×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 184

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
08.12.2014 в 22:51

Нет места злу

На дворе ХХI век… Век неограниченных возможностей человека, век триумфа науки, современных технологий и свободы личности. Но, наблюдая и анализируя хронику происходящих в мире событий, конфликты и столкновения на этнической и религиозной почве, понимаешь, насколько хрупок и незащищен наш мир.

Леденящие душу, вселяющие тревогу кадры с мест событий заставляют не только осознавать реальность происходящего в мире, но и задуматься, что необходимо предпринимать нам всем, нашему обществу, как противостоять угрозе. Ведь если еще вчера нам казалось, что все происходящее слишком далеко и особой угрозы для нас не представляет, то сегодня все мы понимаем – опасность рядом, она реальна. Это наши дети, вчерашние девчонки и мальчишки, отринув прошлую жизнь с ее заботами и стремлениями, бросив учебу и занятия любимым делом, принимают совершенно чуждые им взгляды, изменив все ценности, игнорируя чувства близких когда-то им людей, принося им горе потерь, уходят в исламизм, готовые отдавать свои жизни в чуждом исламском государстве и отбирающие жизни у других. Отцы и матери в слезах и не в силах помочь своим заблудшим детям. Упущено время…

Согласно Конституции Республики Казахстан любой гражданин имеет право исповедовать какую-либо веру и придерживаться той религии, которая официально не запрещена в Казахстане. Но деструктивные организации прикрываются традиционными религиями, в частности исламом. И эти проявления имеют место в нашем государстве.

24 сентября 2013 года Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев утвердил Указ «О Государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в РК на 2013 - 2017 годы», целью которой является обеспечение безопасности человека, общества и государства посредством предупреждения проявлений религиозного экстремизма и предотвращения угроз терроризма. Одним из важнейших направлений государственной политики в  этой сфере является комплекс мер  информационно-разъяснительного и просветительского и социально-реабилитационного характера. Предусмотрено «…Проведение информационно-пропагандистскими группами информационно-разъяснительной работы среди населения с целью укрепления у населения толерантного сознания и воспитания чувства патриотизма, а также предупреждения формирования искаженных религиозных взглядов».

В рамках реализации этой программы четвертого декабря 2014 года в Доме культуры города Сарани (Карагандинская область) по заказу КГУ "Центр изучения и анализа проблем межконфессиональных отношений Карагандинской области Управление по делам религий Карагандинской области" состоялась встреча члена республиканской информационно – пропагандистской группы, председателя ОО «Нурлы бiлiм», религиоведом, историком – магистрантом Рустемом Сыздыковым, в которой приняли участие члены городских ИПГ по вопросам религии, преподаватели истории и религиоведения, представители религиозных, этнокультурных объединений, спортивно-тренерского состава, заместители директоров колледжей ЦМИ. Участники встречи получили информацию от ведущего, авторитетного специалиста на самые актуальные, интересующие их вопросы – в чем различие традиционного ислама и так называемого исламизма? Как защитить наших граждан, особенно молодежь, от влияния экстремистов? Что необходимо предпринимать, если замечены изменения в поведении и в сознании ребенка? Какова ответственность членов деструктивных организаций за свою деятельность?

