×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
28.08.2014 в 14:56

Сергей Смирнов, экономический обозреватель: «Внутренний рынок ГСМ будет испытывать дефицит до 2019 года»

Вечером 21 августа министерство национальной экономики официально повысило  розничную стоимость литра бензина Аи-92 со 115 на 128 тенге. Запоздалое повышение стоимости бензина Аи-92 не стабилизировало рынок.

Однако даже если принять на веру утверждение «КМГ», что текущих запасов бензина на нефтебазах достаточно, розничные АЗС напрямую получить необходимые им объемы топлива с них не могут. Они должны подать заявки в акиматы, где идет распределение выделенных министерством квот. Но в последние месяцы многие из этих заявок удовлетворялись лишь частично. В Казахстанской топливной ассоциации таких фактов  предостаточно.

Установление новых предельных цен на розничную реализацию Аи-92 (128 тенге) не решает и проблему с импортом российского бензина, закрывающего до 40% спроса.  Если до февральской девальвации оптовые закупки бензина в России позволяли  нашей рознице сводить концы с концами, то сейчас завоз российского топлива стал убыточным. Так, стоимость литра бензина Аи-92 на российско-казахстанской границе составляет около  125 тенге.  Но если  к этой цене добавить транспортировку, хранение, операционные расходы, то конечная цена превысит 150 тенге.

Дело в том, что добывающим компаниям выгоднее поставлять нефть на экспорт, а не на отечественные НПЗ. Так, при поставке сырья на завод они должны платить НДС, чего нет при экспорте нефти.

Спрашивается, где владельцам АЗС брать бензин: заявки в акиматах не удовлетворяются, российский бензин «непроходной» по ценам?  Напрашивается вывод о том, что дефицит топлива в стране создан отнюдь не «жадными» владельцами заправок.

Среди возможных причин  дефицита топлива остаются  и его оптовые цены, механизм образование которых совершенно не прозрачен. В конце марта прошлого года заинтересованными госведомствами было принято решение, чтобы миннефтегаз к маю внес необходимые изменения в законодательство, позволяющие регулировать оптовые цены. Однако это поручение так и не было выполнено. Более того, в сентябре 2013 года У. Карабалин, бывший тогда министром нефти и газа, заявил, что считает нецелесообразным до завершения модернизации НПЗ вводить регулирование оптовых цен.

Поскольку поставщики сырья являются и владельцами произведенных нефтепродуктов, то непонятно в чем заключается нецелесообразность. Разве  только в том, что поставщики потеряют  часть доходов? Ведь отсутствие открытой информации позволяет оптовым поставщикам безнаказанно манипулировать ценами.

Ведь отсутствие открытой информации позволяет оптовым поставщикам безнаказанно манипулировать ценами.

Вызывает вопросы и то, как определялись новые цены на топливо. Дело в том, что девальвация тенге и падение мировых котировок на нефть  (с 19 июня по 19 августа цена барреля нефти сорта Brent снизилась со 115 до 101,6 доллара) должны автоматически приводить к изменению предельных розничных цен на все регулируемые  виды топливо. Однако изменилась лишь стоимость бензина Аи-92, причем на 13 тенге, что  подозрительно коррелирует с майским увеличением стоимости дизтоплива на эту же величину. Получается, что таким образом  власти вернули прежнюю разницу цен между ними.

В мае был утверждён единый оператор на ввоз российского бензина Аи92/93 и Аи95/96.  Правда, в отличие от мая прошлого года, единым оператором стал не триумвират компаний («Petroleum Opereting», «Petrosun» и «ҚазМұнайГаз Өнімдері»), а одна – «ҚазМұнайГаз Өнімдері». К каким негативным последствиям привела прошлогодняя монополизация права на импорт российского топлива этим посредником все, кроме, по-видимому, профильных ведомств, прекрасно помнят: дефициту и росту стоимости бензина Аи 92. В этом случилось тоже самое. Отдача импорта единому оператору привела к тому, что даже «Газпромнефть» не могла завозить необходимые ей объемы.

Три казахстанских нефтеперерабатывающих завода не дают  топливо того количества и качества, которое нужно потребителю. Наши заводы суммарно производят 1,9 млн тонн бензина Аи-92 (при потребности в 2,8 млн тонн)  и около  4 млн. тонн дизельного топлива (при потребности в 4,6 млн. тонн). Дефицит покрывается импортом из России.

Правительство запоздало с модернизацией этих НПЗ. В январе  текущего года Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости строительства современного НПЗ и поставил задачу определиться с его месторасположением и мощностями. Однако с тех пор чиновники как будто воды в рот набрали; ничего об этом новом заводе не слышно.

Если до февральской девальвации оптовые закупки бензина в России позволяли  нашей рознице сводить концы с концами, то сейчас завоз российского топлива стал убыточным. Таким образом, внутренний рынок нефтепродуктов будет испытывать дефицит топлива как минимум до начала 2019 года.

Дело в том, что добывающим компаниям выгоднее поставлять нефть на экспорт, а не на отечественные НПЗ. Так, при поставке сырья на завод они должны платить НДС, чего нет при экспорте нефти 

В целом сложившаяся в стране  ситуация с ГСМ – результат системных ошибок министерства нефти и газа, которое в течение  всех лет независимости не только не может наладить эффективное управление нефтеперерабатывающей отраслью и обеспечить страну необходимыми объемами качественных ГСМ, но и даже создать предпосылки для стабилизации на топливном рынке. Периодически возникающий дефицит того или иного вида горючего гасится повышением цен на него.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика