×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
15.09.2014 в 07:21

Профилактику религиозного экстремизма провели среди педагогов Караганды

В Карагандинском учебно-методическом центре прошла встреча по профилактике религиозного экстремизма, передает корреспондент ИА «NewTimes.kz».

Дети, как известно, наиболее сильно подвержены влиянию со стороны. Этим пользуются различные псевдорелигиозные деятели, осуществляющие свою деятельность на территории Казахстана. В целях противодействия радикальным течениям и их воздействию на общественность на минувшей неделе в Караганде прошел очередной семинар среди воспитателей, родительской общественности и директоров школ.

Основная задача прошедшего семинара с участием специалистов управления религией, в том числе и представителей христианской конфессии, заключалась в том, чтобы разъяснить педагогам основные вопросы профилактики религиозного экстремизма, а также развития толерантного отношения и межнационального согласия. Полученные знания впоследствии должны быть переданы подрастающему поколению. Тем самым, в управлении по делам религии расширяют охват различных слоев населения, что в дальнейшем позволит разворачивать пропаганду традиционных религий в более широком масштабе.

Первым докладчиком выступил руководитель управления департамента по религии Серик Тилекбаев. Он обозначил вопросы религиозной грамотности, как среди подростков, так и взрослого населения.

«На сегодняшний день анализ данных по Карагандинской области показывает: в учебных заведениях нет достаточного количества учителей, которые могли бы преподавать предмет «религиоведение» в достаточно широком смысле. Конечно, уже сейчас имеется ряд утвержденных учебников по религиоведению, но большинство их них все еще находятся в разработке. Ведь мы еще до конца не определились, какими учебниками будут пользоваться учебные заведения. Ранее был учебник по религиоведению Артемьева, но он сейчас отовсюду изымается. Для современного казахстанского общества этот учебник не совместим с теми религиями, которые в нем описаны. Там нет тех религиозных движений, которые существуют в Казахстане, взяты лишь те, что находятся на территории регионов России. Поэтому ситуация Казахстана буквально гласит о том, что необходим другой учебник, который мог бы донести до учеников и населения определенные знания».

Со слов представителей религиозных объединений и общественных организаций становится понятно, что религиозная грамотность населения страны крайне слаба.

«Другими словами, многие молодые люди не могут отличить традиционную религию (речь идет об исламе и православии) от нетрадиционной, – продолжил выступление Серик Тилекбаев. - В конечном итоге у нас происходит развал в семьях, когда некоторые ее члены становятся приверженцами разных религиозных течений. В связи с чем в обществе происходит развал, начинаются скандалы, интриги».

Аналогичная ситуация царит и в высших учебных заведениях. Только в Карагандинской области теологи отмечают десятки случаев, когда студенты уходили в различные течения, бросали учебу. Так, известно примерно о 50 молодых парнях из Жезказгана, Сатпаева, Караганды и Темиртау, которые выехали за пределы Казахстана в зону боевых действий. В Темиртау, к слову, студент третьего курса шел на «красный» диплом, жезказганские ребята работали в «Казахмысе», хорошо зарабатывали, имели семьи и по два высших образования, владея тремя языками. Что заставило их покинуть родные просторы и отправится на войну, а чаще всего – на верную смерть? Именно это сейчас и выясняют религиоведы.

«Учитываю эту ситуацию, глава государства в своем послании остро поставил вопрос о том, что не нужно создавать хаос в религии, необходимо лишь придерживаться определенного уровня, чтобы все каждый житель мог нормально существовать и жить в казахстанском обществе, - пояснил Серик Тилекбаев. – Так, в рамках борьбы с радикальными течениями была принята государственная программа по профилактике религиозного экстремизма на территории РК. В начале этого года акимом Карагандинской области утвержден план мероприятий по данному вопросу. Сегодня на территории Карагандинской области функционирует 35 информационных групп в количестве 282 человека. Мы приняли решение увеличить количество информационных групп до 38, увеличив состав до 300 человек. Также большую работу проводят 3 общественных объединения, одним из которых является «Центр помощи пострадавшим от религиозных течений».

Руководитель управления также сообщил, что с прошлого года был создан «Центр изучения и анализа проблем межконфессиональных отношений Карагандинской области». В целом же религиозная ситуация в Карагандинской области считается стабильной. Всего в ней насчитывается 312 религиозных объединений, из них 132 – исповедают ислам, 26 – православие, остальные – более мелкие конфессии. Были названы на конференции и суммы, выделяемые на борьбу с радикалами. Только в этом году было выделено 96 млн тенге на проведение профилактической работы. Освоены они будут как раз в рамках пропаганды традиционных исламских и христианских ценностей. С начала учебного года уже запланировано проведение мероприятий на территории высших учебных заведений и колледжей. Уже проведены семинары среди учащихся средних общеобразовательных школ. Лучшие теологи области доступным

языком объясняют ученикам, что такое джихад, шариат и т.д. В данный момент для укрепления позиций традиционных религий подготавливаются плакаты, билборды и заказываются стенды.

Одним из отличий прошедшей конференции стало то, что на нее был приглашен и представитель христианской религии. Религиозный деятель

Владимир Кинзирявый рассказал собравшимся об основах христианства.

«Казахстан, как один из участников глобального процесса, не может обойти вопросы терроризма и религиозного экстремизма. Общество всегда развивалось на основе культа, или поклонения чему-либо. Религия является связующим звеном любого общества до сих пор. Культурообразующие религии имеют влияние на менталитет, сознание народа, его культурных ценностей, формирование отношений внутри общества. То, что нас объединяет, в то, что мы верим – то и формирует наше внутреннее состояние. Экстремисты же – люди, которые придерживаются крайних взглядов. Религиозный экстремизм направлен на разжигание вражды, призыв к насилию, вызывающий угрозу безопасности, жизни. Необходимо воспитание духовного сознания, уважение, толерантность, взаимодоверие и взаимоуважение культур и ценностей. Тогда будет духовное согласие между всеми членами нашего гражданского общества».

Были названы религиоведом и группы рисков. Первая группа – это действия радикальных религиозно-экстремистских группировок, цель которых – изменение государственного строя. Этот процесс очень серьезный и глобальный (в качестве примера можно привести Сирию, Ирак, где есть представители нашей страны). Вторая группа – религиозная вражда, связанная с распадом СССР. Эта деятельность всевозможных религиозных и псевдорелигиозных организаций связана с проникновением несвойственных для Казахстана религиозных групп и значительно набравшей обороты сектантской активностью. В результате, по словам специалиста, происходит отрыв человека от общества, семьи, и при этом ему навязываются различные ложные ценности, чья разлагающая функция достаточно велика, а действие направлено на подрыв каноничных религиозных устоев.

«Секты начинают вести активную работу, - продолжил религиовед. - Хотя им и запрещено напрямую вести пропаганду. Они ходят по квартирам, распространяют свою литературу. Например, «Свидетели Иеговы» имеют мощную финансовую и политическую поддержку из-за рубежа. Имеют свои центры за границей, в Казахстане мы наблюдаем только их филиалы. Это настоящий вызов нашему обществу. Например, протестантские движения утверждают, что нельзя служить в армии. Отсюда и происходит возрастание конфликтного потенциала казахстанского общества на религиозной почве. Активное проникновение и подмена культурных и религиозных ценностей общества – это нам сейчас предлагает современный мир».

Причины, по которым наша молодежь попадает в эти течения, впрочем, как и всегда, прозаичны. В раннем возрасте молодые люди только находятся в режиме поиска ценностей, кои в наше время не могут дать ни школа, ни семья. Вторыми объектами становятся элементы тюремной субкультуры или религиозных течений. Противостоять религиозному экстремизму можно только их же методами - просвещением. Гражданам страны необходимо прививать историческое сознание, которое должно максимально развиваться во всех сферах жизни.

В заключение мероприятия выступил председатель ОО «Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Нурлы бiлiм» Рустем Сыздыков.

«Наиболее опасны элементы для нашего общества – те, кто уезжает в Сатпаев, Жезказган, мы тщательно следим за этими регионами. Общаемся с родителями ребят, кто уехал в ту же самую Сирию. Наши дети уезжают туда, дают им клятву, и занимаются убийством людей. По неофициальным данным, более 80% детей от 18 до 28 лет, которые выехали в Сирию, там и погибли. Молодежи внедряется в сознание программа самоуничтожения: приближается искусственно рай, мол, зачем тебе еще столько времени. Ты должен поехать, взять в руки оружие и убивать. Ребенку, которому внедрена такая программа, уже ничего не нужно. К тому же, они там получают до 1200 долларов в месяц».

Выводы отсюда складываются неутешительные. Большие потери среди уехавших за границу молодых людей складываются не только в ходе боевых действий с правительственными войсками, большая часть погибает входе междоусобной войны. Не секрет, что практически все радикальные группировки уже десятки лет воюют между собой – один факторов, почему им постоянно требуется пополнение. Или говоря другими словами – обычное пушечное мясо. Приехавших, кроме, разумеется, внедренных религиозных убеждений, а точнее – заблуждений, не ждет никакая праведная жизнь. В лучшем случае они получат в руки автомат, в худшем - пояс шахида. В заключении же председатель объединения также поведал о шокирующих случаях проявления радикального исламизма.

«Недавно я ездил в Павлодар, где преподаватель заметила, что 3 девушки начали интересоваться религией, ходить в платках, посещают мечети. Родители при этом никак не беспокоились. Учитель, к слову, русская женщина, взяла их и повела в мечеть. Благодаря этой преподавательнице все девушки не стали радикалами. Если мы видим, что среди наших учеников меняется ментальность, появляются религиозные термины, этот человек становится жертвой манипуляции сект. Необходимо пригласить теологов, сходить в мечеть. С Жезказгана, Сатпаева, Карагандинской области постоянно уезжают люди на войну. К 2014 году мы должны охватить 100% молодежи профилактической комплексной работой. В одной школе, в ходе проведения подобных мероприятий мы выявили 4 учащихся, которые становились участниками радикальных движений. У меня просьба к родителям и учителям: наблюдайте за ребенком! Если у него появились другие интересы, религиозная лексикология, с ним нужно работать. Необходимо дать ему традиционные знания. Борьба с религиозным экстремизмом – это не борьба с религией. Наша Конституция гарантирует свободу вероисповедания».

На территории РК действует горячая линия. В случае, если вы столкнулись с вышеописанными явлениями или стали частью псевдорелигиозных движений, то сообщайте об этом по телефону 114.

На актуальность проблем, связанных с деятельностью деструктивных религиозных организаций в Казахстане, обратил особое внимание Глава государства в своем Послании народу от 14 декабря 2012 года.

В частности, Глава государства отметил, что сегодня остро стоит вопрос нетрадиционных для нашего народа религиозных и псевдорелигиозных течений. Проблематичным в этом смысле является то, что деструктивному влиянию таких течений подвержены, преимущественно, наши молодые граждане. В Послании также подчеркивается, что мы не должны идти на поводу у различных социокультурных традиций, а должны формировать сознание, в том числе религиозное, соответствующее нашим традициям и культурным нормам страны. Эти установки крайне актуальны в сложившейся ситуации.

Анализ религиозной ситуации в республике свидетельствует о сохранении ряда негативных тенденций в этой сфере. Прежде всего, это радикализация взглядов у некоторой части населения в результате деструктивной деятельности идеологов фундаменталистских подходов к религии, а также религиозно-экстремистских групп и организаций. Такая радикализация чревата проявлениями религиозного экстремизма и даже терроризма. Нас беспокоит также продолжающийся процесс прозелитизма, то есть стремления обратить всех в свою веру, вследствие целенаправленной миссионерской деятельности со стороны деструктивных, в том числе некоторых нетрадиционных, но легально действующих религиозных объединений.

В отношении крайнего проявления деструктивной деятельности, какими следует считать религиозный экстремизм и терроризм, как известно, Глава государства, обращая внимание на актуальные вопросы развития общественных отношений в религиозной сфере, дал поручение разработать Государственную программу по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом на 2013 - 2017 годы. В сентябре текущего года Президент своим Указом утвердил ее. Цель Госпрограммы - обеспечение безопасности человека, общества и государ­ства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма.

Выделить какой-либо регион, наиболее подверженный влиянию чуждых религиозных течений, весьма не просто. Хотя отдельные эксперты, говоря о деструктивных проявлениях среди мусульманской части населения, чаще называют западные регионы - Атыраускую, Актюбинскую, Западно-Казахстанскую области, - в условиях глобализации процессов общественных отношений и усиления влияния глобальных информационных систем, полагаем, такая региональная характеристика весьма приблизительна и условна.

Наиболее подверженным влиянию деструктивных религиозных течений слоем общества является молодежь. И это объективно - с учетом возрастных особенностей, связанных с несформированностью устойчивых духовно-нравственных, личностных качеств молодых людей. Кроме того, у нашей молодежи самый низкий уровень религиозной грамотности и, в то же время, самый высокий уровень социальных ожиданий.

В этой связи, государственная политика в сфере профилактики религиозного экстремизма в обществе представляет собой целый комплекс взаимосвязанных мер, как информационно-разъяснительного и просветительского характера, так и социально-реабилитационного.

Глава государства в своем Послании народу «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» отметил, что экстремизм и терроризм в Казахстане имеют не идейную, а криминальную основу. Никакая имеющая глубокую историю религия, в основе своей, не преследует деструктивных целей. Более того, все мировые и традиционные религии призывают к духовному развитию и самосовершенствованию, способствуют формированию у людей положительных морально-нравственных ценностей и качеств. В настоящее время имеющие место факты экстремизма и терроризма на самом деле являются попытками использования религии и религиозной риторики для прикрытия, чаще всего, криминальных или политических целей каких-либо групп, в том числе внешних сил.

Государство совместно с самими религиозными объединениями, должно разъяснять нашим гражданам разницу между истинными религиозными учениями и деструктивной псевдорелигиозной идеологией. На это направлена и инициатива Главы государства Н.А.Назарбаева по проведению в Астане съездов лидеров мировых и традиционных религий.

В Послании народу страны Глава государства отметил, что борьба с экстремизмом не должна превращаться в охоту на ведьм и перерастать в борьбу с религией.

В республике проводится планомерная работа по профилактике распространения идей религиозного экстремизма и терроризма в рамках ранее отмеченной Госпрограммы. При этом, основным направлением принимаемых мер является информационно-разъяснительная работа среди различных групп населения.

Профилактика религиозного экстремизма через пропаганду межконфессионального согласия и толерантности, работу по сохранению и развитию духовной культуры и традиций казахстанского народа, продвижение в общественное сознание принципов светскости государства и общества, повышение религиозной и правовой грамотности населения, раскрытие сущности и пагубности радикальных религиозных идеологий.

При этом планируется совершенствовать и внедрять новые формы и методы профилактики религиозного экстремизма и терроризма с усилением роли общественных институтов: неправительственных организаций; Ассамблеи народа Казахстана; творческой и научной интеллигенции, а также лидеров общественного мнения. Чтобы повысить эффективность информационно-разъяснительной работы, будет усилена адресность профилактической работы среди целевых групп и систематизирована работа информационно-пропагандистских групп, действующих во всех регионах.

Вместе с тем, вся эта работа будет осуществляться совместно с крупнейшими традиционными религиозными объединениями страны, и, соответственно, она ни в коем случае не будет представлять собой борьбу с религией.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика