×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
14.10.2014 в 23:29

Казахстанские школьники будут полностью обеспечены бесплатными учебниками к 2015 году

Такое обещание дал в ходе «правительственного часа» в мажилисе, который прошел под председательством вице-спикера Дариги Назарбаевой, министр образования и науки Аслан Саринжипов, передает ИА «NewTimes.kz».

В казахстанских школах учебников не хватает, а родители вынуждены стоять в очередях, чтобы приобрести для своих детей необходимые книги. МОН проблему признает и готово совместно с депутатами решать вопросы полного и своевременного обеспечения казахстанских школ учебниками, а также их качественного состояния.

Говоря о проблеме, А. Саринжипов назвал две основные причины неудовлетворительного качества учебников, предоставляемых издательствами. Первая: отсутствие системного подхода к формированию авторских коллективов, четких критериев и процедуры их выбора. И вторая – некачественная внутренняя экспертиза издательств. МОН РК считает необходимым повысить ответственность издательств за качество учебников, подготавливаемых авторскими коллективами путем утверждения ясных процедур их отбора и оценки работы. Также предлагается усилить требования к издательствам в части повышения качества внутренней экспертизы путем привлечения международных экспертов и повышения профессионализма отечественных экспертов.

Сегодня в Казахстане с первого раза экспертизу проходит только 7% учебников, поступивших от издательств, 5% не рекомендуются к изданию сразу из-за несоответствия стандартам, остальные 88% направляются на доработку в связи с ошибками и неточностями, теоретизированным и сложным текстом, недостаточным наглядным и иллюстрационным материалом.

Министр сообщил мажилисменам о внедрении четырехуровневой системы ответственности по обеспечению учебной литературой. Согласно процедуре, МОН РК утверждает Перечень учебников и учебно-методических комплексов, рекомендованных к использованию, и доводит их до издательств и местных исполнительных органов. Они в свою очередь формируют заказ на основании данных о потребностях, предоставляемых школами, заключают договоры с издательствами и поставщиками. Издательства несут ответственность за качество и своевременное печатание учебников по заявке местных исполнительных органов. Поставщики же на конкурсной основе отвечают за доставку учебников в школы.

Предоставление школьной литературы также будет осуществляться через поэтапный ежегодный закуп в соответствии с четырехлетним циклом переиздания учебников. Отвечая на вопросы депутатов, с чем связана необходимость переиздания, А. Саринжипов отметил, что такой цикл связан с обновлением содержания учебного материала по предметам в соответствии с развитием науки, с политическими, экономическими и социальными изменениями в Казахстане и в мире, внедрением новых педагогических технологий и с физическим износом учебных изданий. К слову, приблизительная чистая прибыль издательств от производства школьных учебников составляет около 50 млн долларов. Народные избранники не преминули отметить – дело прибыльное. Со всеми вытекающими отсюда последствиями…

Одна из ключевых проблем нехватки учебников, и по оценке депутатов, и по оценке министерства, заключается в отсутствии прогнозной потребности. Составляя план по закупкам, в регионах не учитываются вопросы миграции, увеличения количества учащихся. На вопрос Д. Назарбаевой о том, есть ли прогнозные данные по увеличению числа учащихся на предстоящий период, глава МОН признался, что таких данных нет.

Проблемные вопросы нашли свое продолжение в содокладе председателя Комитета Мажилиса по  социально-культурному развитию Гульнар Иксановой. Она констатировала, что несвоевременное и неполное обеспечение школьников учебниками вызывает возмущение родителей и учителей на протяжении нескольких лет. В нынешнем году история вновь повторилась. По окончании учебного года школьники еще не знают, какими учебниками будут пользоваться в следующем учебном году, родители же все лето пребывают в ожидании, так как списки в школах подаются не в конце учебного года, а в начале нового учебного года, ну а потом – стоят в очередях.

Существует дефицит не только учебников для фондов школ, но и учебников, распространяемых на коммерческой основе. Часть родителей вынуждена покупать дешевые и некачественные ксерокопии учебников. Говорить здесь о санитарных требованиях не приходится.

– Все это вызывает негативный общественный резонанс, на разных уровнях гос­управления начинают проводиться совещания, применяются административные меры к виновным. Организуются селекторы, объявляются дисциплинарные взыскания, подаются иски в суд. Наконец, школьники обеспечиваются учебниками. Но проблемы вовсе не решаются, а воспроизводятся, ведь на следующий год все опять повторяется вновь, – отметила Г. Иксанова.

В ходе правительственного часа депутаты не раз поднимали вопрос, касающийся издателей учебников, непрозрачно намекая на то, что этот рынок давно поделен между несколькими игроками. А игра стоит свеч – как уже было сказано, чистая прибыль издательств от производства учебников составляет 50 млн долларов.

– Имеются факты, когда конкурс по государственным закупкам на поставку учебника в разные регионы выигрывал один и тот же поставщик. Чем обосновывается выбор конкретного поставщика учебников? – спросил депутат Мейрам Бегентаев.

По словам министра А. Саринжипова, основным критерием отбора является цена. То есть заказ получает поставщик, который предлагает наименьшую цену. Стоимость учебнику добавляет транспортировка. Поэтому, считает министр, назрела необходимость пересмотреть квалификационные требования к поставщикам, в частности обеспечить возможность получения заказов только теми производителями, что имеют возможность поставки учебников в регионы.

– Я думаю, было бы правильным внедрить такие механизмы, чтобы избежать демпинга. Небольшие компании в погоне за прибылью ставят минимальные цены, выигрывают, а затем не могут обеспечить сроки и качество. Поэтому здесь вопрос и регламента, и квалификационных требований, и непосредственно на местах – вопрос проведения тендеров. То есть при проведении тендеров нужно внимательно смотреть за тем, кто и какие условия предлагает, – сказал глава МОН.

Поднималась в ходе правительственного часа и проблема существования множества учебников, разнящихся по содержанию, нет конкретных стандартов к их контенту. Депутат Куаныш Султанов считает, что назрела необходимость для каждого предмета определить один основной учебник, в который внести список остальных дополнительных пособий. Сегодня же издательства сами вкладывают средства в издание учебников, а учителя выбирают, по каким учебникам они будут преподавать те или иные предметы. В результате во время ЕНТ ученики порой не могут сориентироваться, так как знания получены из различных источников.

– Я встречался с родителями, они показали восемь учебников для седьмого класса по математике. Но какой из них главный учебник, не знают ни учитель, ни родители, – констатировал депутат.

Тему продолжила Д. Назарбаева, которая считает необходимым вынести на отдельное обсуждение вопрос о том, кто же все-таки должен разрабатывать учебники – частные издательства или все-таки государство?

Говорилось и о полиграфическом качестве учебников, их соответствии санитарным нормам. Также поднимались вопросы издания пособий для специализированных учебных заведений. Подводя итоги правчаса, Д. Назарбаева отметила, что происходящая в стране реформа госуправления призвана повысить эффективность администрирования управления на всех уровнях государственной власти во всех отраслях и сферах. Особенность децентрализации заключается в том, что вся полнота власти отдана именно министерствам. Сегодня приказ министра практически равен постановлению Правительства.

– Значит, не может сегодня министерство снимать с себя ответственность за проблемы, которые остаются нерешенными на местах. Министерство обязано управлять этой отраслью через жесткие стандарты, правила, нормативы, законы. Контролировать и надзирать за тем, чтобы эти законы исполнялись всеми участниками процесса, – сказала Д. Назарбаева.

По итогам правительственного часа были выработаны соответствующие рекомендации.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика