×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
11.04.2014 в 13:58

Айгуль Омарова, публицист: «Все мы — дети ажешек и аташек, Или Ермек Турсунов как раздражитель для тех, кто не знает Отечества своего»

В кинотеатрах страны идёт показ новой ленты Ермека Турсунова «Кемпір».

Новая картина Ермека Турсунова вновь вызывает споры, но - странное дело - о ней молчат в СМИ. И поэтому его картина остаётся в стороне. Но лично мне думается, что дело в другом: картину не поняли. Выросли поколения людей, не знающих историю, культуру своего народа.

Если бы Ермека Турсунова не было, то его следовало бы выдумать. Ну, кто ещё в наших казахстанских реалиях способен взбудоражить, заставить говорить о себе на протяжении многих лет? Кто ещё может так всколыхнуть местами загнивающее общество, которое лишь изредка встрепенётся, будь то новая волна девальвации или перманентные кадровые перестановки в верхах, но на том и затихнет? Что там говорить, мало у нас таких людей. Вот Ермек Турсунов – один из них. Он из той породы людей, кто не может спокойно восседать в качестве свадебного генерала ввиду заслуг. Он из тех, кому надо мчаться куда-то, идти вперёд, созидать. И то слово – футболист же, мчаться всё время вперед – его призвание.

Новая картина Ермека Турсунова вновь вызывает споры, но — странное дело — о ней молчат в СМИ. Возможно, потому что письма самого режиссёра о ситуации в стране массово обсуждаются, и на устах всех, кто их читал. И поэтому его картина остаётся в стороне. Но лично мне думается, что дело в другом: картину не поняли. И не только потому, что жанр комедии у нас основательно подзабыт за годы суверенитета, но и вследствие того, что выросли поколения людей, не знающих историю, культуру своего народа. Потому им и не понять, что пытается сказать своими картинами Ермек Турсунов, что он воспевает. Многие из них считают себя коренными горожанами, но при этом не приобщились к той культуре, которая есть в цивилизованных странах, зато успели утратить свое исконное. Турсунов же своих истоков не забыл, более того, побродив немало по свету, пожив в США, он считает своим долгом рассказать миру о своём народе, его традициях и культуре, искренне полагая, что только в сохранении древних обычаев есть залог будущего казахов. И в этом с ним нельзя не согласиться. Вовсе не к юртам призывает вернуться Ермек, а к тому, чтобы в нынешней городской суете современные жители Казахстана не утратили того, что всегда отличало казахов: уважительное отношение к старикам, гостеприимство, сохранение традиций.

Практически все ленты, снятые Ермеком Турсуновым, — признание в любви своему народу, гимн его культуре. Вот и «Кемпір» о том же.

Сюжет фильма на первый взгляд незатейлив и прост до неприличия, как уже сочли отдельные рецензенты. Живут себе в ауле четыре старика — трое мужчин и одна женщина. Ровесники, в школе учились вместе. Когда-то все трое мужчин были влюблены в первую школьную красавицу Кульпаш. Каиргали, муж, самый неказистый из них, потому как ростом не вышел. Недотёпа, Коротышка. Двое других – Байбет и Саскебай — вроде внешне лучше. Один речист, другого ростом природа не обидела. Однако Кульпаш выбрала Каиргали. В фильме есть сцена, когда Каиргали везёт свою жену в Алматы и там катает её на лодке в центральном парке им.А.М. Горького – самом популярном некогда месте отдыха алмаатинцев. Пруд и лодка не случайны — когда-то вместо уроков Каиргали катал юную Кульпаш на лодке. И в этом ответ на вопрос, почему она выбрала его.

У казахов издревле было принято, когда ровесники подшучивали друг над другом и обращались к жене своего ровесника - курдаса, как к свойственнице. Турсунов не только знает это, но и помнит, как обходятся друг с другом курдасы.

Актриса Газиза Абдинабиева — исполнительница роли Кульпаш — впервые появилась на большом экране, как и Кадырбек Демемин, актёр шоу-программы «Тамаша». Но как же оба органичны! Им веришь с первых минут появления на экране. Сколько таких пар рядом с нами — не сосчитать.

У казахов издревле было, когда ровесники подшучивали друг над другом и обращались к жене своего ровесника — курдаса, как к свойственнице. Турсунов не только знает это, но и помнит, как обходятся друг с другом курдасы. И он блестяще показывает нам взаимоотношения этих людей, без конца отпускающих шутки в адрес других, но первыми приходящими на помощь, когда нужно.

В картине использовано многое, что присутствовало в жизни казахов. К примеру, главная героиня во время медосмотра у гинеколога узнаёт, что беременна. Рожать, когда уже есть внук? «Стыд, стыд, что скажут люди?» — слетает с уст Кульпаш. А между тем, у казахов всегда так было, когда бабушки рожали в одно время с дочерьми или снохами. История казахских имён — Токсанбай, Жексенбай, Алпыскуль — оттуда.

Казахская кухня нынче часто сводится к бешбармаку, баурсакам и лепёшкам. А у казахов всегда в почёте были изделия из творога: курт, иримшик, уыз. Великолепие казахского дастархана, которое зачастую встретишь только в ауле, где сохранились мастера изготовления традиционных народных блюд, также показано в картине.

Но Турсунов не был бы Турсуновым, если бы всё свелось только к атрибутике. Нет, «Кемпір» тоньше, глубже, чем может показаться на первый взгляд. Нельзя не вспомнить, что в своих комментариях о картине сам режиссёр сказал, что снимал фильм в честь Шакена Айманова, столетие со дня рождения которого мы отмечаем. Не случайно в картине звучит песня из картины Шакена Айманова «Наш милый доктор» в исполнении Ермека Серкебаева «Надо мной небо синее». Киноцитаты, которыми щедро усеяна лента «Кемпір», использованы, надо полагать, специально, чтобы напомнить нам о великих мастерах — Амине Умурзаковой, Шакене Айманове, Ермеке Секербаеве. Их уже нет. И потому так пронзительно воспринимается такое киноцитирование.

Не случайно в картине звучит песня в исполнении Ермека Серкебаева «Надо мной небо синее». Киноцитаты, которыми щедро усеяна лента «Кемпір», использованы, надо полагать, специально, чтобы напомнить нам о великих мастерах - Амине Умурзаковой, Шакене Айманове, Ермеке Секербаеве. Их уже нет. И потому так пронзительно воспринимается такое киноцитирование.

За комедийным фасадом скрываются размышления самого Турсунова о жизни и смерти, предназначении человека, смысле его присутствия в этом мире. Фильм начинается и заканчивается с заезженной метафоры, которая предстает в виде дерева. Древо жизни — узловатый ствол, ветки, корни, расходящиеся во все стороны. Это и есть наша жизнь с её приобретениями, потерями. Как символ преемственности поколений — старик возле дерева и детишки, мирно играющие в начале фильма. И в конце фильма символ бренности нашей жизни — брошенный детский велосипед, пустой стул… Конечно, старика в праздничном наряде, да ещё с таким маникюром, как у Асанали Ашимова, в ауле нечасто встретишь. Но на самом деле всегда так было, когда старики сидели возле домов и не спеша разговаривали друг с другом. Так было, так есть и будет…

О бренности и относительности бытия напоминает и отбойный молоток в руках у президента компании «Астана моторс» Нурлана Смагулова на фоне строящейся второй очереди «Меги». Это — напоминание о том, что всё в этой жизни относительно — сегодня ты президент крупной компании, а завтра простой рабочий и наоборот. То же можно сказать и о другом предпринимателе, кандидате физико-математических наук Еркине Калиеве в роли гинеколога: а ту ли профессию выбрал выпускник республиканской физматшколы и МИФИ? Может, больше пользы обществу и стране принёс бы, выбрав профессию врача?..

…«Кемпір» не стоит смотреть тем, кто не знает Отечество своё, не помнит обычаев отцов и дедов, не интересуется ничем. Таких Ермек Турсунов раздражает, потому что они не воспринимают его метафор, не стремятся постичь потаённый, глубинный смысл его картин. Но «Кемпір» нужно смотреть тем, кто понимает, что даже в стремительно глобализирующемся мире одно делает человека человеком — память о своих корнях.


Редакция

Новости Казахстана

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram. Полное воспроизведение или частичное цитирование других материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы могут быть скопированы и размещены только с подписью «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Предвыборная реклама

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика