×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 184

+7 (7172) 79 78 20

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
01.12.2014 в 23:30

Казахстанцев поздравляют с Днем Первого президента

Временный поверенный в делах США в РК Джон Ордвей поздравил казахстанцев с Днем Первого Президента, передает ИА «NewTimes.kz».

Дипломат отметил, что казахский народ издревле славится своими традициями управления государством, а примером мудрой политики в суверенном Казахстане является руководство Президента Нурсултана Назарбаева, высоко отмеченное президентами США – от Джорджа Буша-старшего до Барака Обамы.

Казахстаном и его руководителем за годы независимости было принято немало важных решений, которые оказали огромное влияние на стратегическую роль страны сегодня. Так, отмечает Д. Ордвей, наша республика очень серьезно подошла к вопросу экономических реформ, и результатом стало создание самой сильной экономики в регионе. Казахстан принял решение уделить особое внимание образованию, и нынешнее поколение казахстанцев – наглядный пример правильности такого курса.

Одним из первых решений Нурсултана Назарбаева стал отказ от оружия массового уничтожения, что сделало Казахстан и его Президента Лидерами в деле нераспространения. На протяжении многих лет казахстанский лидер был автором многих инициатив, в частности, американский дипломат отметил роль Казахстана в переговорах по иранскому вопросу и председательство в ОБСЕ. «Все это заслужило Казахстану репутацию страны, дружественной для всех и ни для кого не враждебной. И все это также заложило основу успешных стратегических отношений между Казахстаном и США и чрезвычайно продуктивного диалога между нашими странами, а также между Президентом Нурсултаном Назарбаевым и его американскими коллегами», – говорится в поздравлении Д. Ордвея.

Анатолий СПИЦЫН, вице-президент Российской академии естественных наук:

- В День Первого Президента РК и в контексте Послания Главы государства народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее» хочу отметить, что Нурсултана Абишевича Назарбаева отличают наличие особого дара опережать в своих ощущениях ход времени и умение предвидеть тенденции мировой экономики, ее системного кризиса, угрозы и новые вызовы социально-политического и экономического развития.

Благодаря этому страны мирового сообщества и политические институты могут своевременно делать правильные выводы, принимать оптимальные решения.

Задумываясь о том, что помогает казахстанскому Лидеру быть на гребне наиболее передового и прогрессивного, приходишь к выводу, что это во многом связано с его трудовой биографией, исследовательским подходом ко всему, чем наполнена его жизнь. Благодаря этому свойству он всегда находит самые актуальные проблемы, требующие глубокого исследования, и в результате добивается колоссального эффекта. Это относится к стратегическим инициативам по становлению новой модели мировой экономики, новой глобальной финансовой архитектуры, системы G-Global, приоритетов борьбы с бедностью.

Несмотря на свой высокий политический статус, огромную загруженность вопросами государственного и международного уровня Нурсултан Назарбаев постоянно обращается к научной сфере, развивает фундаментальные теоретические положения. В его научных публикациях, признанных в мировом сообществе, постоянно присутствует тема опоры на науку, инновационное воспроизводство и возможнос­ти финансовых рынков. Особое внимание Президент Казахстана отводит региональной интеграции и евразийскому потенциалу на пространстве СНГ, более эффективному взаимодействию науки и политики, науки и общества.

Игорь РОГОВ, председатель Конституционного совета РК:

- Cоздание демократического и правового государства, а также обеспечение его достойного будущего во многом зависят от системы правления, основных институтов власти, где главная фигура – Президент страны.

Первого декабря в Казахстане отмечается День Первого Президента Республики. Он был учрежден в 2011 году как государственный праздник, символизирующий широкое признание выдающихся заслуг Лидера нации, основателя нового независимого государства, обеспечившего единство страны, верховенство Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Исторической предпосылкой и основанием для выбора даты праздника послужило событие, произошедшее 1 декабря 1991 года. В этот день в результате всенародных выборов Нурсултан Абишевич Назарбаев был избран на пост Президента Казахстана.

Получив поддержку более 98% граждан страны, принявших участие в голосовании, он стал Первым Президентом республики, избранным на всеобщих, равных и прямых выборах. В последующем народ Казахстана неоднократно подтверждал этот мандат доверия, фокусируя свое волеизъявление вокруг политической фигуры Лидера нации, отвечающей его политическим, экономическим, социальным чаяниям. Это соответствует историческим особенностям и ментальности нашего населения, привыкшего на протяжении столетий индивидуализировать государственную власть.

Нурсултан Абишевич Назарбаев всегда осознавал, что всенародная поддержка означает высшую конституционную ответственность за сохранение и укрепление государственности, обеспечение прав человека и слаженной работы госаппарата в интересах казахстанцев. Он неоднократно подчеркивал: «Для меня нет цели выше, чем ввести мою страну в разряд развитых государств мира».

Все эти годы Президент упорно и настойчиво добивается данной цели. В результате Казахстан не только состоялся как суверенное и равноправное государство со всеми атрибутами власти, но и превратился в сильную и конкурентоспособную страну, с мнением которой считаются в международном сообществе. Необходимо отметить, что все эти процессы протекали в конституционных рамках, гарантом соблюдения которых всегда выступал Глава государства.

Как известно, учреждение поста Президента и дальнейшее формирование президентской формы правления независимого Казахстана берет свое начало с момента принятия Закона Казахской ССР от 24 апреля 1990 года «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР». В результате Конституция Казахской ССР 1978 года была дополнена главой 12 «Президент Казахской ССР», регулирующей вопросы избрания и основные полномочия Главы государства.

В дальнейшем содержание данного института претерпело существенные изменения в Конституции 1993 года и концептуально было определено в Конституции РК, принятой на всенародном референдуме 30 августа 1995 года.

Действующая Конституция закрепила основные правовые положения, касающиеся современного института президентства. Республика Казахстан определена государством с президентской формой правления (пункт 1 статьи 2 Конституции). Президент республики является Главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства. Он выступает символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти и их ответственность перед народом (статья 40 Конституции).

Сегодня мы все стали свидетелями того, что создание демократического и правового государства, а также обеспечение его достойного будущего во многом зависят от системы правления, ее основных институтов власти, среди которых главная политическая фигура – Президент страны. Роль института президентства как центральной конструкции политико-административной системы республики возрастает по мере углубления проводимых в стране реформ, нуждающихся для своего осуществления в постоянных и целенаправленных усилиях со стороны высшей государственной власти.

Особо хотел бы отметить роль Первого Президента в определении концепции правового развития страны. Глава государства стоял у истоков и был генератором идей при разработке проекта действующей Конституции. Он не только возглавлял Комиссию по ее разработке, а лично изучив зарубежный опыт конституционного строительства, профессионально работал над текстом, а после принятия Основного закона неуклонно реализует в жизнь его нормы.

Эта работа велась и ведется на основе четкого долгосрочного планирования. Для этих целей Президентом утверждались Государственная программа правовой реформы в Республике Казахстан (1994 год), первая и действующая Концепция правовой политики до 2020 года.

После принятия Конституции в короткие сроки были изданы указы Президента, имеющие силу закона, в том числе Конституционного закона, в частности, «О судах и статусе судей в Республике Казахстан», «О прокуратуре Республики Казахстан», «Об органах внутренних дел Республики Казахстан». Приняты Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, законы «Об адвокатской деятельности», «О нотариате» и другие, которые заложили правовую основу создания единой судебной системы, реорганизации правоохранительных органов и форм судопроизводства, обеспечения квалифицированной юридической помощи.

По инициативе Главы государства в июле 1998 года впервые на пространстве СНГ был принят Закон «О борьбе с коррупцией». Он положил начало качественно новому этапу борьбы с этим негативным явлением. В последующем Казахстаном были ратифицированы конвенции ООН против коррупции и против транснациональной организованной преступности, ставшие основой многостороннего сотрудничества государств в борьбе с указанными видами преступности.

Практическому воплощению конституционных установок в жизнь в значительной мере способствовала провозглашенная на заре независимости Главой государства Стратегия-2030, уже фактически реализованная по всем семи долгосрочным приоритетам. Каждая из этих сфер реформировалась в соответствии с государственными и отраслевыми программами, базировавшимися на соответствующих положениях Основного закона.

По целому ряду параметров их удалось выполнить досрочно, что послужило основанием для пересмотра перспектив развития республики и обнародования Лидером нации нового Послания – «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Ее суть состоит в необходимости достижения амбициозной цели – вхождения Казахстана к 2050 году в тридцатку самых развитых стран мира.

В соответствии с положениями Стратегии «Казахстан-2050» в нынешнем году Главой государства подписаны принятые Парламентом новые Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный кодексы, а также Кодекс об административных правонарушениях. Они призваны служить интересам защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина и решению задач по выводу правоохранительной системы страны на уровень, позволяющий адекватно реагировать на современные вызовы.

По поручению Главы государства готовится проект новой редакции Гражданского процессуального кодекса, который предполагает модернизацию гражданского судопроизводства с целью повышения его эффективности, оперативности и дебюрократизации, обеспечения широкого использования технических средств в деятельности судов, активного применения медиации и примирительных процедур.

Пристальное внимание Президент уделяет укреплению авторитета Казахстана на мировой арене, глобальной безопасности и региональной стабильности. Международные инициативы страны реализуются на самом высоком уровне.

К примеру, ежегодно 29 августа мировое сообщество отмечает Международный день действий против ядерных испытаний. Он был провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2009 года по предложению Казахстана. Именно 29 августа 1991 года было принято историческое и мужественное решение Президента РК Нурсултана Абишевича Назарбаева о закрытии Семипалатинского ядерного полигона, благодаря которому весь мир говорит о нашей стране как о лидере глобального антиядерного движения.

За годы независимости Казахстан стал полноправным членом мирового сообщества, доказали свою востребованность созданные при непосредственном участии республики межгосударственные объединения, заложившие основу для построения эффективной системы региональной безопасности, – СВМДА, ШОС, ОДКБ и другие. Международным признанием потенциала Казахстана стало председательство нашей страны в ОБСЕ в 2010-м и ОИС – в 2011 году, а также объявление столицы Казахстана местом проведения «ЭКСПО-2017».

Успехи страны в обеспечении верховенства права еще раз подтверждает решение Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 2012 года об избрании Казахстана в качестве члена Совета ООН по правам человека.

Со следующего года начнет функционировать новый международный экономический институт – Евразийский экономический союз. Еще в 1994 году, выступая перед студентами Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Президент Казахстана озвучил идею создания Евразийского союза. Поэтому закономерно, что реализация данного мегапроекта ассоциируется с личностью Лидера Казахстана. Он все эти годы доказывал очевидные выгоды такой формы интеграции и постоянно подчеркивал: ни о каком ущемлении суверенитета Казахстана речи не идет.

В 2009 году вопрос о вступлении страны в Таможенный союз рассматривался Конституционным советом, который отметил, что реализацию прав и исполнение обязанностей Казахстана, вытекающих из решений Комиссии Таможенного союза, следует понимать как выполнение иных обязательств республики, указанных в пункте 1 статьи 4 Основного закона. Названные акты носят обязательный характер для государств-участников, в том числе для РК.

Вместе с тем в своем решении Конституционный совет заострил внимание на том, что не могут быть признаны в качестве обязательных для Казахстана решения международных организаций и их органов, нарушающие положения пункта 2 статьи 2 и пункта 2 статьи 91 Конституции о том, что суверенитет республики распространяется на всю ее территорию, и о недопустимости изменения установленных Конституцией унитарности и территориальной целостности государства, формы правления.

Исходя из пункта 1 статьи 1 Основного закона, провозглашающего человека, его жизнь, права и свободы высшей ценностью государства, не могут обладать свойствами приоритета перед казахстанскими законами решения комиссии, ущемляющие конституционные права и свободы человека и гражданина.

Конституционный совет принял во внимание, что, согласно статье 7 Договора о Комиссии Таможенного союза, любая сторона имеет право внести в высший орган Таможенного союза на уровне глав государств предложение о пересмотре решения комиссии. При этом Конституционный совет учел, что поскольку решения в высшем органе Таможенного союза принимаются консенсусом, а не большинством голосов, то это значит, что в случае несогласия с принятым комиссией решением Казахстан может наложить на него вето.

Таким образом, предусмотренная договором процедура «опосредованного вето» обеспечивает обязательный учет позиции каждой из сторон. А это значит, что суверенитет Казахстана не может быть ущемлен. В Договоре о Евразийском экономическом союзе, насколько нам известно, заложены те же механизмы.

Выступая 11 ноября нынешнего года с очередным Посланием народу Казахстана, Лидер нации отметил, что «сегодня весь мир сталкивается с новыми вызовами и угрозами. Будет меняться вся архитектура мира. Достойно пройти через этот сложный этап смогут далеко не все страны. Этот рубеж перейдут только сильные государства, сплоченные народы».

Поэтому сегодня казахстанскому обществу необходимо еще больше сплотиться вокруг главной задачи, поставленной Президентом, – реализации новой экономической политики Казахстана «Нұрлы жол». Она направлена на продолжение структурных реформ в нашей экономике на основе обнародованного Плана инфраструктурного развития.

Созданию благоприятного общественного климата, выступающего одним из важных условий исполнения нового курса, способствует межэтническое и межконфессиональное согласие в стране, успешная модель которого изучается во всем мире.

Как недавно отметил Президент РК, «межэтническое согласие – это живительный кислород. Мы не замечаем его, когда дышим, делаем это автоматически – мы просто живем. Мы должны сами беречь наше единство и межэтническое согласие».

Основа такого успеха заложена в Конституции страны. Это конституционные положения о равенстве всех и запрете дискриминации по любым мотивам, идеологическом и политическом многообразии, общественном согласии и политической стабильности как принципа деятельности республики, квотах в палатах Парламента для Ассамблеи народа Казахстана и обеспечении учета национально-культурных и иных значимых интересов общества, праве каждого на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества... Недопустимостью дискриминации граждан по любым мотивам пронизано все законодательство страны, этим вопросам государственные органы уделяют особое внимание.

Подводя итоги, следует отметить, что, опираясь на Конституцию, имея общенародный мандат доверия, Н. А. Назарбаев осуществляет строго выверенную с позиций национальных интересов, достижений современной науки и потребностей казахстанцев многовекторную деятельность по дальнейшему утверждению конституционализма и укрепления государственности.

Институт Президента Казахстана за годы независимости сформировался в мощный направляющий и координирующий центр. Нашему обществу и государству предстоит еще многое сделать на пути достижения намеченных целей. И на этом непростом пути Лидер нации играет и будет играть главную консолидирующую роль.

Максут НАРИКБАЕВ, заслуженный деятель РК, доктор юридических наук, профессор:

- День Первого Президента, который вошел в нашу жизнь совсем недавно, с каждым годом приобретает все большую значимость.

Путь к этому дню был долгим и тернистым. Воплощением много­вековой мечты народа о независимости стала Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР», принятая Верховным Советом 25 октября 1990 года. Этот важнейший документ и положил начало последующим эпохальным событиям.

В те годы на территории СССР сложилась напряженная социально-экономическая и общественно-политическая обстановка. Супердержава стремительно разваливалась. Народ оказался в состоянии путника, потерявшего ориентиры в степи. На краю пропасти, образно говоря, была и наша республика, не имевшая в то время ни демократических традиций, ни рыночной экономики.

Страну мог спасти только Лидер, осознающий полноту ответственности за будущее государства. Таким рулевым и стал Нурсултан Абишевич Назарбаев, возглавивший республику в годы упадка и развала.

Ситуацию требовалось менять безотлагательно. Нурсултан Абишевич настоял, чтобы Верховный Совет назначил всенародные выборы Президента.

В памятный день 25 октября 1991 года Нурсултан Абишевич, встретившись со своими доверенными лицами, сказал, что Президенту предстоит не просто взять на себя тяжелую ношу по спасению страны, но и оправдать надежды казахстанцев на лучшую жизнь. Шаг – чрезвычайно ответственный.

Положение в стране между тем становилось все хуже. На встрече с избирателями в ноябре 1991 года Нурсултан Абишевич, не скрывая тревоги, сказал: «Обстановка тяжелая. И я отдаю себе отчет в том, что любой трезвый политик посчитал бы настоящим профессиональным самоубийством принятые мною решения пойти в таких условиях на всенародные выборы. Тем более что меня никто на такой шаг не подталкивает и не вынуждает. Однако, я уверен, что политический вес президента, обладающего всенародным мандатом доверия, будет неоспоримо выше. Сам факт проведения всенародных выборов значительно поднимет демократический престиж Казахстана».

В тот момент Нурсултан Абишевич думал не о себе. Его беспокоило будущее нашей Родины. Это беспокойство нашло отражение и в предвыборной программе Главы государства, завершающейся мобилизующими словами: «Если народ одобрит мой курс и изберет своим Президентом, его высокое доверие придаст мне силы и уверенность в действиях».

Казахстанцы поверили своему Лидеру! Первого декабря 1991 года сограждане дали своему Первому Президенту возможность править страной во имя народа и для народа. Событие эпохальное! Оно поистине вписано золотыми буквами в историю нашей государственности, о которой народ мечтал века.

И вполне закономерно, что еще в 1991 году день 1 декабря стал всенародным праздником – Днем судьбоносного выбора! Свершилось! В стране появился всенародно избранный Президент! Народ ликовал, а Нурсултан Абишевич с присущей ему скромностью, отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул, что случившееся не только личный праздник Назарбаева.

К слову, не лишне здесь будет сделать небольшое отступление и обратиться к международному опыту. В такой классически президентской стране, как США, день рождения первого президента Вашингтона отмечался много десятилетий. А начиная с 1971 года появилась традиция – каждый третий понедельник февраля отмечать День президентов США.

Что касается нашего праздника, то с избранием Первого Президента для нашего народа начался новый отсчет исторического времени. Страна встала на путь возрождения утраченной государственности и становления реальной открытой экономики, установления международных отношений с привлечением инвестиций. В наследство от развалившегося Союза нам досталась громоздкая система государственного управления, тормозящая эффективное развитие.

Нурсултану Назарбаеву предстояло решить сложнейшую задачу – не только создать новую политико-экономическую систему, но и заложить основы демократического устройства возрождающегося государства. Всенародно избранный Президент в сложнейшей обстановке действовал мудро, быстро, энергично.

Нурсултан Абишевич терпеливо убеждал, что реформы необходимы, их преимущества неоспоримы. У Президента есть удивительное качество – он умеет увлекать людей планами, несущими реальные перемены. Это-то и стало основой того, что казахстанцы не на словах, а на деле почувствовали себя хозяевами собственной жизни.

Нурсултан Абишевич понимал, что большинство граждан использует лишь малую часть своего физического, интеллектуального, духовного потенциала, и создал условия для превращения их благих намерений в осязаемый результат. Повседневный труд стал осмысленным.

Вместе с тем Конституция 1993 года существенно ограничивала полномочия Главы государства, что препятствовало динамичному развитию страны. Ситуацию надо было менять. 30 августа 1995 года на всенародном референдуме была принята новая Конституция РК, закрепившая президентскую форму правления.

Народ Казахстана вновь выразил доверие своему Президенту, придав дополнительный импульс неистощимой энергии Нурсултана Абишевича. Природные качества Лидера, политическая проницательность способствовали созданию стройной системы исполнительных органов государственной власти, профессионального Парламента, развитию рыночной экономики, интеграции Казахстана в мировое сообщество.

Нельзя забывать и о том, что Президент создал вызывающую восхищение у всего мира систему культурных традиций, укрепляющих чувство общности и единства народа Казахстана. Главный секрет целостной натуры Нурсултана Абишевича Назарбаева – в его способности неутомимо концентрировать физические и умственные силы на благо народа.

Мне посчастливилось познакомиться с Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым в далекие пятидесятые годы. Мы вместе учились в Днепродзержинске, в училище № 8, которое готовило металлургов. Уже тогда он проявлял лидерские качества. Нурсултан Абишевич выделялся не только разносторонними дарованиями и организаторскими способностями, но и железной волей, которая закалялась в спортивной секции, где он успешно занимался борьбой.

Он с ранней юности мог концентрироваться в сложной ситуации и как хороший психолог уже тогда мог найти подход к каждому. Его дар убеждения всегда восхищал окружающих. Для нас, друзей юности, он уже в те годы был неформальным лидером.

Хочется особо отметить не только железную волю и выдержку нашего Президента, но и умение избегать крайностей. Его дальновидное решение отдать приоритет экономике, а не политике ускорило реформирование общественных институтов и отношений. Важную роль в преобразованиях, осуществленных Президентом, играли его решительность и настойчивость в принципиальных вопросах. Наглядное тому подтверждение – строительство новой столицы.

Я бесконечно благодарен судьбе за то, что в юности она подарила мне встречу с выдающимся человеком. Мне посчастливилось работать в его команде и более полувека оставаться его другом, что накладывает огромную ответственность. И для меня всегда дело чести насколько возможно помогать Нурсултану Абишевичу в осуществлении его планов на благо нашего Отечества.

Работая заведующим государственно-правового отдела Администрации Президента, Генеральным прокурором, председателем Верховного суда, я был очевидцем многих судьбоносных для государства решений Нурсултана Абишевича Назарбаева. Вспоминается одно из самых значимых.

За многовековую историю государственности Казахстан не имел четко обозначенных внешних границ. Это обстоятельство особенно сильно беспокоило нашего Президента. Начались изнуряющие и длительные переговоры, которые завершились установлением и признанием государственных границ нашей страны на законодательном уровне сопредельных государств. Решающую роль в этом вопросе, несомненно, сыграл врожденный дипломатический талант Лидера.

Скоротечность исторических событий зачастую стирает в общественном сознании их знаковость и особую значимость. Сегодня мало кто помнит поистине мужественный поступок нашего Президента, когда он в августе 1991 года опубликовал заявление в адрес Политбюро ЦК КПСС о своем выходе из его состава. Такое бесстрашие, умение принимать неординарные решения в судьбоносные моменты вызывают безграничное уважение к его личности. Поступок этот поистине героический. Более того, в то сложное время Нурсултан Абишевич подписал Указ «Об имуществе КПСС на территории Казахской ССР», по которому имущество партии объяв­лялось собственностью нашей страны. Таких примеров государственного подхода в деятельности Главы государства немало.

Показателен и другой факт. Михаил Горбачев обратился к Нурсултану Абишевичу с настойчивой просьбой продолжить ядерные испытания на территории нашего государства и направил для урегулирования вопроса высокопоставленных военных из Министерства обороны СССР. Однозначным ответом стал Указ Президента Нурсултана Назарбаева о закрытии Семипалатинского ядерного полигона.

Так была перевернута одна из трагических страниц в истории нашего государства. Как тут не вспомнить слова известного классика Вольтера: «Для спасения государства достаточно одного великого человека». Нурсултан Абишевич своими поступками постоянно подтверждает, что Лидер нации – это не должность и не звание, а конкретный результат.

Однажды Маргарет Тэтчер, обращаясь к Нурсултану Абишевичу, сказала: «Преобразование, как экономики, так и государства, никогда не было легким делом. Необходимы терпение и настойчивость, но результаты очевидны для всех. Вы создаете фундамент для лучшей жизни всех будущих поколений. Какие бы препятствия не ожидали впереди, придерживайтесь этой задачи, и Вы победите».

Эти слова не потеряли актуальности и сегодня. С таким Президентом Казахстан будет двигаться только вперед!


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 797820
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика