×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
18.04.2014 в 18:03

Абай Балажан, главный редактор газеты SkifNews.kz: «Что осталось турецкого в казахско-турецких лицеях?»

Турция первой признала независимость тюркских республик, входивших в состав Советского Союза. После обретения Казахстаном независимости турки раскрыли свои объятия для братских народов и устремились на постсоветское пространство. В Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане открылись турецкие лицеи, названные по месту расположения «казахско-турецкими, «кыргызско-турецкими», «узбекско-турецкими». Позже стало известно, что за всеми этими бесчисленными лицеями стоял основатель общественного движения «Хизмет» (также называемого «движением Гюлена») Фетхуллах Гюлен, которого не без оснований считают «американским проектом».

Первым запретил деятельность турецких лицеев Узбекистан. После активизации террористов Ислам Каримов пресек деятельность этих учебных заведений на своей территории. Турция никак не отреагировала на эти действия Узбекистана…

Возникает резонный вопрос: зачем все это нужно г-ну Гюлену? Если он такой страстный поборник знаний и науки, почему же он не занимается просветительством у себя на родине?

Надо признать, что выпускники казахско-турецкого лицея на хорошем счету. Они очень успешно сдают ЕНТ. Но ничего удивительного в этом нет, и секрет такого успеха очевиден. Как известно, в лицей принимаются дети, окончившие первые шесть классов в обычной школе. При приеме они должны сдать специальный экзамен. То есть в лицей отбираются наиболее способные дети. Вероятность того, что такой ребенок скатится на «тройки» минимальна, поскольку получил хорошее базовое образование.

Не будет лишним сказать, что в лицей за счет высокой зарплаты приходят работать наиболее сильные педагоги. Все учителя — казахстанские. Из Турции приглашаются лишь воспитатели.

Возникает резонный вопрос: зачем все это нужно г-ну Гюлену? Если он такой страстный поборник знаний и науки, почему же он не занимается просветительством у себя на родине? Мне не известны великие математики, физики, химики родом из Турции. А Гюлен обратил свой взор именно на Центральную Азию.

Никакой загадки и тут нет. Все дело в религии, точнее, в «учении» Гюлена, которое он распространяет. После ваххабитов с их кровавыми терактами гюленисты, конечно, покажутся ангелами во плоти. Если в этих лицеях, как утверждается, не пропагандируют религию, то почему же с учащихся собирают по 400 долларов, на которые в Турции приобретается религиозная литература?

Самое любопытное, что вслед за Узбекистаном гюленовские лицеи стали закрываться в самой Турции. Инициатором этого стал ни кто иной, как премьер-министр республики Реджеп Тайип Эрдоган.

Что подтолкнуло турецкие власти на этот шаг? Они считают, что руководители и адепты движения «Хизмет» хотят создать «государство в государстве». Глава МВД Турции был еще более категоричен, обвинив турецкие НПО за рубежом в работе на иностранные государства, прозрачно намекая на США.

Самое любопытное, что вслед за Узбекистаном гюленовские лицеи стали закрываться в самой Турции. Инициатором этого стал ни кто иной, как премьер-министр республики Реджеп Тайип Эрдоган.

В конце концов турецкий МИД официально заявил о закрытии всех турецких лицеев за рубежом. Между тем директор департамента дошкольного и среднего образования МОН Казахстана Жаныл Жонтаева в телеинтервью сообщила, что казахско-турецкие лицеи закрываться не будут. При этом она отметила, что турецкая сторона не будет оказывать какого-либо влияния на эти учебные заведения. По словам Жонтаевой, данные лицеи финансируются за счет местных бюджетов. Лицеи патронируются акиматами, работают по госпрограммам, разработанным специалистами национальной академии имени Ы.Алтынсарина. Эти программы утверждены отраслевым министерством и зарегистрированы в Минюсте.

Сейчас в Казахстане действуют тридцать казахско-турецких лицеев. Они входят в число ста школ для одаренных детей. Из восьмисот педагогов лицеев 86% составляют казахстанские кадры (остальные 14%, скорее всего, турецкие специалисты). Тогда почему же эти лицеи называются «казахско-турецкими»? Что в них турецкого? Учебная программа — отечественная, преподаватели — наши, финансирование идет за счет Республики Казахстан… Неужели из-за нескольких турецких воспитателей? Возможно, у нас есть недостаток в высокопрофессиональных педагогах, но уж недостатка в воспитателях уж точно не наблюдается!

Никто не говорит, чтобы эти лицеи были закрыты в Казахстане. Нет, пусть они работают и дальше. Но — без идеологии, навязываемой Гюленом и «Хизметом».

P.S. Гюленизм, вопреки распространенному мнению, не столь уж безобидная идеология. Она ничем не лучше ваххабизма. И если ваххабизм разрушает внешний мир, то гюленизм наносит урон внутреннему миру человека. Казахстанские спецслужбы не отрицают, что идеи Гюлена проникли в стены казахско-турецких лицеев. Ежегодно эти лицеи дают путевку в жизнь восьми тысячам детей. Первые выпускники уже достигли возраста, позволяющего работать в органах государственного управления. И очень важно, чтобы они работали в интересах родного государства.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика