×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 184

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
07.10.2015 в 23:23

О создании Казахского ханства

Стремление казахского народа к суверенному государственному существованию, реализовавшееся в 1991 году, помимо всего, определялось почти 250-летним опытом функционирования независимой государственности средневековых казахов – Казахским ханством, в истории которого все еще много нерешенных и дискуссионных проблем. Одной из них является дата его образования.

Буркитбай Аяган, директор Института истории государства КН МОН РК, доктор исторических наук, профессор:

- 11 сентября 2015 года, без сомнения, войдет в анналы истории Казахстана. И дело не только в том, что в этот день в Астане в величественном Дворце Независимости состоялось торжественное собрание, посвященное 550-летию образования Казахского ханства.

Не менее важен тот факт, что Президент страны – Лидер нации Нурсултан Назарбаев расставил все точки над "і" в трактовании аспектов становления казахстанской государственности и озвучил перспективные направления исторической науки на будущее. Конечно, дискуссии и диспуты, касающиеся значения различных событий и дат, будут продолжены, но сегодня сообщество историков получило прекрасные ориентиры для развития научного поиска. Главное, что идеи, прозвучавшие в докладе Нурсултана Назарбаева, предполагают отказ от старых, замшелых методов изысканий и переход к инновационным технологиям.

На территории Казахстана издревле существовали государства и государственные образования, где и происходило формирование казахского этногенеза. Вместе с тем современный Казахстан стал результатом созидательной деятельности всех народов, населяющих Казахстан. Совершив экс­курс в историю, Нурсултан Назарбаев­ заключает: "Казахстан всегда будет беречь и приумножать дружбу и доверие с нашими соседями, строить добрые отношения со всеми странами мира".

Сегодня в основе нашего будущего – возможности, которых никогда не было у предков. В соответствии с новыми требованиями стремительно меняется облик городов, сел и аулов Казахстана. Как профессиональному историку и гражданину, мне глубоко импонируют слова Главы государства: "Нашу священную землю издревле называли Великой степью, а нас – детьми Великой степи". Очень образная и емкая метафора раскрывает красоту и силу, мощь и величие нашего государства.

Еще в 90-е годы ХХ века после провозглашения независимости по поручению Нурсултана Назарбаева были предприняты системные шаги по реформированию отечественной исторической науки. Глава государства всегда уделял огромное внимание духовной жизни народа, интеллектуальным ценностям казахстанцев. Я хорошо помню, какие интересные исследования проводили историки Казахстана под руководством М. К. Козыбаева. В тот период вышли монографии академиков К. Акишева, К. Нурпеиса, О. Смагулова. Был налажен выпуск учебников для школ и высших учебных заведений. Начата разработка пятитомного исследования "История Казахстана", три из которых успел подготовить академик М. К. Козыбаев. Проводились масштабные конференции по различным актуальным темам, вскрывались белые пятна истории.

В деле реформирования гуманитарных наук огромную роль сыграли фундаментальные работы Нурсултана­ Назарбаева «В потоке истории», "Эпицентр мира".

Необходимость реформирования была вызвана тем, что отечественная историческая наука не могла за короткие сроки преодолеть приверженность подходам прошлого. А ведь новые информационные технологии стремительно двигали исследователей вперед, побуждая к применению совершенно новых методологий.

В прежние времена историческая наука постоянно находилась под прессом партийных органов. Здесь можно вспомнить репрессии в отношении С. Асфендиярова, М. Тынышпаева, Е. Бекмаханова, Б. Сулейменова, М. Ауэзова, К. Сатпаева и других ученых, внесших огромный вклад в развитие духовной жизни общества. Но после обретения независимости государство само пришло на помощь ученым. При этом никто не ставил перед обществоведами никаких идеологических ограничений, а наоборот, делается все возможное для проведения полноценных и масштабных исследований.

Чтобы придать системность этим изысканиям, был принят ряд целевых программ. Так, например, при прямом участии Президента страны реализуются такие стратегические документы, как "Мәдени мұра" (Культурное наследие), "Ғылыми қазына" (Научное достояние).

Наиболее масштабной целевой программой стала «Халық тарих толқынында» (Народ в потоке истории). В русле задач, принятых на заседаниях межведомственной рабочей группы по изучению национальной истории Республики Казахстан, в 59 вузах страны заработали кафедры истории Казахстана, были заново открыты учебно-методические цент­ры, на которые возлагалась задача обновления методики и методологии исследования. В КазНУ им. Аль-Фараби создан специализированный центр изучения центральноазиатской традиционной культуры.

Значительных успехов добились археологи страны. Найдены и исследованы захоронения Золотого человека в Восточном Казахстане, Карагандинской области и в Западном Казахстане. Продолжены работы по изучению памятников культуры и архитектуры средневековых городов, древнейших стоянок на территории страны. В настоящее время идут работы по теоретическому осмыслению истории. В целях создания объективной и полноценной картины древнего периода и средневековой истории в течение 2013–2014 годов историки страны работали в зарубежных архивных центрах Ирана, Турции и Великобритании, где были найдены очень ценные материалы и рукописи. В настоящее время ведется их детальная экспертиза и обработка. В стадии разработки находится многотомник по истории Казахстана.

На базе Назарбаев Университета с участием молодых ученых создана и работает лаборатория популяционной генетики.

Проходит стадию модернизации и вся историческая наука. Так, например, успешно действует специализированный веб-портал "История Казахстана", открыты аккаунты (Facebook) и веб-сайты в научно-исследовательских институтах. В периодической печати выходят материалы, касающиеся ключевых аспектов национальной истории, рассказывающие о древних поселениях и средневековых городах. Вызвал широкий интерес общественности научно-популярный журнал "Мәңгілік Ел".

Историки страны активно участвуют в работе Ассамблеи народа Казахстана. При участии ученых-историков подготовлены и вышли в свет материалы по истории народов, населяющих нашу страну, рассказывающие об их вкладе в развитие культуры и экономики суверенного государства.

Особенно значимым и напряженным выдался настоящий год. Нам необходимо проводить активную работу в учебных заведениях по пропаганде ценностей независимости. Коллективами авторов готовятся к выходу в свет новые учебники и книги, обобщающие труды по истории cтраны.

Серию книг о становлении независимости подготовили ученые Института истории государства. Монографии, хрестоматии и научные концепции были презентованы на конференциях, проведенных с учас­тием коллег из России, Голландии, США, Узбекистана, Кыргызстана.

В 2014 году учеными Института была продолжена работа по изданию книг из серии "Ұлы дала тұлғалары". Исследователь А. Кашкимбаев к 100-летию выдающегося писателя Ильяса Есенберлина презентовал специальную монографию. В 2015 году на новый этап выйдут исследовательские работы, касающиеся деятельности Жумабека Ташенова, академика Анны Михайловны Панкратовой.

В своих размышлениях у подножия горы Улытау Нурсултан Назарбаев­ подчеркнул, что нашей стране непременно предначертано светлое будущее. Потому, что народ Казах­стана – миролюбивый, не посягнувший на независимость ни одной страны. "Моя мечта и мысли о том, чтобы Казахстан существовал вечно. Поэтому я предложил идею "Мәңгілік Ел" (Вечная страна). Мы сделаем все, чтобы стать таковой!" – подчеркнул Глава государства. И задача ученых историков – выполнить это поручение.

Нурлан АТЫГАЕВ, кандидат исторических наук:

Вопрос о времени возникновения Казахского ханства, первого в Центральной Азии национального государства, которое носило имя создавшего его этноса – казахов, является одним из самых дискуссионных проблем отечественной исторической науки. В казахстанской научной и научно-популярной литературе имеется множество работ, посвященных данной теме, хотя до начала 70-х годов ХХ века вопрос датировки образования ханства в качестве научной проблемы специально не поднимался. Его ставили «в один ряд с иными событиями политической истории казахского общества». В этот период были опубликованы первые научные исследования, посвященные конкретно времени образования Казахского ханства. Автором первой такой специальной работы стал Т.И.Султанов. Затем, в 1977 году, данная проблема была рассмотрена в монографии К.А.Пищулиной. В последующие годы этот вопрос остался без внимания историков. Вновь проблема актуализировалась после обретения Казахстаном независимости. В 90-е годы XX века данный вопрос нашел отражение в работах казахстанских историков А.Хасенова, К.Акишева, Ж.Касымбаева, Б.Карибаева и др. Рассматривали в своих исторических изысканиях проблему датировки образования Казахского ханства известные писатели Казахстана М.Магауин и К.Салгарин. Следует также сказать о псевдонаучных, но растиражированных публикациях по данной теме кандидата технических наук К.Даниярова.

В целом, на сегодняшний день в историографии имеется несколько основных точек зрения относительно времени образования Казахского ханства:

1. По мнению К.А.Акишева, началом сложения узбекской и казахской государственности необходимо считать время образования Ханства Абулхайра, т.е. 1428 г.

2. А.Хасенов считал, что после смерти в 1445 г. правителя Улуг (Большого) Улуса (преемника Золотой Орды – Н.А.) Улуг-Мухаммад-хана (эпического Орманбета) на территории Казахстана обособился казахский улус и возникло Казахское ханство, которое не зависело ни от Абулхайра, ни от Могулистана.

3. Наиболее распространенная в исторической литературе датировка – 1456 г. Ее сторонники (М.Тынышпаев, С.Жолдасбай, М.Магауин, К.Салгарин и др.) считают, что именно тогда произошла перекочевка Керея (Гирея) и Жанибека на территорию Западного Могулистана (Жетысу), после чего сразу же образовалось Казахское ханство. На этой датировке мы остановимся ниже более подробно.

4. Б.Б.Карибаев (Карибай) определяет время образования Казахского ханства весной 1458 г.

5. К.А.Пищулина считает, что «время образования Казахского ханства лишь приблизительно может быть определено второй половиной 60-х гг. XV в.» и дата этого события – 870 г.х., то есть 1465/66 г., предложенная Мирза Хайдаром, первая и единственная в письменных источниках датировка, вполне приемлема.

6. По мнению Т.И.Султанова, с ним солидарен и кыргызский академик О.К.Караев, сторонники Керея и Жанибека образовали Казахское ханство только после смерти Абулхайра, возвратившись из Жетысу на территорию Дашт-и Кыпчака, «т.е. не раньше 70-х гг. XV века», около 1470/71 г.

7. К.Данияров утверждает, что независимое Казахское ханство, которое он называет третьим казахским государством (первым казахским государством у него является государство Чингисхана, вторым – Улус Джучи), образовалось в 1480 г.

8. По мнению А.П.Чулошникова, его точку зрения разделяло в 50-60-е гг. XX в. большинство исследователей, образование Казахского ханства произошло в начале XVI века, после ухода Мухаммада Шейбани-хана и его сторонников из территории Казахстана в Среднюю Азию.

9. С.К.Ибрагимов считал, что в 30-40-е гг. XVI века закончилась борьба потомков Жанибека и Керея с потомками Абулхайра и мангытами, после чего произошло объединение нескольких самостоятельных владений казахов, возникших к концу XV века, в одно государство – Казахское ханство.

Для определения даты возникновения Казахского ханства, в первую очередь, следует рассмотреть вопрос о времени откочевки Керея и Жанибека в Жетысу, события, ставшего важным звеном в образовании ханства. Как известно, в сочинении «Тарих-и Рашиди» Мирзы Мухаммада Хайдара из тюркского рода дуглат, это событие, как и некоторые другие, конкретно не датировано. Очень часто Мухаммад Хайдар, определяя время того или иного события, писал: «В то время …», «той весной …», «около того года …» и т.п. Этот факт был отмечен многими исследователями. Некоторые даты, приведенные в источнике, на поверку вообще оказались не точны. Все же мы считаем неоправданным подход некоторых ученых, когда из-за неточностей датировки одних событий, полностью отрицаются другие датировки. А слова «А Аллах лучше знает» или «Аллах больше знает», которыми заканчивает Мирза Хайдар свои рассказы, являются для верующего формулой, которая демонстрирует ничтожность человека перед Творцом.

Как известно, научное исследование проблем истории Казахского ханства началось еще в XIX веке, с работ А.И.Левшина, Ч.Ч.Валиханова, В.В.Вельяминова-Зернова и др.

В 1864 г. русский востоковед В.В.Вельяминов-Зернов опубликовал вторую часть своего труда «Исследование о Касимовских царях и царевичах», в котором впервые привел все известные на тот период материалы письменных источников по истории Казахского ханства. После этого в историографии утвердилось мнение, часто со ссылкой на В.В.Вельяминова-Зернова, что начальной датой образования Казахского ханства является время откочевки будущих основателей государства Керея и Жанибека из Восточного Дашт-и Кыпчака на территорию Жетысу. Данное событие многие последующие исследователи определяли 1456 г. В историографии, однако, существуют и другие датировки откочевки Керея и Жанибека в Могулистан. Так, в конце XIX в. английский востоковед Г.Ховорс определил данное событие 1451 г. К.И.Петров писал о передвижении Керея и Жанибека в район р.Чу в 1450 г. Б.Б.Карибаев (Карибай) датирует откочевку поздней осенью 1457 г.

Все же наиболее распространенная в исторической литературе дата откочевки и образования Казахского ханства – 1456 г. В 20-е гг. XX столетия данную дату приводил в своем труде М.Тынышпаев, а в 90-е гг. того же столетия она указывается в книгах литераторов М.Магауина и К.Салгарина.

Прежде всего, следует отметить, что у В.В. Вельяминова-Зернова не указана конкретная дата образования Казахского ханства. Текст персоязычного сочинения «Тарих-и Рашиди» Мирзы Мухаммада Хайдара, где впервые в исторических источниках приводятся сведения об откочевке Керея и Жанибека и образовании ими казахского государства, исследователь перевел следующим образом: «В это время (около 860=1456) Абул-хаир-хан владычествовал в Дешт-и Кипчаке: султанам Джучидским приходилось от него очень плохо, и двое из них Джанибек и Гирей-хан бежали в Моголистан. Иса-Буга-хан принял беглецов хорошо, и отвел им Джу и Козы-Баши, которые составляет западную окраину Могулистана. Там они зажили спокойно. После смерти Абул-хаир-хана улус узбекский пришел в расстройство, начались в нем большие неурядицы. Тогда множество народа откочевало к Гирей-хану и Джанибек-хану, так что число собравшихся около них людей возросло вскоре до двухсот тысяч; звать их стали узбеками-казахами. Эпохой, с которой началась собственно власть султанов казацких, надобно считать год 870 (1465,6), впрочем, Бог лучше знает» [20, 139]. Данный перевод был без изменения перепечатан в 1935 г. в сборнике «Прошлое Казахстана в источниках и материалах», который был опубликован проф. С.Д.Асфендиаровым и проф. П.А.Кунте. Близкий к переводу В.В.Вельяминова-Зернова перевод данного отрывка «Тарих-и Рашиди» в своих исследованиях привели в 1941 г. М.П.Вяткин, в 1965 г. - Б.А.Ахмедов.

Таким образом, В.В.Вельяминов-Зернов отнес к 860 г.х. /1455-56 гг. перекочевку Керея и Жанибека в Жетысу (впрочем, без всякой аргументации), а не время образования Казахского ханства.

Т.И.Султанов, тщательно исследовавший вопрос о времени откочевки, пришел к выводу, что это событие никак нельзя датировать временем ранее 864 г.х. / 1459-60 гг. Приведем его аргументацию: «Керей и Джанибек с улусными людьми прибыли в Могулистан при жизни могульского хана Есен-Буки, который радушно принял беглецов и назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. Известно, что Есен-Бука умер в 866 / 1462 г. Значит, откочевка совершалась до этого времени. Согласно «Тарих-и Рашиди» и «Бахр ал-асрар» (сочинение Махмуда б. Эмира Вали – Н.А.) перекочевка Керея и Джанибека в Могулистан совпала со временем вызова Тимуридом Абу Саидом из Шираза Юнус-хана и отправкой его с войском в Могулистан с целью использовать это войско против брата, Есен-Буки. Известно, что Абу Саид принял Юнус-хана в Герате вскоре после того, как завоевал Хорасан в 863 / 1458-1459 гг., а междоусобная борьба Юнус-хана и Есен-Бука-хана длилась не меньше полутора-двух лет. Следовательно, время откочевки, а точнее, перекочевки Гирея и Джанибека с улусными людьми во владения могульского хан Есен-Буки нужно датировать 864 / 1459-60 гг.».

Основываясь на сведениях исторических источников («Фатх-наме» Шади, «Бахр ал-асрар» Махмуда б. Эмира Вали и др.), Т.И.Султанов считает, что именно в 1459-60 гг. война Абулхайра с политическими противниками еще более разгорелась. Мстя за смерть своего старшего сына Шах-Будаг-султана, Абулхайр-хан перебил «ряд принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях». В такой ситуации, по мнению исследователя, и состоялась откочевка Керея и Жанибека.

Аргументация Т.И.Султанова, по нашему мнению, убедительна и его датировка времени откочевки будущих казахских правителей в Жетысу вполне приемлема. Дата 864 год хиджры / 28.10.1459-16.10.1460 гг. выведена исследователем на основе сопоставления нескольких исторических фактов, датировка которых известна по историческим сочинениям. Вместе с тем его аргументы можно более конкретизировать, а некоторые факты иначе интерпретировать.

Итак, согласно компетентным источникам, перекочевка Керея и Жанибека в Жетысу совпала с прибытием в Могулистан Йунус-хана (Юнус-хан), которого сюда направил Тимурид Абу Саид, незадолго до этого установивший свою власть в Хорасане. Встреча Абу Саида и Йунуса не могла произойти ранее 2 октября 1457 г. По достоверным письменным источникам установлено, что Абу Саид, одержав победу над врагами, именно в этот день впервые занял Герат, политический центр Хорасана. Согласно «Тарих-и Рашиди», Тимурид принял его в Герате и поместил его в известном саду «Баг-и заган». Если даже допустить, что Абу Саид вызвал Йунус-хана из Шираза (персидского Ирака) сразу же после захвата города, то должно было пройти какое-то время между отправкой гонца в Шираз и прибытием Чагатаида в Герат. По «Тарих-и Рашиди», Абу Саид устраивал в его честь царственные пиршества, на что ушло также несколько дней. Также должно было пройти некоторое время, прежде чем Йунус мог выступить против Есен-Бука-хана. Тем самым, очевидно, что Йунус мог появиться в пределах Могулистана не ранее ноября-декабря 1457 г. В этот раз он беспрепятственно прошел из Герата до Могулистана.

В Могулистане Йунус-хан не получил поддержки у глав могульских племен. Не оказал ему помощи и Абу Саид, у которого осложнилось положение в Хорасане. Вскоре же после установления его власти в Хорасане против него подняли восстание другие Тимуриды. Абу Саид вынужден был оставить Герат и заняться подавлением мятежа. В городе сразу же установил свою власть другой Тимурид Султан Ибрахим, который вскоре передал трон отцу – Ала ад-Доуле. Разбив основных противников, Абу Саид не вернулся в Герат и зиму 1457-58 г. провел в Балхе, на границе Хорасана и Мавараннахра.

Так и не получив никакой помощи, Йунус-хан был разбит в местности Хансалар (около Кашгара) объединенными войсками Есен-Бука-хана и могущественного дуглатского эмира Мир Саййид Али. Причем у Есен-Бука-хана было всего шесть тысяч воинов (по источнику, еще 54 тысяч должны были подойти), а Мир Саййид Али располагал 30-и тысячным войском. Данное сражение следует датировать 1458 годом, последним годом жизни Мир Саййида Али. Согласно «Тарих-и Рашиди», он умер 862 г.х. / 19.11.1457-07.11.1458 гг.

После своего поражения Йунус-хан бежал к Султану Абу Саиду в Хорасан. Тогда это событие могло произойти только после 16 декабря 1458 г., когда «Абу Саид вторично, и на этот раз окончательно, овладел Гератом».

Из текста «Тарих-и Рашиди» следует, что через некоторое время Йунус вновь прибыл в Могулистан. Дату прибытия нужно датировать временем после смерти эмира Мир Саййид Али. Потеря такого влиятельного и могущественного союзника как Мир Саййид Али, несомненно, ослабила политические позиции Есен-Бука-хана. Очевидно, именно этим обстоятельством и намеревался воспользоваться Йунус-хан. Этим также можно объяснить и радушный прием Есен-Бука-ханом Керея и Жанибека, прибывшим как раз в это время в западную часть Могулистана. Как отмечают исследователи, Чагатаид не имел реальных сил для препятствия их перекочевке.

В «Тарих-и Рашиди» отмечается, что во время своего второго прибытия Йунус-хан вынужден был жить в Йеттиканде, так как он «не мог вступить во владения, принадлежащие Исан Буге хану». Это было следствием обустройства в этом районе группы Керея и Жанибека, которые стали оказывать помощь и поддержку Есен-Бука-хану, что подтверждает и Махмуд б. Эмир Вали.

Тем самым, перекочевка Керея и Жанибека в Жетысу не могла состояться раньше 1459 г. Поэтому нет существенных оснований датировать образование Казахского ханства более ранним периодом.

Необходимо остановиться более подробно на следующем моменте проблемы. В 1976 г. в ходе работы этнографической экспедиции в Жамбылской области отечественными этнологами было зафиксировано казахское предание, в котором рассказывалось об откочевке Керея и Жанибека в Жетысу и образовании ими Казахского ханства. Согласно этому преданию, будущие основатели государства откочевали в осенние месяцы года мыши во главе одного тумена подданных из района Сырдарьи и в начале зимы достигли Мойынкума. Перезимовав здесь, весной они провозгласили ханом Керея и назвали сами себя казахами. Керей-хан, который около десяти лет правил в окрестностях р.Шу, был похоронен у горы Хантау. Когда прошло два года со времени его смерти, потомки Керея и Жанибек-султан возвратились в район Сырдарьи.

К данному преданию часто прибегают историки. Так, например, Б.Б.Карибаев при определении времени образования Казахского ханства весной 1558 г. опирается именно на эту легенду. В настоящей статье нам тоже хотелось бы уделить ей внимание. При работе с любым новым источником, прежде всего, необходимо удостовериться в аутентичности его сведений. Для этого выделим основные моменты предания:

1. Оно записано в 1976 г.;

2. Керей и Жанибек перекочевали из Сырдарьи в Мойынкум (Жетысу) в начале зимы года мыши;

3. Численность пришедших с ними людей составляла один тумен;

4. Следующей весной после их перекочевки в 1458 г. Керей был провозглашен ханом;

5. Подданные Керея и Жанибека около 1458 г. назвали сами себя казахами;

6. Керей, который около десяти лет правил в окрестностях р. Шу, был похоронен у горы Хантау;

7. Спустя два года после смерти Керея Жанибек и его подданные вернулись в район Сырдарьи.

Итак, рассмотрим все пункты по порядку:

1. Предание было записано в середине 70-х гг. XX в. и это одно заставляет нас усомниться в оригинальности сообщаемых в нем сведений. Как известно, к этому времени были введены в научный оборот почти все основные источники по истории образования Казахского ханства. Так, в 1969 г., т.е. за 7 лет до фиксации легенды, вышел из печати подготовленный казахстанскими и российскими востоковедами известный сборник «Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII вв. (извлечения из персидских и тюркских сочинений)» (сокращенно – МИКХ). Еще ранее, в 1935 г. С.Д.Асфендиаров и П.А.Кунте издали труд «Прошлое Казахстана в источниках и материалах», где также приводились основные материалы по истории Казахского ханства. И это не говоря уже об огромной исследовательской литературе, основу которой заложили еще историки XIX века. На предание, представляющее большую ценность для исследования истории Казахского ханства и передающееся от отца к сыну, из поколения в поколение, должны были обратить внимание предшествующие историки. Однако ничего о нем не знал даже такой знаток казахского фольклора как Ч.Ч.Валиханов, которому принадлежит специальная работа «Предания и легенды Большой киргиз-кайсацкой орды». Также предание не было известно историкам начала XX века. По крайней мере, ни у таких специалистов как В.В.Бартольд и М.Тынышпаев, ни у других исследователей, в работах которых рассмотрены вопросы истории Казахского ханства, в частности, истории Жетысу, факт наличия этого предания не зафиксирован. Наводит на размышления также и то, что впервые сведения о нем, несмотря на то, что оно было записано еще в 1976 г., появились только в 90-е гг. XX века.

2. Год мыши, который как год откочевки Керея и Жанибека в Жетысу указывается в предании, может соответствовать только 862 году хиджры. Другие близкие к нему годы мыши приходятся либо на 850 г.х. / 1445-46, либо на 874 г.х. / 1469-70 гг. Первая дата слишком ранняя для датировки откочевки, вторая же слишком поздняя. По синхронистической таблице И.Орбели, 962 год хиджры начался 19 ноября 1457 и закончился 7 ноября 1458 г. Тогда приход Керея и Жанибека на территорию Могулистана следует датировать концом 1457 г. Однако это вступает в противоречие с данными письменных источников. Мы приводили выше факты показывающие, что время перекочевки Керея и Жанибека в Жетысу никак нельзя датировать временем до 1459 г.

3. Согласно преданию, Керей был провозглашен ханом уже весной после перекочевки в Могулистан. Исходя из этого, как отмечалось выше, некоторые историки считают, что образование Казахского ханства нужно датировать весной 1458 г. Если даже не учитывать вышесказанные аргументы, то вряд ли эта датировка приемлема, так как в предании не говорится о включении в промежуток времени от поздней осени 1457 г. до весны 1458 г. новых этнических групп под власть Керея и Жанибека. Тем самым получается, что Казахское ханство было образовано одним туменом казахов. Как известно, один тумен (туман) у тюрко-монгольских народов в период средневековья составлял 10 тысяч человек. Говорить же о государстве с населением в 10 тысяч человек, по крайней мере, не логично.

4. Нельзя также серьезно относиться к утверждению о том, что термин «казах» стал самоназванием группы Керея и Жанибека сразу же после их обоснования в Жетысу. Вполне очевидно, что никто из людей, прибывших из Восточного Дашт-и Кыпчака, не «перенимал» название «казах». Оно утверждалось как этническое самоназвание постепенно в ходе исторического развития, в процессе объединения самого казахского этноса. Так было с кыргызами, калмаками и многими другими народами. То, что термин «казах» не был вначале этническим названием подданных Керея и Жанибека видно из «Тарих-и Рашиди». Так, Мирза Хайдар пишет: «Поскольку вначале они уходили от людей, отделялись от них и некоторое время бедствовали и скитались, их назвали казахами. Это имя закрепилось за ними». Именно на социальное значение этого термина указывает и другой средневековый историк Махмуд б. Эмир Вали, когда говорит: «Так как в [самом] начале [после] прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и грабежах [их] и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу (тайифа) пристало имя казак». Только с образованием Казахского ханства термин «казах» приобрел политическое значение (политоним). С уходом же на рубеже XV-XVI вв. в Среднюю Азию подвластных Шибанидам части узбекских племен и объединением под властью казахских ханов оставшихся племен Восточного Дашт-и Кыпчака и Туркестана термин «казах» приобрел этнический оттенок.

5. Если верить упоминанию о том, Керей-хан правил казахами около десяти лет, то его смерть должна датироваться примерно 1468 г. Однако это противоречит материалам письменных источников. Так, например, в исторических сочинениях начала XVI в. имя Керея последний раз упоминается в связи с событиями зимы 878 г.х. / конец 1473 – начало 1474 г.

6. Указание на то, что спустя два года после смерти Керея его потомки и Жанибек возвратилась в район Сырдарьи также не находит подтверждения в источниках. Ни один из известных нам средневековых исторических сочинений не сообщает о возвращении всей этой группы в район Сырдарьи в 1470 г. Борьба же правителей Казахского ханства с потомками Абулхайра за Туркестан началась еще 1469 г.

Таким образом, учитывая все вышеуказанные обстоятельства, мы полагаем, что к процессу исследования проблемы образования Казахского ханства данное предание не может привлекаться как достоверный источник.

Благоприятные условия для создания Кереем и Жанибеком своего государства возникли после смерти в 1462 г. Есен-Бука-хана, когда основные функции центральной власти в Могулистане, очень ослабленные в последние годы, были окончательно подорваны. Преемником Есен-Бука-хана стал его 17-летний сын Дост Мухаммад-хан, но он не пользовался авторитетом и, следовательно, поддержкой подданных. По характеристике Мирзы Хайдара, он «не относился к числу умных людей, большинство его поступков нельзя было считать разумными и к тому же он ни на минуту не был трезвым». Это привело к усилению центробежных сил, сепаратизму отдельных могульских правителей. Главный соперник Дост-Мухаммад-хана за трон Могулистана Йунус-хан обосновался в другой части государства, в Йеттиканде, в районе Ферганы. В Кашгаре независимо от Дост Мухаммада стал править могущественный дуглатский мирза Сансиз. Эта политическая нестабильность в Могулистане и отсутствие в нем единого правителя дали возможность Керею и Жанибеку создать на части данной территории свое самостоятельное государство. Следовательно, время образования Казахского ханства следует определить периодом после 1462 г.

В 1977 г. К.А.Пищулиной справедливо отмечено, что Керей и Жанибек «воспринимались современниками в качестве правителей самостоятельного ханства еще до окончательного распада государства Абулхайр-хана и до перехода власти в Центральном и Южном Казахстане в руки казахских ханов в последней трети XV века». Действительно сведения исторических сочинений подтверждают, что уже на территории Жетысу в 60-е гг. Керей и Жанибек выступали как самостоятельные правители, и незачем им было пассивно ожидать смерти Абулхайр-хана для создания своего государства. Следовательно, считать, что Казахское ханство возникло только после смерти Абулхайра (1468/69 г.) на территории Дашт-и Кыпчака ошибочно.

Проведенный анализ сведений источников и состояния историографической разработки проблемы показывает, что откочевка Керея и Жанибека в Жетысу могла произойти только в 1458 г. Наиболее приемлемой датировкой данного события является 1459 г. Благоприятные условия для создания Кереем и Жанибеком своего государства создались после смерти Есен-Бука-хана в 1462 г. Единственной датой возникновения Казахского ханства, которая имеется в исторических источниках, является указанный Мирза Хайдаром 870 год хиджры. Нет особых причин не доверять этой приблизительной дате. Согласно синхронистическим таблицам И.Орбели, 870 год хиджры начался 24 августа 1465 г. и закончился 11 августа 1466 г. Тем самым, время возникновения Казахского ханства можно определить периодом с 1462 г. по 11 августа 1466 г. Мы принимаем дату указанную Мирза Хайдаром и считаем, что время образования Казахского ханства вполне можно датировать августом 1465 – августом 1466 года.

Таким образом, в августе 2015 года исполняется 550-лет образованию Кереем и Жанибеком самостоятельного государственного объединения казахского народа – Казахского ханства. В связи с этим необходимо внести эту дату в список юбилейных дат и отметить соответствующим образом. Празднование юбилея образования Казахского ханства должно способствовать укреплению казахстанской государственности и патриотизма. Политическая и общественная значимость грядущего юбилея, как совершенно справедливо отметил известный историк Т. И.Султанов, заключается, прежде всего, в том, что Казахское ханство было первым в Центральной Азии национальным государством, созданным ныне существующим народом, а не его предшественниками или историческими предками.

Одним из центральных событий 2015 года в республике, безусловно, станет празднование 550-летия со дня основания первого этнического государства Центральной Азии – Казахского ханства, образованного султанами Кереем и Жанибеком. Современная Республика Казахстан является прямой наследницей этого мощного средневекового государства.

В связи с юбилейной датой в республике и за ее пределами запланировано проведение масштабных мероприятий, поэтому празднование 550-летия Казахского ханства приобретает международный масштаб. Инициатива празднования юбилея принадлежит Лидеру нации Нурсултану Назарбаеву, а в декабре 2014 года увидело свет Постановление правительства «О подготовке и проведении в 2015 году 550-летнего юбилея Казахского ханства». Утвержденный План охватывает свыше ста мероприятий.

Следует особо отметить, что глава республики Нурсултан Назарбаев поручил отметить 550-летие Казахского ханства «без лишних затрат». «Президент Казахстана подчеркнул, что в сложившихся непростых экономических условиях юбилей необходимо встретить без лишних затрат, но в то же время качественно, чтобы событие осталось в памяти народа. Глава государства отметил, что главной целью мероприятий является укрепление патриотизма и обеспечение духовного роста всех казахстанцев», – сообщила пресс-служба Акорды по итогам встречи главы государства с министром культуры и спорта.

Юбилей Казахского ханства будет праздноваться во всех регионах Казахстана, однако центральные мероприятия будут проведены в сентябре в Жамбылской области, где, как считают историки, и была заложена основа ханства в XV веке. В Таразе состоится масштабное театрализованное представление, будет проведено состязание акынов на тему «Мәңгілік ел» (Вечная страна), построен монумент в честь 550-летия, состоится выставка «Тараз – ғасырлар куәсі» (Тараз – свидетель веков), организован международный турнир по казакша курес и другим национальным видам спорта.

Помимо этого, ожидается издание многотомника по истории Казахстана. Разработка истории Казахстана с древнейших времен до наших дней в десяти томах в двадцати книгах началась в 2012 году по инициативе Института истории и этнологии им.Ч.Ч.Валиханова. На данный момент основная работа по подготовке многотомника завершена, написаны рукописные варианты большинства книг. Сейчас проводится работа по внутренней экспертизе и редактированию готовых текстов. Планируется в 2015 году завершить работу и подготовить первый вариант многотомника. «Затем будет проводиться работа по апробации и внешней экспертизе книг. К этой работе планируем привлечь отечественных и зарубежных экспертов», - сообщил кандидат исторических наук, первый заместитель директора Института истории и этнологии им.Ч.Ч.Валиханова Нурлан Атыгаев. Все десять томов истории Казахстана увидят свет в 2016 году. Кстати, подготовка издания ведется на основе программно-целевого финансирования в рамках междисциплинарной программы «Ғылыми қазына». Над подготовкой многотомного издания заняты практически все ведущие казахстанские историки, работающие в научно-исследовательских институтах исторического профиля министерства образования и науки Республики Казахстан, а также в вузах страны. К работе над многотомником также привлечены известные зарубежные ученые.

Между тем научные сотрудники Института истории государства изучают ландшафт территории Казахского ханства и современного Казахстана. Как сообщил директор Института истории государства МОН Казахстана Буркитбай Аяган на пресс-конференции, не так давно была обнаружены так называемые «Ватиканские карты», на которых «нынешняя казахстанская степь показана на карте лесистой и очень живописной». «Если взять, к примеру, Бетбак-Дала, то там лесов практически нет, это сплошные песчаные пустынные места. И тут возникает вопрос, неужели за эти 550 лет леса были вырублены? Мы не можем сейчас утверждать, что эти места постоянно были пустынными. Может быть, раньше там было гораздо больше зелени, возможно, Сырдарья была больших размеров и т. д. Мы провели сравнительный анализ, какой ландшафт был в тот период, согласно тем историческим данным, и каков климатический пояс сегодня», - говорит ученый. Как ожидается, результаты исследований будут обнародованы и отражены в изданиях, посвященных 550-летию Казахского ханства.

Тем временем учеными того же Института истории государства была проведена научная экспедиция «По путям казахских ханов» в исторических местах Улытау, Южно-Казахстанской, Жамбылской, Карагандинской областей. В общей сложности участники экспедиции преодолели почти 4,5 тысяч километров. Ожидается, что полученная в ходе экспедиции информация ляжет в основу научных публикаций. По словам заместителя директора Института Радика Темиргалиева, в Институт истории государства будет предоставлен отчет, и каждый из участников экспедиции будет публиковать свои научные изыскания. «У нас имеется огромная база фотоматериалов, которая будет использована вместе с личными впечатлениями и в научных, и в публицистических статьях», – отметил Радик Темиргалиев.

Между тем в поселке Шортанды Акмолинской области прошел конноспортивный праздник в честь 550-летия Казахского ханства. На скачки прибыли не только участники области, а также спортсмены с Северо-Казахстанской, Костанайской области и города Астаны. В ходе состязаний зрители смогли увидеть кокпар, скачки на 7 км, кунан-байга, конкур, бег рысаков, ток-байга, аламан-байга, аударыспак, кыз-куу. Тем временем, в Алматинской области в горном ущелье у подножья Иле-Алатауского национального парка состоялся Международный фестиваль «Мәңгілік ел» в честь 550-летия Казахского ханства. Мероприятие, организованное на основе государственно-частного партнерства, нацелено на расширение и укрепление единого культурного пространства, продвижение национальных культурных традиций, духовно-нравственных ценностей, воспитание патриотизма. В программе фестиваля была организована ярмарка изделий ручной работы, концерт народной музыки, а также различные мастер-классы, в ходе которых все желающие смогли научиться работать с кожей, серебром, глиной, валять войлок.

Кроме того, в рамках мероприятия прошел II Международный фестиваль по стрельбе из традиционного лука «Алтын мерген», в котором приняли участие представители из Казахстана, Киргизии, Турции, Монголии, Кореи, Туркменистана, Болгарии и Венгрии, а также фестиваль охотничьих птиц «Турул» и различные конноспортивные игры. По словам организаторов, в рамках фестиваля развернулся настоящий этноаул, позволивший соединить несколько разнообразных, но взаимодействующих мероприятий и познакомить с традициями, обычаями, бытом и культурой казахского народа.

Среди международных событий следует отметить показ в Нью-Йорке 10-тисерийного документального фильма «550 лет Казахскому ханству» режиссера Бахыта Каирбекова. Премьера состоялась в одной из самых престижных киностудий Роберта де Ниро «Tribeca Film» Министерством культуры и спорта РК при содействии Генерального консульства РК. Как сообщило внешнеполитическое ведомство республики, эпопея создана на основе книги Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «В потоке истории». Первая часть фильма посвящена истории тесных взаимоотношений кипчакской и армянской культур, результатом которых стало распространение общего языка. Каждая серия повествует об отдельном этапе истории казахского народа – от возникновения Казахского ханства в 1465 году до Независимого Казахстана. По мнению критиков, фильм ярко и всесторонне раскрывает историческую и геополитическую роль Казахстана в мире. Фильм основан на исследованиях историков и экспертов в области древней истории. Показ фильма состоялся на английском языке. В презентации приняли участие Постоянный представитель Казахстана при ООН Кайрат Абдрахманов, Генеральный консул РК Раушан Есбулатова, а также их коллеги, аккредитованные в Нью-Йорке. Помимо иностранных дипломатов и зарубежных гостей, на мероприятии присутствовали представители киноиндустрии США, включая президента киностудии «Muse Films» Карла Клатца, президента «Cinema Tropical» Карлоса Гутиереса, основателя и президента студии «Seagull Films» Алл Верлотски, вице-президента по общественным связям киностудии «Kino Lorber», известного кинокритика Эрика Кона, основателя агентства по продвижению фильмов Софи Глак, а также независимые эксперты, ученые, представители казахской диаспоры в США. Американская пресса сообщает, что фильм вызвал широкий интерес у аудитории. Участники мероприятия выразили надежду на продолжение показа фильма в полном объеме в Нью-Йорке. Ранее презентация фильма состоялась в столице США – Вашингтоне.

Помимо этого, в Астане презентовали историко-познавательную книгу «Қазақ хандары» доктора исторических наук Берекета Карибаева. Подготовка книги заняла у ученого 20 лет. Его первые статьи про Касым-хана вышла в газете еще в 1995 году. Статья вызвала резонанс, и автору предложили продолжить эту тематику и написать про Керей и Жанибека, Бурундук - хана и еще про пятерых ханов: Мамаш, Тахир, Буйдаш, Ахмет, Тогым. Книга «Қазақ хандары» выпущена на трех языках: казахском, русском и английском. По словам Б.Карибаева в предыдущих изданиях информация о казахских ханах была разбросанной и непоследовательной, а где-то неполной. «К примеру, в академическом пятитомнике есть информация не обо всех ханах. О Керее и Жанибеке очень мало, много материалов о Бурундук-хане и о Касым-хане, также же есть Хакназар, Тахир, Тауекель, Шигай. Общий тираж произведения составил 7 тысяч экземпляров.

А между тем Центральный парк Астаны превратился в аул Казахского ханства. В парке Астаны при поддержке Управления по вопросам молодежной политики прошла театрализованная акция, посвященная празднованию 550-летия Казахского ханства. Всего за один час постановщики ознакомили жителей и гостей столицы с историей становления и развития Казахского ханства, начиная с ханов Жанибека и Керея, заканчивая последним ханом Кенесары. В мероприятии участвовали не только профессиональные актеры, но и молодые артисты. Подобные мероприятия состоялись в течение всего лета на открытых площадках девяти парков Астаны.

А между тем, в Национальном музее РК в рамках проекта «Казахстан сквозь историю веков» представлена совместная выставка Отрарского государственного археологического музея-заповедника и Государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан» «Тарихи жады және тағылым» («Историческая память»), посвященная 550-летию Казахского ханства. Среди экспонатов представлены керамическая посуда, изделия из бронзы и железа, декоративные кирпичи и плитки, оружия, золотые, серебряные, медные, бронзовые монеты и множество других ценных артефактов, найденных в ходе многолетних исследований и археологических раскопок на Отраре и других средневековых городищах вокруг него. Надо заметить, что Отрарский государственный археологический музей-заповедник выставляет свои бесценные экспонаты во всех регионах страны. Помимо этого, в главном музее страны выставлены уникальные артефакты из коллекций Государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан». В настоящее время в фондах Государственного историко-культурного музея-заповедника «Азрет Султан» имеется более 24 тысяч исторических памятников.

Выставка состоит из разделов: «Значение Туркистанского региона для Казахского ханства», «Ханская Орда — Туркистан», «Культура Казахского ханства» и совершит турне по нескольким странам в рамках празднования 550-летию Казахского ханства.

Одной из судьбоносных дат для нашего государства является 550-летие Казахского ханства. Понять реалии того непростого периода и докопаться до истины невозможно, не прибегнув к памятникам того времени. Поэтому Лидер нации поручил на высоком уровне провести празднование 550-летия Казахского ханства. Яркие и неординарные мероприятия проходят по всей стране. Именно через такие мероприятия люди лучше узнают свое прошлое, славную историю казахского народа.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика