+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
18.12.2015 в 15:04

В 2016 году ожидается реорганизация ряда министерств — эксперт

Набор поручений, которые президент дал в рамках последнего послания предполагает изменения формата работы практически всех правительственных структур, заявил политолог Максим Казначеев.

Напомним, в Казахстане было расформировано агентства по делам государственной службы и противодействия коррупции и создано новое министерство. О причинах изменения структуры правительства и о том, как изменится политическая жизнь в Казахстане в новом году, эксперт рассказал в интервью корреспонденту ИА «NewTimes.kz».

Максим, на ваш взгляд, с чем было связано решение президента, о создании нового министерства по госслужбе?

— Изначально объединение агентства по делам госслужбы и агентства по борьбе с коррупцией в единый орган, было неправильное решение. В силу того, что специфика и деятельность двух первоначальных организации очень сильно различалась. И как мне представляется, на протяжении последних полутора лет, пока работал единый орган, мы увидели, что произошел определенный перекос в выполнении - больше антикоррупционных функции, нежели функции по формированию профессионального бюрократического аппарата. Именно это, один из основных аргументов, которым руководствовался президент при принятии решения о создании министерства по делам государственной службы. На мой взгляд, даже при такой схеме, сохраняется определенное функциональное противоречие.

 Дело в том, что если мы обратимся к президентскому посланию, озвученному буквально две недели назад, то там, в рамках антикризисных инициатив, президент дал поручение правительству проработать полноценную законодательную инициативу по усилению мер по борьбе с коррупцией. И поэтому, мне кажется логичным шагом, после того, как этот этап будет пройден, выведение антикоррупционной работы в структуру отдельного государственного ведомства. То есть и создание национального бюро по борьбе с коррупцией в рамках министерства, мне представляется только лишь промежуточным этапом.

То, что агентство раньше занималось и госслужащими и коррупционерами как-то мешало полноценной деятельности ведомства?

— Дело в том, что специфика работы по борьбе с коррупцией и специфика работы по формированию эффективного бюрократического аппарата - это разные направления деятельности. Они связаны с разными акцентами, в постановке задачи, цели. По большому счету, борьба с коррупцией, условно говоря, «карательная» операция, а работа по формированию профессионального бюрократического аппарата это «превентивная» деятельность. Как мне представляется, прежнему руководителю агентства по борьбе с коррупцией и делам госслужбы не удалось выдержать баланс и не удалось эффективно работать по двум этим направлениям. В связи с чем, появилась необходимость в изменении формата работы структуры.

Но при агентстве были проведены крупные коррупционные обвинения, в частности дело Ахметова, и как только вынесли экс-премьеру приговор, тут же агентство реорганизовали?

— На самом деле, я оцениваю ситуацию несколько иначе. Дело в том, что на самом-то деле, работа агентства в плане антикоррупционной деятельности может быть признана неудовлетворительной. На протяжении всего процесса по делу экс-примера Серика Ахметов, скрывались многочисленные факты. Более того, даже если отвлечься от ситуации Серика Ахметов, обратить внимание на другие антикоррупционные дела, там ситуация с качеством работы следствия по коррупционным делам тоже оказалась невысокой. И зачастую, коррупционерам, из-за недостаточной доказательной базы, удавалось смягчить себе наказания. Достаточно привести пример бывшего председателя агентства по статистике, который смог в рамках своего уголовного коррупционного дела заменить реальный уголовный срок на выплату штрафа. То есть, это все показывает, что в принципе и работа по прямому профилю Кайрата Кожамжарова она ему не очень хорошо удавалась на протяжении последних полутора лет. Я думаю, что такой аргумент как низкое качество следствия, он тоже мог быть использован, президентом, в качестве аргумента при реформировании структуры.

В целом, стоит ли ожидать очередной реорганизации правительства?

— Я думаю да, потому что если отвлечься конкретно от ситуации с агентством по делам госслужбы и борьбе с коррупции, то в целом, тот набор поручении, который президент дал в рамках последнего послания он предполагает изменения формата работы практически всех правительственных структур. В первую очередь, конечно же, министерства, отвечающие за экономическую и социальную политику. В принципе уже даже проговаривались определенные инициативы, такие например, как создание единого органа по привлечению инвестиции. Об этом говорил первый вице-премьер Сагинтаев, практический сразу после президентского послания. И таким образом, если данная инициатива будет принята в работу, будет пересматриваться пакет полномочий министерства по инвестициям и развитию, пакет полномочий министерства национальной экономики. И не исключено, что пакет полномочий министерства финансов так же будет пересматриваться, если действительно, работа по поиску инвестиции будет выводиться в подчинение одной государственной структуры.

Учитывая крайне неоднозначную международную обстановку, можно ли предположить, что во внешней политике Казахстана произойдут какие-то изменения?

— Как мне представляется, существенных изменений внешнеполитического курса ожидать не стоит. По той простой причине, что сейчас в условиях резкой интенсификации геополитического противостояния, действия крупных мировых центров сил будут становиться более жесткими и резкими. А поскольку Казахстан является объектом, а не субъектом геополитических процессов, то в данной ситуации изменить существенно свою внешнюю политику не получится. Потому что минусов, в подобных изменениях политики может оказаться больше, чем плюсов. То есть, упрощенно говоря Казахстан, изменением внешнеполитических приоритетов, может спровоцировать внешний центр сил на очень жесткие давления в отношении себя. И сейчас в условиях кризиса, я думаю, что Акорда в этом не заинтересована.

Чего стоит ждать в политике в будущем году?

— Я, к сожалению, пессимистический оцениваю перспективы следующего года. Во первых, конечно же мы будем находиться под давление социально-экономического кризиса, который будет приводит к росту социальной напряженности и протестности. Кроме того, не стоит забывать, что следующий год у нас год выборов мажилиса. Соответственно по напряженности и протестности, которые мы будем фиксировать , он будет проецироваться на действиях основных политических игроков. В первую очередь оппозиционных политических партии. Более того, я не исключаю, что отдельные умеренные партии оппозиции тоже начнут повышать градус антиправительственной риторики. То есть в следующем году, в целом президенту и правительству придется прикладывать очень большие усилия для того, чтобы удержать внутриполитическую ситуацию стабильного состояния. Конечно же, в первую очередь, необходимо обеспечить хороший, стабильный фон, для проведения парламентской избирательной компаний.

Кто из отечественных политиков может выйти на первый план?

— Очевидно, что в следующем году в 2016, будет сформирован запрос на новые политические инициативы, в плане преодоления социально-экономического кризиса. И успехом будут пользоваться те казахстанские политики, которые смогут предложить свои оригинальнее нетривиальные инициативы по смягчению последствий экономического кризиса. Но проблема заключается в том, что та группа политиков, министров которые сейчас находятся на первых позициях, они в принципе свой креативный потенциал уже выработали. Это люди, которые сформировались в период высоких цен на нефть, но они не умеют работать в стрессовых, кризисных ситуациях. Я думаю, что следующий год сформирует запрос на политиков новой генерации. Говорить персонально очень сложно, по той простой причине, эти люди сейчас находятся во вторых ролях.


Редакция

Новости Казахстана

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram. Полное воспроизведение или частичное цитирование других материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы могут быть скопированы и размещены только с подписью «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. 
Реклама на сайте

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика