Легендарная личность, славный сын казахского народа, генерал майор авиации, он был предан своему Отечеству до последнего дыхания.
Его боевая биография началась в декабре 1942 года, когда 19-летним юношей он попал на Калининский фронт. Но за его плечами уже были десятки полетов. Летать он учился во Фрунзенском аэроклубе, в Саратовской специальной военно-авиационной, а также в Чкаловской бомбардировочной и истребительской школах. Затем в Ижевске овладел техникой пилотирования самолета Ил-2.
Заступив на боевую службу в 800-м, впоследствии 144-м штурмовом авиаполку рядовым летчиком, он прошел трудный, но замечательный путь борьбы и побед. Под Харьковом его самолет был сбит. Раненый Т. Бегельдинов несколько дней блуждал по вражеским тылам, выжил всем смертям назло и вернулся в родной полк, где его считали погибшим. Летчик снова поднялся в небо, стал настоящим виртуозом штурмового удара.
Вот как в своей книге «Летчики и космонавты» писал о нем Герой Советского Союза, бывший командир 292-й штурмовой авиадивизии Николай Каманин: «После его возвращения с первого боевого задания стало известно, что бомбы легли точно в бензохранилище, а со второго захода он поджег склад боеприпасов. Такое бывало и у других летчиков, но редко, а у Бегельдинова получилось сразу».
Каманин заключает: «Летал Талгат неустанно. Стал мастером штурмовых ударов, воздушным разведчиком. Мне доставило большое удовольствие подписать на него несколько наградных листов, а затем представить к офицерскому званию. В боевые расчеты его стали включать ведущим группы».
Очерки о Талгате Якубековиче много раз публиковались в «Казахстанской правде». Он посещал наш коллектив, и казправдинцы заслушивались его рассказами о боевых вылетах, о друзьях-однополчанах, дружбой с которыми он очень дорожил.
Получив задания на штурм вражеских позиций, Бегельдинов всегда точно их выполнял. Не раз командиры наземных подразделений, пехотинцы, танкисты и артиллеристы связывались с авиаполком и благодарили летчиков за мощную поддержку огнем, за то, что помогали войскам продвигаться вперед.
Его мужество и героизм не оставались незамеченными. За 10 успешных вылетов и сбитый на Калининском фронте самолет противника МЕ-109, которым, как выяснилось позже, управлял любимчик фюрера, Талгат Якубекович был награжден орденом Отечественной войны 2-й степени. За 25 боевых вылетов, из них четыре – бомбардировка вражеских аэродромов Харьковского аэроузла, получил орден Красного Знамени. Его умелое командование в воздухе большими группами отмечено орденом Александра Невского. За успешную разведку войск и техники противника, в результате которой доставлены ценные разведданные, удостоен ордена Славы 3-й степени. За бои на Степном фронте он заслужил орден Отечественной войны 1-й степени.
На фронте он встретился с Сергеем Луганским, уроженцем Алма-Аты, также дважды награжденным золотой медалью Героя Советского Союза. В жаркое лето 1943 года, эскадрильи Бегельдинова и Луганского совершали по 2–3 вылета в день. Небо летчиков подружило, на земле они стали как родные братья.
Авиаторы работали в труднейших условиях. Война не признает ни плохой погоды, ни времени суток. Ей все безразлично: палящая жара, трескучий мороз, ветер, туман, дождь или снег. Она безжалостно пожирает свои жертвы, и летчики всегда помнили, что сражение идет не только тогда, когда стреляют. Победа готовится и теми, кто ремонтирует технику, завозит топливо, обслуживает эскадрилью, обеспечивает боевую готовность самолетов.
И Бегельдинову доставляло большое удовлетворение, что в наградных листах при представлении к званию Героя Советского Союза отмечались заслуги его боевых друзей и всей эскадрильи. Бесстрашный, тактически грамотный Бегельдинов зарекомендовал себя отличным командиром эскадрильи, обеспечивал безупречную подготовку летчиков. За годы войны его эскадрилья совершила около 1 700 вылетов, не имея ни одного случая потери ориентировки.
Ушел из жизни ветеран, но осталась о нем нетленная память, наградные листы и, как закономерный итог подвигов тех лет, очередные награды. Лаконичны записи документов, но сколько за скупыми словами трудных дней и ночей подготовки к полетам, напряженных часов в воздухе, когда опасность грозила со всех сторон.
Нам помнится, как с особой гордостью вспоминал дважды Герой о своем заключительном полете над Прагой 10 мая 1945 года. На южной окраине города остатки эсэсовской дивизии не приняли капитуляцию. Это грозило новыми разрушениями, гибелью советских солдат и офицеров, а также мирного населения. Бегельдинов получил приказ всей своей штурмовой группой в составе 24 самолетов в полном вооружении пролететь на бреющем полете над гитлеровцами. Но без единого выстрела! Приказ был выполнен. Звено за звеном самолеты с оглушительным ревом пролетали над головами эсэсовцев. И это подействовало на них отрезвляюще, им стало понятно, что их ждет, если не сдадутся, и они сложили оружие.
Это была блестящая военная операция и великолепная политическая акция. Так была поставлена последняя жирная точка в драматической повести о фронтовой жизни Бегельдинова. За годы войны он совершил 305 боевых вылетов, уничтожил 21 танк, 29 артиллерийских орудий, множество автомашин с военными грузами и техникой, складов с боеприпасами, большое количество другого вооружения и много живой силы противника.
После войны Талгат Якубекович поступил в Краснознаменную военно-воздушную академию, где учился с земляками-казахстанцами, дважды Героями Советского Союза Иваном Павловым и Леонидом Бедой. Уроженцы Костанайской области, они быстро подружились с Талгатом. Иначе, наверное, и не могло быть. Все они уходили на фронт молодыми комсомольцами, у всех было одно желание – бить врага.
В 1956 году в судьбе Бегельдинова произошел крутой поворот: по состоянию здоровья он вынужден был уволиться из армии. В корне изменилась его жизнь, но мужества и настойчивости ему было не занимать.
Новое время требовало новых знаний. Он поступает в Москве во Всесоюзный заочный политехнический инженерно-строительный институт, что само по себе характеризует его как способного и талантливого практика. Дипломный проект Талгат Якубекович защищает в Казахском политехническом институте.
Работая в Гражданской авиации, а затем в тресте «Казстальмонтаж» заместителем управляющего, Бегельдинов участвовал в строительстве аэродромов большинства областных центров республики, других объектов народного хозяйства. По воздушным трассам Казахстана день и ночь летят самолеты. Они везут пассажиров, важные народно-хозяйственные грузы. Их маршруты становятся все длиннее, перевозки интенсивнее. Авиация достигает самых отдаленных уголков республики. И Бегельдинов был счастлив, что в этом есть доля и его труда. Его труд не раз отмечался почетными грамотами и благодарностями Верховного Совета Казахской ССР, других государственных структур.
Соотечественники, избиратели выразили ему свою горячую признательность и глубокое уважение за боевые заслуги на фронтах войны и самоотверженный труд в мирное время, трижды избирая его депутатом Верховного Совета СССР, депутатом Алматинского городского совета.
Т. Бегельдинов являлся почетным гражданином Алматы, Астаны и Аркалыка. Потомкам остались его воспоминания о войне, им были изданы четыре книги: «Илы» атакуют», «305 рейдов», «Сражение в воздухе», «Пике в бессмертие». В своих воспоминаниях он писал:
«Трудная досталась доля моему поколению – в упорной и жестокой борьбе с немецко-фашистскими захватчиками отстаивать свободу и независимость Родины, защищать наше будущее. Я горжусь тем, что являюсь воспитанником огненного поколения, в рядах которого ковались мужество и героизм. И я снова мысленно возвращаюсь к памяти тех тысяч юношей и девушек, имена которых навечно вписаны в героическую летопись нашего Отечества. Они бессмертны в памяти народа.
Меня воспитали безбрежные ковыльные степи, могучие горы, мой многострадальный, но гордый свободолюбивый народ, которому я плачу своей горячей сыновней любовью и безграничной преданностью. Вот в чем я черпаю силы и всегда нахожу помощь и поддержку».
Талгат Якубекович часто встречался с молодежью. Славный сын казахского народа, дважды Герой Советского Союза постоянно давал им отеческий наказ – быть патриотами своей Родины, крепить дружбу, хранить и приумножать боевые традиции отцов и дедов. Память о нем будет вечной...