Рустем Маликович в начале лекции сразу отметил, что  ислам не делится на традиционный и радикальный. Он один, и все устои, каноны, доктрина – одни: миролюбивая, толерантная, веротерпимая религия, в которой нет дискриминации по какому-либо признаку. А все те деструктивные течения, которые прикрываются исламом, создают политику насилия и сегрегации в нашем государстве и в мире в целом – не ислам. Это псевдорелигиозные организации, которые прикрываются исламом. Приводя конкретные факты и примеры из истории человечества, а также примеры из собственного опыта, обращаясь к истокам религии,  Р. Сыздыков отметил,  что ислам никакого отношения к насилию и убийствам не имеет. Некоторые маргинальные группы, идейные центры которых находятся за рубежом, используют ислам в качестве политического инструмента, они сеют свою политику террора. А в её основе лежат геополитические интересы определённых стран, будь то борьба за ресурсы, углеводороды, либо определение сферы влияния.  И здесь необходимо  разъяснять гражданам разницу между истинными религиозными учениями и деструктивной псевдорелигиозной идеологией. Над этим нужна  совместная работа государственных органов и  религиозных объединений. Приверженцы экстремизма собираются на квартирах, где-то вне мечетей для проведения проповедей, что неприемлемо, вся религиозная деятельность в Казахстане должна проводиться только в мечетях, которые  являются официальными зарегистрированными юридическими лицами, филиалами  Муфтията – Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК). Глава государства, когда назначал Верховного Муфтия, сказал, что единственная структура на территории РК традиционного ханафистского мазхаба – это Духовное управление мусульман Казахстана.  Кроме мечети нигде нельзя слушать проповеди, посещать уроки и занятия в каких-то закрытых пространствах. По словам лектора, «… Там как раз происходит процесс маргинализации жамагата (общества мусульман). Первая трансформация сознания человека происходит именно по вопросам распознавания своего Создателя, вероубеждения. Именно этот аспект является наиболее важным. Если изменить вероубеждение человека, то он уже морально готов ко всем дискриминационным действиям по отношению к мусульманам традиционного толка, христианам, буддистам и так далее. То есть у них изначально развивается вера нетерпимости, у них протестное отношение ко всем субъектам нашего общества, которые не разделяют с ними их «правильные» вероубеждения, которые никак не входят в формат традиционного ислама».

Приводя социологический портрет выезжающих в Сирию, в зону военных действий, Рустем Маликович особо отметил то, что уезжают самые разные люди, среди которых много грамотных, высокообразованных, имеющих работу специалистов. Уезжают с семьями, увозя малолетних детей, уготовив им участь бойцов, головорезов, и сами готовыми сложить головы за «веру», убивая на глазах своих детей инакомыслящих. Их уже ничто не может остановить. И здесь лица самых разных национальностей, не только мусульманские, но и этнические французы, англичане, голландцы, русские. Где и когда была допущена ошибка? Р. Сыздыков убежден, что во многом виновато безразличие, равнодушие, невнимание родителей, не знающих, чем занимаются их дети, что они читают, что слушают, какие посещают сайты в Интернете. Но вовремя заметив  изменение в поведении вашего ребенка  или ученика, нужно сразу вести его в мечеть, где он получит квалифицированные, обоснованные, подтвержденные (древними трактатами, книгами, исторической литературой ????) ответы и, возможно изменит свои убеждения. Но  необходимо  действовать своевременно.  И здесь религиовед привел пример Турции и Малайзии, где нет подобной проблемы: «Это потому, что в этих странах сильны традиции семейного воспитания, когда мужчина в семье разъясняет жене и детям базовые постулаты  и каноны ислама, в определенном возрасте дети проходят занятия в  школе при мечети, таким образом, прививается стойкое неприятие радикальной идеологии. Изменить можно только непосвященного человека. У нас задача состоит в том, чтобы разъяснить каждому казахстанцу, невзирая на национальную принадлежность, принципиальные различия традиционного ислама от всяких сект, прикрывающихся именем религии. Граждане имеют право читать намаз или носить платок, это индивидуальное дело каждого человека. Даже если человек не ходит в мечеть, он все равно должен знать, что такое традиционный ислам и радикальные секты».

В школах Казахстана факультативно преподается курс религиоведения. Государственной программой по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в РК планируется введение учебного курса «Основы религиоведения» в качестве обязательной дисциплины для 9 классов организаций среднего образования

Отвечая на вопросы аудитории, Рустем Маликович развенчал утверждение радикалов о том, что имамы являются заблудшими и их проповеди неверны: «Сейчас у нас в мечетях работают  имамы, прошедшие  фундаментальные исламские вузы в Ливане, Турции, Египте, они подготовлены во всех областях. Ведь встречаясь с одиозными лидерами религиозных групп, наши имамы и наиб-имамы отвечают на их доводы. И мы видели, как их «шейхи» – «знатоки» религии, не имея соответствующего образования, на аргументы, факты, доводы и доказательства наших имамов не могут ответить. Они боятся открытой дискуссии, встретиться за столом переговоров и разрешить возникшие разногласия в вопросах вероубеждения в формате науки. А ислам это наука – тафсир, хадисология, вероубеждение, фикх и так далее. Никто из них не хочет встречаться. Все они избегают наших грамотных теологов, имамов и наиб-имамов. Но, собирая маленькую группу в частных квартирах и благотворительных фондах, путем подмены ценностных ориентиров, формируют в религиозном сознании адептов полное отрицание исторического пути и опыта мусульманства казахского народа, равенства полов, свободы совести, всеобщей грамотности. Пропагандируют реакционно-утопические идеи возрождения мусульманского Средневековья (Халифата). Следует отметить, что  лидеры деструктивных течений выставляя  имамов необразованными, стараются оградить своих адептов от них, потому что, слушая имамов, они поймут, где истина, а где ложь».

Р. Сыздыков, подводя итоги встречи, обратил особое внимание работе каждого из субъектов, противодействующих проявлениям экстремизма и терроризма: «Только совместные усилия государственных, правоохранительных органов, представителей Духовного управления мусульман Казахстана, теологов, религиоведов с участием местной исполнительной власти приводят к определенным позитивным результатам. Ведется огромная работа по пропаганде межконфессионального согласия и толерантности, сохранению и развитию духовной культуры и традиций казахстанского народа, продвижению в общественное сознание принципов светскости государства и общества, повышению религиозной и правовой грамотности населения, раскрытию сущности и пагубности радикальных религиозных идеологий. Это делается для повышения информированности населения. Надо формировать у себя и у детей традиционные  национальные, духовные и религиозные ценности. Больше заниматься семейным воспитанием, уделять время общению с детьми, читать произведения классиков литературы и философов, особенно Абая, Шакарима, обсуждать прочитанное. Воспитывать патриотизм, гордость за народ и страну. Таким образом, прививается «иммунитет»  и человек уже не попадет в так называемый «психологический капкан».

Тема встречи актуальна и вызвала много вопросов у ее участников. К примеру,  отвечая на вопрос об ужесточении наказания за пропаганду идей экстремизма, Рустем Маликович подробно разъяснил, что наше государство, являясь унитарным, светским, демократическим, правовым, действует в этих рамках. И граждане не преследуются за свои убеждения, если они не идут против политики государства, его устоев.  Это вопрос очень тонкий и деликатный. «Надо отличать зерна от плевел. К сожалению, в обществе разворачивается такая тенденция, как светский радикализм - когда представители общества, не разбираясь в тонкостях религии, не спрашивая мнения теологов, религиоведов, имамов, только по одному признаку - если человек намаз читает, носит платок или бороду, начинают давление на него оказывать, называть незаслуженно «ваххабитами», не принимают на работу, грозят выгнать с вузов. Это недопустимо», - резюмировал лектор.

Время встречи пролетело быстро, ее участники получили ценную информацию, которая им пригодится и в работе, и в жизни. Ведь все мы ценим покой и мир на нашей земле, возможность жить, любить, растить детей, заботиться о старших и спокойно трудиться на благо Родины и своей семьи, радуясь успехам и достижениям подрастающего поколения. В этом счастье каждого из нас и в нашем мире не должно быть места злу и насилию. А это забота всего общества и каждого из нас.

Религиозную ситуацию в Казахстане на сегодняшний день можно охарактеризовать как спокойную, стабильную. В современном Казахстане проживают представители 140 этносов, относящихся к 17 различным конфессиям, самыми многочисленными из которых, судя по данным переписи населения 2009 года, являются ислам (70% от общего числа верующих) и различные направления христианства, в основном православие (26%). Такие конфессии как иудаизм и буддизм имеют примерно равное число верующих (по 0,1%). Остальные религии насчитывают приблизительно по 0,2% последователей от общего числа верующих. Не придерживаются какой-либо религии около 3% граждан.

По итогам проведенной перерегистрации, из существовавших ранее 4551 религиозных объединений в Казахстане осталось 3088 религиозных объединений и их филиалов. Иначе говоря, их общее количество сократилось на 1463 объединения, т.е. более чем на 32%.

«Такое ощутимое сокращение численности религиозных объединений произошло, в основном, за счет объединений, так или иначе не сумевших обосновать свою состоятельность.  Прежде всего, не был допущен к перерегистрации ряд псевдорелигиозных структур и религиозных объединений, предоставивших недостоверные сведения в своих учредительных документах. Кроме того, было сокращено число духовных учебных заведений, в результате чего из ранее действовавших 28 ДУЗ прошли перерегистрацию 13», - сообщила директор Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религии АДР РК Гульнар Шлымова, передает официальный сайт Стратегии 2050.

Наиболее многочисленны в Казахстане мусульманские религиозные объединения - 2229. Таким образом, они охватывают более двух третей от общего числа всех верующих в стране. Также именно на ислам приходится также наибольшее количество культовых сооружений - 2228.

Второе место по числу приверженцев занимает  Православная церковь Казахстана (ПЦК), которая включает 280 религиозных объединения и располагает 270 религиозными сооружениями.

ПЦК в настоящее время представлена республиканским религиозным объединением в лице Митрополичьего округа, объединившего 9 епархий и 261 приход. Кроме того, по новому закону в рамках православного поля действуют Армянская апостольская церковь и 8 старообрядческих церквей.

Следующее место по удельному весу в конфессиональном пространстве Казахстана занимают протестантские общины - более 478 (до перерегистрации насчитывалось 1233).

Также влиятельным религиозным направлением в Казахстане является Римско-католическая церковь (РКЦ), которая имеет 79 религиозных общин.       

Помимо перечисленных выше религиозных объединений, прошли перерегистрацию и действуют 4 иудейские общины и 2 религиозных объединения буддизма.    

«Кроме того, следует отметить, что в течение ряда последних лет в Казахстане наблюдается ощутимый рост религиозности населения. В данный момент религиозное развитие казахского и казахстанского общества находится в той фазе, когда можно говорить о переходе количества в качество – потенциал растущей религиозности общества достиг состояния «критической массы», делающей ряд процессов необратимыми. Как справедливо отмечают отечественные эксперты, этот потенциал может и должен быть использован как мощная созидательная сила, способствующая поступательному развитию казахстанского государства и общества», - говорится в статье Гульнар Шлымовой.

Как известно, для достижения своих целей зарубежные миссионеры оказывают материальное поощрение новообращенным, находят им работу, способствуют трудоустройству их родных и близких, что находит широкий отклик среди людей с низким образовательно-культурным уровнем и невысоким материальным положением. Механизм расширения социальной базы иностранные миссионеры отладили достаточно эффективно, о чем говорит возросший контингент новообращенного населения республики. При этом основной упор делается на подготовке местных кадров.

Таким образом, на лицо факт религиозного прозелитизма, т.е. процесса активного обращения населения в иные вероисповедания, осуществляемого в Казахстане за счет огромных финансовых вливаний извне. При этом особую опасность представляет то обстоятельство, что, ряд зарубежных миссионеров исповедует нетрадиционные анти-системные учения, запрещенные во многих западных странах.

В Казахстане определен список террористических и экстремистских организаций, запрещенных по решению суда на территории Республики Казахстан. В их числе: «Аль-Каида», «Исламское движение Восточного Туркестана», «Исламское движение Узбекистана», «Курдский Народный конгресс», «Асбат аль-Ансар», «Братья мусульмане», «Движение Талибан»,  «Боз гурд», «Жамаат моджахедов Центральной Азии», «Лашкар-е Тайба», «Общество социальных реформ», организация «Хизб-ут - Тахрир», «АУМ Синрекё», «Организация освобождения Восточного Туркестана», «Исламская партия Туркестана», «Джунд-аль-Халифат», РОО «Сенім. Білім. Өмір», «Таблиги джамагат», «Ат-такфируаль-хиджра».

Айгуль АСАДОВА


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика