×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
29.08.2014 в 16:07

Стабильность и общественное согласие являются базовыми принципами Республики Казахстан

Конституция, закладывая принцип стабильности и общественного согласия в фундамент государственного устройства, дает также всеобъемлющий перечень прав и свобод человека и гражданина, считает уполномоченный по правам человека в РК Аскар Шакиров, передает ИА «NewTimes.kz».

«Пункт 2 статьи 1 Основного закона нашей страны провозглашает основными принципами Республики Казахстан общественное согласие и политическую стабильность, экономическое развитие на благо всего народа, казахстанский патриотизм, решение наиболее важных вопросов государственной жизни демократическими методами. Указанные принципы служат фундаментальной основой для всего остального здания права, на базе которой должны приниматься, изменяться, совершенствоваться и, что важно, применяться нормы права, в том числе конституционные», - отмечает в своей статье Аскар Шакиров.

По мнению уполномоченного по правам человека в РК, общественное согласие между различными группами населения, этническими, религиозными, социальными, языковыми, политическими и другими в условиях нашей страны является стратегически важным вопросом, значимость которого невозможно переоценить. В свою очередь, этот принцип тесно связан с политической стабильностью. Сегодня на примере других стран мы видим, какое негативное влияние на благополучие общества оказывают деструктивные явления. Это служит подтверждением идеи о том, что стабильность – решающий фактор роста благосостояния граждан и обеспечения индивидуальных прав.

«В условиях нашей страны, находящейся в сердце Евразии на пересечении нескольких форм цивилизаций, вышеизложенное имеет особую актуальность и значение. Главой государства Н. А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана национальное единство, мир и согласие в нашем обществе справедливо названы одними из главных ценностей, созданных за годы суверенного развития страны. Обеспечение указанных ценностей не просто моральный долг, а конституционная обязанность каждого должностного лица и гражданина страны.

Существенную роль в этом процессе играет соблюдение конституционных прав граждан. Конституция, закладывая принцип стабильности и общественного согласия в фундамент государственного устройства, дает также всеобъемлющий перечень прав и свобод человека и гражданина. Их объем, заложенный в текст Основного закона 14 лет назад, является настолько всеобъемлющим, что по сей день продолжается выработка и совершенствование механизмов их применения.

Яркие примеры, подтверждающие вышесказанное, – недавно законодательно запущенный Нацио­нальный превентивный механизм против пыток, а также принятые законы о защите персональных данных, о государственных услугах, о гарантированной государством юридической помощи. Как уже было отмечено, большую роль в гарантировании прав человека играют именно механизмы, посредством которых на практике реализуется данный процесс. Наиболее наглядным примером этого представляется учреждение в Казахстане института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена)», - отметил он.

Общественным стандартом в международной практике, продолжил Шакиров, является создание национальных правозащитных учреждений – институтов, призванных заниматься исключительно правами человека и рассматривающих вопросы их соблюдения со стороны лиц, облеченных властью от имени государства. Омбудсмен принципиально отличается от всех других институтов государства и гражданского общества, имея общие черты и с теми, и с другими.

«Учреждение Уполномоченного по правам человека является государственным органом, он обладает рядом существенных характеристик. Первое – омбудсмен независим. Это подразумевает прямой нормативно-правовой запрет на вмешательство в его деятельность органов государственной власти, политических партий, общественных организаций, средств массовой информации, что призывает его быть своего рода арбитром между человеком и властью. С другой стороны, равно омбудсмен не может быть членом какой-либо политической партии и участвовать в политическом процессе. Он не подчинен другим государственным органам и лицам, не входит в состав ни одной ветви власти.

Второе – рекомендательный характер документов Уполномоченного по правам человека. Омбудсмен не наделен императивно-властными полномочиями и не может издавать общеобязательные нормативные акты, однако выполнение его рекомендаций, реакция на его отчеты, доклады и обращения служат важными показателями того, как относятся государственные органы к соблюдению прав человека.

Третье – основной функцией омбудсмена является рассмотрение жалоб на нарушение прав человека со стороны других государственных органов и должностных лиц. В данном формате он наделен правом запрашивать любую информацию из любого государственного органа и может рассматривать жалобы на действия госструктур. При этом предметная компетенция омбудсмена в отношении тематики жалоб наиболее широка. Здесь и жалобы на действия правоохранительных органов, местных и центральных органов власти, вопросы социального обеспечения, вопросы здравоохранения, жилищные проблемы, права детей и многие другие», - отметил уполномоченный по правам человека в республике.

Это, продолжил он, позволяет аккумулировать информацию о состоянии с правами человека в стране, о распространенных их нарушениях и на этой основе направлять в государственные органы рекомендации и обращения по наиболее актуальным вопросам. А также обращаться в Правительство, Парламент и к руководству страны с инициативами по важнейшим правозащитным вопросам.

Данные характеристики, свойственные всем национальным правозащитным учреждениям, в полной мере отражают деятельность и казахстанского омбудсмена. Зачастую жалобы, которые поступают к Уполномоченному по правам человека, являются коллективными.

Также омбудсмен способствует совершенствованию законодательства, участвуя в работе Совета по правовой политике при Президенте РК. Учреждение участвует в работе межведомственных комиссий при Правительстве по законопроектной деятельности, по международному гуманитарному праву и договорам по правам человека, по борьбе с торговлей людьми и других консультативно-совещательных структур при органах Правительства.

«На высоком уровне сохраняется сотрудничество национального правозащитного учреждения с Конституционным советом, который, в частности, в ходе конституционного производства запрашивает заключения омбудсмена, что позволяет вносить вклад в развитие конституционно-правовой доктрины и практики. Налажен обмен информацией с Верховным судом. Учреждение омбудсмена имеет возможность направлять в адрес Парламента страны свои позиции относительно рассматриваемых высшим представительным органом законопроектов.

Немаловажную роль в реализации правозащитного мандата омбудсмена играет международное сотрудничество. Налажены эффективные рабочие связи с международными правозащитными организациями, входящими в систему ООН, ОБСЕ, ряд региональных структур.

Уполномоченный по правам человека присоединился к Международному координационному комитету национальных правозащитных учреждений, действующему под эгидой ООН, и в настоящее время развивает связи в глобальной и региональных сетях омбудсменов. Больше внимания уделяется изучению опыта зарубежных коллег – омбудсменов Норвегии, Финляндии, Республики Кореи, Словении, стран СНГ и многих других. В частности, в рамках подготовки к запуску Национального превентивного механизма против пыток была получена существенная методическая помощь со стороны словенского омбудсмена и представительства Международной тюремной реформы в Центральной Азии. Опыт зарубежных коллег подтверждает высокую востребованность омбудсмена в обеспечении общественного согласия как проводника взаимодействия между гражданским обществом и государственными органами.

Уполномоченный может выступать также в качестве проводника передовых правозащитных идей из международного и зарубежного опыта в национальное правовое поле.

Стабильность и общественное согласие являются базовыми принципами Республики Казахстан, и деятельность всех государственных институтов направлена на их реализацию. Ключевой фактор, обеспечивающий высокий уровень их реализации – соблюдение конституционных прав человека, в полной мере закрепленных в Основном законе страны. И в этом процессе Уполномоченный по правам человека в РК, обладая соответствующим мандатом по защите и поощрению прав человека, и впредь будет занимать значимое место», - резюмировал Аскар Шакиров.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика