×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 184

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
06.10.2015 в 23:02

Нация единого будущего

Более 2 тыс. делегатов со всех уголков Казахстана собрал в Астане Республиканский форум патриотов "Мәңгілік Ел – нация единого будущего".

Многообразный, многонациональный, многоконфессиональный Казахстан главным своим принципом выбрал мир и культуру диалога, показывая пример для всего мира. Можно жить вместе, будучи разными, исповедуя разные верования и говоря на разных языках. Идею эту признают многие, но только считанные страны проводят ее в жизнь.

Форум открыло приветствие Главы государства к его участникам, которое зачитал заместитель руководителя Администрации Президента РК Баглан Майлыбаев. В своем обращении Елбасы, в частности, отметил, что нынешний форум является особенным. Он проходит в Год 20-летия Конституции страны и 20-летия Ассамб­леи народа Казахстана, которые можно назвать столпами наших достижений, чего удалось добиться благодаря уникальным традициям единства и согласия нашего народа, трепетному отношению к родной земле – Ұлы Дала Елi. Также в приветствии Главы государства выражена уверенность в том, что форум послужит дальнейшей консолидации казахстанцев вокруг ценностей общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік Ел", укреплению единства и стабильности общества.

В свою очередь Б. Майлыбаев отметил, что в нынешнем форуме принимают участие делегаты из всех регионов страны – это люди, совершившие героические поступки, и те, кто своим ежедневным созидательным трудом и реальными делами проявляют любовь к Родине. Он подчеркнул, что таких по-своему выдающихся людей на казахстанской земле – десятки тысяч. "Не всех вместил этот зал, но все они вместе с нами", – подчеркнул заместитель руководителя АП РК.

Проведение таких мероприятий стало для казахстанцев уже традицией. Ежегодно, начиная с 2007 года в различных городах республики проходят форумы патриотов, причем тема каждого из них перекликается с самыми важными для страны событиями. В текущем году мероприятие было решено провести в столице Казахстана и посвятить его общенациональной идее Лидера нации Нурсултана Назарбаева "Мәңгілік Ел" и тем ценностям, которые заключены в этом емком понятии, – независимость и Астана, национальное единство, мир и согласие, гражданское равенство, трудолюбие и честность, преданность и патриотизм.

– Духовным стержнем нашей страны, его уверенным движением вперед стала общенациональная идея "Мәңгілік Ел", выдвинутая Лидером нации в 2014 году. "Мәңгілік Ел" – это общенациональная консолидирующая идея, это идейно-духовная основа нации единого будущего, и "Мәңгілік Ел" – это, безусловно, наша общая стратегическая цель, – подчерк­нул заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана Ералы Тугжанов, выступивший модератором форума.

Участниками Форума патриотов стали врачи и учителя, предприниматели и фермеры, ученые и молодежные лидеры, рабочие разных отраслей промышленности и общественные деятели, спортсмены и деятели культуры и искусства и многие-многие другие. Каждый из них может с полным правом называться истинным патриотом своей страны и каждый готов приложить максимум усилий к тому, чтобы ценности "Мәңгілік Ел" крепли и приумножались. Идеями о том, как этого добиться, и мыслями о своем понимании патриотизма поделились избранные в качестве спикеров делегаты форума. Это депутаты Мажилиса Парламента РК Куаныш Султанов и Бахытбек Смагул, летчик-космонавт Айдын Аимбетов, руководитель благотворительного фонда "Милосердие" Аружан Саин, ректор Таразского государственного педагогического института Дария Кожамжарова, футболист Бауржан Исламхан, генеральный директор компании "Мимиорики" Инна Апенко, актер Нурлан Алимжанов, программист Асхат Мурзабаев, ветеран нефтегазовой отрасли Фердинат Мамонов и другие достойные граждане своей страны.

– Сегодня Казахстан добился многого. Но чтобы стать крепче сильнее, каждый из нас должен быть лучшим в своем деле. Это и есть – патриотизм, это и есть – "Мәңгілік Ел". Я призываю молодежь быть в первых рядах патриотов своей страны, своими конкретными делами вносить вклад в процветание нашей Родины, 0 отметил, выступая на форуме, первый космонавт независимого Казахстана Айдын Аимбетов.

А доказательством того, что страна, что называется, ценит своих героев, стала состоявшаяся в рамках форума церемония подведения итогов ежегодного конкурса "Патриот года". Казахстанцы, совершившие выдающиеся поступки, и те, кто каждый день своей жизни отдает на благо страны, – вот те, кто оказывается в числе лауреатов этого престижного конкурса и чьи имена вписываются в "золотой список" патриотов страны, хранящий историю побед и достижений казахстанского народа.

Традиционно победители конкурса определяются в семи номинациях. В нынешнем году список лауреатов получился особенно колоритным и ярко демонстрирующим, что подвигу есть место в жизни каждого человека, вне зависимости от возраста или сферы деятельности.

Победителем в первой номинации "Моя страна", которая вручается за вклад в созидание Независимости, высочайший патриотизм, гражданское мужество и преданность Родине, получил летчик-космонавт Айдын Аимбетов.

В номинации "Материнское сердце" победа в текущем году была отдана Елизавете Головкиной, матери выдающегося боксера, батыра Великой степи и патриота независимого Казахстана Геннадия Головкина. За выдающийся вклад в укрепление национального единства, мира и согласия награду в номинации «Единство народа» получил управляющий делами ТОО "Динар-Электромаш" Сергей Вишняк (Актюбинская область), на предприятии которого трудятся представители 20 этносов. Номинация "Нұрлы жол" – это приз для казахстанских предпринимателей, развивающих экономику, индустриализацию и промышленность Казахстана, и в нынешнем году обладателем награды стал генеральный директор ТОО "Казлегпром – Алматы" Айбек Бектурганов. Номинация "Трудовая доблесть", которая вручается за преданность профессии и труд на благо общества, в нынешнем году нашла своего победителя в лице директора ТОО "Темирлан" Ерлана Алина (Акмолинская область). Он не только возглавляет процветающую агрофирму, но также своими силами открыл в селе детский сад, провел капремонт школы, построил дома для молодых семей.

Самым юным победителем, пожалуй, за всю историю конкурса стал лауреат 2015 года в номинации "Мужество" – им стал 13-летний Никита Тюкин, школьник из Западно-Казахстанской области, который в мае текущего года спас жизни двух одноклассниц, – он не только вытащил их из воды, но и смог оказать первую помощь. Мужественный поступок молодого человека вдохновил весь Казахстан, а сам юный герой говорит, что не мог поступить иначе, и на вопрос, кем собирается стать в будущем, после недолгих размышлений отвечает, что подумывает о работе в службах по чрезвычайным ситуациям.

Заключительная (но не по важности) номинация – "Высокая духовность". В нынешнем году ее обладательницей стала выдающаяся певица Бибигуль Толегенова, "золотой голос" Великой степи, неподражаемый "казахский соловей", народная артистка СССР.

– Настоящий патриот – это тот гражданин своей страны, который живет не только для себя, но и для своего государства. Трудится на совесть для того, чтобы сделать свою страну лучше, – считает Бибигуль Толегенова. – Я всем сердцем желаю, чтобы над нами всегда было чистое и ясное небо и чтобы ничто нам не мешало работать, строить наше новое государство. Идея "Мәңгілік Ел" вошла в наше сердце и пустила там корни, а теперь мы должны сделать так, чтобы весь мир видел и знал, что наша Родина – Мәңгілік Ел.

Завершая Форум патриотов в Астане, Ералы Тугжанов отметил, что это мероприятие стало яркой демонстрацией всенародной поддержки идеи "Мәңгілік Ел" и 5 институциональных реформ, призванных созидать нацию единого будущего. Заместитель председателя АНК также объявил о старте масштабного проекта "Большая страна – большая семья", который был инициирован Главой государства на 22-й сессии Ассамблеи народа Казахстана.

– В рамках данного проекта будут стартовать крупнейшие проекты в стране: это общенациональная благотворительная акция "Караван милосердия", это съезд благотворительных организаций под эгидой АНК, это Форум советов общественного согласия, интернет-портал "Энциклопедия Казахстана", культурно-образовательный проект "Поколение плюс". Таких проектов сегодня около 27, и я вас всех приглашаю принять в них самое активное участие, – призвал заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана.

Недавно Казахстан и весь тюркский мир отметил 550-летие образования Казахского ханства – первого этнического государства на территории Центральной Азии. И прямой наследницей этого могущественного средневекового государства является современная Республика Казахстан. Современная территория Казахстана, согласно исследованиям историков, является прародиной всех тюрок, которых в настоящее время по всему миру насчитывается свыше двухсот миллионов человек. Именно поэтому Лидер нации Н.Назарбаев на торжественном собрании, посвященном 550-летию Казахского ханства, заявил, что в XXI веке тюркские народы должны сотрудничать друг с другом. «Народы независимых тюркских государств - Турции, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Туркменистана, Кыргызстана - и еще более 200 млн представителей тюркских народов, разбросанных по всему миру, - все они происходят от одного великого предка - тюрка-воина», - сказал Н.Назарбаев.

Единство тюркских народов – это завет наших общих предков; единство - источник всех побед, оно придает силы для защиты Родины. «В XXI веке тюркские народы, разделенные судьбой, но имеющие общий язык, традиции, веру и происхождение, должны сотрудничать друг с другом. К этому призывает история предков. Чтобы молодежь усвоила урок истории, я поручил сделать копии надписей Культегина. Даже если не углубляться в древность, а обратить внимание на тюркскую эпоху, в 6-м веке, в 552 году, когда знаменитая Римская империя пала, а в Европе еще не было даже в зачатке современных государств, в Китае враждовали множество династий трех царств, на Алтае появилось мощное государство - Великий Тюркский каганат», - напомнил Н.Назарбаев. Он напомнил, что позднее Тюркский каганат распался именно в результате внутренней борьбы за власть. Надпись Культегина, сделанная на камне в 8-м веке, гласит: «Поддавшись лжи и обману, тюркский народ утратил единство, его сильные сыновья стали рабами, красавицы-дочери - наложницами». Но и сегодня тюркские народы связаны между собой тысячью незримых нитей, главной из которых является общность культуры и языка.

Празднование 550-летия Казахского ханства стало знаковым событием в новейшей истории Казахстана. Это понимают и принимают все тюркские народы. Лидеры этих стран, их представители прибыли лично поздравить казахстанский народ. В этой связи было крайне важным, чтобы и сами казахстанцы смогли осознать значимость торжества. Именно на это и был нацелен и прозвучавший доклад Президента страны Нурсултана Назарбаева. Это своего рода призыв к тому, чтобы казахстанцы, и молодежь в особенности, поняли важность поэтической метафоры «Великая степь», восприняли ее, как реальность. Чтобы они смогли сделать свою родину по-настоящему Великой степью, страной, у которой глубокие корни, серьезная история. Прийти к этому нужно своим трудом, главное, чтобы мировоззрение людей понимало и принимало такую задачу как должное.

550-летие Казахского ханства направлено на самосознание, самоидентификацию казахстанцев. И национальная идея «Мәңгілік ел» заключается в том, что наше государство было основано 550 лет назад. Благодаря нашим предкам сегодня есть и будет вечная, развивающаяся и прогрессирующая страна под названием Казахстан. Не взирая ни на какие-то политические, геополитические вызовы, Казахстан с относительно небольшим населением, но очень твердым и жестким стержнем сохранил себя. Значение этой идеи включает в себя вечный народ, который за основу всегда берет взаимопонимание между более ста этносами. Празднование 550-летия Казахского ханства также служит напоминанием того, что казахский народ имеет богатую и древнюю культуру. Об этом еще в дни празднования еще раз напомнил Лидер нации: «Осмысливая пройденный и грядущий исторический путь нашей земли, нам важно сделать так, чтобы расширилась узнаваемость, известность Казахстана в глобальном сообществе. В мире есть много примеров, когда тот или иной народ наряду с официальным названием своего государства использует особые, неформальные понятия. Нашу священную землю издревле называли Великой степью, а нас - детьми Великой степи. Ее с незапамятных времен воспевали акыны, преобразуя народную любовь к родным местам в чарующие мелодии добры, кобыза и жетыгена».

В настоящее время все мы строим новый Казахстан с невероятно новыми возможностями и перспективами, которых никогда не было в истории наших предков. «Наша земля со многими тысячелетиями истории меняется на глазах. Небеса над нами - свидетели происходящих перемен в каждом ауле и городе современного Казахстана. Степное солнце освещает наши благие дела. Небо и солнце - в цветах нашего флага. В 21-м веке вновь преображается и расцветает необъятное пространство степной Евразии. Мы зажгли новый маяк нашей истории, поэтому сегодня и навсегда наш Казахстан - это Ұлы дала елі, это Страна Великой преображенной степи, колыбель и дом всего многоэтнического народа нашей родины. Именно таково народное имя нашей любимой Отчизны - Страна Великой степи», - сказал в этой связи Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Это название, по мнению главы государства, отражает и прошлое, и настоящее, и будущее нашей родины, в нем закреплен наш казахстанский характер и его основные черты.

Говорят, что историю делают личности. Если обратиться к нашим тюркским истокам, то начиная с Аттилы в Великой степи было немало ярких личностей, вершивших великие дела и в трудный час становившихся щитом для народа. Этот гордый дух предков всегда был в сердцах казахского народа, унаследовавшего богатейшее культурное наследие, традиции и образ жизни номадов, а также огромные просторы от Волги до Алтая. Многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории завершился во второй половине XV века, а в письменных источниках появилось имя «казах». В ту эпоху это слово среди жителей Великой степи означало «свободный скиталец» и очень точно отображало образ жизни неистовых кочевников.

В фундаментальном исследовании о казахском народе «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей» известный писатель, ученый и государственный деятель А.Левшин писал, что в целях восстановления исторической справедливости по отношению к казахскому народу следует «вместо искаженного слова «кайсак» употреблять «казак». Этот свободолюбивый народ 550 лет назад создал свое первое Казахское ханство.

Политическая и общественная значимость юбилея Казахского ханства заключается, прежде всего, в том, что это государство было первым в Центральной Азии ханством, созданным ныне существующим народом, а не его предшественниками или историческими предками. Казахи того времени, конечно, не имели пограничных столбов, но всегда с честью оберегали свои границы. Еще задолго до создания ханства казахи имели свою письменность. Науке известны под названием «таласские руны» 15 памятников древней письменности казахских племен, относящихся ко II веку до н. э. В VII–VIII веках усунями была создана эпическая поэма об Огуз-кагане, подлинник которой был уничтожен в 812–814 годах, а восстановленная копия произведения хранится в фондах Парижской национальной библиотеки.

В период Казахского ханства имелась собственная письменность на арабской графике, и чеканились свои монеты. Кроме того, казахские ханы имели своды степных законов, наиболее известный из которых «Жеті жарғы», принятый при Тауке-хане, а также суды биев, трон и корону. Еще одним доказательством того, что в середине XV века в казахской степи существовал полноценный субъект международных отношений, является наличие зарубежных связей.

В русских источниках московские цари казахских ханов называли «казацкий царь или государь». Кстати, есть письмо царя, в котором он просил узнать, кто остался правителем после смерти Касым-хана. Более того, персидский шах называл одного из наших правителей обладателем султанской власти, а крымский хан – родным братом.

Проходит время, меняются эпохи, и мы сегодня живем в независимом государстве, о котором мечтали наши предки. Празднование юбилея образования Казахского ханства раскрыло истоки нашей государственности.

Вековая цель наших предков о создании вечного народа, вечного государства сегодня получает новое звучание в идее Нурсултана Назарбаева «Мәңгілік Ел» – вечного государства казахов. Недаром еще Рашид ад-Дин писал: «Все тюркские племена, участвовавшие в походах Шынгысхана, для придания себе славы стали называться монголами (воинами вечного государства), хотя исторически они были тюрками». Эту мысль автор повторяет несколько раз.

Судьбу сегодняшнего Казахстана невозможно представить без Н.Назарбаева. Именно с его именем связаны становление независимости и расцвет республики, признанной всем миром. В своей книге «В потоке истории» Глава государства пишет, что в нашей истории нет ничего такого, чего могло бы стыдиться нынешнее поколение. История казахского народа написана копытами коней. Наши предки боролись за выживание, а мы должны бороться за то, чтобы стать великим народом.

Исследовавший историю тюрков в злополучный тоталитарный период и внесший новые идеи в науку Лев Гумилев говорил, что в период крушения советской империи на просторах Евразии начнется пассионарный взрыв. Этот будет трудный и сложный период. Именно в эти годы в Евразии вспыхнули конфликты, заканчивавшиеся порой этническими схватками.

В смутное время перемен взявший в руки узды правления Нурсултан Назарбаев возглавил путь народа к независимости. Были восстановлены оборванные золотые нити веков и возрождены славные традиции, твердо заложены основы независимого государства. Под лучезарным казахстанским небом стало гордо развеваться голубое знамя с парящим золотым орлом. Нация воспрянула духом, установилось единство. Волею судьбы разбросанные по свету соотечественники стали возвращаться на материнскую землю.

Провозгласивший единство народа Елбасы дал понять всем казахам: где бы они ни были, за ними есть Отечество, которое станет опорой, и их тепло готовы принять соплеменники. Отказавшись от сокрушительного оружия, внеся огромный вклад в сохранение мира и укрепление безопасности на планете, казахстанское государство стало островком стабильности и согласия.

Н.Назарбаев не только стоял у истока и заложил основы развитого независимого государства, но и создал новую столицу – Астану, которая превратилась в прекрасный город, вызывающий гордость и восхищение.

За Н.Назарбаевым твердо закрепилась репутация сильного и влиятельного лидера, уверенно ведущего свою страну по пути прогресса. Среди плеяды способных и талантливых руководителей современной эпохи он выделяется редким даром предвидения и умением сосредоточить усилия на наиболее приоритетных и важных направлениях государственной деятельности. Нельзя забывать, что именно Президенту РК удалось вывести страну из тотального хаоса в ряды наиболее успешных государств. Он напряженно работал, чтобы в корне изменить не только государственную систему, но и ментальность народа, утратившего традиции демократии и собственной государственности. Он не просто руководит страной, а служит своему народу.

Н.Назарбаеву было предписано историей стать у истоков независимости и поднимать родную страну на уровень современных государств. И сегодня видны результаты его последовательной политики и энергичных действий. Казахстан известен во всем мире, растет его авторитет. У Президента Казахстана есть неиссякаемая вера в свой народ, который он нацеливает на решение важнейших задач. И результаты налицо. Мы уверенно движемся к важной цели – войти в число 30 самых конкурентоспособных стран.

Казахская земля всегда была привлекательна царившим здесь духом степной демократии. Хотя вся полнота исполнительной власти находилась в руках хана, важнейшие государственные вопросы – заключение мира, объявление войны, перераспределение пастбищ, маршруты кочевания – решал собиравшийся раз в год съезд султанов и представителей общин. В то время институт совета биев играл роль современного парламента.

Возвращаясь к высказываниям русского ученого А.Левшина, хочется привести его следующие слова: «Было время, говорят благоразумнейшие из киргизов Меньшей орды, когда и наш народ жил в покое, было время, когда и у нас существовал порядок, были законы и правосудие. Сей Золотой век, о котором вспоминают они со вздохами, есть царствование знаменитого хана Тауке, который, если верить преданиям, был действительно в своем роде гений и в летописях казачьих должен стоять наряду с Соломонами и Ликургами. Усмирив волновавшиеся долго роды и поколения, он не только ввел в них устройство, порядок, но и дал им многие законы. Киргизы Большой и Средней орд утверждают, что народные законы их гораздо древнее хана Тауке».

 «Есть великое понятие – Родина, – поделился сокровенным в своем прошлогоднем интервью в Улытау Глава государства. – Поэтому надо знать свою историю. Будущее народа, который не знает и не чтит свою историю, весьма туманно». Эти слова Президент подкрепил образным сравнением: «Не будь глубоки корни у старого дуба, не устоять ему в бурю».

Размышляя о будущем страны, Нурсултан Абишевич считает, что оно будет обязательно светлым, потому что казахи – народ миролюбивый, мы не являемся врагами ни для кого, и все вокруг нас не являются нашими врагами. Однако в любом случае мы должны думать о безопасности государства и целостности территории.

В мире всегда уважают не только крепкую экономическую состоятельность, но и богатый духовно-культурный потенциал. И если наша республика имеет все условия для ускоренного развития и процветания благодаря богатейшим недрам, природным богатствам, то духовный потенциал нации сокрыт в ныне здравствующих людях, чья жизнь посвящена народу и деяния которых множат его славу.

Н.Назарбаев говорил, что иногда общество не может выйти на проторенную дорогу развития, не может сойти с привычной блеклой тропинки, народ впадает в сомнения. Выход из такой «растерянности» могут указать только одаренные и яркие выходцы из народа, самобытные и исключительные личности. Ими во все века была богата Великая степь, которая с древних времен служила звездным куполом всех тюркских народов, создававших могучие империи, ставших хозяевами на огромных просторах Евразии от Байкала до Балкан, породивших много выдающихся людей, которые внесли изменения в ход истории.

Идея «нового евразийства» Н.Назарбаева способствовала возрастанию интеграционной, лидерской миссии Казахстана. Более 20 лет назад, в 1994 году, Президент РК озвучил в стенах МГУ инициативу создания Евразийского союза равноправных независимых государств.

Преимуществом концепции евразийства является ее прагматичность. Президент Казахстана выдвинул не просто красивые лозунги, а показал реальное воплощение идеи. И строилась она на базе наших давних исторических реалий и связей. Сегодня Россия и Казахстан служат своеобразным костяком нового союза по многим параметрам. Во-первых, лишь эти два государства расположены на двух континентах и представляют собой тот становой хребет, который служит основой союза. Во-вторых, они занимают ключевые позиции по богатству недр и своему экономическому потенциалу. В-третьих, их сплачивают тесные многовековые связи.

С первых дней обретения независимости Казахстана наш Президент неустанно заботится о сохранении национального наследия казахов и дальнейшем развитии языка, культуры и традиций. По его инициативе была разработана и реализована программа «Культурное наследие», которая включает в себя ряд масштабных проектов. В рамках программы было выпущено 100 томов серии «Бабалар сөзi» («Слова предков»). Этот не имеющий аналогов в мире труд обогатил духовность независимого Казахстана, стал подтверждением слов Главы государства «только сильный духом народ может построить сильное государство».

Народ верит Лидеру нации и связывает с его именем расцвет государства. Об этом говорят итоги последних президентских выборов. И опять на своем высоком посту Н.Назарбаев продолжает нацеливать народ на укрепление казахстанской государственности и вхождение в число 30 развитых стран мира. Именно с этой целью им выдвинуты пять институциональных реформ, затрагивающих госаппарат, судебную систему, промышленность, вопросы национальной идентичности и стабильности общества. Это огромный вызов и большая работа для страны. Успех таких реформ может быть обеспечен только при твердой воле власти и народа.

Одной из важных реформ Президент назвал дальнейшую консолидацию казахстанского общества. Все граждане республики должны пользоваться одним объемом прав, нести один груз ответственности, иметь доступ к равным возможностям. Таким образом, создается нация единого будущего, а пять институциональных реформ – это пять шагов, которые приведут общество и страну к единству и стабильности, выведут Казахстан в ряд успешных государств современности.

Почитая своих предков, мы уверенно идем вперед, черпая силу в свободолюбивом духе казахского народа, который он гордо несет от времен Казахского ханства до создания независимого государства. Историческая память помогла народу сплотиться вокруг Лидера нации и ответить вызовам времени, а Казахстану – стать одним из ведущих государств современного мира.

В цивилизованных странах высоко оценивают заслуги и почитают память выдающихся исторических личностей, способствовавших сплочению и процветанию родного народа. Богата славными именами народных защитников – смелых и храбрых батыров, просвещенных правителей, мудрых биев – и казахская история. Особое место в ней принадлежит ханам Керею и Жанибеку, позднее – Касыму, Хакназару, Жангиру и его сыну Тауке, а в XVIII веке – ханам Абулхаиру и Абылаю, казахским батырам Богенбаю, Кабанбаю, а также биям Толе-би, Казыбек-би, Айтеке-би. Эти люди стали признанными лидерами народа не только по их социальному статусу, но и по реальным заслугам. И мероприятия, посвященные 550-летию Казахского ханства, увековечили в памяти молодого поколения подвиг ханов, батыров и биев, а также помогут сплотить народ Казахстана вокруг идеи «Мәңгілік Ел».

Основные торжества, приуроченные к празднованию 550-летия Казахского ханства, состоялись в Таразе – городе, по образному выражению Нурсултана .стории.

В течение долгих лет среди ученых-историков не утихали споры о периоде возникновения государственности на территории Казахстана. Чаще всего дискуссии касались не факта зарождения Казахского ханства, а конкретного периода. Впервые о появлении государства казахов в 1465 году сообщил известный ученый-энциклопедист, историк Мухаммед Хайдар Дулати в своем фундаментальном труде «Тарих-и Рашиди».

По инициативе руководства Таразского государственного университета, который с честью носит имя Дулати, была организована историко-археологическая экспедиция «Дорогой великого кочевья», которую возглавил первый проректор университета Аскар Абдуалы.

За неделю на территории Жамбылской области выполнен огромный объем работы. Уточнены многие топонимы, установлены названия ранее безвестных исторических местечек, записаны легенды, передававшиеся из поколения в поколение в устной форме. Но главное – открыты ранее неизвестные исторической науке географические объекты, связанные с основанием Казахского ханства: зимовье Керей-хана, ущелье Керея, ханский престол. Кроме того, обнаружены поселения средневекового периода, возвышенность Караултобе, которая была связана с близлежащими городами того времени. Исследованы развалины четырех средневековых городов, а также места, где сохранились памятники, имеющие историко-культурное значение. Заключительным этапом стало создание карты великого кочевья масштабом 1:3 000 с указанием географических и историко-археологических памятников, имеющих прямое отношение к жизни и быту населения Казахского ханства.

Одним из значимых мероприятий стала организованная Министерством образования и науки на базе ТарГУ международная научно-практическая конференция «Казахское ханство на стыке тысячелетий: историческая преемственность и современный период». Она позволила обсудить широкий спектр вопросов, связанных с методологическими основами и общими проблемами теории государственности, становлением и эволюцией Казахского ханства в средневековый период, анализом особенностей средневековых городов, с атрибутами государственности, проблемами этногенеза казахского народа в контексте формирования государственности, становления суверенного Казахстана и его интеграции в мировое пространство. В работе форума приняли участие государственные и общественные деятели Казахстана, стран дальнего и ближнего зарубежья, представители общественных объединений, МОН РК, руководители вузов, ученые и представители СМИ.

С 2004 по 2009 год по программе «Мәдени мұра» в России, КНР, Монголии, Кыргызстане, Турции, Армении, Венгрии и Швейцарии проводились археографические работы. Об уникальных результатах, на базе которых большая группа исследователей ведет работу по реконструкции древней и средневековой истории и культуры Казахского ханства, сообщила на форуме доктор исторических наук, профессор Института востоковедения им. Р.Сулейменова Меруерт Абусеитова. Новые памятники и артефакты позволили определить роль казахов в политической истории мира, они являются ярким свидетельством того, что казахи имели письменность, развитые города, устанавливали дипломатические, торгово-экономические отношения с соседними государствами.

Это подтверждает историческую преемственность и традиции казахской государственности. Привезенные из Первого исторического архива Китая 72 812 копий архивных материалов, официальные письма и другие документы, принадлежащие хану Абылаю, дипломатическая переписка правителей, обнаруженная в КНР (115 писем), уникальные материалы из архивов фонда швейцарского путешественника Анри Мозера, фондов Музея этнографии (Будапешт, Венгрия), библиотек и музеев Парижа, богатые коллекции по истории и культуре казахского народа, хранящиеся в Европе и Америке, подтверждают, что история и культура казахов на протяжении многих столетий развивались в тесном взаимодействии с восточными и западными цивилизациями.

Актуальными становятся вопросы обращения к историческим корням в том числе институтов правовой системы Казахстана, имеющих не только самобытный, но и уникальный характер. Познавательными были доклады ученых о политико-правовых аспектах формирования Казахского ханства: о роли национальной интеллигенции, о суде биев, истории казахского обычного права. Запомнились сообщения о символах власти и атрибутике в Казахском ханстве, их значимости в контексте эволюции казахской государственности.

Именно безусловность уважения правовых обычаев предков, укрепившихся в народном правосознании и поощряемых безупречной судебной деятельностью биев, была центральным фактором, стабилизирующим развитие казахского кочевого общества и его должную самоорганизацию и в целом способствовавшим удержанию самого Казахского ханства на столь обширном пространстве. Академик С.Зиманов отмечает: «В основе казахского права и самой его структуре, нормативной системе лежали народность и вольная, естественная свобода человека, то есть такие нравственные идеалы и принципы, которые были созвучны вечным стремлениям человека. Это было одной из фундаментальных причин того, что казахское право оказалось сильнее мечей узурпаторов и их режимов».

Институт казахского правосудия биев – непреходящее ценностное явление не только казахской, но и тюркской кочевой цивилизации, имеющее общецивилизационное значение как один из выдающихся примеров правовой культуры.

Уровень развития и благополучие любого государства напрямую зависят от того, насколько патриотичны его граждане. Безусловно, патриотизм означает в первую очередь любовь к своему Отечеству, к родной земле. В то же время это понятие не статично, оно видоизменяется, наполняется новым смыслом. Об этом говорит Президент РК в Стратегии «Казахстан-2050», внедряя термин «новый казахстанский патриотизм». И это не случайно. Сегодня казахстанский феномен сохранения межэтнического и межконфессионального согласия признан во всем мире, о нем говорят и пишут с нескрываемым уважением в разных уголках земного шара.

Участники конференции исследовали принципы построения системы патриотического воспитания студентов вне учебной деятельности. Выводы, к которым пришли ученые, впечатляют: уровень развития казахстанской молодежи, ее культура, образованность являются одним из стратегических ресурсов нашей страны в ХХІ веке. Именно современная молодежь, обучающаяся в вузах, в будущем сформирует основу политической, экономической и научной элиты общества. Поэтому от того, как будет ориентирована молодежь, какие ценности казахстанской культуры и истории составят мировоззренческое ядро ее личности, каков будет уровень ее гражданской ответственности, зависит успешность развития казахстанского общества.

Не обошли вниманием ученые и одно из ярких событий в казахстанской археологии – открытие средневековой городской культуры и городов, упоминаемых в письменных источниках. Любой памятник зодчества – источник богатейшей информации о жизни общества, создавшего его. Будучи одновременно памятником и искусства, и строительной технологии, он дает представление о политической обстановке, идеологии, развитии научно-производственного потенциала, об эстетических нормах эпохи, о культурных контактах народов и распространении культурных эталонов, об уровне организации строительного дела.

Были проанализированы письменные источники русских и западноевропейских исследователей урбанизации. Актуальным и сложным является вопрос о взаимодействии города и степи, городской жизни с жизнью скотоводов и кочевников, которое играло важную роль в формировании степной цивилизации. Основой ее является экономический союз земледелия и скотоводства, более широко – города и степи.

Города Казахского ханства являются продолжением традиционного развития городов от эпохи бронзы до саков, затем от городов тюркских каганатов и государств раннего и развитого средневековья до городов Золотой Орды, Ак Орды, Могулистана. Они были центрами торговли, внутриобластной и международной. Традиционность прослеживается в топографии городов, в жилище, материальной культуре, в сохранении реликтов традиционных верований. Города Казахского ханства – один из важнейших компонентов его политической, социально-экономической и этнокультурной жизни.

Несмотря на то, что многие средневековые поселения превратились в руины, находятся под толщами земли, они не исчезли бесследно и благодаря современной науке, археологии и истории возрождаются вновь. Один из таких городов – Кулан. Все его тайны еще не открыты, он находится в стадии изучения, но уже сегодня интересен зарубежным ученым. Это один из самых популярных культурно-исторических объектов в Жамбылской области, внесенный в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Уверен, в недалеком будущем городище станет популярным музеем под открытым небом.

Значение прошедшей конференции очень важно для осознания исторической роли Казахского ханства, понимания того, кто мы есть как народ. В своих выступлениях ее участники заявили о том, что, в противовес бытующим мнениям о Казахстане как о стране исключительно номадов, доказано: наша страна была колыбелью своеобразной степной цивилизации, сочетавшей в себе культуру земледельцев и скотоводов, города и степи.

По результатам обсуждения докладов приняты рекомендации, реализация которых даст новый импульс развитию отечественной историографии. До сих пор неизученными остаются этимологические легенды и предания о географических названиях местностей, древних культурных мест на территории Хантау, Жамбылских гор и Козыбасы, Тулпарсаз, в связи с чем конференция приняла решение об организации историко-этнографической экспедиции.

По результатам работы историко-археологической экспедиции по Жамбылской области «Дорогами великого кочевья» рекомендовано создать историко-иллюстративный альбом «По дорогам кочевья Казахского ханства». Можно снять и тематический короткометражный фильм, повествующий о древних культурно-исторических памятниках, населенных пунктах, землях и водах, начиная с побережья рек Сырдарья, Шу до бассейна Козыбасы (нынешние Кызылорда, Южный Казахстан и Жамбылская область), где обосновались Керей и Жанибек, чтобы создать Казахское ханство.

На конференции отечественные ученые предложили с нового учебного года внедрить в учебный процесс средних специальных и высших учебных заведений двухкредитную элективную дисциплину «Новый казахстанский патриотизм». Признано целесообразным совместно с учеными ТарГУ, КазНУ, МКТУ провести археологические раскопки в культурно-исторических местах, выявленных в ходе экспедиции «Дорогами великого кочевья» и имеющих отношение к образованию Казахского ханства, издать историко-познавательный научный сборник.

В советское время был единый учебник «История СССР» и небольшая книга по Казахской истории для факультативных занятий. Вследствие этого молодое поколение было оторвано от национальной истории. Имена великих ханов и батыров Казахского ханства постепенно стирались из памяти народа. Дошло до того, что большие почести получали те, кто старался всячески очернить их великие деяния. Об этом в свое время с горечью писал Гафу Каирбеков: «Правителей других народов восхваляют, почему же тогда все наши ханы считаются плохими?» Это политика, преследовавшая цель искоренить народную память, имела место всего лишь четверть века назад. В это сложно поверить, но это были горькие реалии советской эпохи.

Независимость вернула забытое и возродила память о прошлом. В Алматы и Астане, в областных центрах и крупных населенных пунктах возведены памятники великим: ханам – Керею и Жанибеку, Абылаю и Абылхаиру; батырам – Кабанбаю, Богенбаю, Наурызбаю. Их имена присвоены городам и селам, вузам и школам. Множество томов научных исследований и художественных произведений были посвящены жизни наших предков, полной героических подвигов и тяжелой борьбы.

Как подчеркнул Н.Назарбаев, с обретением независимости высокий дух наших героических предков, оставившим нам нашу необъятную Великую степь, воодушевил молодое поколение. Президент напомнил слова акына Жубана: «Казахи – народ, тысячу раз умиравший, тысячу раз воскресавший». Это народ, достигший величия в единстве и переживший небывалые несчастья в розни, населявший территорию от Алтая до Балкан, под знаменем с изображением волка. Наш голубой стяг с парящим беркутом под золотыми лучами – яркое свидетельство преемственности нашей государственности. Казахское ханство, созданное пять с половиной веков назад, являлось законным наследником древних саков, гуннов, усуней, Тюркского каганата, Дешт-и-Кипчака и Золотой Орды.

Не углубляясь в подробности древних веков, Глава государства обратил внимание на тюркский период в истории Казахстана. Уже в VI веке – в 552 году появилось мощное государство – Великий Тюркский каганат, который правил в Великой степи от Алтая до Кавказа. Однако внутренние раздоры, борьба за власть привели к распаду некогда могущественной страны... Государство распалось на западную и восточную части, а затем огузов, карлуков и кипчаков, а в конечном итоге было растерзано врагами.

В 1465 году у подножия горы Козыбасы произошло историческое событие. Керей и Жанибек ханы, отделившись от улуса Абулхаира, провозгласили Казахское ханство в междуречье Шу и Таласа. Весь народ Алаша поклялся в верности им и оставил на Улытау свои родовые знаки. Таким образом, на историческую сцену вышел казахский народ, и необъятная степь стала называться казахской землей. В дальнейшем Касым-хан укрепил фундамент Казахского ханства, Хакназар расширил границы до берегов Едиля, Тауке-хан присоединил Туркестанский край, Есим-хан был известен как полководец, неустанно охранявший границы страны, Жангир-хан в бою под Орбулаком разгромил джунгар, а Аз Тауке принял свод законов «Жетi Жаргы». Период Казахского ханства – это героическая эпоха народа Алаша. Вся жизнь ханов прошла в непрестанной борьбе за независимость. Семеро из четырех первых казахских ханов погибли на поле боя. «Великому духу великих предков преклоняются все поколения. Их огромный труд по сохранению государственности никогда не будет забыт», – сказал в связи с этим Н.Назарбаев.

После хана Аз Тауке, почитаемого за то, что при нем Казахское ханство достигло наивысшего расцвета, начались раздоры, что ослабило сплоченность народа. Ослаблением страны воспользовались джунгары. И начались полные страдания годы, получившие название «Великого бедствия» – «Ак табан шубырынды». 150 лет продлился этот непростой период. И в этот момент на историческую сцену вышли батыры – Кабанбай, Богенбай, Наурызбай, Малайсары, бии – Толе-би, Айтеке-би, Казбек-би, ханы – Абылай-хан и Абулхаир-хан. Только объединившись, казахи смогли дать сокрушительный отпор джунгарам под Анракаем в 1730 году и полностью освободить родную землю.

Однако в дальнейшем были новые раздоры между братьями, которые и привели к распаду Казахского ханства. В этот период коварная политика основная на принципах: «разделяй и властвуй» привела к колонизации казахской земли Царской Россией. Октябрьская революция, гражданская война, последовавшие за ними голод и репрессии, Великая Отечественная война – на долю народа выпало немало испытаний. Но, как сказал Президент, мы сумели сохранить национальный дух и национальные особенности.

Никто так самозабвенно не воспевает Великую степь, как казахстанцы. Это светлая память о державе Дешт-и-Кипчак, которая является колыбелью, взлелеявшей независимый Казахстан. И вполне закономерно, что во время празднования во Дворце Независимости Елбасы с сыновьей благодарностью назвал Казахстан страной Великой степи (Ұлы дала елi). Это вызвало благодарный отклик в сердцах казахстанцев, вскормленных этой степью. И то, что эти слова сказаны в год 550-летия Казахского ханства, не только символично, но и торжественно, ибо построено независимое, узнаваемое в мире государство Мәңгілік Ел, увековеченное в архитектурном облике золотого сечения Триумфальной арки – Мәңгілік Ел.

В равной степени одним из основных архитектурных символов Астаны можно назвать Мәңгілік арқа (Вечный дух-покровитель), хранящий нашу дала (степь), которая нам все для жизни дала. Мы рождаемся в мире этой Природы, а наше второе рождение происходит в мире духа соплеменников. Если общество теряет духовность – рух (дух), то все рухнет. Духовность – это непрерывная нить преемственности поколений и памяти прошлого. Памяти тех, кто стоял у истоков нашей независимости. Первые казахские ханы Керей и Жанибек выполнили историческую миссию.

Торжества в честь 550-летия Казахского ханства, несомненно, способствовали укреплению единства народа Казахстана, а также консолидации общества вокруг базовых ценностей, в основе которых – Независимость, Мир и Согласие. Наша Отчизна нуждается в уважительном отношении к истории, героическому прошлому, традициям, культуре и наследию страны со стороны каждого казахстанца. Это даст мощный импульс формированию общенационального чувства гордости и сопричастности к строительству нового государства, совместной ответственности за судьбу страны.

Единство – это то, что сохраняло нас в прошлом, хранит в настоящем и будет сохранять в будущем.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика