×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
08.10.2014 в 12:08

Айгуль Соловьева, депутат мажилиса: «Каким быть бюджету на 2015-2017 годы?»

6 октября состоялось заседание фракции «Нур Отан» в мажилисе парламента. В рамках этого заседания был вынесен вопрос о республиканском бюджете на 2015-2017 годы и его соответствии предвыборной платформе партии - «Казахстан. Цели 2017. Национальный план действий», который включает 14 направлений и состоит из 195 задач, по которым, согласно перечню определено триста показателей прямых и конечных результатов. По ним проводится мониторинг их исполнения, анализом его результатов занимается специальная структура в ЦАП. Внедрен институт кураторства по каждому направлению, которые отслеживают этот процесс, обсуждают проблемные вопросы с целевой группой и заинтересованными сторонами. Затем вносятся предложения для корректировки и оценки, а ЦАП на постоянной основе информирует депутатов фракции.

«Стратегия 2050» является основополагающей и носит приоритетный характер для фракции партии «Нур Отан». Темпы динамики развития нашей страны и вызовы, с которыми мы сталкиваемся, нацеливают нас переосмыслить и находить новые подходы к их решению путем выполнения задач по выходу на уровень тридцати развитых стран. Достижение целей требует принятия необходимых мер и работать на опережение, но для этого необходима трансформация, схожая с инновацией. Первый шаг в этом направлении уже сделан: компактное правительство прошло этап создания, оно не должно сводиться к формальному сокращению и увольнению, а претерпеть глубинные структурные изменения. И это не дань моде, трансформация должна придать ускорение его работе, что предполагает оценить КПД в реальном времени и научиться управлять комплексностью.

Поступивший в парламент бюджет не придал оптимизма и демонстрирует, что в нем еще множество пробелов. В качестве примера можно привести всем знакомую тему школьного образования. В этом разделе целью обозначено обеспечение доступности качественного предоставления услуг в этой сфере. Логика подсказывает, что на выходе качество должно замеряться не размещением заказов, долей внедривших е-лёнинг и тем более не мероприятиями. Качество образовательных программ должно стать первостепенным, навыки преподавателей, способных доносить и обеспечивать получение знаний школьниками, а также умение их применять. В программе присутствуют подобные посылы в описательной части, но они не вошли в показатели качества и эффективности, поскольку они изобилуют конечными и прямыми результатами, как ориентировочная доля прошедших повышение квалификации. Всем известно, что Казахстан в течение многих лет занимает первые строчки по суициду, но эффективность оценивается через предполагаемую стоимость обучения 1 слушателя таких курсов.

Не претендуя на серьезный и детальный анализ в его классическом понимании, а на примере только одного министерства по нескольким конкретным направлениям можно увидеть принципы и подходы, которые не в полной мере отражают нужды и потребности людей. Однако это не подразумевает, что это касается только его, они типичны и ими грешат практически все государственные органы при планировании. Опираясь на позиции, обозначенные в предвыборной платформе партии, видно, что обещания, данные нашим избирателям, выстраивались, исходя из ожиданий граждан нашей страны.

В случае, если следовать этому принципу, то наболевшей и набившей оскомину темой, которую поднимают СМИ и избиратели, это дороги, их состояние и вечный ремонт. Картинка складывается так, что по состоянию на 2013 год общая их протяженность составляет 135 тыс. км., из них 97,4 тыс. - общего пользования, 23,5 тыс. - республиканского значения, на 1 января 2014 из которых состояние оценивается как хорошее и удовлетворительное - 81%. 73,9 тыс. км дорог местного уровня по этим параметрам оценивается - 66%, ежегодный прирост по этим двум позициям будет составлять 2%, то есть речь идет о 6% в общем. 44 тыс. улицы населенных пунктов и 11 тыс. - подъезды к хозяйственным субъектам. Соответствует ли это действительности, каждый читатель может ответить сам.

За последние 13 лет на развитие отрасли, включая местную сеть, уже было выделено 1,859 трлн. тенге, конкретно в 2013 году - 323,2 млрд. За эти годы из 97,4 тыс. км подвергнуто реконструкции и различным видам ремонта более 51,9 тыс. км, в том числе республиканской сети – 28 тыс. км. Транзитный коридор «Западная Европа-Западный Китай» финансируется из трех источников, основную долю из них составляют внешние займы пяти международных институтов на 5,5 млрд долларов США.

Обсуждаемый бюджет и программы по нему закладывают на «Развитие автомобильных дорог на республиканском уровне» 635 млрд. тенге на четыре года, которые направляются на 10 продолжающихся проектов. Причем, если обратить внимание на описание, которое можно рассматривать, как цель «Восстановление и развитие сети автомобильных дорог республиканского значения, отвечающей современным требованиям для безопасного и бесперебойного проезда транспортных средств», вызывает позитив и доверие, если вдуматься в смысл заявленных намерений. В случае, если это так, то из другой программы «Капитальный, средний, и текущий ремонт, содержание, озеленение, диагностика и инструментальное обследование автомобильных дорог республиканского значения» следует, что качество как бы обеспечено не будет. Исходя из того, что уже запланировано и предусмотрено «количество направленных предписаний по устранению замечаний ГУ облжоллаборатория в количестве 1958, то есть получается на каждые 2,5 км? Причем затраты по ним на 1 км автомобильной дороги растет от 27700 до 51700 с пропорциональным ростом объема бюджетных средств, как на ремонт, так и на устранение замечаний с 35, 880 до 41 млрд тенге, получается? Это принцип 5 ступенчатого контроля?

Помимо этого, существует и такая программа: «Обеспечение качества выполнения дорожно-строительных и ремонтных работ» протяженностью уже 11 тыс. км, причем заведомо запланировано количество выявленных нарушений около 8800, выездов на объекты более 13 тыс. раз, то есть больше, чем на 1 км. Объем затрат на единицу закладывается от 185,9 тыс. до 310,5, общих бюджетных средств от 407,367 до 641,861 млн, за каждый год, а их три. В сумме, если прибавить к затратам, которые ранее были приведены, то стоимость на единицу увеличивается, а значит и общий бюджет?

«Целевые трансферты областным и двум городам на развитие транспортной инфраструктуры и на финансирование приоритетных проектов транспортной инфраструктуры, а также на изъятие земельных участков для государственных нужд» заложены суммы 220,3 млрд на строительство и реконструкцию. От 4,9 до 7,5 млрд тенге - на ремонтные и из них, Западно-Казахстанской - от 22 до 134 км, они также предусматривают предписания, для от 1,9 до 2,4 млрд. В дополнение есть и строка в бюджете «Услуги по организации работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог», на которую выделяется от 1,88 до 2-х млрд тенге.

Вторая тема, которая волнует предпринимателей и инноваторов, это «Целевые трансферты на развитие индустриально-инновационной инфраструктуры и отдельно на г.Алматы на развитие специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий». По ней заложены средства в сумме 11,405 млрд тенге и 5,247 млрд тенге соответственно, которые также направляются на эти цели, и их можно отнести к востребованным и реальным. Однако сопутствующие или поддерживающие ее программы «Содействие продвижению экспорта казахстанских товаров на внешние рынки» направляются на семинары и обучение, а показатели не нацелены на результат, несмотря на то, что сумма составляет 5,429 млрд тенге. «Исследования в области индустриально-инновационного развития» - 3,855 млрд тенге, в конечном счете сводятся к оценке средней стоимости, а например, не на долю вклада в ВВП. «Оплата услуг институтов национальной инновационной системы» - 3,5 млрд. и «Услуги по обеспечению стимулирования инновационной активности» на сумму 0,414 млрд, а также «Услуги по сопровождению Государственной программы в этой сфере» 0,859 млрд. «Содействие привлечению инвестиций» нацелена на проведение бизнес форумов (роуд шоу) по презентациям, сервисные услуги и сопровождение инвесторов, а сумма для этого составляет 10,152 млрд. Безусловно, они, в основном и вызвали вопросы депутатов фракции: каков эффект от почти 5 млрд тенге, которые расходуются на прогнозирование, сопровождение, стимулирование, управление инкубированием, проведение конгресса, мониторинг, телемосты и презентации? Причем «Стратегия повышения отраслевой конкурентоспособности Казахстана» и «Услуги по привлечению инвестиций функционированию и развитию специальной экономической зоны «Парк инновационных технологий», которые несут признаки практической реализации, почему то сумма составляет 222,6 и 136,5 млн тенге. Выходит, что малыми ресурсами можно наладить функционирование специально предназначенного для этого института, то есть инноваторов, содействовать им и стимулы выработать для повышения конкурентоспособности? Депутаты желали понять, сколько же наша страна может привлечь инвестиций и какую долю в них займут затраты по ним? Беспокойство вызывал и вопрос: а не получится ли, что эта пропорция не сложится в сторону превышений и кто понесет ответственность, с учетом того, что этот процесс идет не первый год, а также ведется ли такой анализ?

«Предоставление инновационных грантов» - финансирование предусмотрено на сумму 21,142 млрд, причем в нее входит и услуги оператора, в связи с чем напрашивается вопрос: какова доля из них на содержание аппарата оператора и что включает их деятельность? Получил ли хоть один грант практическую реализацию? Препятствует ли развитию инновационному развитию само его определение, поскольку опыт в присвоении грантов демонстрирует, что их выделяют за разработки, которые велись еще в Казахской ССР, но по существующим ныне признакам инновационности их относят к ним? Просчитывался ли финансовый эффект от них и если да, то каков он?

Существует и такая программа, как «Содействие развитию местного содержания», на ее исполнение заложены расходы в сумме 1,761 млрд. несмотря на то, что в рамках ЕВРАЭС и ВТО подобное содействие, возможно, и неактуально, поскольку согласно их процедурам и правилам такой подход не приемлем. Кроме того, тема уже исчерпала себя, исходя из того, что в ней предусмотрены мероприятия по определению стратегически важных направлений, сбор информации, оценки возможностей рынка, проведение конференций, форумов, круглых столов, несмотря на то, что этот процесс уже должен завершаться.

«Увеличение уставного капитала АО «Зерде», а также юридических лиц, осуществляющих свою деятельность в области связи и информации» - расходы 2,215 млрд. и 25,718 млрд. Какой эффект от их существования? Финансовые ресурсы для обеспечения безопасности уже заложены в других программах. Как вяжутся они с законопроектом «Об ограничении участия государства в предпринимательской деятельности»?

В прошлом году наш комитет по экономической реформе и региональному развитию уже поднимал тему космической отрасли и давал рекомендации по этому вопросу. Суть его сводилась к тому, что Казахстан, развивая космическую сферу, может внести свой вклад и решать востребованные задачи. В связи с чем у депутатов возникает вопрос: целесообразно ли дублирование по другим программам и сферам на цели исследования? Важно заметить, что затраты на нее, несмотря на ее амбициозность и практическую реалистичность, а также возможности высокой точности разрешения не требует такие уж большие ресурсы, по сравнению с другими. «Увеличение уставного капитала АО «Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары», и «Создание космической системы научно-технического назначения». Заложенные по ним финансовые средства составляют 12,76 и 11,2 млрд, поэтому необходимо разобраться с учетом расходов по другим программам таких как «Формирование геологической информации», «Региональные, геолого-съемочные, поисково-оценочные и поисково-разведочные работы», «Мониторинг минерально-сырьевой базы и недропользования, подземных вод и опасных геологических процессов» на общую сумму около 82 млрд тенге. Однако для этого необходимо получить ответ на вопрос: способна ли космическая отрасль проводить аналогичную и схожую с другими министерствами деятельность по формированию сведений важных и востребованных государством по геологоразведке, мониторинга недропользования, запасов воды, карты сельхозугодий и многих других, то исходя из него нужно перераспределить средства или изменить показатели для достижимости конкретного результата.

То есть тема, которая обсуждалась депутатами, это программа в рамках направления «Производительность-2020», которая по своему замыслу амбициозна и многообещающая и ее результаты можно реально замерить и оценить. В то же время, расходы по ней составляют 0,596, а обслуживающие ее и сопутствующие ей «Прикладные научные исследования в области промышленности» и «Обеспечение хранения информации» обходятся бюджету в 7,893 млрд, не считая услуг технического регулирование на сумму 9,6 млрд, когда сама промышленность составляет малую долю? Показателем прямого результата является количество конкурсов и разработанных НД по стандартизации, в количестве 3,5 тыс. Вопрос, сколько их в течение 20 лет разработали? Нуждается ли в них экономика, исходя из того, что идет процесс унификации с международными и в рамках ЕВРАЭС? Затем предусмотрено пополнение и перевод на международные, а также баз данных, но их почему-то только 2, получается для собственного пользования, тогда зачем остальные? Семинаров 145, оценка проектов на предмет соответствия 36 и сопровождение реестра, эффективность замеряется средними затратами на один из них. Продвижение экспорта на сумму 5,4 млрд? Не совсем понятно, зачем 955 и 781,3 млн предусматривается на формирование реестров в этих сферах? Напрашивается вопрос, что до этого не было информации, что значит реестр и насколько целесообразны такие затраты? Может, их эффективнее пустить на модернизацию посредством субсидий и одновременно вносить в реестр?

Анализ обращений граждан и учет мнения общественных организаций позволяет партии «Нур Отан» выявлять наиболее проблемные зоны, ставить эти вопросы перед исполнительными органами, искать на них ответы. В итоге, все эти меры и шаги дадут шанс улучшить качество планирования бюджета и его исполнения, а также высвободить финансовые ресурсы и направить на социальные нужды в соответствии с предвыборной платформой партии.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика