×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
24.02.2015 в 10:23

Отменят ли в Казахстане «Русскую литературу»

Следует ли отводить львиную долю программы по литературе русским классикам, пытался выяснить корреспондент ИА «NewTimes.kz».

Систему школьного образования в Казахстане лихорадит непрерывно, и эта «болезнь» носит уже хронический характер. Со дня обретения независимости в Казахстане сменились десять (!) министров образования. И каждый новый глава ведомства брался за реформу образования. В итоге ни одна из них не доведена до конца, что, естественно, крайне негативно сказывается на общем уровне среднего образования.

Не лучшим образом обстоит дело со школьными программами. Едва ли не каждый год учебники переиздаются, что создает дополнительный дискомфорт учащимся и педагогам.

Ожесточенные споры вызывают школьные программы по гуманитарным предметам, и в особенности – по истории и литературе, которые - по сути - являются столпами государственной идеологии. Между тем и история, и литература в казахстанских школах продолжают оставаться в фарватере российской науки. А «Русская литература» в казахстанских школах и вовсе в чистом виде калька российской программы по этому предмету.

Нужен ли предмет «Русская литература» в Казахстане и не пора ли заменить эту дисциплину литературой мировой, рассуждают эксперты.

Аскар Кумыран, тюрколог: «Зачем нам Фет и Кольцов?»

- Я считаю, да. Во-первых, если мы школы с русским языком обучения не считаем какими-то средними учениями для диаспоры, а полноценным средним учебным заведением, то там должна быть казахская литература, пусть и переводная и предмет «Мировая литература», куда, естественно, войдут лучшие образцы и русской литературы. Ну, вроде Толстого или Достоевского. Это действительно признанные миром авторы. А зачем вот учить не известных дальше российского ареала Кольцова или Фета? Или то же "Бородино" Лермонтова?

Можно перевести стихи Амена Байбатырулы, участника войны с Наполеоном, он тоже там описывает битвы с французами. Главное, что это местный контент, что позволяет интегрировать общества взаимно. Иначе та ситуация, когда у нас существует отдельно казахское и русскоязычное общество, будет только усугубляться.

В Фейсбуке кстати нередки жалобы родителей, когда учителя намеренно используют российские учебники. И это тоже несет риски. В первую очередь для будущего юных граждан, которые могут вырасти в отрыве от своей страны.

Марат Толибаев, блогер: «Русским классикам нужно оставить столько места, сколько они занимают в мировом рейтинге»

- Если абстрагироваться от наших политических отношений с Россией и смотреть только на ее науку, культуру, литературу объективно, то надо признать ее огромный вклад в мировой интеллектуальный капитал. Толстой, Пушкин, Достоевский во всем мире считаются классиками. Оспаривать это - значит просто показать свою обидчивость и мстительность.

Другое дело, что нельзя перегибать палку и воспринимать русских классиков, как главных столпов мировой литературы и отводить им львиную долю программы.

В идеале я бы отбросил политические соображения и оставил для русских классиков места равно столько, сколько они реально занимают в мировом рейтинге. Не больше, чтобы не раболепствовать перед "большим соседом". Не меньше, чтобы не выказывать нелюбовь к нему.

Аян Кудайкулова, писатель, светская львица: «Нужно включить в программу казахских классиков»

- Ваш вопрос прямо в яблочко! Недавно меня пригласили на одну телепередачу, не предупредив, каким будет ее формат. Авторы программы пригласили туда моих оппонентов и критиков. Они меня сравнивали русскими классиками, моих визави не устраивает то, как я пишу. С их точки зрения, конечно, я безграмотная. Но у меня двое редакторов, пиар- и литагенты. К тому же, меня нельзя сравнивать с классиками, как Толстой, Достоевский, Тургенев и Пушкин. Я современный писатель! Как Мураками, Коэльо.

Я считаю, нужна реформа школьной программы. Надо хотя бы ввести в русских школах работы наших классиков Абая, Ильяса Есенберлина, современных писателей. Почему мы не должны изучать передовую мировую литературу и почему мы обязаны изучать только русских писателей?

Мне очень нравятся английские и французские писатели. Их образы и герои. Я считаю, мы должны поддержать местных производителей, иначе не будут развиваться в стране местные творческие издатели. Я всячески против этого насилия, когда мы должны изучать только русскую литературу и историю России. Ввести надо в школьную программу рассказы и стихи, а также переводы наших писателей. После окончания средней школы дети должны знать историю своей страны, и я бы ввела в школьную программу работы наших классиков.

Это не значит, что я не ценю истинных классиков русской литературы, их произведения должен знать каждый.

Мурат Телибеков, мусульманский правозащитник: «Наше образование очень сильно зависит от политики»

- Конечно же, школьная программа должна периодически обновляться, причем не только по предмету «Литература». В нее необходимо вносить коррективы с учетом новых методических разработок, достижений современной науки и литературы, появление новых технических средств. Система образования должна непрерывно развиваться, эволюционировать вместе с обществом.

Что касается литературы, то здесь многое следует пересмотреть. К примеру, я помню, как в 8-ом классе нас заставляли читать наизусть старославянский текст поэмы «Слово о полку Игореве». До сих пор не пойму, зачем. Конечно же, приоритеты всегда будут существовать, и определяться они должны в зависимости от общего культурного фона, который зависит от этнического состава населения, его традиций и обычаев, господствующих языков. Не спорю, что, к примеру, в арабской и африканской литературе есть много шедевров. Но насколько близки нам эти культуры, и какое влияние они оказывали и продолжают оказывать на нашу страну? Границы мировоззрения необходимо расширять, но при условии, что движение происходит в определённой системе координат. Это нужно не только для того, чтобы правильно ориентироваться в окружающем пространстве, но и не утратить своих корней.

К сожалению, наша система образования очень сильно зависит от политики. Мы часто видим, как вместо того, чтобы проводить прогрессивные реформы, одну глупость заменяют другой. В школьных учебниках вдруг появилась масса странных персон, которых преподносят как выдающихся личностей; вводятся причудливые предметы. Есть ли смысл в условиях хаоса, когда в доме царит скандал и мордобой, говорить о кулинарных изысках хозяйки? Глубоко сомневаюсь.

Джанибек Сулеев, публицист: «Русская литература должна занимать достойное место в курсе "Мировая литература"»

- Разумеется, следует! Но это не значит, что надо выкинуть Лермонтова и заменить его на Ли Бо. В любом случае классическая русская литература должна занимать достойное место в курсе "Мировая литература". По той простой причине, что весь мир признает такое явление как "Русская литература". Заметьте, не японская или индийская, хотя и там есть шедевры, как древнего, так и новейшего времени...

Улан Шамшет, активист движения "Антигептил": «Школьники не должны чувствовать себя подданными чужой страны»

- У казахов есть прекрасная пословица «Ел болам десең бесігіңді түзе». На русский ее можно перевести так: воспитание нации начинается с колыбели. По этой причине одним из важных этапов воспитания и формирования нации является школьное образование. За 24 года независимости наши власти так и не смогли создать программу реформирования системы образования, которая бы не просто отвечала требованиям современного общества, а также гармонировала с нашей независимостью.

Почему вместо продвижения эпосов про наших батыров, акынов, ханов, мы до сих пор слушаем, как наши дети читают стихи о русских воинах? Складывается такое ощущение, что мы до сих пор находимся в колонии России. Я не хочу критиковать наше образование, так как его на самом деле нет как таковой по сути. Мы отдаем детей в школу, чтобы они становились полноценными гражданами независимого Казахстана, а не подданными чужой страны.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика