×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 184

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
02.11.2015 в 22:59

АНК и Форум народов России

За 20 лет своего существования Ассамблея народа Казахстана стала одной из главных ценностей общества. Сегодня Ассамблея обеспечивает межнациональное согласие, взаимоуважение и толерантность в стране.

Делегация Ассамблеи народа Казахстана во главе с заместителем Председателя – заведующим Секретариатом АНК администрации Президента РК Ералы Тугжановым приняла участие в Форуме народов России в г. Москве.

В состав делегации вошли депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан А. Мурадов, заместитель Председателя Ассамблеи народа Казахстана Л. Ни, председатель Ассоциации кафедр Ассамблеи народа Казахстана, заместитель председателя ОО "Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций» А. Башмаков, руководитель Центра по изучению межэтнических и межконфессиональных отношений в Центрально-Азиатском регионе АГУ при Президенте РК А. Садвокасова, вице-президент Ассоциации корейцев Казахстана, член Научно-экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана Г. Кан, руководитель аналитического центра Акмолинской Ассамблеи народа Казахстана, профессор кафедры русской филологии Кокшетауского государственного университета им. Ш. Уалиханова Б. Газдиева.

В рамках визита подписан Меморандум о сотрудничестве между Ассамблеей народа Казахстана и Ассамблеей народов России, проведен совместный научно-экспертный "круглый стол" "Опыт России и Казахстана по формированию гражданской идентичности". Участники "круглого стола" отметили важность для всего евразийского пространства опыта Казахстана в формировании общественного согласия, укрепления гражданской идентичности и межэтнической гармонии. Были внесены предложения по созданию постоянно действующей экспертной площадки.

На полях форума прошел ряд встреч казахстанской делегации с россиянами – с заместителем Руководителя Администрации Президента РФ, ответственным секретарем Совета по межнациональным отношениям при Президенте РФ М. Магомедовым, руководителем Федерального агентства по делам национальностей И. Бариновым, Председателем Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей Г. Сафаралиевым. В ходе встречи М. Магомедов особо подчеркнул ключевую роль Президента РК Н. Назарбаева в создании казахстанской модели межэтнического согласия и экономического благополучия. Было отмечено, что в России приняты Стратегия по национальной политике и Федеральная программа "Укрепление единства российской нации", а также создан совет по межнациональным отношениям. Делегаты АНК приняли участие также в работе панельных дискуссий, открывающих работу Форума "Сообщество", приуроченного ко Дню народного единства России, а также в пленарном заседании Форума.

По итогам визита делегация Ассамблеи народа Казахстана дала брифинг для казахстанских и российских средств массовой информации, в ходе которой Е. Тугжанов особо отметил, что целью визита было налаживание более тесного взаимодействия АНК с Ассамблеей народов России. По его словам, казахстанский пример межнационального и межконфессионального согласия вызывает большой интерес в мире, свидетельством чего является тот факт, что за последние полтора года для изучения позитивного опыта Казахстан посетили представители 26 государств.

Председатель Совета Ассамблеи народов России Светлана Смирнова поздравила казахстанских коллег с 20-летием АНК, отметив, что в Казахстане накоплен "уникальный опыт сотворчества государства и национально-культурных объединений". По ее словам, в ближайших планах ассамблей двух стран – создание совместной научной и экспертной площадки.

Ассамблея народа Казахстана – уникальный общественный институт, объединяющий под общим шаныраком Казахстана представителей более чем ста этносов, адептов различных религиозных конфессий, проживающих в настоящее время в нашей стране. Именно благодаря АНК представители даже самых малочисленных этносов, живя в Казахстане, получили возможность сохранить свои традиции, культуру и язык.

Ассамблея народа Казахстана была образована Указом Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева 1 марта 1995 года как консультативно-совещательный орган при Главе государства. Но впервые Н.Назарбаев озвучил идею создания еще в 1992 году, на заре независимости республики.

В настоящее время, спустя двадцать лет после своего образования, Ассамблея народа Казахстана стала важным элементом политической системы Казахстана, скрепившим интересы всех этносов, обеспечивающим неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан независимо от их национальной принадлежности.

Создание подобной организации было продиктовано сложившийся на тот момент непростой общественно-политической и экономической ситуацией в странах распавшегося Советского Союза: разрыв экономических связей между бывшими республиками некогда общей страны привели к экономическому упадку, неразберихе на политической арене, безработице, остановке сотен производств, общему снижению уровня жизни граждан. Неизвестность и неуверенность в завтрашнем дне привели к тому, что устрашающие размеры приняла эмиграция русскоязычного населения из Казахстана. И именно Ассамблея народа Казахстана была призвана вновь сплотить народ Казахстана.

С момента своего создания деятельность АНК была направлена на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в республике и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.

Общеизвестно, что одним из наиболее важных условий создания демократического, светского, правового и социального государства является обеспечение национального единства. Без консолидации общества невозможен ни экономический рост, ни социальный прогресс, ни демократическое развитие страны. И одним из действенных инструментов достижения этой цели стала Ассамблея народа Казахстана.

Для Казахстана, в котором проживают представители свыше ста этносов, межнациональное согласие - не праздный вопрос. И межнациональное согласие является одной из базовых ценностей страны.

И сегодня эксперты признают, что современный Казахстан, где гармонично сосуществуют представители различных национальностей и вероучений, является своеобразной универсальной моделью, которая может подходить для всех обществ и стран. Эту мысль недавно завершившемся V Съезде лидеров мировых и традиционных религий в Астане оформил президент Казахстана: «Мы показываем всему миру, что фатальной неизбежности конфликтов религии и культуры нет, даже в пределах одного общества. Поэтому их можно избежать на любом уровне международной политики». Глава Казахстана при этом подчеркнул, что толерантное отношение внутри общества - это вопрос осознанной ответственности государства, религиозных объединений и рядовых граждан.

Факторы межнационального согласия

В сегодняшнем неспокойном мире становится очевидным: без решения проблем, связанных с межнациональным миром и согласием, невозможно проводить никакие реформы. Казахстан осуществляет радикальные политические и экономические реформы, реализует дерзкие прорывные проекты, которые призваны обеспечить вхождение республики в элитарный клуб тридцати наиболее развитых стран мира.

Что же обеспечивает межнациональное согласие в Казахстане? По мнению ученого секретаря Национального конгресса историков Зиябека Кабульдинова, главным фактором выгодного позиционирования Казахстана как страны межнационального мира является грамотная политика Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Глава государства своей политикой делает нашу страну одной из самых толерантных, прозрачных и гостеприимных в мире. Это и в области языковой, и кадровой политики, и другое. «Казахстан - это страна межнационального мира и согласия», - отметил З.Кабульдинов.

Еще одним фактором, обеспечивающим межнациональное согласие в государстве, является, по мнению ученого, толерантный характер нациообразующего казахского этноса. Специфика формирования полиэтнического Казахстана также играет немалую роль. Многонациональность, полиэтничность в Казахстане сформировалась во времена Советского Союза. Многие этносы на территории Казахстана оказались в результате политических ссылок и депортации целых народов. Эти люди оказались в Казахстане в страшные в 30-50 годы ХХ века. Казахи приняли изгнанников гостеприимно.

Депортация народов в Казахстан

Насильственное переселение народов, или депортация – возможно, одна из самых трагических страниц в истории ХХ века. До перестройки факты, так или иначе связанные с депортацией, в Советском Союзе замалчивались.

Насильственное переселение целых народов осуществлялось Сталиным два десятилетия. Депортация началась накануне Второй мировой войны, когда в 1937 году в Казахстан и Среднюю Азию было выслано корейское население Дальнего Востока. В эти же годы с южных границ СССР в Казахстан были высланы курды, армяне и турки. В 1940-1941 годы в казахские степи выслали поляков.

В первые месяцы Великой Отечественной войны - в августе 1941 года - был обнародован Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Как известно, в Поволжье в 1918 году была образована Трудовая коммуна немцев Поволжья, преобразованная в 1924 году в Автономную ССР немцев Поволжья. В 1941 году она была упразднена, советские немцы были названы неблагонадежным народом.

В мае 1944 года Государственный комитет обороны принял постановление о переселении крымских татар, решение мотивировалось сотрудничеством части населения с фашистскими оккупантами. В 1943-1944 годах в Казахстан были выселены представители народов Северного Кавказа: калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, турки-месхетинцы.

Депортированные на территорию Казахстана граждане находились в статусе спецпереселенцев. Все трудоспособные спецпереселенцы были обязаны заниматься общественно-полезным трудом. В январе 1942 года, например, все немцы от 15 до 55 лет были объединены в трудовые колонны, в которых находились до окончания войны. Спецпереселенцы не имели права отлучаться за пределы района расселения. Это рассматривалось как побег и несло за собой уголовную ответственность. Спецпереселенцы были обязаны в трехдневный срок сообщать в НКВД обо всех изменениях, произошедших в составе семьи (рождение ребенка, смерть члена семьи или побег).

При этом людей навечно лишали права возвращения на историческую родину. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдельные места Советского Союза в период Отечественной войны» говорилось: «В целях укрепления режима поселения для выселенных Верховным органом СССР в период Отечественной войны чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и других, а также в связи с тем, что во время их переселения не были определены сроки их высылки, установить, что переселение в отдаленные районы Советского Союза указанных выше лиц проведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства».

Эта же мысль повторяется в приказе министра Госбезопасности СССР N00776 от 24 октября 1951 г.: лицам перечисленных категорий немецкой, чеченской, калмыцкой, ингушской, балкарской, карачаевской, греческой и крымских татар, что они в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1951 года оставлены на спецпоселении навечно.

Тех же, кто намеревался вернуться на родину, ожидало жестокое наказание: за самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения названных выселенцев, виновные подлежали уголовной ответственности с мерой наказания в 20 лет каторжных работ. Ответственности подлежали также лица, виновные в укрывательстве выселенцев, бежавших из мест обязательного поселения, или способствовавшие их побегу, лица, виновные в выдаче разрешения выселенцам на возврат их в места прежнего жительства, и лица, оказывавшие им помощь в устройстве их в местах прежнего жительства; санкция и в отношении этих лиц была однозначной - лишение свободы сроком на 5 лет.

Помимо всего прочего, депортированные граждане были вынуждены проходить унизительные процедуры регистрации, перерегистрации и отметок в местных комендатурах и иных органах НКВД или Мингосбезопасности. С полицейской дотошностью детально регламентировался и жестко контролировался каждый шаг спецпереселенцев, а на совершение многих элементарных действий следовало спросить разрешение надзирающего начальства.

После смерти Сталина Совет министров СССР принял постановление за N1439-649 «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев», в котором отмечено, что в связи с изменениями, происшедшими в стране и в жизни спецпоселенцев, применение к ним ограничений в правовом положении не вызывается необходимостью. Лицам, состоящим на учете спецпоселений, занимающихся общественно полезным трудом, предоставлялось право проживания в пределах данной области, края, республики, а по служебным командировкам - право свободного передвижения в любой пункт страны на общих основаниях.

Во изменение существующего порядка была установлена для спецпоселенцев личная явка на регистрацию в орган МВД один раз в год. Сняты с учета в органах МВД дети спецпоселенцев до 16-летнего возраста, которые освобождались из под административного надзора, к ним не должны были применяться ограничения, установленные для спецпоселенцев.

В середине 50-х годов политика государства по отношению к депортированным народам стала меняться. Первоначально наметилось ее смягчение и либерализация, а затем и отказ от ее отдельных наиболее компрометирующих антиправовых проявлений. Ярким примером является Постановление ЦК КП Казахстана и Совета Министров Казахской ССР от 12 ноября 1955 года N779 «О трудоустройстве и массово-разъяснительной работе среди советских граждан греческой национальности, проживающих на территории Казахской ССР».

В 1957 году Верховный Совет СССР принял закон «Об утверждении указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов». В 1964 году наступили долгожданные перемены в жизни немецкого населения. В исторических исследованиях 80-90-х годов XX века впервые были рассмотрены все ужасы депортации, трагедия народов, которые стали жертвами антигуманной акции сталинизма.

По оценкам историков, в Казахстане в 1937-1944 годах нашли вторую родину более 1 109 тысяч представителей депортированного населения, а вместе с эвакуированными – около 1 640 тысяч человек. По существу в Казахстане каждый пятый был спецпереселенцем, республика напоминала гигантский ГУЛАГ СССР.

Медиация в сфере межэтнических отношений

Недавно Генеральная прокуратура Казахстана выступила с предложением о создании Единого центра по вопросам медиации в сфере межэтнических конфликтов при Ассамблее народа Казахстана. Заседание Центра медиации по вопросам предотвращения и разрешения конфликтов было организовано Ассамблеей народа Казахстана вместе с Республиканским государственным учреждением «Қоғамдық келісім» (Общественное согласие) при Президенте республики и исследовательским институтом «Общественное мнение».

Сложно переоценить важность применения медиации, или примирительных процедур в проводимой общественной работе всеми членами Ассамблеи народа Казахстана для того, чтобы и в дальнейшем сохранять мир и спокойствие в нашей стране. В ассамблее уделяют большое внимание выработке конкретных механизмов для укрепления общественного согласия, таких как Институт медиации, Школы медиаторов, сотрудничества государственных органов, использующих примирительные процедуры.

Медиация уже начинает работать и в сфере межэтнических отношений в процессуальном плане. Ассамблея народа Казахстана призвана стать координатором по вопросам профилактики и предупреждения межэтнических конфликтов. Генеральная прокуратура Казахстана, учитывая положительную мировую и местную практику процедуры досудебного примирения, предлагает создать Единый центр по вопросам медиации в сфере межэтнических конфликтов при Ассамблее народа Казахстана. Этот орган может стать мощным аналитическим и стратегическим ресурсом, определяющим политику обеспечения толерантности и межэтнического согласия как обязательного элемента стабильности в государстве.

АНК изучается международный опыт Казахстана в вопросах, связанных с укреплением общественного согласия, толерантности и национального единства. С учетом международного опыта предполагается разработать модель развития Института медиации при Ассамблее народа Казахстана для использования примирительных процедур в практике решения вопросов развития и укрепления общественного согласия.

АНК и «План нации - 100 конкретных шагов»

Укрепление гражданской идентичности, по сути, является одной из центральных задач в рамках четвертой институциональной реформы и определенных по этому направлению в «Плане нации - 100 конкретных шагов». Определены четыре главных приоритета в данной сфере. Это казахстанская идентичность, которая будет строиться на основе принципа гражданства. Стержневыми общегражданскими ценностями должны стать ценности «Мәңгілік Ел». Кроме того, развитие триединства языков, которое приобретает в современном Казахстане принципиальную важность. Вместе с тем усилия будут направлены на генерацию нового поколения «Мәңгілік Ел».

Ассамблеи народа Казахстана отводится роль главного механизма реализации мероприятий в рамках четвертой институциональной реформы и «Плана нации - 100 конкретных шагов» по направлению «Идентичность и единство».

Реализация обозначенных Лидером нации пяти реформ – это путь к новому этапу государственного развития Казахстана – уже на глобальном уровне. Поэтому укрепление казахстанской идентичности должно стать базовой основой. Гражданство Казахстана должно быть не только отметкой в паспорте, но и осознаваться каждым из нас с точки зрения патриотизма, а также собственного вклада в развитие республики.

С момента своего создания деятельность АНК была направлена на реализацию государственной национальной политики, обеспечение общественно-политической стабильности в республике и повышение эффективности взаимодействия государственных и гражданских институтов общества в сфере межэтнических отношений.

Общеизвестно, что одним из наиболее важных условий создания демократического, светского, правового и социального государства является обеспечение национального единства. Без консолидации общества невозможен ни экономический рост, ни социальный прогресс, ни демократическое развитие страны. И одним из действенных инструментов достижения этой цели стала Ассамблея народа Казахстана.

Для Казахстана, в котором проживают представители свыше ста этносов, межнациональное согласие - не праздный вопрос. И межнациональное согласие является одной из базовых ценностей страны.

И сегодня эксперты признают, что современный Казахстан, где гармонично сосуществуют представители различных национальностей и вероучений, является своеобразной универсальной моделью, которая может подходить для всех обществ и стран. Эту мысль недавно завершившемся V Съезде лидеров мировых и традиционных религий в Астане оформил президент Казахстана: «Мы показываем всему миру, что фатальной неизбежности конфликтов религии и культуры нет, даже в пределах одного общества. Поэтому их можно избежать на любом уровне международной политики». Глава Казахстана при этом подчеркнул, что толерантное отношение внутри общества - это вопрос осознанной ответственности государства, религиозных объединений и рядовых граждан.

Факторы межнационального согласия

В сегодняшнем неспокойном мире становится очевидным: без решения проблем, связанных с межнациональным миром и согласием, невозможно проводить никакие реформы. Казахстан осуществляет радикальные политические и экономические реформы, реализует дерзкие прорывные проекты, которые призваны обеспечить вхождение республики в элитарный клуб тридцати наиболее развитых стран мира.

Что же обеспечивает межнациональное согласие в Казахстане? По мнению ученого секретаря Национального конгресса историков Зиябека Кабульдинова, главным фактором выгодного позиционирования Казахстана как страны межнационального мира является грамотная политика Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Глава государства своей политикой делает нашу страну одной из самых толерантных, прозрачных и гостеприимных в мире. Это и в области языковой, и кадровой политики, и другое. «Казахстан - это страна межнационального мира и согласия», - отметил З.Кабульдинов.

Еще одним фактором, обеспечивающим межнациональное согласие в государстве, является, по мнению ученого, толерантный характер нациообразующего казахского этноса. Специфика формирования полиэтнического Казахстана также играет немалую роль. Многонациональность, полиэтничность в Казахстане сформировалась во времена Советского Союза. Многие этносы на территории Казахстана оказались в результате политических ссылок и депортации целых народов. Эти люди оказались в Казахстане в страшные в 30-50 годы ХХ века. Казахи приняли изгнанников гостеприимно.

Депортация народов в Казахстан

Насильственное переселение народов, или депортация – возможно, одна из самых трагических страниц в истории ХХ века. До перестройки факты, так или иначе связанные с депортацией, в Советском Союзе замалчивались.

Насильственное переселение целых народов осуществлялось Сталиным два десятилетия. Депортация началась накануне Второй мировой войны, когда в 1937 году в Казахстан и Среднюю Азию было выслано корейское население Дальнего Востока. В эти же годы с южных границ СССР в Казахстан были высланы курды, армяне и турки. В 1940-1941 годы в казахские степи выслали поляков.

В первые месяцы Великой Отечественной войны - в августе 1941 года - был обнародован Указ «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Как известно, в Поволжье в 1918 году была образована Трудовая коммуна немцев Поволжья, преобразованная в 1924 году в Автономную ССР немцев Поволжья. В 1941 году она была упразднена, советские немцы были названы неблагонадежным народом.

В мае 1944 года Государственный комитет обороны принял постановление о переселении крымских татар, решение мотивировалось сотрудничеством части населения с фашистскими оккупантами. В 1943-1944 годах в Казахстан были выселены представители народов Северного Кавказа: калмыки, балкарцы, чеченцы, ингуши, карачаевцы, турки-месхетинцы.

Депортированные на территорию Казахстана граждане находились в статусе спецпереселенцев. Все трудоспособные спецпереселенцы были обязаны заниматься общественно-полезным трудом. В январе 1942 года, например, все немцы от 15 до 55 лет были объединены в трудовые колонны, в которых находились до окончания войны. Спецпереселенцы не имели права отлучаться за пределы района расселения. Это рассматривалось как побег и несло за собой уголовную ответственность. Спецпереселенцы были обязаны в трехдневный срок сообщать в НКВД обо всех изменениях, произошедших в составе семьи (рождение ребенка, смерть члена семьи или побег).

При этом людей навечно лишали права возвращения на историческую родину. В Указе Президиума Верховного Совета СССР от 26 ноября 1948 года «Об уголовной ответственности за побеги из мест обязательного и постоянного поселения лиц, выселенных в отдельные места Советского Союза в период Отечественной войны» говорилось: «В целях укрепления режима поселения для выселенных Верховным органом СССР в период Отечественной войны чеченцев, карачаевцев, ингушей, балкарцев, калмыков, немцев, крымских татар и других, а также в связи с тем, что во время их переселения не были определены сроки их высылки, установить, что переселение в отдаленные районы Советского Союза указанных выше лиц проведено навечно, без права возврата их к прежним местам жительства».

Эта же мысль повторяется в приказе министра Госбезопасности СССР N00776 от 24 октября 1951 г.: лицам перечисленных категорий немецкой, чеченской, калмыцкой, ингушской, балкарской, карачаевской, греческой и крымских татар, что они в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 октября 1951 года оставлены на спецпоселении навечно.

Тех же, кто намеревался вернуться на родину, ожидало жестокое наказание: за самовольный выезд (побег) из мест обязательного поселения названных выселенцев, виновные подлежали уголовной ответственности с мерой наказания в 20 лет каторжных работ. Ответственности подлежали также лица, виновные в укрывательстве выселенцев, бежавших из мест обязательного поселения, или способствовавшие их побегу, лица, виновные в выдаче разрешения выселенцам на возврат их в места прежнего жительства, и лица, оказывавшие им помощь в устройстве их в местах прежнего жительства; санкция и в отношении этих лиц была однозначной - лишение свободы сроком на 5 лет.

Помимо всего прочего, депортированные граждане были вынуждены проходить унизительные процедуры регистрации, перерегистрации и отметок в местных комендатурах и иных органах НКВД или Мингосбезопасности. С полицейской дотошностью детально регламентировался и жестко контролировался каждый шаг спецпереселенцев, а на совершение многих элементарных действий следовало спросить разрешение надзирающего начальства.

После смерти Сталина Совет министров СССР принял постановление за N1439-649 «О снятии некоторых ограничений в правовом положении спецпоселенцев», в котором отмечено, что в связи с изменениями, происшедшими в стране и в жизни спецпоселенцев, применение к ним ограничений в правовом положении не вызывается необходимостью. Лицам, состоящим на учете спецпоселений, занимающихся общественно полезным трудом, предоставлялось право проживания в пределах данной области, края, республики, а по служебным командировкам - право свободного передвижения в любой пункт страны на общих основаниях.

Во изменение существующего порядка была установлена для спецпоселенцев личная явка на регистрацию в орган МВД один раз в год. Сняты с учета в органах МВД дети спецпоселенцев до 16-летнего возраста, которые освобождались из под административного надзора, к ним не должны были применяться ограничения, установленные для спецпоселенцев.

В середине 50-х годов политика государства по отношению к депортированным народам стала меняться. Первоначально наметилось ее смягчение и либерализация, а затем и отказ от ее отдельных наиболее компрометирующих антиправовых проявлений. Ярким примером является Постановление ЦК КП Казахстана и Совета Министров Казахской ССР от 12 ноября 1955 года N779 «О трудоустройстве и массово-разъяснительной работе среди советских граждан греческой национальности, проживающих на территории Казахской ССР».

В 1957 году Верховный Совет СССР принял закон «Об утверждении указов Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении национальной автономии балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов». В 1964 году наступили долгожданные перемены в жизни немецкого населения. В исторических исследованиях 80-90-х годов XX века впервые были рассмотрены все ужасы депортации, трагедия народов, которые стали жертвами антигуманной акции сталинизма.

По оценкам историков, в Казахстане в 1937-1944 годах нашли вторую родину более 1 109 тысяч представителей депортированного населения, а вместе с эвакуированными – около 1 640 тысяч человек. По существу в Казахстане каждый пятый был спецпереселенцем, республика напоминала гигантский ГУЛАГ СССР.

Медиация в сфере межэтнических отношений

Недавно Генеральная прокуратура Казахстана выступила с предложением о создании Единого центра по вопросам медиации в сфере межэтнических конфликтов при Ассамблее народа Казахстана. Заседание Центра медиации по вопросам предотвращения и разрешения конфликтов было организовано Ассамблеей народа Казахстана вместе с Республиканским государственным учреждением «Қоғамдық келісім» (Общественное согласие) при Президенте республики и исследовательским институтом «Общественное мнение».

Сложно переоценить важность применения медиации, или примирительных процедур в проводимой общественной работе всеми членами Ассамблеи народа Казахстана для того, чтобы и в дальнейшем сохранять мир и спокойствие в нашей стране. В ассамблее уделяют большое внимание выработке конкретных механизмов для укрепления общественного согласия, таких как Институт медиации, Школы медиаторов, сотрудничества государственных органов, использующих примирительные процедуры.

Медиация уже начинает работать и в сфере межэтнических отношений в процессуальном плане. Ассамблея народа Казахстана призвана стать координатором по вопросам профилактики и предупреждения межэтнических конфликтов. Генеральная прокуратура Казахстана, учитывая положительную мировую и местную практику процедуры досудебного примирения, предлагает создать Единый центр по вопросам медиации в сфере межэтнических конфликтов при Ассамблее народа Казахстана. Этот орган может стать мощным аналитическим и стратегическим ресурсом, определяющим политику обеспечения толерантности и межэтнического согласия как обязательного элемента стабильности в государстве.

АНК изучается международный опыт Казахстана в вопросах, связанных с укреплением общественного согласия, толерантности и национального единства. С учетом международного опыта предполагается разработать модель развития Института медиации при Ассамблее народа Казахстана для использования примирительных процедур в практике решения вопросов развития и укрепления общественного согласия.

АНК и «План нации - 100 конкретных шагов»

Укрепление гражданской идентичности, по сути, является одной из центральных задач в рамках четвертой институциональной реформы и определенных по этому направлению в «Плане нации - 100 конкретных шагов». Определены четыре главных приоритета в данной сфере. Это казахстанская идентичность, которая будет строиться на основе принципа гражданства. Стержневыми общегражданскими ценностями должны стать ценности «Мәңгілік Ел». Кроме того, развитие триединства языков, которое приобретает в современном Казахстане принципиальную важность. Вместе с тем усилия будут направлены на генерацию нового поколения «Мәңгілік Ел».

Ассамблеи народа Казахстана отводится роль главного механизма реализации мероприятий в рамках четвертой институциональной реформы и «Плана нации - 100 конкретных шагов» по направлению «Идентичность и единство».

Реализация обозначенных Лидером нации пяти реформ – это путь к новому этапу государственного развития Казахстана – уже на глобальном уровне. Поэтому укрепление казахстанской идентичности должно стать базовой основой. Гражданство Казахстана должно быть не только отметкой в паспорте, но и осознаваться каждым из нас с точки зрения патриотизма, а также собственного вклада в развитие республики.

В настоящее время Ассамблея народа Казахстана разработала общий план реализации четвертой институциональной реформы. Этот документ охватывает все направления социально-культурной сферы: образование, культуру, молодежную политику, спорт, туризм, работу с неправительственными организациями и СМИ. Ассамблея впервые будет внедрять такую практику, по итогам реализации тех или иных программ, реализуемых министерствами, на сессиях АНК будут делаться доклады лично президенту страны. Проект «Большая страна – большая семья» также закреплен за АНК в рамках четвертой реформы.

Безусловно, проект «Большая страна – большая семья», инициированный Лидером нации, станет дополнительным инструментом сплочения народа Казахстана. Цель масштабного проекта «Большая страна – большая семья» заключается в формировании общеказахстанской идентичности. Для реализации поставленных задач привлекаются представители гражданского общества – неправительственные организации, активисты молодежного движения.

В рамках проекта данного проект АНК проведет целый ряд акции: «День благодарности казахскому народу и друг другу», благотворительная акция «Караван милосердия», конференции «Беседы на Шелковом пути», каждый из которых внесет свою лепту в сплочение казахстанского народа.

Только за первые шесть месяцев в рамках Года Ассамблеи народа Казахстана во всех регионах было проведено почти 20 тысяч мероприятий, в которых приняли участие свыше 8,2 миллиона человек. Таким образом, деятельность АНК охватывает практически каждого казахстанца.

При этом формат участия Ассамблеи в общественной жизни страны и внедрения новых механизмов ее деятельности требует модернизации. В этой связи во всех регионах будет выстроена система советов общественного согласия. АНК будет патронировать всю благотворительную деятельность, которая проводится в Казахстане.

«Модель Назарбаева» изучают за рубежом

О привлекательности и универсальности выстроенной в Казахстане модели общественного мира и согласия говорит тот факт, что она широко известна далеко за рубежом. За границей ее называют «Казахстанский путь» или «Модель Назарбаева». Эти понятия стали своего рода брендами Казахстана.

Опыт уникального конституционного органа, которым является в настоящее время Ассамблея народа Казахстана, вызывает большой интерес у политиков и ученых стран всего мира. И если раньше казахстанцы ездили в Европу и Америку учиться строить межэтнический мир и согласие, то сейчас иностранцы сами приезжают в Казахстан и изучают наш опыт.

Между тем достижения Казахстана в сфере межнационального согласия уже внедряются на практике за рубежом. Казахстан стал первой в мире страной, полностью успешно внедрившей идею общественного мира и согласия. И в странах, где еще остаются местные этнические вопросы, местные власти решают их с применением казахстанского опыта.

Ряду стран также интересен опыт Казахстана и Ассамблеи народа Казахстана по возможности этносов изучать родной язык.

Своего рода аналоги казахстанской Ассамблеи народа созданы в ряде стран: в России это Федеральное агентство по делам национальностей, подобные органы есть в Кыргызстане, Таджикистане и Афганистане. Международные организации, такие как ООН, Совет Европы и ОБСЕ также изучают казахстанскую модель мира и согласия.

АНК сегодня

Ассамблея народа Казахстана является активным участником всех наиболее значимых общественных и политических событий республики. В настоящее время в структуру ассамблеи народа Казахстана входит Научно-экспертный совет АНК, Клуб журналистов и экспертов по вопросам межэтнических отношений при АНК, Общественный фонд «Фонд АНК», Методический центр инновационных технологий обучения языкам «Тілдарын», Ассоциация предпринимателей АНК. Действует 88 школ, в которых обучение полностью ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов Казахстана преподаются в качестве самостоятельного предмета. Кроме того, открыто 195 специализированных лингвистических центров, где не только дети, но и взрослые могут изучать языки 30-ти этносов.

Дома дружбы функционируют во всех регионах с полиэтничным составом населения. В городе Алматы действует «Дом Дружбы», в Астане – Дворец мира и согласия, построенный по поручению Главы государства. Здесь проходят ежегодные сессии Ассамблеи народа Казахстана, съезды мировых и традиционных религий, знаковые мероприятия. Кроме казахских и русских театров, в стране работают еще четыре национальных театра – узбекский, уйгурский, корейский и немецкий.

Особое место в сфере этнокультурных взаимоотношений в Республике Казахстан отведено поддержке развития информационно-коммуникационных ресурсов этнокультурных объединений. На информационном поле активно работают более 35 этнических газет и журналов. Наиболее крупных 6 этнических республиканских газет работают при государственной поддержке. Газеты и журналы выпускаются на 11-ти языках, радиопередачи - на 8-ми, а телепередачи на 7-ми языках.

Представители АНК принимают участие в работе всех семи комитетов Мажилиса Парламента республики. Цели депутатской группы, избранной от Ассамблеи народа Казахстана, те самые, что стоят перед АНК. На сегодня депутатской группой проведено 39 заседаний. Депутаты от АНК выполнили поручение Президента и председателя АНК создать аналогичные депутатские группы по вопросам мира и общественного согласия в областных маслихатах. Кроме этого, ежегодно проводятся семинары по вопросам взаимодействия маслихатов с гражданским обществом.

Как известно, именно Ассамблея народа Казахстана выступила в феврале 2015 года с инициативой проведения досрочных президентских выборов, на которых в итоге триумфальную победу одержал действующий глава государства Нурсултан Назарбаев. Тогда народные избранники единогласно назвали инициативу своевременной, актуальной и политически выверенной. Эта инициатива АНК прозвучала в момент, когда в мире набирал обороты международный кризис, имело место геополитическое напряжение. АНК аргументировала свою инициативу тем, что именно сейчас, как никогда, важно настойчиво укрепить сплоченность и единство народа Казахстана.

Эти выборы стали важнейшим стратегическим этапом на пути дальнейшего укрепления казахстанской государственности.

Лепта Казахстана в развитие полиэтничных обществ

В итоговом документе Международной парламентской конференции, посвященной 20-летию Ассамблеи народа Казахстана «Казахстанский путь: Единство. Патриотизм. Реформы» отмечен значительный вклад Казахстана и лично Президента Нурсултана Назарбаева в международный опыт по развитию полиэтничных и поликонфессиональных обществ, обеспечению стабильности, общественного согласия и национального единства.

Международное сообщество констатирует, что общественное согласие в этнополитическом и этносоциальном контексте обретает широкое международное значение как важный фактор внутренней стабильности государств, их успешного развития и безопасности. Эксперты высоко оценили стремление Казахстана к сближению цивилизаций Востока и Запада, соединению духовно-культурных традиций Евразийского пространства, а также успешный опыт Казахстана по формированию модели общественного согласия и национального единства, а также роль Ассамблеи народа Казахстана, как уникального института взаимодействия государства и общества, фактора стабильности, прочного фундамента общественного согласия и залога устойчивого развития.

За свою относительно короткую историю Республика Казахстан стала безопасной и стабильной страной, где полиэтничность превращена в стратегический ресурс развития. При этом опыт Ассамблеи народа Казахстана свидетельствует о стремлении казахстанцев жить в мире и согласии, создавать общее будущее, оберегая историю, культуру и традиции народа.

«Мы отмечаем, что Казахстан как страна, которая последовательно и уверенно развивается как молодое и сильное государство с многообразием этносов, культур и религий, сегодня выступает открытой площадкой и надежным партнером в построении диалога и сотрудничества», - отмечается в документе.

Успех казахстанского пути развития, который основан на согласии между конфессиями и национальностями, не случаен. Он стал возможен благодаря совместным усилиям многонациональной страны, во главе которой стоит признанный Лидер – президент страны Нурсултан Назарбаев.

«Модель Назарбаева» стала узнаваемым во всем мире брендом, символизирующим межэтническую толерантность и общественное согласие.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика