между потребителями и монополистом. Наконец, грустно, что приходится с боем выбивать само собой разумеющиеся вещи.

И Фейсбук тут в общем-то ни при чем…


Редакция

Новости Казахстана

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram. Полное воспроизведение или частичное цитирование других материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы могут быть скопированы и размещены только с подписью «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Предвыборная реклама

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика