×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
10.05.2015 в 23:39

Зерновые перспективы Мангистау

Запуск железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран позволит увеличить экспорт казахстанского зерна в этом направлении в два раза. Об этом агентству ИА «NewTimes.kz» рассказали эксперты.

Зерновой экспортный потенциал является важнейшей составной частью экспортного потенциала экономики Казахстана. Это связано с тем, что он выступает важным фактором обеспечения самофинансирования сельских товаропроизводителей, а доля экспорта зерна определяется еще и спецификой экономического потенциала страны в целом, наличием в ней запасов минеральных ресурсов, общим уровнем развития. Для обеспечения устойчивого развития аграрного сектора и на этой основе продовольственной безопасности, особое значение придается эффективному росту экспортной продукции зернового хозяйства страны.

– Экспортный потенциал Казахстана на 2014-2015 годы планируется на уровне 7 млн. тонн. На сегодня отгружено около 4,7 млн. тонн. Отгрузка происходит в традиционных направлениях. В страны Средней Азии, Азербайджан, Афганистан, Иран (2,1 млн. тонн зерна), Россию – 119 тыс. тонн зерна, Китай – 55 тыс. тонн зерна, страны ЕС – 61 тыс. тонн, страны Ближнего Востока – 17,9 тыс. тонн зерна. Что касается перспективы в направлении Ближнего Востока, где основным экспортером казахстанского зерна является Иран, то в этом году, в связи со строительством железной дороги до Ирана, мы ожидаем, что увеличение экспорта будет в два раза, – подчеркнул вице-министр сельского хозяйства Сапархан Омаров.

Отметим, как ранее информировало ИА «Казах-Зерно», за 9 месяцев 2014 года национальная компания «Продкорпорация» отгрузила в Иран более 400 тысяч тонн зерна.

В декабре прошлого года Чрезвычайный и Полномочный Посол Арабской Республики Египет в РК Хайсам Салах Камел Ибрагим в интервью журналистам сообщил, что казахстанское зерно будет доставляться через Египет в страны Персидского залива и Африки. «Сегодня отношения между нашими странами развиваются на высоком уровне. Строительство в египетском городе Думьят терминала для хранения зерна и международного логистического центра можно отнести к положительным итогам визита министра экономики и торговли Египта в Астану. Этот центр призван обеспечить зерном страны Ближнего Востока, Персидского залива, а также Африки. Вместе с тем, он создаст новые экспортные возможности для Казахстана», – заявил Х.Ибрагим.

По его словам, до этого доставка зерна на рынки данных государств обходилась очень дорого для Казахстана ввиду большого расстояния. Но с открытием центра сотрудничество между странами будет расширено.

«Международный логистический центр будет расположен на территории 3,1 млн. квадратных метров, и стоимость проекта составляет 2,5 млрд. долларов. На начальном этапе он сможет хранить около 7,5 млн. тонн зерна в год, а в будущем его возможности составят 65 млн. тонн зерна», – сказал Х.Ибрагим.

Показатели отгрузки Ак-Бидай-Терминал

По итогам трех месяцев 2015 года АО «Ак Бидай-Терминал» уже перевалило через зерновой терминал в морпорту Актау 117 тыс. тонн зерна.

Напомним, что 2014 года явился для предприятия самым удачным и значимым, зерновой терминал перевалил рекордное за все время работы количество зерна в объеме –  682 тыс. тонн казахстанского зерна.

В компании подчеркнули, что во многом таких успехов удалось добиться благодаря современным технологиям. Помимо того, что производство работает в круглосуточном режиме, терминал оснащен системой активной вентиляции, высокоточными электронными весами и автоматизированной системой управления всем технологическим циклом. 

Терминал имеет 11 силосов для временного хранения зерна общим объемом 22,5 тысячи тонн. Производственная мощность транспортных коммуникаций позволяет принимать из железнодорожных вагонов 3 тысячи тонн зерна в сутки, отгружать в морские суда до 4 тысяч тонн.

Стратегической целью деятельности предприятия является стабилизация и увеличение объемов экспорта казахстанского зерна. С каждым годом количество компаний, работающих с зерновым терминалом, растет. На сегодняшний день это 68 компаний. Основным покупателем казахстанского зерна является Иран.

Прорыв Ирана

Зернотрейдеры подтвердят, иранцы ведут себя на казахстанском рынке уверенно: дают твердую цену, хотят крупные партии, научились обходить санкции и расплачиваются в твердой валюте. С введением в эксплуатацию железной дороги Узень – Берекет – Горган поток зерна в Иран стал полноводной рекой, и по оценкам экспертов, это только начало.

Согласно данным таможенников, за январь-ноябрь Иран импортировал 956,1 тыс. тонн зерна. Даже без цифр декабря (они опубликуются чуть позднее) можно сказать, что поставки на юг Каспия покрыли одну седьмую всего зернового экспорта Казахстана. Рекорд поставок в Иран был в 2009 году. Тогда удалось продать ячменя и пшеницы 735,5 тыс. тонн. В последующие годы арабская страна вела себя крайне не стабильно. В десятом экспорт откатился до 466,1 тыс. тонн, в 2011 включились санкции – 40,2. Затем два абсолютно ровных года: 2012 – 627,2 и 2013 – 615,4 и сумасшедший рывок в нынешнем году. Уверены, по итогам года объем экспорта достигнет отметки в миллион тонн.

Как развивалась торговля показано на диаграмме 2. Для сравнения мы взяли ближайшего соседа Ирана и еще одного адресата казахстанского зерна на Каспии – Азербайджан.

Направление на Азербайджан

Условия поставок схожие: Азербайджан покупает и много. Берет в основном зерно (никогда муку), ценитель серой культуры. Однако, как видим из диаграммы 2, еще в конце весны Азербайджан теряет интерес к ячменю, в то время как Иран только раскручивает маховик. Итог зернового дерби для Азербайджана в половину слабее соседа – 424,1 тыс. тонн.

Но и это еще не конец. В начале октября председатель правления АО «Холдинг «КазАгро» Дулат Айтжанов провел переговоры с председателем правительственной торговой корпорации Ирана (GTC) Али Гханбари и членами закупочного комитета GTC. Их итогом стало заявление о том, что корпорация GTC готова в течение 2-3 маркетинговых лет увеличить импорт казахстанской пшеницы до 2 миллионов тонн.

Сюда же можно добавить, что через зерновой терминал в порту г. Актау прошло 683 тыс. тонн зерна (читаем в отчетном пресс-релизе Продкорпорации). При полуторамиллионном экспорте только в две страны, а ведь за морем еще Персидский залив, Турция, Грузия, куда тоже идет казахстанское зерно, а в отдельные годы весьма неплохо. Железная дорога в Иран – грандиозный проект, который реализовывался с 2007 года – это хорошо. Может пора усилить и морской маршрут?

Экзотика!

«Германия в 8,9 раза увеличила импорт казахстанской пшеницы» – таким громким заголовком украсила свою заметку в конце года одно из ведущих информагенств Казахстана. Действительно, 62,4 тыс. тонн с начала года было поставлено в ФРГ. И раньше случались партии в Германию, но таких крупных не регистрировалось.

Если говорить о Европе, то весьма неожиданным оказалась и партия из 14,5 тыс. тонн, доставленная в Италию в ноябре.

Вот куда действительно приоритетнее направить взоры держателям казахстанского зерна – так это богатые берега Красного моря и Персидского залива. К которым, впрочем, оно все же изредка доплывает. Спорадичность этой торговли показывает, что это скорее случайные контракты, а с этим регионом дружить можно и плодотворнее. Импортный потенциал той же Саудовской Аравии по пшенице оценивается в 3 млн. тонн, а по ячменю страна является крупнейшим импортером – 7,3 млн. тонн. К тому же власти решают полностью отказаться от ее производства пшеницы внутри страны и перейти на закуп. Казахстан за весь год отправил сюда 3,9 тыс. тонн ячменя.

Арабские эмираты (13,1 тыс. тонн пшеницы) в состоянии купить 800 тыс. тонн зерна. Потенциал Судана (54,5 тыс. тонн пшеницы) – 2-2,5 млн. тонн; Иордании (71,5 тыс. тонн ячменя) – 1,5 млн. тонн; Ливии (12,4 тыс. тонн ячменя) – около 2 млн. тонн, Турции (60,5 тыс. тонн пшеницы) – 5,5 млн. тонн. Понятно, что это всего лишь грезы, и роли в этом денежном регионе распределены, но в настоящий момент, по мнению экспертов, у Казахстана появился шанс потолкаться с соседями на этих восточных базарах. Имеется в виду упомянутый ввод ж/д Узень-Берекет-Горган. Дорога значительно приблизила порты на юге Ирана, и в частности Бандер-Аббас, а вместе с ними и заманчивый порт Дубаи, где в эти дни тонна рядовой пшеницы стоит в районе 320 долларов.

Единые тарифные ставки при перевозке зерна

На днях в АО «Национальная компания «Қазахстан темир жолы» обсуждены вопросы  эксплуатации новой  железнодорожной   линии Казахстан – Туркменистан – Иран и тарифной политике при перевозке зерна в этом направлении.

Как известно, в декабре прошлого года главы трех государств – Н.Назарбаев, Г.Бердымухамедов, Х.Рухани – открыли  трансграничную железнодорожную магистраль Узень – Берекет –Горган.

Накануне трехсторонних переговоров  вице-президент  КТЖ Канат Алпысбаев провел встречу в двустороннем формате с вице-президентом  железных дорог  Ирана Хусейном  Ашури.

В ходе  рабочей  встречи  с заместителем министра  железнодорожного транспорта Туркменистана Бегенчем  Гельдиевым  и вице-президентом  железных дорог  Ирана Хусейном  Ашури  обсуждены  вопросы организации скоростного контейнерного сервиса по территориям  трех стран  с использованием  новой линии.

Как сообщили в пресс-службе КТЖ, рассматривались  проекты организации контейнерных поездов  из Китая транзитом через территории Казахстана, Туркменистана и Ирана в направлении Турции,  перевозки грузов, следующих в Индию, Пакистан и страны Персидского залива, о готовности  Казахстана  отправлять  ферросплавы до порта Бендер-Аббас и далее в Южную Корею, Японию.

При этом стороны,  в целях увеличения грузопотока по новой линии, рассмотрели тарифные условия по существующим и альтернативным маршрутам транспортировки. Участники встречи акцентировали внимание  на необходимости предоставления единых конкурентоспособных сквозных тарифных ставок для контейнерных поездов, а также  при  перевозке зерна из Казахстана и России в Иран до Тегерана и транзитом через территорию Ирана до порта Бендер-Аббас и черных металлов из Казахстана в Иран.

Грузопоток по железной дороге Казахстан – Туркменистан – Иран планируется на уровне около 10 млн. тонн ежегодного товарооборота. С учетом специфики перевозок грузов по железной дороге, приоритет отдаётся транспортировке продуктов переработки. В первую очередь, это зерно, которое будет поставляться иранским и другим ближневосточным потребителям. Иран является одним из крупнейших покупателей казахстанского зерна. В иранском порту Амирабад расположен зерновой терминал компании «КазАгро». С вводом железной дороги в эксплуатацию Астана планирует довести объем ежегодных поставок зерна на иранский рынок до 2-2,5 млн. тонн. По прогнозам казахстанских экспертов, потенциал агропромышленного комплекса республики вызывает большой интерес и у Объединенных Арабских Эмиратов. Строительство железной дороги обеспечит выход казахстанского зерна и на арабские страны Персидского залива.

Наталья БУТЫРИНА


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика