+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
05.11.2015 в 23:34

Реализации решений съезда лидеров мировых и традиционных религий – на контроле

Председатель Сената Парламента РК, руководитель секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий Касым-Жомарт Токаев провел рабочее совещание по вопросам реализации решений V Съезда лидеров мировых и традиционных религий, а также дальнейшего развития этого форума. В мероприятии приняли участие руководители Министерства иностранных дел, Министерства культуры и спорта, Международного центра культур и религий, аппарата Сената.

Участники совещания рассмотрели концептуальные и организационные вопросы реализации инициатив Главы государства Нурсултана Назарбаева­ об учреждении Премии за вклад в развитие и укреп­ление духовного мира и согласия, "Почетного знака Съезда лидеров мировых и традиционных религий", а также Музея Мира и Согласия в Астане. К. Токаев поручил завершить подготовительную работу в этом направлении для своевременного внесения соответствующих предложений Главе государства и религиозным лидерам.

Спикер Сената подчеркнул важность тщательной подготовки к XV заседанию секретариата съезда и конференции о роли религиозных деятелей в противодействии терроризму, которые планируется провести в середине 2016 года в Астане. Участникам совещания также поручено внести предложения по совершенствованию деятельности Международного цент­ра культур и религий. Спикер Сената обратил внимание на необходимость налаживания постоянного интерактивного диалога делегатов форума в период между заседаниями съезда и секретариата.

С сообщениями о реализации решений V съезда, инициатив, высказанных на форуме, выступили вице-министр культуры и спорта Марат Азильханов и заместитель министра иностранных дел Ержан Ашикбаев.

Очередной съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане обогатил мир надеждой избежать самых худших сценариев развития, верой в мудрость и ответственность человечества.

Глобальная инициатива

Вероятно, одной из наиболее глобальных и устремленных в будущее инициатив лидера Казахстана Нурсултана Назарбаева следует считать проведение с 2003 года Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Астанинский форум по праву снискал репутацию прочного моста для диалога и взаимодействия Востока и Запада, а республика признана мировым сообществом важным международным центром межцивилизационного и межрелигиозного диалога.

Как точно подметила первый заместитель директора Международного центра культур и религий, члена-корреспондент МАНПО РФ Карлыгаш Калилаханова, завершившийся в Астане V Съезд лидеров мировых и традиционных религий показал, что феномен президента Казахстана как одного из видных политических деятелей современности заключается в том, что он мыслит и действует глобально, не ограничиваясь рамками национальных интересов.

Делегаты юбилейного V Съезда лидеров мировых и традиционных религий съезда достигли поставленных целей: сделан еще один шаг навстречу друг другу, пониманию исключительной важности мира и согласия между религиями, народами и государствами.

По словам главы Казахстана, на форуме был продолжен откровенный диалог о взаимодействии религий и их роли в глобальном развитии, продемонстрирована общая глубокая заинтересованность в сотрудничестве во имя стабильности и безопасности в мировом сообществе, а также согласована и принята декларация съезда, отразившая единые либо схожие подходы всех его участников к жизненно важным вопросам земного бытия. «Два дня из казахстанской столицы на разных языках и в разных традициях возносилась, по сути, одна общая молитва о мире, согласии, справедливости, всепрощении и любви к ближнему», – сказал Нурсултан Назарбаев.

Нет на свете ничего сильнее правды, которая соединяет в себе веру и разум, убежден лидер Казахстана. Съезды лидеров мировых и традиционных религий проходят в формате диалога духовных лиц и политиков. Этим представители разных конфессий стремятся к тому, чтобы сила нравственности и духовности укрепляла праведность действий в вопросах мира и согласия между людьми. В этой связи Н.Назарбаев призвал всех участников съезда привнести его добрую и миролюбивую атмосферу в паствы своих последователей и единомышленников.

Потребность в диалоге

Еще одним важным итогом съезда можно назвать то, что форум вновь показал актуальность и все возрастающую потребность в глобальном диалоге. Слово и речь, а значит, общение и диалог, считает Нурсултан Назарбаев, – это божественный дар человеку и человечеству, долг которого – сполна использовать его миротворческую и созидательную силу. Глава государства отметил, что прошедший саммит стал еще одним шагом к эре всеобщего мира и милосердия, справедливости и духовной гармонии. Участники астанинского съезда доказали, что в период глобальных сомнений только через диалог можно обрести надежду и уверенность в будущем.

В этой связи Глава государства предложил создать в Астане Музей Мира и Согласия.

«Мы накопили солидный опыт прямого диалога, сформировали традиции общения и взаимопонимания. Налаживаются контакты с другими площадками взаимодействия религий и цивилизаций. Поэтому я предлагаю создать у нас в Астане, в этом здании, Музей Мира и Согласия. Такое доброе отношение к истории наших съездов, обобщение опыта консолидированных решений по проблемам развития человечества будет важным для укрепления мира и взаимопонимания религий и народов. Музей Мира и Согласия будет одновременно научным учреждением при съезде, изучающим историю диалога религий и культур», – отметил Н.Назарбаев.

Кроме того, Назарбаев считает необходимым поощрять лиц, продвигающих диалог религий и культур - Глава государства предложил учредить премию «За вклад в развитие и укрепление духовного мира и согласия», подчеркнув, что она могла бы присуждаться решением Совета религиозных лидеров и вручаться на пленарных заседаниях съезда.

Отличительной особенностью форума Глава государства назвал обсуждение вопросов взаимоотношений религий и культур с точки зрения интересов мира и стабильности на планете. Актуальность такой дискуссии усиливается тревожным ходом развития глобальной ситуации.

Во-первых, произошло резкое ослабление режима глобальной безопасности, не работает международная система сдержек и противовесов. Утрачена атмосфера доверия между ведущими государствами, которая складывалась в течение последних десятилетий после Второй мировой войны. Взаимный санкционный прессинг осложняет ситуацию в мировой экономике. Недоверие негативно отражается также на гуманитарных отношениях между странами и народами.

Во-вторых, в мире резко выросло число военных и внутренних конфликтов. Так, ситуация на Востоке Украины существенно снижает уровень европейской и глобальной безопасности, а вся территория от Западной Африки и до Афганистана охвачена вооруженным противостоянием.

В-третьих, угроза международного терроризма приняла форму действий так называемого «исламского государства». По мнению Главы государства, есть настоятельная необходимость объединиться и высказать общее мнение против прикрытия их злодеяний религией.

В-четвертых, в современном мире не стало меньше голодных и обездоленных людей. Сегодня, по данным ООН, во всем мире за порогом бедности живут 700 миллионов детей и подростков. 150 миллионов – это брошенные дети, 100 миллионов не имеют возможности получать образование из-за отсутствия школ, еще 10 миллионов – страдают от недостатка лекарств и медикаментов. Все это есть изначальная среда социальной неустроенности, а в перспективе – преступности, социальной ненависти, терроризма и экстремизма.

И, наконец, подчеркнул Президент, нельзя не видеть и глобальной проблемы нивелирования духовно-нравственных ценностей. Через СМИ и соцсети тиражируются сквернословие, глумление над духовными началами людей, преступная аморальность и вседозволенность, пошлые образцы так называемой «массовой культуры». Потоки такой «псевдокультуры» особенно больно ранят неокрепшие души молодежи, подрывают семейные традиции, разрушают взаимосвязи поколений.

«Сегодня важно наладить широкий диалог по выработке новой парадигмы безопасности и развития. В ее основе должны быть принципы равноправия, взаимного уважения, признания интересов друг друга, сотрудничества, толерантности и взаимопонимания. В XXI веке альтернативы диалогу во всех сферах – политической, экономической, культурной, духовной – не существует. Сегодня человечество располагает большими материальными, научно-техническими и интеллектуальными возможностями. Никакого прогресса не будет, если люди не научатся жить в мире и духовном согласии друг с другом, – сказал Президент, добавив, что различия между людьми будут всегда, но они должны быть не разъединяющими межами, а объединяющим началом».

Сделать мир более толерантным

Нурсултан Назарбаев выразил убежденность, что межэтнические и межрелигиозные конфликты порождает неверная политика, которая губит страны, людей и общества. Но более долговечным всегда было и остается взаимное притяжение народов, взаимное познание языков, культур, духовного мира, развитие торговли и добрососедства. И эта тенденция содружества народов особенно усиливается в XXI веке под воздействием глобализации.

Духовные и политические лидеры, подчеркнул Президент, могут сообща сделать мир человечества более нравственным и толерантным.

В современном мире большинство людей являются членами духовного сообщества. Поэтому особенно опасны угрозы со стороны сил, которые в своих агрессивных действиях апеллируют к религиозным различиям. По мнению короля Иордании Абдаллы II, человечеству необходимо прилагать максимум усилий, чтобы не позволить им «игру на вере», искажая ее изначальные посылы.

«Сотрудничество, диалог, милосердие и добро, уважение друг к другу нам нужно сделать постоянной составляющей нашей повседневной жизни. Это наша нравственная ответственность перед нашими сообществами», – заявил монарх Иордании.

Мнение о том, что ответственные религиозные лидеры могут помочь государствам и правительствам эффективно отвечать на новые угрозы нашей глобальной стабильности, высказал Высокий представитель Альянса цивилизаций ООН Насир Абд аль-Азиз ан-Насер. Ведь у людей веры есть нравственные, этические и духовные силы на то, чтобы положительно влиять на общество, надо только дать им возможность делать это, дотянуться до сердец и умов.

Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Заславский Павел подчеркнул, что встречи религиозных лидеров приобретают особенную актуальность, когда в современном человеческом обществе проявляются тенденции отхода от вечных духовных и нравственных ценностей. Ведь потребительское отношение к окружающему миру, как правило, приводит к трагической разобщенности и враждебности людей по отношению друг к другу, откуда произрастают и многочисленные локальные конфликты, расовая и религиозная нетерпимость.

«На этом фоне нашей общей задачей являются сохранение и посильная проповедь тех духовно-нравственных идеалов, которые лежат в основе каждой традиционной религии. Нынешний форум в Астане, участниками которого мы являемся, показывает всему миру удивительный пример того, как христиане и мусульмане совместно с представителями других традиционных религий сохраняют единомыслие в созидании мира, согласия и духовности в современном обществе, – подчеркнул митрополит Павел.

Генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Заньер назвал астанинский Съезд лидеров мировых и традиционных религий «одним из самых важных диалогов между конфессиями по всему миру». По его мнению, приверженность Казахстана межкультурному и межрелигиозному диалогу широко известна и признается по всему миру, в том числе, конечно, и в ОБСЕ. «Я высоко ценю конструктивные дискуссии в рамках астанинского съезда», – сказал Л.Заньер.

Между тем делегаты съезда назвали рост радикализации «всемирным феноменом, негативно влияющим на глобальное развитие». Генсек ОБСЕ отметил ответственность и ту позитивную роль, которую религиозные лидеры вместе с представителями правительства и гражданского сектора могут сыграть в предотвращении экстремизма. Поэтому очевидно, что саммит в Астане является прекрасной возможностью призвать представителей всех конфессий к согласию и сотрудничеству ради мира, внести вклад в укрепление культуры взаимоуважения.

Поиск путей взаимопонимания

О поисках путей взаимопонимания между представителями различных вероучений говорил епископ Бэдфорда, представитель Англиканской церкви Ричард Аткинсон. «Надеюсь, что мы уедем из Астаны вооруженные обязательствами действовать на всех уровнях, для того чтобы люди всех сообществ могли найти пути взаимопонимания, могли работать вместе и сообща строить лучший мир», – выразил надежду епископ.

Ему вторит управляющий директор Ассоциации сионистских храмов «Джинджя Хонче» Таненори Тераи, назвавший значимым событием для построения «мирного мира» межрелигиозный саммит в Астане.

Эксперты также сошлись во мнении, что ни на одном этапе своей предыдущей истории мир еще не испытывал более острой, чем в настоящее время, потребности в согласованных и сплоченных усилиях по укреплению диалога между религиозными последователями ради спасения человечества от вызовов и угроз.

По мнению генерального директора ИСЕСКО Абдулазиза ат-Туэйджри, на форуме в Астане собралась благородная элита религиозных и политических мировых лидеров, интеллектуальный, академический и культурный цвет мирового сообщества. Все они объединены стремлением внести вклад в строительство безопасного будущего для всего человечества, и несут огромную ответственность в вопросе распространения идеи мирного сосуществования всех конфессий. А.ат-Туэйджри особо подчеркнул и выразил огромную благодарность Нурсултану Назарбаеву за его вклад в распространение культуры мира, справедливости, укрепление межцивилизационного диалога.

«Не подлежит сомнению тот факт, что эффективная и влиятельная роль Казахстана в области сохранения мира и поддержки усилий международного сообщества в этом направлении превращает страну в ключевое государство в этом регионе», – отметил гендиректор ИСЕСКО.

Муниб Юнан, президент Всемирной лютеранской федерации, в ходе форума отметил значимую роль проводимого в Астане межрелигиозного диалога, который демонстрирует, что религия не является проблемой, но она может быть частью решения проблемы. При этом президент Всемирной лютеранской федерации выразил надежду, что дух конференции, ее мощный мирный посыл всему человечеству участники съезда смогут распространить повсеместно.

По итогам заседания президент Папского Совета по межрелигиозному диалогу кардинал Жан-Луи Торан огласил текст Декларации V Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Документ зафиксировал общие подходы участников конференции, касающиеся как принципиальных позиций по тем или иным вопросам, так и направлений совместной деятельности. В нем обозначены договоренности участников V Съезда способствовать диалогу религиозных и политических лидеров на принципах равенства, справедливости, взаимного уважения и мирного сосуществования; уважать многообразие при продвижении диалога между мировыми и традиционными религиями; искать новые механизмы взаимодействия между духовными и политическими лидерами во имя устойчивого мира и развития. Кроме того, в декларации приветствуется инициатива Казахстана по проведению в Астане Региональной конференции по противодействию экстремизму и подтверждается проведение очередного, VI Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане в 2018 году.

Важно отметить, что все предложения, которые в своем выступлении на первом пленарном заседании озвучил Глава государства, также нашли отражение в декларации.

Диалог культур

За годы проведения Съездов лидеров мировых и традиционных религий в Астане побывало множество известных в мире политиков, религиозных деятелей. Примечательно, что все они высоко оценивали инициативу Главы государства Нурсултана Назарбаева по организации этой диалоговой площадки. Считаем нужным напомнить прозвучавшие в разные годы и на разных языках высказывания, которые отражают суть Съезда мировых и традиционных религий.

Ахмад Гази, вице-президент Пакистанского международного исламского университета (2003 год):

«Имя Нурсултана Назарбаева как автора инициативы проведения Съезда лидеров мировых и традиционных религий войдет в историю XXI века, и этот форум обеспечит мир между религиями. Мусульманские народы всегда приветствовали сотрудничество и диалог между религиями и цивилизациями. Коран призывает другие религии действовать сообща во имя утверждения общих ценностей и духовного обогащения человека».

Ишмаэль Ноко, генеральный секретарь Всемирной лютеранской федерации (2003 год):

«Диалог между теологами, учеными должен подкрепляться и поддерживаться визитами, контактами на различных уровнях, стать народным диалогом. Нам надо избежать того, чтобы диалог стал результатом работы только элиты, исключая всех остальных. Хочу поблагодарить Нурсултана Назарбаева за организацию встречи в столице. Надеюсь, что Астана будет не только столицей республики, но также центром, штаб-квартирой религиозного диалога – диалога взаимопонимания и терпимости».

Роже Этчегарай, почетный президент Папского совета справедливости и мира Римско-католической церкви, кардинал (2006 год):

«Мы собрались вместе, чтобы исследовать пути мира, безопасности и социального порядка, которые лучше всего отражают Божий замысел, заключающийся в благодати мира и процветания для всех и каждого. Я благодарю Президента Нурсултана Назарбаева за содействие диалогу между последователями различных религий не только в своей стране, но и по всему миру. Папа Римский Иоанн Павел II с самого начала делал все, чтобы Святой престол поддержал эту эпохальную инициативу и принял участие в ее реализации».

Дон Бонкер, представитель Национального молитвенного завтрака и Палаты молящихся групп Сената США (2006 год):

«Я представляю здесь Сенат США. Мы рассматриваем состоявшийся съезд как очень своевременное и важное событие. Президент Нурсултан Назарбаев прилагает все усилия для продвижения межрелигиозного диалога. Это событие в Астане является уникальным, потому что религиозные лидеры со всего мира собрались для обсуждения важных вопросов».

Йона Мецгер, главный ашкеназийский раввин Израиля (2009 год):

«Мудрость казахстанского руководства, инициировавшего этот благословенный форум, можно сформулировать двумя словами – умеренность и терпимость. Здесь, где живут люди различных религий и верований, все имеют полную возможность исповедовать то, во что они верят, и никто их за это не преследует. Я бы очень хотел, чтобы многие лидеры мира поучились у Казахстана умению быть терпимыми, открытыми, толерантными и свободными в своей религиозной воле. Я с удовлетворением приезжаю в третий раз в вашу замечательную столицу Астану и почитаю за честь быть одним из основателей съездов лидеров мировых и традиционных религий. Я вижу здесь обмен мудрыми мыслями, истинный диалог. Этот форум ставит перед всеми нами очень высокие цели. Вы должны гордиться своим замечательным Лидером – Президентом Казахстана, который, проявив мудрость и дальновидность, внес огромные усилия в развитие Казахстана».

Уильям Вендли, генеральный секретарь Всемирной конференции религий за мир (2009 год):

«Казахстан нашел свой путь к обеспечению стабильности, сумел не только декларировать идеи, но и подвигнуть представителей религий всего мира к проведению глобального конструктивного диалога. Съезд лидеров мировых и традиционных религий является ярким примером успеха такой политики.

Идея диалога, проводимого в Астане, привлекла внимание всего мирового сообщества. В силах участников этого форума сделать очень многое для обеспечения мира. Мы все – даосисты, христиане, буддисты, мусульмане, иудеи – можем помочь миру понять и принять богатство каждой из наших религий».

Леонид Кишковский, президент христианских церквей Америки (2012 год):

«Как известно, в мире немало инициатив по межрелигиозному диалогу, они все вполне гармоничны друг с другом. Но наиболее яркой и продуктивной я считаю идею Нурсултана Назарбаева о Съезде лидеров мировых и традиционных религий. Я с большим чувством солидарности воспринимаю предложения и инициативы Нурсултана Назарбаева и уверен, что они будут плодотворными.

Скажем больше, они находят поддержку со стороны лидеров мировых и традиционных религий. Я беседовал с раввином в Астане, с католическим архиепископом, с главой мусульманской конфессии. Из этих разговоров могу засвидетельствовать, что в этой стране действительно происходит мирное сосуществование разных этносов и разных религий, в этом плане Казахстан может служить примером».

Юрий Новгородов, епископ Евангелическо-лютеранской церкви в РК, член секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий, представитель Всемирной лютеранской федерации (2012 год):

«Я наблюдаю за государствами, бывшими некогда частью моей большой Родины, за другими странами и благодарю Бога. Благодарю за то, что я, моя семья, мои дети, мои соседи, все казахстанцы просыпаемся от грохота весенней грозы или работающей на строительстве техники, а не от грохота взрывов или залпов оружия. Благодарю за то, что техника работает на строительстве жилых домов, детских садов, школ, больниц, а не на разборе взорванных зданий».

Новые вызовы

Современные глобальные процессы сопровождаются рядом новых вызовов и угроз человечеству. Сегодня мы стремимся объединить усилия политических и религиозных лидеров ради сохранения в жизни людей традиционных нравственных ценностей, обеспечения безопасности, справедливости и мира для тех, кто, побуждаемый к отказу от своей веры и ценностей, подвергается дискриминации и преследованиям. Особую обеспокоенность представляет терроризм, активно использующий религиозную риторику для оправдания своих преступных действий. Всем нам необходимо совместно искать пути решения существующих проблем. Отрадно свидетельствовать, что одной из площадок для такой работы является Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане, в рамках которого успешно развивается взаимодействие государственной власти и религиозных деятелей во имя укрепления мира и согласия на нашей планете.

Как заявил в ходе V Съезда мировых и традиционных религий генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, нынешний форум проходит в то время, когда все мы нуждаемся в диалоге больше, чем когда-либо, потому что находимся в мире переходного периода. Урбанизация и миграция растут. Ландшафт глобальной безопасности постоянно меняется драматическим образом. Мы сталкиваемся с огромными рисками: гражданские конфликты, терроризм, организованная преступность, трафик наркотиков, а также кризисы, связанные со здоровьем миллионов людей. И эти опасности кочуют от границы к границе.

«Человечество стремится к более устойчивому и равному пути развития и имеет для этого огромные возможности, потому что мы являемся первым поколением, которое может положить конец глобальной бедности. А еще, по словам Генсека ООН, мы – последнее поколение, которое может решить проблемы, связанные с глобальным потеплением, до того, как это станет слишком поздно», - отметил Пан Ги Мун.

Глава Организации Объединенных наций выделил решающую роль религиозных лидеров в том, чтобы объединить все сообщества и создать почву для решения глобальных проблем и поддержания мира. Это можно сделать посредством диалога, продвигая общие ценности, которые заложены в универсальной Декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, и, конечно же, в учениях всех мировых религий. Мировые религиозные лидеры должны учить своих последователей истинному объединению, пониманию и взаимному уважению.

«Мы всегда должны также уважать международное право и должны соблюдать фундаментальные свободы. Те, кто принимает политические решения, должны это признавать. Чем больше пространства для демократии и фундаментальных свобод, тем меньше возможности для экстремизма и насилия», - сказал Пан Ги Мун.

В этой связи он призвал открыть сердца для тех, кто придерживается различных религиозных убеждений, соблюдать, уважать права всех религиозных сообществ, особенно тех, которые пребывают в меньшинстве. По его словам, необходимо выйти за пределы обычного понимания толерантности, или лишь признания того, что другие верующие тоже существуют. Ведь никто не хочет быть «субъектом толерантности» или чтобы его просто терпели, как будто с ним и его верой что-то не в порядке.

«Толерантность должна быть активной и более динамичной. Это означает, что мы должны больше общаться с теми, кто отличается от нас, и признавать тот факт, что можем при этом научиться многому и выиграть многое. Когда мы будем стремиться больше узнавать друг о друге, то и сами будем расти – интеллектуально, морально, духовно!» - резюмировал глава ООН.

Уже сейчас становится очевидным, что проводимые в столице Казахстана съезды лидеров мировых и традиционных религий стали важнейшим элементом глобальной «духовной дипломатии». Поэтому Нурсултан Назарбаев призвал глав всех делегаций довести до предстоятелей и прихожан призыв к преумножению межконфессионального диалога. Астанинский форум духовных иерархов как результат глобальной инициативы казахстанского Лидера Нурсултана Назарбаева дал новый импульс, новое дыхание для блага всего человечества.

Благодаря мудрой политике Лидера нации Нурсултана Назарбаева и широте души казахского народа многонациональный и многоконфессиональный Казахстан превратился в успешное государство, уважающее такие ценности, как согласие, стабильность, мир, толерантность и веротерпимость.

Возрождение религиозных традиций

С первых дней независимости в Казахстане - стране, где проживают представители 130 национальностей, были сохранены мир и согласие в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений. Сегодня религия выступает в качестве основного компонента духовной жизни человека, поэтому она не может быть изолирована от общественной жизни.

В Казахстане этот аспект жизни человека актуализировался в конце ХХ века, когда произошло формирование новых общественно-политических и социально-культурных реалий в постсоветском пространстве. Это обусловило рост национального самосознания и смену духовных ориентиров в бывших советских республиках, что наглядно видно на примере массового обращения населения этих стран к религиозным ценностям и традициям. Этот процесс не стал исключением и для Казахстана, где возросшее религиозное самосознание населения сегодня стало уже довольно обыденным и привычным явлением.

Теологи констатируют, что для определенной части казахстанского общества религия стала не только важным фактором национальной идентичности, но и естественной нормативно-ценностной составляющей, регулирующей социальное поведение. В то же время одной из главных особенностей казахстанского общества является то, что возрождение религиозных традиций народа Казахстана совпало по времени с восстановлением казахстанской государственности.

Здесь необходимо отметить, что в этом плане огромным достижением Первого Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева является то, что эти параллельные процессы возрождения независимости и религиозных традиций прошли гладко и бесконфликтно, сыграло решающую роль, как при строительстве казахстанской государственности, так и возрождении самих традиционных религий.

В условиях полиэтничного и многоконфессионального казахстанского общества, духовный мир и согласие обладают весьма важным значением. Они выступают фактором консолидации народа Казахстана в единую гражданскую общность, мобилизуют его потенциал. В Казахстане удалось достичь такого единения и общественного согласия. И это наше конкурентное преимущество. Более того, можно сказать, что эффективная модель межнационального и межконфессионального мира, существующая в стране, сегодня служит необходимым условием и опорой процесса ускоренной модернизации Казахстана и его вхождения в число наиболее конкурентоспособных стран мира.

В настоящее время базовыми принципами государственной политики Казахстана являются обеспечение равных прав для представителей всех национальных, конфессиональных групп и создание благоприятных условий для существования их культурных центров и религиозных объединений. Благодаря этому в Казахстане на протяжении двадцати лет царят мир и согласие.

Будучи многонациональным и многоконфессиональным государством, Казахстан на своем примере наглядно доказывает возможность мирного сосуществования людей разного происхождения и вероисповедания и, более того, стал площадкой глобального диалога религий.

Все лидеры религий в гости к нам

По инициативе Президента Казахстана Н.А.Назарбаева, Астана уже пять раз принимала Съезд мировых и традиционных религий, собравший вместе духовных лидеров основных конфессий мира. Напомним, выступая на 66-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, Президент Нурсултан Назарбаев предложил провести четвертый Съезд лидеров мировых и традиционных религий под эгидой ООН. «Это наш вклад в глобальный диалог по укреплению доверия на планете», - отметил Первый Президент Казахстана. На столь представительное мероприятие со всего мира съезжаются представители десятков стран, приверженцы ислама, христианства, иудаизма, буддизма, даосизма, синтоизма и других религиозных течений. На съездах обсуждаются вопросы свободы вероисповедания, а также роли религиозных лидеров в укреплении международной безопасности. В центре внимания лидеров различных конфессий и общественных деятелей стоят важнейшие вопросы преодоления духовного кризиса, объединения усилий мировых религий в целях мирного решения конфликтов.

Казахстанский опыт сохранения толерантности и согласия в многонациональном и поликонфессиональном обществе свидетельствует о том, что социально-экономический прогресс может быть достигнут в контексте духовного согласия и солидарности в обществе. Ориентация на духовно-нравственные ценности позволяет создать социальную перспективу как основу дальнейшего развития.

Несколько лет назад Казахстан успешно председательствовал в Организации Исламского Сотрудничества, что стало еще одним свидетельством нашей готовности создать необходимые условия для использования всего позитивного потенциала Ислама для возрождения исторических и духовных ценностей мусульман Казахстана. В настоящее время Организация Исламского Сотрудничества (ОИС) объединяет 57 государств с населением более 1,5 миллиарда человек, охватывая четыре континента - Азию, Африку, Европу и Южную Америку. Являясь второй после ООН крупнейшей международной организацией, ОИС с момента своего создания в 1969 году осуществляет широкий и постоянно расширяющийся спектр деятельности, решая самые различные проблемы не только политического, но и культурного, социального, экономического, технического и научного характера, которые представляют интерес для всех ее стран-членов. Делая особое ударение на реализации совместных действий и углублении сотрудничества между мусульманскими странами, ОИС стремится к обеспечению устойчивого развития и высокого уровня благосостояния своих членов путем эффективного использования их коллективных природных и людских ресурсов.

Часть мусульманской цивилизации

Как известно, мировые культуры развиваются во взаимодействии. Универсальность Ислама создает условия для совершенствования исламского духовного пространства. Казахстан, будучи светским государством, является неотъемлемой частью мусульманской цивилизации. Наша история уже много столетий неразрывно связана с Исламом, который является одним из базовых составляющих духовной культуры казахского народа.

Новый независимый Казахстан вернулся в лоно мусульманского мира, возрожденный и сильный, для того, чтобы способствовать его процветанию и развитию. С момента вступления в ОИС в 1995 году Казахстан принимает активное участие в многогранной деятельности Организации, стремится внести свой вклад в повышение ее роли и значения в современном мире. Сегодня Казахстан выступает за укрепление ОИС в качестве эффективного и авторитетного форума стран мусульманского мира. Наша страна поддерживает процесс возрождения ОИС, отождествляя Ислам как мирную и прогрессивную религию, повышения уровня образования и искоренения бедности путем проведения адекватной социально-экономической политики, участия ОИС в развитии демократии, прав человека и гражданского общества.

Казахстан придал важное значение своему председательству в Совете министров иностранных дел стран-членов ОИС, максимально и эффективно использовав период своей работы во главе этой международной организации для налаживания мостов сотрудничества мусульманского мира и Запада. Таким образом, активное участие в деятельности ОИС дало Казахстану возможность еще более активно влиять на мировую повестку дня, способствовать разрешению международных споров и конфликтов. Казахстан заинтересован в том, чтобы оставаться примером согласия, стабильности, демократии и свободы в мусульманском мире. Более того, мы хотим передать свой опыт другим исламским государствам и быть местом, где атмосфера будет способствовать разрешению глобальных проблем человечества.

Закон о религиозной деятельности

В 2011 году в Казахстане был принят закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», в котором закреплено, что государство отделено от религии и религиозных объединений. Ни одна религия не должна устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В то же время, в преамбуле законопроекта отмечается историческая роль ислама ханафитского учения и православия в развитии культуры и духовной жизни казахстанского народа, а также подчеркивается уважение к другим религиям, сочетающимся с его духовным наследием.

Данное положение не нарушает равноправия религиозных объединений, поскольку не создает привилегированных условий одним перед другими. Как весомый позитивный фактор в религиозной ситуации в Казахстане необходимо отметить тот факт, что в результате многовекового сосуществования Ислама и Православия в Казахстане сложился определенный религиозный баланс интересов и религиозное равновесие, в рамках которого каждая из двух вышеуказанных религий сформировала свою нишу, наладив межконфессиональный диалог и каналы социального взаимодействия.

Появлению данного феномена способствовал целый ряд факторов исторического, культурного и социально-политического характера. Это и этно-историческая, культурно-ментальная общность тюрко-славянских народов в евразийском пространстве, с тесными и довольно активными межкультурными контактами на протяжении достаточно длительного по историческим меркам времени.

О роли этих традиционных религий в жизни нашего общества Лидер нации Нурсултан Абишевич Назарбаев высказался предельно емко: «православие и ислам – два столпа, на которых зиждется духовность Казахстана». И не случайно Казахстан признал в качестве официальных выходных дней такие праздники, как Курбан-айт и Рождество.

Таким образом, духовность Казахстана сформирована этническими и религиозными мотивами. И именно, симбиоз ценностей ислама, западной и восточной культуры скульптурировали казахстанскую толерантность, что, в конечном счете, стало брендом Республики Казахстан в современном глобализирующимся мире. Мы прекрасно понимаем, что этноконфессиональное многообразие Казахстана – это огромное богатство, общее достояние всего нашего общества, создающее для казахстанцев благоприятную возможность обмена с другими народами ценными культурными достижениями.

За годы Независимости в Казахстане сложилась эффективная и органичная система межэтнических и межрелигиозных отношений, сочетающая в себе особенности общегражданского сознания, традиционного казахского менталитета и национального самосознания других национальностей. Именно во взаимодействии друг с другом познается система общечеловеческих ценностей: политической демократии, норм правовой и социальной справедливости, художественных богатств, глубоких религиозных ценностей, высоких моральных и нравственных идеалов, достижений науки.

Подобное взаимодействие является во многом результатом духовной и ментальной общности народа Казахстана. Каждый из этносов нашей страны является нравственным примером друг для друга – никто не ставит себя выше, никто и не унижен. При всех различиях в национальности, вероисповедании, политических пристрастиях граждане Казахстана едины во мнении, что духовность, нравственность, культура, уважение к законам – это основа очищения и преображения общества. А толерантность и духовное согласие – основные идеи, утверждающиеся как мировоззренческие идеалы, так и нормы повседневной жизни казахстанского общества.

Толерантность и духовное согласие в государстве – это понятия, неотделимые от принципов целостности, стабильности, справедливости. Толерантность и духовное согласие – это основы для отсутствия в государстве противостояний, столкновений с применением силы. Следовательно, духовное согласие и толерантность в конфессиональном пространстве являются важнейшими элементами стабильности казахстанского общества. Они – следствие достаточно зрелого гражданского сознания народа Казахстана, а также взвешенной и мудрой политики Главы нашего государства.

Религиозная ситуация в Казахстане

Религиозные объединения действуют в рамках Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». В Казахстане отсутствуют какие-либо конфликты и противостояния между гражданами на религиозной основе. Социологические исследования 2014 года показывают, что около 85% опрошенных граждан Казахстана оценивают религиозную ситуацию в стране как благополучную.

Большинству казахстанцев свойственна слабая или умеренная религиозность, особенностью которой является то, что религиозные нормы и правила воспринимаются в качестве традиции, а не обязательных предписаний. Вместе с тем наблюдается постепенное увеличение доли верующих в общей массе населения и усиление роли религии в разных сферах общественной жизни. Численность верующего взрослого населения в Казахстане в целом не превышает 15% (практикующие верующие). Причисляющими себя к верующим, но не живущими в соответствии с требованиями религиозного образа жизни являются около 70%, атеистически настроено 10-12% взрослого населения. Политику государства в сфере межрелигиозных отношений поддерживают 76% граждан. Ужесточение законодательства, усиление государственного контроля в религиозной сфере поддерживает большинство казахстанцев. Действующее законодательство в сфере религии позитивно воспринимается почти 75% гражданами.

На сегодня на религиозном поле Казахстана действует 3514 религиозных субъектов, которые представляют религиозные интересы 18 конфессий. Среди верующих традиционно лидируют представители ислама и православные христиане, которые в совокупности объединяют свыше 96% верующих. В частности, 70% населения называли себя мусульманами, 26% – христианами. Кроме того опросы показали, что 0,3% – являются иудаистами, 0,1% – буддистами, 0,2 % – последователями других религий.

Ислам представлен монолитным сообществом в лице республиканского исламского религиозного объединения «Духовное управление мусульман Казахстана» (далее - ДУМК). ДУМК объединил все мечети Казахстана - 2432. Несмотря на то, что большинство населения страны причисляются себя к мусульманам, большая их часть является таковой номинально. Религиозный фактор не доминирует в мировоззрении и поведении значительной части населения, особенно старшего и среднего поколения. Тем не менее, из года в год растет количество практикующих мусульман, особенно среди молодежи. По разным социологическим замерам эта цифра составляет 8-10% населения страны. В 2014 года между уполномоченным в сфере религий государственным органом и ДУМК подписано Соглашение, которое заложило основу для совместной системной работы.

Систему мусульманского духовного образования составляют университет «Нур-Мубарак», институт повышения квалификации имамов, центр подготовки кариев и 9 медресе, которые осуществляют подготовку имам-хатибов для мечетей сельского и районного уровней. В интернете, кроме основных сайтов ДУМК «http://muslim.kz» и «http://muftyat.kz» всеми филиалами ДУМК в регионах открыты свои сайты, где публикуются различные материалы из жизни верующих и ДУМК, а также ведется информационно-просветительская работа.

Православие в Казахстане является вторым после Ислама религиозным направлением по численности верующих. В структуре Православной церкови Казахстана (ПЦК) действуют 315 религиозных субъектов, в числе которых 275 приходов, 9 епархий, а также республиканское религиозное объединение – Митрополичный округ. Кроме того, в рамках православного поля действуют Армянская апостольская церковь и 8 старообрядческих церквей. Подписано и реализуется Соглашение о взаимодействии между АДР (ныне КДР) и ПЦК, направленное на развитие конструктивных государственно-конфессиональных отношений в интересах обеспечение мира, согласия и гармонизация общественных отношений в Казахстане.

Православная церковь Казахстана в целом демонстрирует стабильную и конструктивную политику, направленную на укрепление государственности и межконфессионального согласия в стране. Представители ПЦК принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых государственными органами, а также информируют о проведении значимых событий и религиозных мероприятий.

Католицизм сегодня в Казахстане представлен католической церковной провинцией (Митрополия), центром которой является Архиепархия Пресвятой Девы Марии в городе Астана. Функционирует 84 католических общин, из которых 79 – Римско-католическая церковь и 5 - составляют ветвь Греко-католической церкви. В состав Митрополии входят также Карагандинская Епархия, Епархия Пресвятой Троицы в городе Алматы и Апостольская Администратура города Атырау.

В стране осуществляется деятельность 40 женских и 12 мужских католических монашеских орденов и конгрегаций, из них при Архиепархии Святой Марии в Астане – 30, Епархии Пресвятой Троицы в Алматы – 7, Карагандинской Епархии – 13, Апостольской Администратуре городе Атырау – 2.

Функционируют Католическая высшая духовная семинария, Монастырь «Босых Монахинь Ордена Пресвятой Девы Марии» селе Горы Кармель в городе Караганда и республиканский благотворительный фонд «Каритас».

Действует официальный сайт Римско-Католической церкви в Казахстане – «www.catholic-kazakhstan.org».

Протестантизм является вторым религиозным течением после ислама по количеству религиозных объединений (657 объединений) и количеству культовых зданий. Самыми крупными протестантскими образованиями являются пятидесятнические церкви (218 РО), церкви евангельских христиан баптистов (182 РО), пресвитерианские церкви (99 РО).

Иудаизм на сегодняшний день в Казахстане представлен 6-ю еврейскими религиозными объединениями. Все общины имеют специализированные культовые сооружения, которые расположены в таких городах, как Астана, Алматы, Павлодар, Шымкент и Усть-Каменогорск. Действует сайт «http://kifa.kz/».

Буддизм - в настоящее время в Казахстане функционируют два буддийских религиозных объединения, которые расположены в городе Алматы и Западно-Казахстанской области. Функционирует сайт «http://buddhismofkazakhstan.kz/».

Миссионерство. В 2014 году на территории Казахстана действовали миссионеры-представители 15 из существующих 18 конфессий. На данный момент зарегистрировано 490 лиц, осуществляющих миссионерскую деятельность, из них более 387 иностранца.

В целом религиозная ситуация в Казахстане характеризуется стабильной. Налажены конструктивные государственно-конфессиональные отношения.

Конституция Республики Казахстан в статье 22 закрепляет право каждого на свободу совести. Свобода совести - это право каждого человека выбирать самостоятельно систему духовных ценностей, возможность избрать любую религию, либо не быть последователем ни одной религии и быть атеистом. Свобода совести не должна ограничиваться никем и ничем. Религиозная вера не должна навязываться. Право на свободу совести и вероисповедания закреплено во многих международно-правовых актах.

Религиозная толерантность

В современном мире проблема религиозной толерантности закономерно входит в число наиболее актуальных и активно обсуждаемых вопросов. Религиозную толерантность следует рассматривать как комплексное явление общественного сознания, в котором мировоззренческие и социально-психологические установки, сочетают и допускают правомерность множественных религиозных традиций. Религиозную толерантность следует воспринимать также и как конкретные действия на уровнях индивидов, общественных структур, государства. Иначе говоря, религиозная толерантность может быть понята как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляемая в праве всех его индивидов быть различными как по вероисповедованию, так и по конфессиональной принадлежности.

Механизмы формирования религиозной толерантности связаны со всей системой общественных отношений, с возможностью полноценной реализации конституционно-демократических прав и свобод, с уровнем духовной культуры личности и социума. Возникнув еще в античные времена, проблема религиозной толерантности, стояла, наиболее остро там, где народы с различными вероисповеданиями были вынуждены жить вместе в пределах великих империй.

Так, основатель первой мировой империи - Ахеменидов (VI-IV вв. до н.э.) Кир II Великий вошел в историю как один из самых веротерпимых правителей древнего мира. В Библии он называется «помазанником божьим», «орлом от Востока». Кир придерживался учений персидского пророка Зороастра и поклонялся Ахурамазде - богу, который считался творцом всего доброго. Зороастр, представлял Бога как нравственное совершенство. В главном источнике зороастризма «Авесте» важно отметить следующее высказывание: «Внемлите ушами, узрите душою явное, чтобы для себя самого каждый выбрал веру». Здесь находит свое место одно из наиболее ранних выражений в древнем мире идеи о признании прав человека на свободу вероисповедания.

Традиции религиозной толерантности в ее многообразных проявлениях находили свое особое выражение на всех этапах развития общественно-философской мысли Казахстана, что может быть проиллюстрировано на отдельных, наиболее ярких примерах. Многие великие мыслители исходили из идеи о праве народов, отдельных личностей избирать религию с учетом своих особенностей и обстоятельств. Так, аль-Фараби писал: «...одна группа или один народ может представить (...) вещи в подражательных образах иными, чем другая группа или другой народ. Вот почему различны добродетельные народы, и добродетельные города могут иметь различные религии, и верят в одно и то же счастье». Знаменитый суфий Ходжа Ахмад Ясави призывал людей к терпимости по отношению к религии других народов: «Если будет перед тобой Неверный, не делай обиды ему. От сердца жестокого, от души обидчика отвращается Господь. О, Аллах, истинный! Такому рабу уготована преисподняя ада».

В условиях глобализации, когда происходит сжатие пространства всемирной истории, развитие религиозной веротерпимости наиболее действенно, при параллельном культивировании межрелигиозной межконфессиональной солидарности. В этом аспекте наиболее эффективным средством по развитию межрелигиозной солидарности является экуменическое движение - движение по единению религий на основании идеи единственности и единости бога. В этой связи интересно мнение российского этнолога-антрополога Ф.И.Минюшева о том, что «религия, будучи феноменом культуры, в определенной мере «снимает» этнический момент, ценностно ориентируя людей на единого Творца». В этом аспекте единение и согласие прихожан всех религиозных конфессий на территории Казахстана, на основе родства, единости их веры в виду единственности Бога может стать мощным фактором единения этносов Республики Казахстан в единую казахскую гражданскую нацию.

Религиозная толерантность

Сегодня стала решающим фактором обеспечения мира, стабильности и экономического прогресса Казахстана. Для казахстанцев принцип толерантности является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов государства, который самым решительным образом поддерживает и укрепляет ее. Об этом свидетельствуют данные социологических опросов, тем самым подтверждая высокую степень религиозной терпимости и согласия. Так, проблемам толерантности современного казахстанского общества, было посвящено социологическое исследование, предусматривавшее изучение степени толерантности как субъективного фактора формирующегося среднего класса казахстанского социума, осуществленное в рамках прикладного НИП «Тенденции глобализации: национальная и государственная идентичность Казахстана» (2009-2011 гг.) выполнявшегося по линии Комитета науки МОН РК.

В проведенном социологическом исследовании приняло участие по 500 респондентов по каждой независимой переменной - сфере занятости (бюджетники, наемные работники, самостоятельные работники) и уровню доходов (малообеспеченные, достаточно обеспеченные, высокообеспеченные группы). Исследование показало, что основная часть респондентов всех опрашиваемых групп положительно отреагировала на вопрос о знании самого понятия толерантности, что показывает общий высокий образовательный уровень казахстанцев.

О том, что религиозная веротерпимость является составным элементом не только культуры толерантности, но и этнополитики Республики Казахстан свидетельствует тот факт, что именно в Казахстане впервые в мировой практике был проведен Всемирный съезд представителей мировых и традиционных религий (2003). Впоследствии это стало доброй традицией в проведении подобных встреч и далее (2006, 2009, 2012 и 2015 гг.). Такая позиция государства, опирающаяся на общую основу взаимного признания, позволяет преодолеть отталкивающие друг друга конфессиональные разногласия.

Модернизация духовной жизни казахстанского социума в эпоху глобализации невозможна без нового конструктивного подхода к религии. Исторически Казахстан всегда был перекрестком, местом встречи и диалога различных религий, культур и цивилизаций Востока и Запада. Унаследованная из культурно-этических традиций казахов, терпимость в духовной сфере является хорошей основой для сохранения гражданского мира в настоящем и будущем. За годы независимости Казахстан обеспечил абсолютную свободу религиозного вероисповедания всем конфессиям: мусульманам, православным, католикам, протестантам, иудеям. Произошел значительный количественный и качественный рост религиозных институтов. Сегодня по данным Агентства по делам религий Республики Казахстан общая численность религиозных объединений представляющих 17 конфессий составляет 3 088, а в 1990 году их было всего 670. Количество Исламских объединений выросло с 46 до 2 229. Более четырех раз увеличилось число приходов Русской Православной Церкви (с 62 до 280). В два раза увеличилось число объединений Римско-Католической Церкви (с 42 до 79). Число протестантских церквей как традиционных, так и новых увеличилось почти до 500. Кроме них существуют еще - 4 иудейских, и 2 буддийских религиозных объединений. Религиозные праздники Курбан айт и Рождество Христово объявлены в Казахстане выходными днями.

При этом важной характерной чертой является то, что религиозные объединения в Казахстане не просто существуют сами по себе в отрыве от общества, но и привлекаются к участию в социально-культурных мероприятиях, направленных на упрочение в обществе гражданского мира и духовного согласия.

Мы должны понять, что смысл лозунга «Религия отделена от государства» не в том, что религии не место в обществе, а в том, что религия отделена от управления государством, но как социальный институт не может быть отторгнута от общества, разве что насильственным путем. Повышение знания казахстанской молодежи о религии, должно способствовать знакомству с историей и культурным наследием других конфессий, улучшению взаимопонимания между представителями различных национальностей и религиозных убеждений, формированию религиозной толерантности казахстанского общества. Не должно быть также противопоставления религии светскому мировоззрению, западной цивилизации и модернизму.

Если же говорить, о влиянии религии на современный мир, то идея неизбежного уменьшения влияния религии в обществе с развитием прогресса стала аксиомой к середине ХХ века, когда в общественных науках утвердился термин «теория секуляризации». Суть ее в том, что модернизация неизбежно приводит к уменьшению влияния религии и в обществе, и в умах людей. В самом широком смысле секуляризационная теория означает, что религии — ранее принятые символы, доктрины и институты — теряют свой престиж. Классическая теория секуляризации подразумевает прямую непосредственную связь между процессами модернизации и секуляризации и предполагает, что с экономическим развитием общества роль религии и религиозных институтов неуклонно снижается.

Известный эксперт, специальный докладчик ООН Хайнер Билефельдт в одном из своих выступлений отметил, что многоконфессиональное общество Казахстана отличается религиозным плюрализмом, и подчеркнул приверженность Правительства Республики Казахстана поддержке и защите установившегося в стране климата мирного межконфессионального сосуществования, в том числе путем организации межрелигиозного диалога на центральном, региональном и местном уровнях.

В эпоху глобализации мирное сосуществование, конструктивное взаимодействие и диалог религий переходят в разряд наиболее актуальных проблем в связи с усилением конфликтов на почве религиозных разногласий и религиозного экстремизма. Успешное решение этих проблем во многом будет зависеть от знания тенденций развития государственно-религиозных отношений, деятельности религиозных организаций.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика