×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 184

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
03.09.2015 в 23:38

Фактором успеха Казахстана является Основной закон республики

Конституция Казахстана аккумулировала в себе все положения Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН, и международных пактов о правах человека и без преувеличения относится к числу наиболее передовых.

При подготовке Конституции Казахстана были изучены все международные акты в области прав человека. Таким образом, они воплощены в нашей Конституции. Никто в мире на сегодняшний день не может сказать, что наша Конституция не включила какой-то комплекс прав. Согласно Конституции республики права и свободы человека являются высшей ценностью Республики Казахстан.

Конституция Республики Казахстан была принята на общенациональном референдуме 30 августа 1995 года (с последующими изменениями и дополнениями от 1998 и 2007 годов), и является Основным законом страны. Любая Конституция, являясь основным законом государства и главным политическим документом, несет в себе идеологическую функцию. Это касается и Конституции Республики Казахстан. Обладая духовно-идеологическим, нравственным содержанием, Конституция Казахстана играет большую воспитательную роль, устанавливая взаимоотношения государства и человека, государства и общества. Конституция выражает определенные мировоззрения и идеалы, способствует формированию ценностей и норм.

Казахстан в своей Конституции выдвигает и отстаивает как высшую ценность человека, его права и свободы, а также важнейшие демократические ценности и нормы - институты народовластия и народного представительства, разделение властей и парламентаризма, гражданского общества и правового государства, многопартийности, политического и идеологического плюрализма, гласности. В Конституции Казахстана выражена главная идея государства: закрепление государственной политики, направленной на обеспечение достоинства личности, прав и свобод человека, демократических институтов, общественных ценностей.

Принятая всенародным референдумом 30 августа 1995 года Конституция Казахстана отразила волю народа и закрепила важнейшие начала демократического государственного устройства, основные права и свободы человека и гражданина, исходное положение нового экономического плана. Это дает нам право говорить, что творцом Конституции является весь многонациональный народ Казахстана, что придает ей не только высшую юридическую, но и огромную духовно-нравственную силу. За прошедшее время конституционные принципы гармонично влились в общественно-политическую жизнь государства, в котором сегодня реально существует социальное и национальное единство и согласие.

Анализируя прошедший период, по-настоящему становится понятным стратегия мышления главного инициатора принятия Конституции – лидера нации Нурсултана Назарбаева. Основной закон стал не только незыблемой основой независимости государства, но и определил приоритетные векторы развития во внутренней и внешней политике, заложил основы национальных ценностных ориентиров - любовь к Родине, гражданский долг, толерантность и единство. Именно это является залогом больших и малых побед в жизни каждого человека, ориентиром в повседневном бизнесе. Основной закон сформировал систему государственного управления - современную демократическую и политическую систему. Опираясь на ключевые положения Конституции, которые содержат весь необходимый юридический потенциал для обеспечения достойной жизни граждан, государство провело жизненно-важные для судьбы страны преобразования, построило рыночную экономику и заложило основу демократического общества.

Конституция - самый важный документ, которому подчиняются все граждане Казахстана, она отражает волю и стремление всего народа построить правовое, экономически независимое государство, в котором всем гарантирована свободная и достойная жизнь.

В целом, политическая эволюция Конституции Казахстана может быть разделена на два этапа. Первый начался в 1995 году, когда при разработке за основу была взята французская модель. В тот период необходимо было создать фундаментальные основы, заложить базис развития правовой системы страны, внедрить принципы разделения властей, заложить основные права и свободы, а также направления политического и экономического управления страной. При этом первоначально была определена президентская форма правления.

Начало второго этапа было положено в 1998 году, когда были внесены первые поправки в текст Основного закона страны. Этот период можно охарактеризовать, как уточнение положений Конституции, которые, в том числе, направлены на демократизацию главного законодательного акта страны. При этом следует отметить либерализацию при создании политических партий, а также внесение поправок в избирательное законодательство. Реформы были направлены на постепенный переход от президентской формы правления к президентско-парламентской.

Таким образом конституционные реформы были направлены на либерализацию и демократизацию политической системы и общества. При этом реформы проводились с тем, чтобы Конституция соответствовала основным международным стандартам. Как раз в этот период мировая тенденция характеризовалась развитием прав человека и гражданина. В Казахстане был создан институт омбудсмена, который осуществляет контроль над соблюдением прав человека.

С 2006 года начинается новый этап реформ, который связан с подготовкой Казахстана своей кандидатуры на пост председателя Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот период обозначен возникновением норм, способствующих развитию гражданского общества, свободы слова и средств массовой информации. В 2007 году была проведена конституционная реформа, позволившая либерализовать Основной закон страны. Были расширены полномочия Парламента, увеличена его численность, изменен порядок выборов в нижнюю палату законодательного органа, модернизирована система местного государственного управления и самоуправления. Именно с этого момента республика превратилась из президентской в президентско-парламентскую. При этом Глава государства по-прежнему остается проводником внешней и внутренней политики и обладает реальной властью для управления государством, а Парламент получил довольно широкие полномочия и возможности для решения многих проблем.

По мнению экспертов, французская модель Конституции, при которой сильный Президент и Парламент, оправдала себя в становлении и развитии казахстанского государства. Эта модель оказалась наиболее приемлемой для Казахстана, поскольку позволила обеспечить политическую стабильность и не допустить раскола общества. Молодому государству, которому необходимо развитие во внутреннем и внешнем отношении, необходима стабильная и сильная политическая элита, которая должна являться двигателем прогресса. При этом важна роль Главы государства, который должен быть как лидером, так и  арбитром, что как раз и было сделано в Казахстане.

Проводимые реформы оказали влияние на развитие прав и свобод в Казахстане. Провозгласить те или иные права и свободы - это одно дело, другое - применение норм на практике. Это общемировая тенденция, когда многие законодательно закрепленные нормы не применяются в жизни. В связи с этим хотелось бы особо отметить принятие Казахстаном Национального плана действий в области прав человека на 2009-2012 годы. В этот документ удалось включить многие вопросы, в том числе борьбу с экстремизмом и наркотиками. Это в очередной раз свидетельствует о том, что Казахстан готов применять и имплементировать обозначенные в Конституции права и свободы человека. Важно в дальнейшем продолжить работу в этом направлении, уделив внимание практической реализации принятых норм. Развитие правовой политики важно, поскольку она определят, что является законным, а что противозаконным.

Вместе с тем необходимо и дальше развивать конституционное законодательство Казахстана. К примеру, развитие государства с проведением конституционных реформ проходит поэтапный путь к либерализации и демократизации. Экономические свободы зависят от политических. То есть, если сначала не закрепить основные направления политического развития, экономика страны не будет развиваться. Важно также применение этих норм, поскольку инвесторы не придут в страну, особенно в такие важные стратегические области, как инфраструктура, нефть, развитие транспорта, если нет соответствующих гарантий. Наблюдатели отмечают и приходят к выводу, что Казахстан достиг значительного прогресса в этом направлении. Республике удалось демократизировать политические структуры, одновременно создав основу для развития экономики.

Вместе с тем Конституция Казахстана должна стать настольной книгой для всех граждан страны. Каждый уважающий себя гражданин, независимо от его социального положения и благосостояния, должен знать и уважать Конституцию. Приняв Конституцию, Казахстан получил экономическую, политическую свободу, в результате которой все годы в стране царит мир и согласие. Опираясь на ключевые положения Основного закона, в который собран весь необходимый базовый юридический потенциал, в Казахстане проведены жизненно важные для страны политические, социально-экономические преобразования.

Принятая Конституция отражает все важнейшие общественно-политические процессы, протекающие в нашей стране, основополагающими принципами которых являются углубление демократии, верховенство закона. По сути, действующая Конституция стала тем общественным договором, согласно которому государство взяло на себя обязательства по реализации и защите конституционных прав граждан, а граждане - ответственность за соблюдение Конституции и законов страны. Такие взаимные обязательства создают прочную основу для дальнейшего успешного развития государства и общества, позволяя казахстанцам смело смотреть в будущее.

В своем знаменитом сочинении «Об Общественном договоре» великий французский политический мыслитель Жан-Жак Руссо вывел принципиальную формулу устройства политической жизни людей, согласно которой суверенна лишь общая воля народа, которая находит свое воплощение в так называемом общественном соглашении. Выразителем же чистой воли народа может выступать государь, чуткость и мудрость которого удостоверяется временем мирного, благополучного и стабильного для его народа правления. Известные исторические условия и обстоятельства принятия главного политического документа нашей республики являют собой именно такое глубоко суверенное решение казахстанского народа.

Конституция утвердила единство народа, объединила на казахстанской земле граждан всех этносов, связанных общей исторической судьбой. Рожденная единой всенародной волей она стала созидательной основой развития страны. За эти годы мы совершили колоссальный прогресс в построении Казахстана как современного государства.

И в самом деле, главные ценностные ядра Конституции Казахстана, этого поистине живого документа, касаются межнационального мира и общественного согласия, политической стабильности и гражданской солидарности, человека, его жизни, прав и свобод. В частности, Ассамблея народа Казахстана - именно такой социальный институт, пестующий и вживляющий в социальную ткань нашего общества навыки умной, понимающей работы с культурным наследием, с традициями, с самобытностью всех этнических и конфессиональных сил общества. Таким образом, Конституция Республики Казахстан - это проектно-стратегический документ, задающий ценностно-насыщенное гармоничное развитие человека, общества и государства, содержащий обширный инструментарий для вовлечения граждан в постоянное обновление страны, ее движение вперед.

По словам Главы государства, базовая формула пути Казахстана - стабильность через толерантность, модернизация через либерализацию. «Наши общенациональные традиции гласят, что нет благородней цели, чем укрепление мира, согласия в нашем общем доме и нет для государства опоры надежней, чем сплоченное общество, - сказал Нурсултан Назарбаев. - Наша Конституция стала прочной гарантией незыблемости этих идеалов». Кроме того, по мнению Президента, надежным оплотом нерушимой дружбы и единства является Ассамблея народа Казахстана, которая в этом году празднует свое 20-летие.

Конституция Казахстана, открывая новый этап демократизации общества, обеспечила ускоренное развитие свободного демократического общества, способствовала избранию нашей страны председателем ОБСЕ в 2010 году. Конституция гарантирует равные права всем гражданам страны независимо от происхождения, вероисповедания, политических взглядов, но в то же время четко определяет наши обязанности, без которых невозможно строить правовое государство, формировать гражданское общество.

Благодаря многовекторной политике Президента страны Нурсултана Назарбаева, гаранта Конституции, в казахстанском обществе царят гражданский мир и межконфессиональное согласие - та база, на которой основываются экономические и политические успехи Казахстана. Инициатива подготовки и принятия действующей Конституции 1995 года всецело принадлежит Главе государства Нурсултану Назарбаеву. Президент РК продемонстрировал яркий и незаурядный талант адекватной оценки трудностей, стоявших перед страной. Благодаря эпохальным успехам, достигнутым в экономике Казахстана, активное решение наиболее острых социальных проблем позволило Президенту Нурсултану Назарбаеву выдвинуть весьма амбициозную задачу - вхождение Казахстана в число 30-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. А это, в свою очередь, диктует необходимость дальнейшего развития демократических преобразований, модернизации политической системы и стратегических основ экономики.

Конституция Казахстана закрепила единство народа, дала равные права всем национальностям, проживающим на территории страны. К примеру, таджикская диаспора, насчитывающая 70 тыс. человек, имеет несколько культурных центров, где многие имеют возможность общаться и изучать историю, культуру и традиции таджикского народа. В Казахстане функционируют национальные школы. Все граждане имеют полное право принимать участие в выборах различных уровней и быть избранными в исполнительные, законодательные и служебные органы страны.

Конституцию независимого Казахстана были включены многие прогрессивные нормы и положения, существующие в правовом пространстве развитых стран, отвечающие мировым стандартам, положениям Всеобщей декларации прав человека и других международных правовых актов. Всеми признается, что за 20 лет, прошедших с момента принятия нового Основного закона государства, Казахстану удалось добиться огромных положительных результатов во всех сферах жизни и занять место ведущей страны на постсоветском пространстве.

При этом Конституция Казахстана успешно доказала свою состоятельность, и ее потенциал не исчерпан. Конституция – это фундамент всей пирамиды государственного устройства. Мир и Согласие – это те ценности, ради утверждения которых в XVIII веке впервые была внедрена эта политико-правовая инновация. Конституция Республики Казахстан базируется на великих принципах свободы, стремлении к правовой гармонии и благополучию народа. И 20 лет назад казахстанцы проявили мудрость, сплоченность и единство, проголосовав на референдуме за принятие Основного Закона.

Казахстан проработал более 20 конституций мира, прежде чем приступить к созданию своей. Необходимо было принять во внимание тенденции мирового развития, лучшие статьи конституций мира. Учесть наши традиции, историю. И этот синтез был осуществлен нашими и зарубежными специалистами. В результате обсуждений с экспертами родилась идея и проект Конституции Казахстана, который был поддержан всем народом. Сегодня мы можем гордо заявить, что Конституция 1995 года стала главным фактором казахстанского успеха.

За прошедшее время в условиях действующей Конституции не возникало правительственных или парламентских кризисов. Стабильность власти обеспечила планомерность и поэтапность проведенных конституционных реформ. И, как следствие, сохранялась политическая стабильность в обществе. Изменения, которые были внесены в Конституцию в 1998, 2007, 2011 годах, увеличили потенциал Основного Закона, обеспечили преемственность государственной политики.

В новейшей истории страны 1998 год останется началом конституционных преобразований. Значимость конституционной реформы 1998 года заключается в создании условий для участия политических партий в выборах в Мажилис Парламента Республики Казахстан. В частности, было определено, что десять депутатов избираются в Мажилис на основе партийных списков по системе пропорционального представительства.

В целом Законом «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» 1998 года были внесены изменения и дополнения в 19 статей Конституции. Изменения коснулись сроков полномочий: Президента; депутатов Сената и Мажилиса; снят предусмотренный ранее верхний возрастной предел для государственного служащего; несколько расширены полномочия Парламента в вопросе об изменении Конституции.

Как известно, процессы демократизации нуждаются в планомерности, преемственности и последовательности. Конституционный процесс и политическая практика реформ в Казахстане в полной мере соответствовали указанным требованиям. Так, изменения и дополнения, внесенные в мае 2007 года в Конституцию страны, завершили процесс перехода к пропорциональной избирательной системе Мажилиса Парламента.

Сегодня можно утверждать, что предпринятые шаги по вовлечению политических партий в парламентскую деятельность способствовало повышению статуса партийных организаций и гражданской активности населения. Как известно, уже сегодня в работе Мажилиса Парламента участвуют несколько политических партий страны.

Важным аспектом конституционных преобразований 2007 года явилось снятие запрета на государственное финансирование деятельности неправительственных организаций. Оно стало новым импульсом в развитии демократического сознания граждан, появилась возможность участия общественных организаций в общественно-значимых сферах на основе социальных заказов государства.

За прошедшие годы в стране сформировались и в настоящее время достаточно быстро развиваются институты гражданского общества: политические партии; некоммерческие (неправительственные) организации; профсоюзы; национально-культурные объединения; негосударственные СМИ и другие институты, которые в целом представляют негосударственный сектор. На сегодняшний день в республике действуют свыше пяти тысячи неправительственных организаций; зарегистрировано десять политических партий.

Конституционный процесс в Казахстане характеризуется определенностью и имеет поддержку в обществе. И это не случайно, поскольку конституционной реформе 2007 года предшествовала всенародная дискуссия по вопросам дальнейшей демократизации нашего общества.

В 2003, 2004, 2005 годах, сменяя друг друга, функционировали постоянно действующее совещание по выработке предложений по дальнейшей демократизации и развитию гражданского общества, национальная комиссия по вопросам демократии и гражданского общества при Президенте Республики Казахстан. Работа обеих структур позволила создать условия для углубления общенационального диалога между государством институтами гражданского общества по важнейшим вопросам политического развития Казахстана и совместной выработки мер, направленных на совершенствование политической системы и проведение демократических преобразований в стране.

В марте 2006 года была образована Государственная комиссия по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Республике Казахстан, в работе которой принимали участие представители политических партий и общественных объединений.

В работе Государственной комиссии, и в образованных ею рабочих группах принимали участие известные юристы. Ими проводилась работа по обобщению предложений и рекомендации по вопросам модернизации политической системы Казахстана и углубления демократических преобразований, поступивших от различных политических партий, организаций и отдельных граждан. Результаты этой работы обсуждались на научных конференциях и заседаниях рабочих групп.

Наряду с этим была осуществлена ревизия государственных функций и их децентразиция; При постоянном участии экспертов ОБСЕ внесены принципиальные изменения в законодательство о выборах; внедрена практика отчетов Акимов перед населением; приняты эффективные меры по вовлечению НПО в деятельность государственных органов через реализацию социального заказа. По итогам работы Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Казахстане в феврале 2007 г. была создана Рабочая группа для подготовки проекта закона о внесении изменений в Конституцию. Рабочая группа, обобщив итоговые предложения Государственной комиссии, собственные взгляды и подходы, определила основные направления реформирования Конституции.

Вместе с тем, принятые контуры конституционных реформ нуждались в дальнейшем правовом оформлении. Так, в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года отмечается, что «Все эти системные решения, получившие конституционное признание, должны найти дальнейшее воплощение в текущем законодательстве Республики Казахстан».

Парламентом были внесены изменения и дополнения в конституционные законы: «О Президенте Республики Казахстан»; «О парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов»; «О Правительстве Республики Казахстан»; «О выборах в Республике Казахстан»; приняты законы «О местном государственном управлении и самоуправлении» и другие.

Все это, как нам представляется, будет обеспечивать реализацию конституционных принципов и служить перспективой для дальнейшего укрепления основ демократии в Казахстане.

В то же время принятые в рамках реализации конституционных реформ законы нуждаются в постоянном мониторинге. Прежде всего, это касается заложенных в законодательных актах механизмов участия партийных и неправительственных организаций в общественно-политической жизни страны; деятельности местного самоуправления и другие.

Сегодня Казахстан достиг определенного уровня модернизации политической системы. Но самое важное значение Конституции состоит в том, что все эти годы в Республике Казахстан наблюдается стабильность и развитие.

Конституция и конституционное законодательство – результат длительного исторического поиска общественным сознанием способов и механизмов стабилизации права, поддержания и сохранения основ его развития. В истории права изобретались и апробировались разные формы защиты основ права.

В древнейших пластах правовой мысли основы права мифологически связывались с небесными силами, богами, даровавшими людям основные правила поведения в записях на камне, в книгах (в Ветхом Завете, Авесте, Законах Ману и др.). Полученные свыше нормы признавались высшими и неприкосновенными. Некоторые правители древности, как, например, царь Вавилона Хаммурапи, объявляли своды своих законов неизменными, которым должны соответствовать все последующие. Хаммурапи закреплял приоритет принятых им законов, что, возможно, вызывает сегодня улыбку, многочисленными формулами проклятий в отношении всех посягающих на разрушение или несоблюдение их, и это в тех условиях развития общественного сознания было весьма эффективно.

Испытывались и такие средства как обожествление законодателей (правителей) после смерти или при жизни, в том числе, для возвышения и защиты их законов. В некоторых государствах создавалась «живая система» защиты основ права и прав подданных из должностных лиц (например, в древнеиндийской империи Ашоки). Особые должностные лица обязаны были защищать всеми средствами писанные и неписанные основы права, вплоть до отстранения в крайних ситуациях царей от власти (как в Спарте). Платон полагал, что в идеальном государстве должен быть особый орган, сверяющий законы с высшими добродетелями, космическими основами права. Идею подобного органа человечеству, видимо, еще предстоит реализовать на следующей ступени эволюции – в условиях развитой космической цивилизации. В Древнем Риме сложилась уникальная форма права – право толкования законов юристами (с разрешения императоров),имевшее силу закона. Создавались разные модели народных собраний и способов голосований, всевозможные формы судов, в том числе суд с сотнями присяжных (в Афинах), чтобы не ошибиться в нахождении предельно справедливого, как считалось, решения (хотя и это не было гарантией от ошибок).

В средние века видные судьи выделяли общие согласованные нормы обычного права как обязательные для всех (Жеты жаргы в Казахстане). Предконституционными актами были уставы и некоторые основные законы развитых средневековых городов-государств в Европе.

В 1787 г. была принята Конституция США, оказавшая значительное влияние на все последующее развитие законодательства в мире. Эта конституция разрабатывалась тайно. Начало обсуждения ее вызвало бурю негодования в ряде штатов, обвинения в перевороте, в посягательстве на независимость, возрождении центра. Отцам-основателям США пришлось несколько месяцев доказывать пользу для всех конституции, объединившей штаты в президентскую федеративную республику. Через несколько лет были приняты первые конституции в Европе – в Польше и революционной Франции.

В настоящее время конституция – главная найденная человечеством юридическая форма, в которой максимально сконцентрированы нормы и механизмы защиты основ права и способы корректировки правовой практики с учетом связи права с нравственностью, справедливостью, политикой, глобальными проблемами.

К современной системе механизмов защиты основ права можно отнести конституцию и иерархически выстроенную систему соответствующих ей нормативных правовых актов. В эту систему входят также доктрины естественных прав человека и правового государства, всенародные голосования и референдумы, суд присяжных, третейский суд, национальные судебные системы во главе с верховными судами и международные суды, органы конституционного контроля (конституционные суды, трибуналы, советы, комитеты, палаты и т.д.). В условиях глобализации все более заметную роль играют основополагающие международные правовые акты, пронизывающие своими нормами национальные системы законодательства, в том числе конституции, во многих из которых включены в разной форме нормы о приоритете положений международного права и актов, созданных ратифицированными договорами государств наднациональных органов (например, в странах Европейского Союза).

Конституционное макрорегулирование правовой, политической и социальной сферы. Если законодательство способно активизировать и замедлять, сдерживать развитие определенных экономических и социальных отношений, то конституция организует саму систему законодательства. Она – основа, ось вокруг которой вращается, и с которой взаимодействуют внутригосударственная правовая политика и система законодательства.

Конституция – своего рода программа функционирования и развития законодательства и государственных институтов, свод основных правил взаимодействия государства и общества, юридическая крепость, защищающая основные права и свободы человека и гражданина в конкретном государстве.

Конституция незаменима как средство управления и организации правовой системы. Она – ядро сложной конституционной инфраструктуры из нормативных правовых актов, государственных и общественных институтов – тонкого механизма настройки юридических инструментов и механизмов с учетом вызовов времени, внутренних и внешних факторов.

Конституция играет также роль своеобразного правового стандарта для действующих норм национального и международного права на территории страны, критерия для устранения различных коллизий в нормативных правовых актах. В отличие от судебных решений, относящихся к индивидуальным ситуациям, конкретным жизненным обстоятельствам отдельных людей или юридических лиц, нормативные правовые акты регулируют неограниченное количество жизненных ситуаций в настоящее время и в будущем. При этом, как главный нормативный правовой акт страны конституция регулирует и само правовое регулирование, организует организаторов, управляет управленцами. Конституция может оказывать и, как правило, оказывает значительное влияние на всю общественную жизнь. Она воздействует на алгоритм функционирования многих подсистем и институтов общественной и государственной систем, содействуя гармонизации их взаимодействия.

Конституция закрепляет социальные и политические сдвиги, происходящие в разных странах, гарантирует права и обязанности как отдельных членов общества, так и социальных групп, защищая нормальную среду их существования и интересы. Конституция – испытанная юридическая гарантия национального развития и процветания, социального, межнационального и межконфессионального мира и согласия. Основные законы закрепляли в истории результаты отдельных этапов революций и общие их итоги, изменение социальной структуры общества, обновление элит, смену власти в странах, потерпевших поражение в крупных войнах. Конституции фиксировали возникновение и распад империй, обретение независимости и возникновение новых государств (как это произошло на постсоветском пространстве).

Конституции закрепляли смену форм правления, переход от монархии к республике или (реже) – от республики к монархии. Они утверждали создание президентской, парламентской или президентско-парламентской форм правления. Нередко изменениями в конституции закреплялась смена политического (государственного) режима, типично – переход к более демократическому.

Как правило, серьезные и глубокие политические и социальные изменения сопровождаются конституционной реформой, которая или им предшествует, открывает дорогу новому, или политические изменения завершаются реформированием определенных норм конституции как особой юридической гарантией свершившегося.

Конституция – гарантия стабильности и средство легитимации изменений. В ней тесно переплетены форма и содержание, текст и его смысловые оттенки. Смысловой потенциал норм конституции и их сочетаний значительно богаче и глубже упрощенного понимания их буквального текста. Формулирование и толкование конституции, расстановка акцентов, сочетание толкуемых элементов, уровней анализа законодательства и т.д. – большое искусство. Порой можно сохранить от изменений внутреннее содержание, сделав определенные внешние изменения в форме или путем толкования, а можно и значительно изменить содержание небольшим новым толкованием, не меняя формы. Для выявления содержания текста конституции важно его понимание, толкование и применение с использованием соответствующей конституционной инфраструктуры общества и государства. Текст конституции, ее официальное и научное толкование, конституционная доктрина представляют собой в действительности достаточно тесное единство.

В деятельности по официальному толкованию конституции во всех странах важное место отводится органам конституционного контроля (в Казахстане – Конституционному Совету). Эти органы должны иметь высокий научный и творческий потенциал, обладать достаточным опытом и высоким уровнем искусства толкования конституции, соизмерения соответствия ее нормам всех иных нормативных правовых актов. Поддержание толкования конституции на высоком уровне во многом зависит от степени развития юридической науки и правовой культуры общества. Важную роль в защите конституции в конкретных жизненных ситуациях повседневно должна играть также вся судебная система.

Действующая Конституция Казахстана – сильный и адекватный состоянию общества на рубеже веков инструмент воздействия на сферу политики и права. Конституция страны – один из факторов успехов общества и государства в первое двадцатилетие развития независимого Казахстана. Значительная часть потенциала Конституции еще не вполне реализована и рассчитана на расширение содержания и более полное внедрение по мере экономического развития страны и социальной модернизации. К этому можно отнести ряд норм о правах и свободах человека и гражданина, положения о социальной сфере, реализацию концепции правового, демократического и социального государства. Современный курс государства на развитие социальной сферы, максимальное вовлечение граждан в участие в творческом и высокопроизводительном труде для обеспечения инновационной индустриализации и вхождения страны в число пятидесяти развитых стран мира потребует дополнительных мер по реализации заложенного в Конституции потенциала. Потребуется развитие законодательства, регулирующего вопросы труда, социальной защиты граждан, образования, здравоохранения, культуры, деятельности НПО и т.д.

В то же время в каждом государстве на определенном этапе его развития наступает период, когда требуется дополнительное подключение социальных сил, их активизация, большее привлечение общественных инициатив и новых идей для движения вперед.

Исторически проверенным механизмом для этого является развитие демократизации: укрепление местных и центральных представительных органов, поддержка реального местного самоуправления, формирование и функционирование зрелой партийной системы, укрепление институтов защиты прав человека, конституционного контроля, независимой судебной системы, налаживание конструктивного диалога с оппозицией, настройка и «прочистка» каналов обратной связи общества и государства, создание дополнительных механизмов стимулирования личной и социально-групповой позитивной активности и т.д. В этом направлении еще предстоит немало сделать в обозримом будущем, в том числе по совершенствованию конституционного законодательства.

В целом, Конституция – важнейший юридический документ государства. Уважать ее, понимать ее значение в истории, современном обществе и в будущем, учитывать и реализовать конституционные приоритеты и нормы – долг всех государственных служащих и каждого гражданина.

Конституции Казахстана по меркам истории сравнительно небольшой срок. Однако за этот короткий период наша страна совершила поистине феноменальный рывок в построении демократического государства с современной рыночной экономикой и либеральной политической системой. В этих успехах невозможно переоценить определяющее значение Конституции как реального механизма осуществления политической власти.

Новейшая история конституционного строительства Казахстана насчитывает два Основных закона. Первая Конституция независимого Казахстана 1993 года была, по сути, Конституцией переходного периода, которой были характерны размытость схемы разделения властей, несовершенство системы сдержек и противовесов, декларативность некоторых положений, касающихся прав и свобод личности в частности, что явилось основными причинами принятия новой Конституции.

Основной закон страны 1995 года четко закрепил президентскую форму правления, где Глава государства обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти и ответственность госорганов перед народом.

Благодаря стратегической государственной политике Елбасы, основанной на действующей Конституции, Казахстан сегодня является экономически успешным, социально привлекательным и международно-признанным демократическим государством. Очевидность успехов республики является свидетельством огромного созидательного потенциала, заложенного в Конституции. Все эти годы в стране царят мир и согласие, обеспечено устойчивое и динамичное социоэкономическое развитие.

Конституция стала не только важнейшим политико-правовым документом, определившим стратегические направления развития молодой суверенной страны, но и основной государственной и общественной ценностью, ставшей основой формирования казахстанской гражданственности и патриотизма.

Как отмечал Глава нашего государства, Конституция Казахстана – это общенациональная идея, воплощенная в букве закона. Она отразила в современных правовых понятиях мечты многих поколений наших предков: о свободе и возможности самим вершить свою судьбу, о государстве, где власть служит интересам всего народа, о независимой стране, известной и уважаемой во всем мире.

По оценкам международных экспертов, Конституция Казахстана в полной мере соответствует общепризнанным стандартам демократического государства, в котором единственным источником власти является народ. Сегодня Казахстан вступил в новый этап модернизации – созидания сильного вечного государства Мәңгілік Ел. Пять народных реформ, выдвинутых Главой государства, становым хребтом которых является верховенство закона, требуют высокоадекватного законодательного обеспечения.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика