×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
25.12.2015 в 12:37

Если сократить «гаишников», население вздохнет свободно — Мурат Абенов

Активные споры в социальных сетях спровоцировало предложение известного общественного деятеля Мурата Абенова сократить количество дорожных полицейских в Казахстане. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» Акмарал Сакурова попросила экс-депутата подробнее объяснить свою позицию.

Почему Вы предложили сократить именно дорожных полицейских?

— Это был обычный пост в Фейсбуке. На своей личной странице я написал свое мнение после поездки в Южно-Казахстанскую область. Там очень редко бывает снег, и, когда его очень много, по этим дорогам невозможно проезжать. Из-за этого увеличивается аварийность на дорогах. Вроде бы по логике, организация, которая должна отвечать за безопасность на дорогах, они в первую очередь в этот день должны дежурить возле школ, больниц, в местах массового скопления, торговых центров и базаров. А на юге, практически вся дорога усеяна такими объектами. Но вместо этого, они стоят на полях, на трассах с радарами и пытаются в обычном порядке поймать нарушителей.

Мне кажется, в такой день они должны были всех поднять, весь состав и у людей была бы возможность безопасно ездить по дорогам. Но, к сожалению, у людей, относящихся к этой службе, у них другие приоритеты. Водитель, который вез меня по этой трассе, он говорил, что сейчас невозможно ездить. Пока из Южно-Казахстанской области до Алматы доезжаешь, бывает, что чуть ли не каждые 10-15 км стоят гаишники. Сейчас объединили всех полицейских, участковых. И получается так, что сейчас они все стоят на дорогах.

Особенно это заметно, именно перед Новым Годом, количество полицейских, которые стоят на дорогах с жезлами или радарами увеличилось. И они как конвейер работают. И, конечно, у простых водителей, возникает подозрение - насколько это служебное рвение перед Новым Годом связано с обеспечением безопасности, а не со своими личными корыстными целями?

Когда я обратил на эту тему внимание и посмотрел официальные данные, в октябре 2015-го года, Всемирный банк опубликовал результаты смертности на дорогах во всех странах, и что оказалось? Казахстан, как и в прошлом году, входит в состав самых худших стран мира по количеству смертей на дорогах. Мы в списке стоим рядом с африканскими странами. Эксперты ВОЗ отмечают, что эти страны отличаются уровнем бедности, там ужасные дороги, старый транспорт, необразованное население и поэтому в этих странах высокий уровень смертности на дорогах.

При этом, всегда, когда поднимется вопрос уменьшить смертность на дорогах, нам единственную формулу предлагают - это увеличить количество сотрудников (полиции ред.) на дорогах. Но, обратите внимание, мы в мире относимся к пятерке стран мира с самым большим количеством полицейских на душу населения. Получается, что по количеству мы входим в пятерку лидеров, а по безопасности на дорогах в списке 15 самых худших в мире. Статистика нам показывает, что чем больше полицейских на дорогах, тем больше смертей.

 Как Вы думаете, может стоит уменьшить суммы штрафов? Так бы водителям проще было бы оплачивать штрафы, чем давать взятки?

— Один из механизмов, который продвигают борцы за ужесточение правил дорожного движения, это увеличение штрафов. И уже последние несколько лет мы бесконечно увеличиваем штрафы. Тем самым, они говорят, что увеличение суммы штрафов уменьшит количество нарушений, но ни одна страна пока не добилась успеха увеличением штата полицейских или штрафов. Сегодня у нас очень высокий уровень штрафов, получается, что простой водитель, который садиться за руль, он должен иногда три зарплаты из-за одного, может быть, ненамеренного нарушения платить.

Сегодня достаточно серьезная проблема, что у людей очень много долгов по оплате штрафов. Они запредельные. И человек, который нарушил правила, и не платит штраф из-за низкого дохода, он автоматический становится двойным правонарушителем. Первое - он нарушил ПДД, второе - не оплатил штраф. Это может быть не такое страшное преступление, и из-за этого, мы из простого водителя делаем серьезного правонарушителя, который не выполняет решение суда. Получается, что мы выталкиваем наших граждан из правового поля. Такое психологическое давление на людей, которые хотят оплатить, но не имеют возможности, сказывается на их отношении к закону. Они просто перестают уважать закон.

Если обратиться к статистике, мало кто из руководства службы может похвастаться, что количество бюджета увеличилось в разы. Штрафы увеличили, но поступлений в бюджет меньше? Во-первых, люди не оплачивают, потому что денег нет, или же часть уходит в карман. По-другому я это не могу объяснить. В принципе, увеличение штрафов не приносит результатов. Я думаю, надо снизить штрафы, тогда эти нормы начнут работать.

Но если сокращение все-таки коснется дорожных полицейских, как это повлияет на их работу?

— По-моему мнению, надо сократить количество полицейских на дорогах, больше установить различных цифровых систем, фото и видео регистраторов. Так деньги будут поступать в бюджет, кроме того, не будет прямого контакта между дорожными полицейскими с водителями. А так у нас используются цифровые технологии, но, в то же время, количество полицейских на дорогах не уменьшается.

Если мы их сократим, оставшиеся будут работать эффективнее. И сегодня для нас важно чтобы они именно так работали. Так же надо перераспределить их работу, например, направить их на профилактические мероприятия. Так мы сможем добиться эффективности. Зачем проводить ночные рейды? Надо работать так обычном режиме. Если до сих пор наши граждане не боятся ездить пьяными за рулем, значит в остальных случаях, когда рейды не проводятся, эти люди имеют возможность откупиться. К примеру, если бы у них не было бы уверенности как-то решить этот вопрос, договорившись, наверно тех, кто рискует садиться за руль пьяным, было бы значительно меньше. Получается, полицейские потворствуют нарушителям, берут взятки, отпускают представителей различных служб, и толкают на новые нарушения. Потому что нет неотвратимости наказания.

Сегодня если провести опрос среди населения — какая служба самая коррупционная, я не удивлюсь, если люди назовут именно ситуацию на дорогах. Почему ведомство не наводит порядок у себя? Почему мы говорим во время кризиса, что сейчас в нашей стране стоит достаточно серьезная проблема пополнения бюджета, содержания государственного аппарата. И в таких моментах приходит вопрос: «А какие службы у нас неэффективно работают, куда мы вкладываем деньги, но нет результатов?» и в первую очередь мне в голову приходит служба, которая занимается безопасностью на дорогах. Если мы сократим их наполовину, страна от этого хуже жить не будет. Наоборот, будет жить лучше, мы сэкономим деньги. Ну, а остальная половина? Оставить честных и принципиальных, которые будут заниматься профилактикой на дорогах. Во-первых, мы сэкономим деньги, во-вторых они будут более эффективно работать, и в-третьих население вздохнет свободно.

Я заметил, что на мой обычный, утренний пост у себя на странице ФБ, столько лайков, перепостов, комментарии, несколько изданий перепечатали мои слова. Много звонков после этого поста было со стороны населения, представителей различных органов. И в интернете я вижу поддержку, мне кажется это показатель того, что у людей наболело уже. Эта служба не вызывает доверия. Иногда действия сотрудников дорожной полиции вызывают раздражение. Я вот вижу по реакции, что это актуальная тема для людей. Могу признаться, что ко мне за эти дни поступали звонки с просьбой эту тему много не поднимать.

Вы написали, что дорожные полицейские вместо того, чтобы предупреждать водителей об опасностях на дорогах, продолжают «охотиться» на них. Но ведь и многие автовладельцы предпочитают «решать вопросы» взятками. Может стоит все-таки сначала разобраться с этим?

— Это тоже привычный аргумент, тех, кого поймали за взятку, дескать, взял потому что мне дали. Мы знаем, что сотни тысяч водителей предлагают взятки. А мы слышим о сотнях тысяч уголовных дел за то что предлагают взятки? Нет. Молча берут и все! Это преступление! Если мы будем сажать тех, кто дал взятку, будем их наказывать, то в дальнейшем люди будут бояться предлагать деньги, а полицейские брать их.

Спасибо за интервью!

Самые интересные новости в нашем Telegram-канале


Редакция

Новости Казахстана

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram. Полное воспроизведение или частичное цитирование других материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы могут быть скопированы и размещены только с подписью «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. 
Реклама на сайте

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика