×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 184

+7 (7172) 79 78 20

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
21.06.2015 в 22:40

Дипломатия Лидера Нации

За годы независимости Казахстана на глазах сегодняшнего поколения прошли все значимые процессы в экономической и политической жизни нашей страны. Мы стали свидетелями принятия эффективных стратегических программ, взятия очередных рубежей, выработки антикризисных мер и преодоления негативных факторов внешнего влияния.

Достижения нашей страны в различных сферах государственного строительства огромны, однако на пути своего становления мы сталкивались и с трудностями, связанными с кризисными явлениями в мировой экономике. Тем не менее благодаря своей мудрости, энергии и воле Президент сумел построить из находившегося после распада СССР на грани хаоса Казахстана преуспевающее государство с эффективной экономической моделью, нацеленной на повышение благосостояния народа.

Однако наиболее феноменальным является тот факт, что Казахстан в короткий срок буквально ворвался на международную арену, снискав авторитет и признание международного сообщества. И это было не случайно. Ведь внешняя политика является сферой, зоной персональной ответственности Президента страны, где он, как говорится, "кузнец и жнец". Сегодня самое время обратить ретроспективный взгляд в историю, чтобы прочувствовать всю ту атмосферу внешнеполитического дебюта молодого государства и оценить проделанную Президентом страны работу, обеспечившую высокое позиционирование Казахстана в современной системе международных отношений.

Глава государства всегда оставался тем центром силы, который осуществлял полное руководство государственным строительством и определял основные внешнеполитические направления. С первого дня независимости Президент лично выстраивал внешнеполитические приоритеты, графики своих зарубежных поездок, формировал повестки дня, проводил переговоры с зарубежными коллегами и подписывал необходимые для страны международные соглашения.

Сегодня следует признать, что внешнеполитические достижения Казахстана оказались не менее весомей, чем экономические результаты страны. Казахстан из малоизвестной в прошлом страны превратился в лидера региональной политики, а также активного и узнаваемого участника глобальных процессов. Астана стала местом проведения важных международных мероприятий с участием влиятельных мировых политиков, религиозных лидеров и руководителей крупного бизнеса. Именно через призму широкого международного признания личности Н. А. Назарбаева стал узнаваемым наш Казахстан.

Инициативы, обращенные в будущее

Как известно, на заре независимости у Казахстана не было профессиональной дипломатической службы, и это весьма важное направление приходилось создавать с нуля. В срочном порядке в МИД приглашались казахстанские дипломаты, работавшие на тот момент в оставшихся после распада СССР зарубежных представительствах. В этих условиях первые кирпичи для формирования фундамента внешней политики как раз и закладывал лично Нурсултан Назарбаев. Первым его серьезным дебютом стало участие в октябре 1992 года в 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Именно на выступлении Президента на данной сессии остановимся более подробно, поскольку оно впоследствии оказалось программным документом на долгие годы. Тогда его речь с трибуны ООН, как Главы нового и малознакомого государства, возможно, была воспринята как амбициозная попытка заявить о появлении на мировой карте нового субъекта международных отношений. Обозначенные в выступлении цели и задачи наверняка были отнесены многими делегатами к категории нереальных и неисполнимых. Сегодня действительно поражает смелость Президента выступить с такой речью, где он инициировал и взял на себя такие сложные обязательства, невыполнение и забвение которых было бы равносильно политическому краху Лидера молодого государства. Это был очень рискованный шаг.

В докладе Нурсултана Назарбаева на данной сессии ставились масштабные задачи региональной и глобальной безопасности, давались реальные оценки мировой ситуации, представлялось четкое видение перспектив мирового развития, а также содержались прогнозы, которые, следует признать, спустя несколько лет материализовались в реальные вызовы и угрозы. Доклад Главы государства, безусловно, был его личным видением, творчеством, так как еще не было специализированных внешнеполитических аналитических центров в республике, Министерство иностранных дел было на стадии формирования, наблюдался дефицит дипломатических кадров, функционировало лишь одно посольство Казахстана, открытое за месяц до этого мероприятия в Вашингтоне.

Оглядываясь назад, понимаешь, что все это требовало серьезной дипломатической подготовки, детального изучения международной обстановки, ее глубокого и всестороннего анализа. Ведь не секрет, что в эпоху СССР руководители союзных республик были далеки от внешнеполитической деятельности и все их соприкосновения с этой сферой происходили лишь в рамках редких рабочих поездок, в основном в страны Варшавского договора. Что же касается Нурсултана Абишевича, то представляется абсолютно ясным, что им даже в этих условиях велась целенаправленная работа в сфере внешнеполитического анализа и прогнозирования, необходимая для будущего независимого государства.

Только на основе глубокого знания международной ситуации можно было бы внести предложения и рассчитывать на поддержку международного сообщества. Ведь еще тогда в Нью-Йорке Глава государства впервые поднял вопрос о необходимости органа, призванного обеспечивать безопасность в Азии, чем занимается ОБСЕ в Европе. Речь шла о создании такой диалоговой площадки, как Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Вряд ли тогда кто-либо из делегатов ГА ООН с полной серьезностью воспринял это предложение. Ведь это было первое участие как нового Лидера, так и самого молодого государства на столь важном мероприятии. Многие, возможно, задавались вопросами – Как может делать такие масштабные предложения Глава страны, которую признали еще не все члены международного сообщества? На чем основаны его уверенность и предвидение? Кто готов поддержать Лидера нового государства?

Но как мы знаем, жизнь показала обратное, так как все инициативы и предложения Нурсултана Абишевича, озвученные осенью 1992 года в Нью-Йорке, оказались впоследствии востребованными. Реализации этих идей способствовали возросший авторитет, проявленная настойчивость и воля Президента. Сегодня СВМДА стала авторитетной международной организацией, в состав которой входит 26 стран-участниц и 8 стран-наблюдателей. Показательным здесь является пример Китая, который в 2014 году занял пост председателя этой региональной структуры. А ведь ранее Пекин всегда воздерживался от подобной внешнеполитической активности в сфере безопасности.

Безусловно, нынешнее председательство КНР в СВМДА заметно усиливает международный авторитет данного форума. Выступая на Саммите СВМДА в 2014 году в Шанхае, Председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно выделял и отмечал особую роль нашего Президента в создании этой ключевой международной структуры.

Другим важным пунктом выступления Главы государства в Нью-Йорке стала необходимость создания единой системы евразийской безопасности и сотрудничества. Мало кто мог предположить, что эта инициатива станет пророческой. Спустя годы в Астане состоится саммит ОБСЕ, по итогам которого будет принята Астанинская декларация, где как раз будет подчеркнута актуальность создания Евро-Атлантического и Евразийского сообщества безопасности, единого и неделимого.

Уникальным является то, что Казахстан, будучи страной-председателем, как в СВМДА, так и ОБСЕ, смог добиться эффективной деятельности этих двух структур. К примеру, наша страна смогла впервые за 11 лет собрать вместе лидеров стран ОБСЕ на саммите организации в 2011 году в Астане. Сегодня Астанинская декларация стала основным программным документом этой весьма важной международной организации.

В целом эти воспоминания невольно наводят на мысль о том, каким проницательным и дальновидным должен быть человек, чтобы предвидеть надвигавшиеся вызовы и угрозы; какой силой воли и упорством должен он обладать, чтобы воплотить в реальность эти масштабные проекты. Тогда всем казалось, что с распадом СССР "холодная война" ушла в историю, завершились многолетние сложные отношения Востока и Запада. В это же время с трибуны ГА ООН Нурсултан Назарбаев предупреждает, что "мир подошел к той черте, за которой смутные вызовы будущего заставляют нас перейти к новому качеству координации и организации наших совместных усилий. Мы должны уяснить, в чем же суть этого неизвестного нового, и начать осваивать его в рамках всего общества, своего континента, своего региона и своей страны".

Возможно, поэтому на территории постсоветского пространства Нурсултан Назарбаев стал первым политиком, заговорившим о необходимости сохранения народно-хозяйственных связей бывших советских республик. В своей первой речи на сессии ГА ООН Президент подчеркнул необходимость сохранения региональной экономической интеграции, чтобы не допустить разрыва хозяйственных связей и спада производства. Президент заявил, что "Казахстан предпринимает всевозможные усилия для воссоздания в новом качестве общего таможенно-экономического пространства в рамках единой зоны свободной торговли". Для многих делегатов подобное заявление могло бы показаться неожиданным. Ведь Казахстан только освободился от советского режима и вышел на суверенный путь развития, и здесь Лидер этого молодого государства вновь поднимает вопрос об интеграционных процессах. То есть еще тогда Нурсултан Абишевич понимал, что объединение экономических потенциалов и снятие таможенных барьеров между постсоветскими государствами принесет пользу всему региону и создаст прочный щит на пути негативных факторов внешнего влияния. По тем временам это было очень смелое заявление. Как мы сегодня знаем, все эти устремления Главы государства привели к образованию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Не исключено, что пройдет время и наступит момент, когда ЕАЭС и Евросоюз будут состоять в едином интеграционном объединении. Именно такие шаги могут обеспечить мир и доверие между государствами Евразии. И тогда в общей международной семье не будет повторения цветных революций, майданов, территориальных споров и актов агрессии.

Важным пунктом в памятном выступлении Главы государства стал вопрос признания государственных границ. Как было отмечено Президентом, "даже один прецедент с пересмотром ныне существующих границ вызовет цепную реакцию геополитического распада с непредсказуемыми последствиями". Это были пророческие слова. Практически все крупные конфликты на сегодня связаны именно с линией прохождения государственных границ. С первых дней обретения Казахстаном суверенитета Глава государства неустанно работал над проблемой делимитации и юридического оформления национальных границ. По словам очевидцев, он в буквальном смысле не давал отдыха ни себе, ни ответственным лицам, пока не были достигнуты положительные результаты. Если учесть, что исторически у Казахстана не было юридически оформленных границ с Россией и Китаем, то можно представить, насколько сложен и трудоемок был этот переговорный процесс. И то, что Нурсултан Абишевич сумел добиться положительного для Казахстана решения этого деликатного вопроса, говорит о Президенте, как о решительном, проницательном и одаренном дипломате. Ведь если вы загляните в различные справочные источники, то увидите, что тот же Китай на сегодня по-прежнему оспаривает многовековые территориальные споры с соседними странами, в том числе с Индией, Японией и государствами АСЕАН. Но Казахстану удалось решить этот вопрос с Китаем в рекордно сжатые сроки, без нанесения ущерба национальным интересам.

Одним из важных результатов пограничных переговоров явилось то, что на их основе зародилась идея создания Шанхайской организации сотрудничества, в первоочередные задачи которой входили вопросы отвода войск от совместных границ Казахстана, РФ, КНР, Таджикистана и Кыргызстана. Позже к этой структуре присоединился Узбекистан. Сегодня ШОС выросла в весьма авторитетную международную организацию, призванную к укреплению взаимодействия, стабильности и безопасности на территории стран, совокупно занимающих более 30 млн кв. км. Оценивая растущий авторитет ШОС на международной арене, следует и здесь обратить внимание на то, что у истоков формирования этой организации стояли инициативы, озвученные в 1992 году с трибуны ООН Главой нашего государства.

Необходимо особо выделить роль Президента в обеспечении глобального мира путем принятия усилий по запрету ядерных испытаний и отказа от четвертого в мире ядерного потенциала. С его стороны было очень смелым и ответственным шагом отказаться от ядерного щита и закрыть Семипалатинский полигон. Несмотря на общий фон нестабильности после распада СССР, Нурсултан Абишевич четко осознавал, что именно такие шаги могут в итоге проложить путь к миру и стабильности.

На сегодня международные эксперты признают, что роль Президента Казахстана в деле разоружения огромна. А ведь в 1992 году не все делегаты ГА ООН могли ожидать, что те первые предложения Лидера нового молодого государства приведут через несколько лет к образованию зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии. Не все также предполагали, что спустя 17 лет ГА ООН примет резолюцию, поддерживающую предложение Н. Назарбаева объявить 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний.

Нурсултан Абишевич начал говорить о превентивной дипломатии еще задолго до широкого распространения этого термина в международном лексиконе. В своем выступлении в ГА ООН он подчеркивал, что для раннего предупреждения конфликтов необходимо создание центров превентивной дипломатии под эгидой ООН. В результате в 2007 году в Ашхабаде была открыта подобная структура, а именно Региональный центр ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии. Создание данного центра поддержали также Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и Таджикистан. В то же время много специализированных агентств, фондов и программ ООН было открыто в южном мегаполисе Казахстана, благодаря чему Алматы закрепил свой статус в качестве центра международной дипломатии.

В целом на примере выступления Нурсултана Абишевича на 47-й сессии ГА ООН можно видеть, что все предложения Главы государства были обоснованными, конструктивными и дальновидными. В каждый пункт была заложена глубокая идея и четкое видение путей по эффективной реализации. Однако больше всего восхищает другое, а именно то, каким образом в начале 1990-х годов Президент мог до деталей предвидеть развитие будущих международных событий и еще тогда давать конкретные ответы по их предупреждению и решению. Поражает также воля и вера Президента в способность довести озвученные проекты до своего логического завершения.

Спустя 23 года после выступления на сессии ООН в Нью-Йорке, можно говорить, что та дебютная речь Лидера молодого государства оказалась самым настоящим программным документом, от которого Президент не отходил ни на шаг и выполнил все озвученные пункты. И конечно, мы все ценим этот громадный труд Главы государства, но настоящую и достойную оценку деятельности Первого Президента Казахстана даст, конечно, история.

Дипломатия "вне протокола"

Посвятив определенный период своей жизни дипломатической службе, я не понаслышке знаю роль Главы государства во внешней политике и его мастерство ведения переговоров с иностранными лидерами. Наблюдая за работой Нурсултана Назарбаева в ходе зарубежных поездок, поражаешься богатству его характера, таланту и внутренней мощи, тому, какой невероятной харизмой обладает Президент в общении с зарубежными партнерами, производя на них неизгладимое впечатление.

К примеру, в апреле 2001 года Глава государства прибыл в Литву с краткосрочным визитом по пути из Лондона. Погода была ненастная, и Президент прибыл в Вильнюс немного простывшим. В программе визита значилась протокольная встреча с возглавлявшим тогда Литву бывшим гражданином США 75-летним президентом Валдасом Адамкусом (несмотря на то что В. Адамкус всю сознательную жизнь провел вне Литвы, он пользовался огромным уважением литовского народа, был очень интеллигентным, добрым человеком). Это был ничем не примечательный визит, и предстоящая встреча лидеров не предвещала ничего необычного, так как предполагала сугубо протокольный характер. Начало встречи как раз-таки и проходила в подобном ключе, однако в ходе неформальной беседы за ужином Глава государства отодвинул в сторону все протокольные формальности и заговорил простым человеческим языком. Он говорил о давних исторических контактах татарских и казахских ханов с литовскими князьями, об общих страницах в истории. Приводил конкретные факты о судьбах репрессированных литовцев в годы советской власти, тепло отозвался о представителях литовской диаспоры в Казахстане. Выразил готовность, после завершения необходимых исследований, передать копии архивных материалов об репрессивных граждан Литовскому государству (передача этих документов состоялась в октябре 2011 года во время официального визита Президента Литвы Дали Грибаускайте в Астану). Постепенно официальная встреча двух лидеров перетекла в теплую атмосферу неформального разговора, сопровождавшегося обменом мнениями и оживленными дискуссиями. Президент Литвы был удивлен и тронут неподдельным интересом Нурсултана Абишевича к истории литовского народа и сказал следующую фразу: "Я вижу Ваше глубокое уважение ко мне и литовскому народу. Я буду счастлив, если Вы посчитаете меня своим другом". Валдас Адамкус высказал просьбу, чтобы Глава государства задержался в Литве еще на один день.

Нурсултан Абишевич, оценив искреннее отношение собеседника, принял это приглашение. На следующий день президент Литвы лично сопровождал своего казахстанского гостя, показывая традиции, быт и обычаи литовского народа. Была организована программа, включавшая посещение различных культурных объектов, где Нурсултана Абишевича встречали с большим уважением и искренним радушием. День выдался солнечным, и Президент смог за это время восстановиться от простуды. Тучи вновь сгустились лишь в момент отлета Главы государства из Литвы. После отбытия казахстанской делегации Вильнюс вновь обволок туман и полил дождь. Все это тогда казалось необычным и символичным.

Завязавшиеся отношения дружбы между лидерами Казахстана и Литвы вскоре дали свои положительные плоды, в результате чего за короткий срок двусторонняя торговля возросла с 50 млн до 200 млн долларов (в 2014 г. – 436 млн долларов). Были инициированы совместные транспортно-логистические проекты, усилился обмен правительственными делегациями. Весьма дружественным жестом со стороны В. Адамкуса стало предоставление Казахстану в центре литовской столицы в парковой зоне обширного участка под казахстанское посольство. Правительство Литвы пошло на этот шаг даже несмотря на то, что уже существовала договоренность о выдаче этой территории одному из влиятельных государств. И сегодня в этой парковой зоне, на берегу реки Нерес красуется здание нашего посольства. И сами литовцы с восторгом отмечают прекрасное и живописное расположение казахстанского диппредставительства.

На примере Литвы хочется сказать, что наш Президент смог на основе своих личных качеств выстроить доверительные отношения со всеми мировыми лидерами, заслужив высокий авторитет и признание в мировом сообществе.

Другим примером могут служить неизменно дружественные и близкие отношения Главы государства с китайскими руководителями. На памяти Олимпийские игры в Пекине, стартовавшие 8 августа 2008 года. На церемонию открытия мероприятия съехались сотни глав государств и правительств зарубежных стран, включая РФ, США, страны ЕС и т. д. Первым из зарубежных гостей 7 августа Ху Цзиньтао принял именно Нурсултана Абишевича. Встреча состоялась в шесть вечера, то есть за сутки до церемонии открытия Игр. Это было непростое для Китая время. В Пекине ходили слухи об угрозах взрывов со стороны террористических организаций. У людей сохранялась определенная обеспокоенность. Все это накладывало отпечаток на рабочий график китайского руководства. Накануне открытия Олимпийских игр были отклонены все просьбы о встречах на высшем уровне. Все двусторонние переговоры с зарубежными гостями начинались лишь с 9 августа. И только для Президента Казахстана было сделано исключение. Глава государства перед этой встречей ориентировал нас на то, что он не будет занимать время китайского лидера, не станет поднимать каких-либо серьезных вопросов, а лишь пожелает успехов в проведении столь грандиозного мероприятия.

К нашему удивлению, при встрече мы не увидели в глазах Ху Цзиньтао какую-либо озабоченность и спешку. Он был очень спокоен и настроен на то, чтобы тепло встретить своего казахстанского гостя. В переговорах Председатель КНР подробно остановился на двусторонних вопросах, сказав в конце следующее: "Я знаю, что Вы серьезно обеспокоены по поводу совместного использования ресурсов трансграничных рек. Я могу заверить Вас, что Китай никогда не пойдет на шаги, наносящие вред Казахстану в этом вопросе. Я дам указание поднять с китайской стороны статус совместных комиссий и как можно быстрее подписать соглашения по мониторингу качества трансграничных рек и вододелению. Вас очень уважает китайский народ. Вы человек, который проявил высокое уважение к нашей радости. Вы проявили персональное внимание к Олимпийскому огню, лично начав старт с факелом в Казахстане. Этого китайский народ никогда не забудет. Считая вас своим близким другом, я не могу просто так с Вами расстаться и даю в Вашу честь специальный прием, где мы продолжим наше общение". Таким образом, рассчитанная на 30 минут протокольная встреча растянулась на два с половиной часа. Очень удивило искреннее отношение Ху Цзиньтао к Нурсултану Абишевичу. В момент, когда над китайским лидером довлела большая ответственность за проведение Олимпийских игр, когда была дорога каждая минута, когда в его приемной ожидали ответственные за проведение Олимпиады чиновники, Председатель КНР продемонстрировал знак высочайшего уважения казахстанскому Лидеру. А ведь в Пекине тогда находились десятки глав более влиятельных государств. И это было невероятно. Надо сказать, что вскоре после этой встречи уровень соруководителей комиссии по проблеме трансграничных рек был поднят до заместителей министров; межправительственное соглашение по мониторингу качества трансграничных рек подписано в феврале 2011 года, а по вододелению – близко к подписанию.

Это лишь два эпизода из зарубежных поездок нашего Президента. А таких встреч и визитов за годы независимости были сотни. Будучи непосредственными свидетелями этих событий, наши дипломаты с гордостью отмечают умения Главы государства вести простое и человеческое общение в сочетании с мудростью, вниманием и тонким чувством юмора. Это располагает. Это вызывает доверие и уважение.

И самое главное, это ведет не только к укреплению авторитета Президента, но и к повышению авторитета, роли в международном сообществе нашего государства.

И надо сказать, что неформальная часть переговоров на высшем уровне, как правило, остается за протоколом, сухие строки которого не могут передать всей атмосферы встречи и общения. Безусловно, без таких внепротокольных подробностей международных встреч нашего Президента невозможно рассказать весь путь развития взаимоотношений Казахстана с зарубежными странами, так и историю формирования и становления самой казахстанской дипломатии.

Надеюсь, что ответственные дипломаты поделятся подобными наблюдениями, что в свою очередь поможет понять те колоссальные объемы внешнеполитической работы, которые проделал и продолжает осуществлять Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев.

Икрам АДЫРБЕКОВ, депутат Сената Парламента РК, председатель Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии в первом абзаце гиперссылки на непосредственный адрес материала на сайте ИА «NewTimes.kz». Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 797820
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика