×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 184

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
05.11.2015 в 23:22

Борьба с коррупцией – на повестке дня

В Акорде под председательством Государственного секретаря Гульшары Абдыкаликовой прошло заседание Комиссии при Президенте РК по вопросам борьбы с коррупцией.

В числе обсуждаемых вопросов – принимаемые меры по выполнению рекомендаций третьего раунда Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией Организации экономического сотрудничества и развития, а также по предупреждению коррупции при проведении процедур государственных закупок. Как отметила Г. Абдыкаликова, одним из условий успешной реализации выдвинутого Президентом страны Плана нации является эффективность антикоррупционных механизмов. При этом особая роль в противодействии коррупции отводится совершенствованию антикоррупционного законодательства с учетом международных требований.

Между тем Казахстаном последовательно осуществляется работа по присоединению к международным антикоррупционным конвенциям и выполнению рекомендаций Стамбульского плана действий. Особую актуальность такая политика государства приобретает в связи с тем, что наша республика планирует стать членом ОЭСР.

Коснувшись второго вопроса, Государственный секретарь в свою очередь подчеркнула, что госзакупки сегодня – одна из самых коррупциогенных сфер. Такое положение дел диктует необходимость выработки дополнительных организационно-правовых механизмов, которые обеспечат прозрачность принятия решений в этой области, в том числе посредством усиления общественного контроля и широкого использования возможностей электронных ресурсов.

На заседании также были заслушаны отчеты заместителя председателя Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции Алика Шпекбаева, вице–министра финансов Руслана Бекетаева, заместителя председателя Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Рустама Журсунова.

По итогам заседания государственным органам Казахстана комиссией были направлены конкретные рекомендации и поручения.

В рамках реализации 12-го шага по формированию профессионального государственного аппарата, обозначенного «Планом нации - 100 конкретных шагов», разработан проект этического кодекса государственных служащих и положения об уполномоченном по этике.

 

Новый стандарт

Как заявил в этой связи заместитель председателя Агентства Казахстана по делам госслужбы и противодействию коррупции Алик Шпекбаев, новый этический кодекс расширяет стандарты поведения ситуативными обстоятельствами деятельности госслужащих, конкретизирует и систематизирует поведения госслужащих при возникновении конфликта интересов взаимоотношений с окружающими. Тем самым, сказал Шпекбаев, «стандарты поведения поднимаются на новый качественный уровень, повышая ответственность государственных служащих».

Одним из механизмов эффективной практической поддержки этического кодекса является должность «уполномоченный по этике». К этому должностному лицу могут обратиться за консультацией служащие и контактирующие с ними граждане в случае потенциального конфликта интересов или других проблем этического характера.

«Уполномоченный по этике» будет заниматься профилактикой нарушений этических норм, консультировать государственных служащих по вопросам применения этических норм. Помимо этого, в его функции входит защита прав и интересов государственных служащих, формирование позитивного морально-психологического климата в коллективе.

Этический кодекс детализирует стандарты поведения государственных служащих при урегулировании конфликта интересов и получении подарков. По мнению руководителя управления антикоррупционного просвещения и взаимодействия с общественностью департамента государственной службы и профилактики коррупции Армана Утепова, «предлагаемый агентством подход заключается в том, чтобы прийти к эффективной системе управления служебной этикой путем отражения основных ценностей и принципов этики государственного служащего, а также регламентации деятельности системы контроля и ответственности за соблюдение этических норм в законе РК о государственной службе и детализации стандартов поведения государственных служащих в различных ситуациях, вопросов урегулирования конфликта интересов и получения подарков в новом этическом кодексе».

Разработчики этического кодекса надеются, что Кодекс станет «всеохватывающим и практическим справочником» повседневной жизни государственного служащего, а также ключевым превентивным механизмом, защищающим меритократию и противодействующим коррупции.

В Агентстве по делам госслужбы и противодействию коррупции РК пояснили, что под административной этикой понимаются правила, позволяющие реализовать высокие этические идеалы и представления в ежедневной практической деятельности и поведении государственных служащих. Тем самым, «управление административной этикой» — это определение того, что является должным поведением для государственных служащих, разработка связанных с этим стандартов и правил поведения, а также создание процедур по их реализации. Этические требования и нормы, дополняя и обогащая соответствующие нормы права, выступают неотъемлемой составной частью профессиональных компетенций управленцев.

Вместе с тем этический кодекс, имеющий совершенно новый формат, преследует цель разграничения коррупционных правонарушений от нарушений этических норм. В этой связи ожидается внесение соответствующих изменений и дополнений в ряд законодательных актов касательно государственной службы и вопросов противодействия коррупции. Как прокомментировал журналистам заместитель председателя Агентства Казахстана по делам государственной службы и противодействию коррупции Саян Ахметжанов, новый Этический кодекс «будет распространяться на всю государственную службу, независимо от вида». По его мнению, безусловно, приверженность ценностям государственной службы, приверженность этике стоит во главе угла независимо от ранга госслужащего - рядовой он, среднего звена, высшего звена или политический служащий».

От «Кодекса чести» до «Этического кодекса»

Как известно новый этический кодекс госслужащего» разработан в рамках пяти шагов институциональной реформы в Казахстане. При этом надо понимать, что этический кодекс появился не на ровном месте. В 2013 году в закон «О государственной службе» была введена глава «Этика госслужащего», в котором были закреплены общие нормы их поведения.

В общих положениях Кодекса чести подчеркивается, что несение государственной службы является выражением особого доверия со стороны общества и государства и предъявляет высокие требования к морально-этическому облику государственных служащих. Граждане и общество в целом вправе рассчитывать, что государственный служащий будет вкладывать все свои силы, знания и опыт в осуществляемую им профессиональную деятельность, беспристрастно и честно служить своей родине.

Государственные служащие, согласно этому документу, должны быть приверженными политике Президента Казахстана и последовательно проводить ее в жизнь, своими действиями укреплять авторитет государственной власти, не допускать совершения действий, способных дискредитировать институты государства, руководствоваться в своей работе принципом законности, требованиями Конституции, законов и иных нормативных правовых актов республики, работать на благо общества и государства.

Помимо этого, госслужащие обязуются противостоять наносящим ущерб интересам государства, препятствующим эффективному функционированию государственных органов действиям. Немаловажным аспектом является обеспечение ими соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов граждан, недопущение бюрократизма и волокиты при рассмотрении их обращений, то есть сохранять и укреплять доверие общества к государственной службе и институтам государства.

Госслужащий Казахстана также не должен давать повода для обоснованной критики со стороны общества и вместе с тем не допускать преследования за критику, при этом используя конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности. Всего в этом документе двадцать пунктов.

Но всегда ли госслужащие следуют данному Кодексу чести?

«Священная война» с коррупцией

Существенную проблему для экономического и политического развития Казахстана представляет собой коррупция. В 2004 Transparency International отвел Казахстану неутешительное 122-е место (которое было поделено с несколькими другими странами) по уровню коррумпированности в списке из 146 стран. Общий балл Казахстана равняется 2,2 из 10 возможных (при том, что балл ниже 3 обозначает «безудержную коррупцию»). В рейтинге коррупции страны оценивали по четырем основным критериям: как бизнесу приходится взаимодействовать с властями страны; какие в этом государстве существуют антикоррупционные законы и как они применяются на практике; насколько прозрачна госслужба и государственные процедуры; существует ли возможность общественного контроля за всеми этими процессами, в том числе и со стороны СМИ. У каждого из четырех параметров свой коэффициент, с которым он учитывается в сводном индексе. Так, критерий «взаимодействие бизнеса и власти» - самый значительный фактор, а «антикоррупционное законодательство и его применение» имеет наименьший удельный вес в сводном показателе. Так, TRACE Matrix представляет собой индекс с областью значений от одного до 100 и чем выше число, тем выше риски, ассоциированные с коррупцией в каждой конкретной стране.

После этого Лидер нации Нурсултан Назарбаев объявил «священную войну» коррупции и приказал принять «10 мер против коррупции» для борьбы с коррупцией на всех уровнях государства и общества. По итогам 2014 года Казахстан занял 126-е место из 175 стран мира по уровню восприятия коррупции по версии Transparency International. Надо отметить, что в данном рейтинге Казахстан находится гораздо выше большинства стран бывшего Советского Союза.

В настоящее время в Казахстане действует закон «О борьбе с коррупцией» от 2 июля 1998 года. Наряду с ним существуют различные программы по борьбе с коррупцией, в том числе «Государственная программа борьбы с коррупцией на 2006–2010 годы», отраслевая Программа по противодействию коррупции на 2011–2015 годы. Они направлены на снижение уровня коррупции посредством повышения эффективности координации деятельности государственных органов и институтов гражданского общества.

Все эти программы преследуют задачи по обеспечению защиты прав, свобод и законных интересов граждан и общества от коррупции, совершенствование национального законодательства по вопросам противодействия коррупции, а также снижение уровня теневой экономики. Программы предусматривают оптимизацию форм, методов и средств противодействия коррупции, взаимодействие со структурами гражданского общества. Немаловажную роль играет и международное сотрудничество в сфере борьбы с коррупцией.

Согласно Программе по противодействию коррупции на 2011–2015 годы было принято обязательство, что в рейтинге Transparency International по индексу восприятия коррупции Казахстан к 2015 году займет не ниже 90-го места среди 180 стран.

При этом, как считает заместитель министра национальной экономики Мадина Абылкасымова, в рамках первой задачи по расширению международного сотрудничества и совершенствования национального законодательства было предусмотрено два показателя – по ратификации конвенции, об уголовной ответственности за коррупцию и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию к 2016 году. А также вступление Казахстана к 2015 году в группу стран по борьбе с коррупцией (ГРЕКО). Эти показатели в настоящее время не достигнуты и интегрированы мероприятия в антикоррупционную стратегию со сроком реализации до 2020 года.

Показатель по уровню теневой экономики не был достигнут в связи с тем, что применяемая методика не была приведена в соответствие с международной методологией. И если раньше уровень теневой экономики Казахстана был 19,3 процента, то теперь, в связи с новой методологией, он вырос до 28,6 процента. Таким образом, были определены ответственные за недостижение заявленных в программе индикаторов. Полную ответственность за реализацию программы, ее мониторинг и оценку несет Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции.

Нелишним будет напомнить, что Казахстан стал первой страной бывшего СССР, принявшим антикоррупционный закон. Инициатива принятия данного закона принадлежала президенту страны, который, обращаясь к гражданам, заявил, что поблажек не будет никому: «Ни родственники, ни братья, ни сватья - никто не может быть защищен, если он совершает коррупционное преступление. Поэтому еще раз предупреждаю: мы много времени тратим на то, чтобы вырастить человека. Что такое вырастить человека до министра? Его надо десятки лет с низких должностей воспитывать, смотреть за ним, тратить на него бюджетные деньги, время, а потом они проваливаются. Неужели это является целью таких людей? Все мы это должны понимать». По словам главы государства, что со стороны государства создаются необходимые условия для безукоризненной и добросовестной работы госслужащих. Они обеспечены материальными и социальными гарантиями, и общество вправе требовать, чтобы они соблюдали законодательство, подавая пример честной деятельностью. Это приобретает особенную актуальность сейчас, когда в Казахстане разворачивается масштабная работа по реализации новой экономической политики «Нұрлы Жол», в рамках которой будут вложены большие государственные средства.

Между тем генеральная прокуратура Казахстана в 2014 году разработала программу борьбы с коррупцией, наладила работу по соблюдению законодательства по использованию бюджетных денег, выделенных на развитие экономики страны.

В феврале члены Республиканского Общественного Совета по противодействию коррупции при партии «Нұр Отан» (РОСПК) на очередном селекторном заседании в Астане привели такую статистику. В сфере образования в 2013 году всего зарегистрировано 145, а в 2014 году - 252 коррупционных преступления. В 2014 году из всех зарегистрированных коррупционных преступлений, каждое шестое совершено работниками образования. Количество коррупционных преступлений, совершенных сотрудниками МОН РК, выросло в два раз. По словам члена Республиканского общественного совета по противодействию коррупции при партии «Нур Отан» Меруерт Казбековой, проведенные социологические исследования показали, что казахстанцы выставляют очень высокий коррупционный рейтинг сфере образования. Опрошенные отмечают высокую коррумпированность сотрудников детсадов, школ, вузов и других учреждений образования. К примеру, в стране участились взятки за прием детей в первый класс, сумма которых колеблется от 30 до 250 тысяч тенге. Продолжаются поборы в школах, замаскированные под родительские фонды. Директора школ под предлогом передачи взятки проверяющим собирают деньги с подчиненных.

Кроме того, по информации республиканского Общественного Совета по противодействию коррупции при партии «Нұр Отан», основная масса коррупционных нарушений совершается при проведении госзакупок. Органами финансового контроля выявлены нарушения при государственных закупках в 2013 году -11 304,8 млн. и в 2014 году 13 116,5млн. тенге.

А как у них?

В зависимости от традиций и особенностей этические нормы поведения для государственных чиновников разных стран могут значительно различаться. К примеру, в США существует множество актов, кодексов и этических предписаний для служащих. При этом каждая ветвь государственной власти имеет свой кодекс поведения и свои специально созданные органы по контролю, сбору информации, а, в случае выявления нарушений, и свои «карательные» службы. Имеют свои собственные кодексы по этическому поведению госслужащих, находящихся под их юрисдикцией, большинство правительств штатов и местных органов власти.

Как правило, расследованием случаев злоупотребления служебным положением со стороны чиновников занимается ревизор соответствующего государственного агентства, департамента или службы. В отдельных случаях к расследованию могут также подключиться Федеральное Бюро Расследований.

В США существует 14 основополагающих принципов поведения федеральных служащих. В частности, служащие не должны преследовать финансовые интересы, препятствующие добросовестному выполнению служебных обязанностей, заниматься финансовыми сделками, используя необъявленную правительственную информацию, или позволять неподходящее использование такой информации для содействия любой частной выгоде, просить или принимать любой подарок или другой ценный предмет от любого лица или организации, в отношении которых он обязан выполнить те или иные действия по службе и невыполнение которых может причинить существенный ущерб интересу последних.

В Японии государственная служба подвергается строгому контролю со стороны общества. Наряду с этим существует еще одна форма контроля за социальным и политическим поведением чиновников – высокоразвитое чувство стыда (сохранение достоинства, лица, боязнь их потери). Каждый шаг, негативно оцененный окружающими, а в особенности старшими начальниками, является потенциальным источником стыда не только для него, но и для соответствующей его социальной группы.

По словам ведущего специалиста по менеджменту Сеити Танабэ, в соответствии с требованиями японской религии и культуры необходимо формировать следующие нравственные черты государственной службы: чувство коллективизма и единения; каждый государственный служащий должен быть воспитанным человеком; воспитание импульса к познанию человека; постоянный поиск пути рациональной организации труда; учиться соединять гуманитарные знания с техническими.

В Китае в 1993 году на заседании Постоянного бюро Государственного Совета КНР было принято «Временное положение о государственных служащих», которое стало отправной точкой в проведении в Китае административной реформы. Указанный документ предъявил жесткие требования к государственным служащим, поставив во главу угла такие нравственные качества, как честность и бескорыстие. Китайский госслужащий, частности, обязан соблюдать Конституцию и законы, исполнять службу в соответствии с законами и политикой государства, поддерживать тесные связи с массами, прислушиваться к их мнению, подчиняться контролю со стороны масс, всемерно служить интересам народа, защищать безопасность, честь и интересы государства и так далее. Перечисленные обязанности позволяют судить о необходимости наличия у государственных служащих в большей степени моральных качеств, подтверждающих уровень их самоорганизации, который способствует осуществлению обязанностей на должном уровне.

Между тем в Положении особо отмечены запреты, которые налагаются на деятельность китайского чиновника. Ему предписывается не распространять высказывания, порочащие авторитет правительства, создавать незаконные организации или участвовать в них; организовывать митинги, демонстрации, манифестации, забастовки и другие действия или участвовать в них; зажимать критику, прибегать к мести; заниматься очковтирательством, обманывать руководство и массы. Также наказание следует за казнокрадство, хищения, подкупа, взятки или использование служебного положения в своих корыстных интересах и в частных интересах других лиц, а также транжирить государственные средства.

В данном случае необходимо отметить, что на предыдущих этапах развития казахстанского государства были достигнуты общепризнанные результаты, наметились очевидные положительные тенденции в деле противодействия коррупции, усиление и развитие которых станет залогом успешной реализации настоящей Антикоррупционной стратегии на современном этапе развития страны.

Борьба продолжается

С первых дней государственной независимости Казахстан целенаправленно и поэтапно следует курсу на создание эффективных, соответствующих мировым стандартам, институтов и механизмов противодействия коррупции. В республике действует современное антикоррупционное законодательство, основой которого являются законы «О борьбе с коррупцией» и «О государственной службе», реализуется ряд программных документов, образован специальный уполномоченный орган, комплексно реализующий функции в сфере государственной службы и противодействия коррупции, активно осуществляется международное сотрудничество в сфере антикоррупционной деятельности.

Как говорится в тексте антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы, новый политический курс республики «Стратегия «Казахстан-2050» возводит коррупцию в ранг прямой угрозы национальной безопасности и нацеливает государство и общество на объединение усилий в борьбе с этим негативным явлением. Этот документ отражает принципиальную позицию Казахстана поэтому важному вопросу и служит основой антикоррупционной политики государства в предстоящие годы.

Китайцы говорят: «Совсем не сложно трудно управлять миром, стыдно делать это плохо». Госслужащий, естественно, не может знать обо всем на свете. Но чиновник должен уметь управлять процессом и ресурсами, в том числе человеческими, вовремя принять нужные и взвешенные решения. И когда мы говорим о доверии к государственному служащему, мы подразумеваем доверие к государству в целом. Именно поэтому госслужащий должен заслуживать доверие и уважение в качестве государева человека.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика