×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 7897

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
29.01.2016 в 12:21

Человек с киноаппаратом Еркинбек Птыралиев: «Все подчиняются кадру!»

Операторы в кинематографе - особая неприкосновенная кинокаста. Могучие, молчаливые, спрятанные между светом и тенью режиссера, продюсера, актеров либо  своих кинокамер и осветительных приборов, по сути, именно они остаются главными живописцами, трюкачами и каскадерами на съемочной площадке. Сегодня весь мир восторгается  акробатической камерой Эммануэля Любецки или танцующей Лука Бигацци, а между тем, в казахском кино тоже складывается новая интересная формация молодых операторов, стремящиеся показать невозможные возможности киноизображения.

 

Как раз об этом возможном  для читателей ИА «NewTimes.kz» кинокритик Инна Смаилова беседует с Еркинбеком Птыралиевым - одним из молодой и энергичной когорты людей с камерой, уже успевшим попасть в  крутые номинанты лучшего оператора на международную кинопремию «APSA» (фильм «Хозяева»), аналога азиатского «Оскара».

Все знают что делает режиссер, актеры, но оператор, как правило, ассоциируется как человек, фиксирующий изображение на камеру, расскажи в чем все-таки заключено волшебство операторской работы?

- Оператор связан с изображением, и в кино он является автором изображения. А в изображении главное свет, как без света невозможно жить, так и кино, чтобы ожило, нужно изобразительно выстроить свет и тень, а потом уже и цвет, и композицию. Только с помощью одного света и ракурса можно рассказать целую историю и любого героя показать с плохой и хорошей стороны.

Например, из моих учителей и кумиров в кино, кто лучше всех работал со светом, наверное, это Сергей Урусевский, особенно в картине «Летят журавли». А в цвете - это Витторио Стораро, который очень тонко работал с цветом, не боялся разных цветовых сочетаний. В нашем кино мы учились у Булата и у Аубакира Сулеевых. У Булата Калиевича - стиль такой- он освещал очень ярко, тени у него были глубокие, всегда у него в фильмах -  яркий, контровой рисующий свет. А у Аубакира Калиевича учились детальным тонкостям работы со светом - с каждыми деталями вплоть до прописывания лучей на стене.

Булат и Аубакир Сулеевы- представители операторской школы, которая мощно показала себя в казахском кино в90-е годы прошлого столетия. Сегодня –сформировалось, свободно снимает, уже получает международные награды новое поколение операторов -  Азиз Жамбакиев, ты сам, Азамат Дулатов, Макс Задарновский и др., чем похожи, чем не похожи вы на своих учителей, как  изменилось отношение к съемке, к картинке?

- Сейчас у нас в кино настал цифровой век. И сегодня операторы смело снимают на цифровую камеру. Но всеравно все зависит от мастера, его отношения к съемке. Мне очень повезло в этом плане, с первого курса нас Булат Калиевич Сулеев устраивал на работу ассистентами на «казахфильмовские» картины, и мы работали на площадке, именно эта практика на фильмах послужила пониманию – как снимать. Потом ходили сами, все рядом молодые и учились снимать друг у друга, что послужило началом движения современных наших операторов.

Конечно, с техникой съемка стала попроще, в том плане, что мы сразу видим изображение и смело работаем со светом и цветом. Но для меня остается главным девиз мастера - надо всего добиваться на съемочной площадке.

Сейчас, действительно, снимаютмного хороших операторов, а ведь все друг у друга учились. Азамат Дулатов сначала с Максом Задарновским, аАйдар Оспанов, Айвар Кадырбаев, я, Сабит Сементаев, -  мы все у Азамата Дулатова, на первом курсе ходили к нему, смотрели, помогали, стояли рядом. У молодых операторов нет обособленности, все сейчас открыто помогают друг другу, и это помогает. И, что еще дало возможность стремиться и стать кем-то –это тогда проходившийреспубликанский, студенческий кинофестиваль «Дидар». Первым там получил  премию по операторскому – Азамат Дулатов за фильм «Дорога» ( реж. Ж.Пошанов). Это нас так вдохновило так, что мы на следующий год уже готовили по пять работ и постоянно снимали.

И ты же сам тоже получил на этом кинофестивале приз за «Лучшую операторскую работу», за какую картину?

 - Да, за фильм «Ұлу» режиссера Шарипы Уразбаевой. На этом кинофестивале мы стремились показать себя, эта была та площадка, за которую благодарны. И еще нам помогла творческая аура академии искусств им.Т.Жургенова, где мы все были вместе.

2014 год - для тебя особенный год. Состоялся твой дебют в большом кино в качестве оператора-постановщика в фильме «Хозяева» режиссера АдильханаЕржанова. «Хозяева» - удивительная картина сама по себе, успешно прошла по мировым фестивалям, включая официальную программу Каннского МКФ, и две номинации на азиатский «Оскар», кинопремию «АПСА». Это фантастическое достижение. Что для тебя работа в «Хозяевах», особенности работы на этом фильме, на что обращал внимание?

 - Все зависит от группы и режиссера. Когда первый раз познакомились с Адильханом, попросил у него предыдущие работы, посмотрел его «Строителей» и побоялся с ним работать, он сам в качестве оператора снял фильм, и там такие шикарные кадры и атмосфера, что я потом спросил Адильхана: «Зачем я тебе нужен?». И он ответил: «Мне нужно, чтобы ты работал со светом, твой ключ - это свет». Удивительная черта Адильхана, он мне сразу сказал, всегда задавай мне вопрос, например, я тебе говорю снять средний план, ты в ответ - зачем для меня средний план, и, наоборот, если ты будешь предлагать, уже я буду спрашивать, чтобы не снимали проходящие планы просто для красоты.

И сами ребята съемочной группы – СерикАбишев и др.- открыты и все участвуют в работе сообща. С художником повезло - ЕрмекУтегенов, который все понимал, всегда со своими идеями, все на площадке подчинены фильму, все были подчинены кадру.

Адильхан никогда не торопил, тщательно готовились. Каждый день выезжали на объект, фотографировали много, фотографировали, делали раскадровки, потом Адильхан приходил со своими раскадровками. Вообще, на съемке не было никакой диктатуры, если кто и кричал, то только оператор. И еще Адильхан заставил меня удивительную вещь сделать, заставил меня работать с плохими приборами, и удивительно, когда после Канн уже встретился с его мастером режиссером Дамиром Манабаем, тот, посмотрев фильм, сказал –«вот видишь у тебя мозги заработали». То есть, если что-то не хватает на площадке, это идет в профессиональном плане к лучшему, заставляет искать и экспериментировать.

Мне кажется твоя заслуга в общем успехе фильма - это в твоем умении наполнять пространство и композицию светом так, чтобы все дышало и создавалось от изображения ощущение мечты. Как это получилось само собой или целенаправленно с помощью чего-то?

 - Наверное, само собой, мы экспериментировали, использовали нестандартный подбор оптики, и я сразу сказал режиссеру, что мы будем использовать фильтры,чтобы получился эффект воздушности, как будто на переднем плане что-то стоит такое, и складывается ощущение, что за пределами происходит необычная история

 Что было после «Хозяев», какие планы?

 - Потом удалось поработать на игровой картине «Однажды в детском доме» (продюсер Сергей Азимов) тоже молодых режиссеров СерикаАбишева и РусланаМагомадова (Россия), это был интересный опыт в профессиональном плане. И попробовал себя в разных видах - на телесериале и съемках социальных роликах. Последняя работа в документальном кино с известным казахским режиссером Сламбеком Тауекелом, фильм о Тохтаре Аубакирове «Тұңғыш».Тоже полезно, совсем другая школа и атмосфера на площадке, такое уважительное отношение к оператору, все было подобострастно подчинено камере.

А так, преподаю в Астане в Казахском национальном университете искусств, есть своя мастерская вместе с МейрамбекомАбдикаримовым  студентов-операторов, стараюсь передать свой опыт и своих учителей, вывожу, как могу их на съемочные площадки Алматы, где сам работаю. И в совсем ближайшее время – главная моя профессиональная перспектива – стать отцом!

 Инна Смаилова, кинокритик


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика