×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
02.09.2015 в 23:31

Лидер нации находится с государственным визитом в КНР

Визит Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Китайскую Народную Республику еще раз продемонстрировал всеобъемлющее стратегическое партнерство двух стран.

Нынешняя встреча лидеров Казахстана и Китая на высшем уровне за этот год уже третья по счету. До визита Главы государства в КНР Нурсултан Назарбаев и Си Цзиньпин провели двусторонние переговоры в Уфе на полях проходивших там саммитов БРИКС и ШОС. А еще ранее в Астане с официальным визитом побывал Председатель КНР, ставший первым руководителем иностранного государства, посетившим Казахстан после прошедших в стране президентских выборов.

В последние десять лет Китай успел приобрести и прочно закрепить за собой статус одного из ключевых экономических игроков не только в своем регионе, но и на мировом рынке, и сейчас экономика КНР является второй после США. Поэтому экономическое сотрудничество с Китаем для Казахстана имеет важное стратегическое значение.

Казахстанско-китайские взаимоотношения уходят корнями в глубокую древность. Именно через территорию современного Казахстана пролегал Великий Шелковый путь, через который шло интенсивное взаимодействие Запада и Востока, и важнейшим инструментом этого диалога была, разумеется, торговля.

А современный этап казахстанско-китайского сотрудничества после того, как наша республика провозгласила свою независимость и установила официальные дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой. Казахстан целенаправленно и последовательно строит взаимоотношения с Поднебесной, являющейся, как было отмечено выше, одной из самых больших экономик мира, через поиск взаимопонимания, налаживания сотрудничества и сопряжения интересов и областей взаимодействия. То есть Республика Казахстан стремится установить с Китаем партнерские отношения, стратегическое взаимодействие и ищет свое место на его рынке и возможность развиваться за счет географической близости с КНР.

Ни для кого не секрет, что за годы независимости Казахстан сумел укрепить свой политический и экономический вес во многом за счет экспорта своих природных богатств: газа, нефти, металлов и других полезных ископаемых. И одним из ключевых партнеров Казахстана стал Китай с его поистине гигантскими потребностями в сырье. В свою очередь, подход китайской стороны к развитию торгово-экономического сотрудничества с Казахстаном основывается на таких основных факторах, как заинтересованность в получении доступа к источникам сырья, стремление к расширению присутствия на представляющих интерес сегментах казахстанского рынка. Как метко заметил известный казахстанский политолог, профессор Константин Сыроежкин, «Китай является судьбой. Всего мира».

По мнению Константина Сыроежкина, Китай является наиболее перспективным для Казахстана (и не только) рынком поставок углеводородов. К тому же, КНР является наиболее платежеспособным государством современности. В то же время, Казахстан и КНР должны помогать друг другу в решении актуальных проблем, поскольку являются стратегическими партнерами. А для Китая чрезвычайно актуален вопрос поиска источников поступления углеводородов, и Казахстан способен оказать помощь своему соседу и партнеру в решении этого вопроса.

Немаловажно также и то, что Китай приобретает активы в Казахстане на открытых тендерах, то есть ведут открытую политику. К тому же, в отличие от ряда других иностранных инвесторов на базе предприятий, приобретенных КНР, в дальнейшем создаются казахстанско-китайские совместные предприятия. И еще один важный с экономической точки зрения нюанс: китайские компании, работающие в нефтегазовом секторе Казахстана, работают по нормам действующего налогового законодательства РК (потому у налоговых органов Казахстана к ним меньше всего претензий), а не в режиме СРП (соглашение о разделе продукции). Согласно данным статистиков, в 2000–2006 годах вклад Китая в прирост мирового спроса на нефть составлял 37,8%. За 2002–2006 годы объемы добычи нефти Китайской Народной Республики за рубежом возросли с 12 млн до 35 млн тонн, а соотношение зарубежной добычи к совокупной добыче всеми китайскими компаниями за тот же период — с 7 до 16%. В 2009 году Китай увеличил добычу нефти за рубежом на 12% по сравнению с 2008 годом — до рекордных 69,62 млн тонн, или до 36,8% совокупной добычи внутри страны.

Кто же является основными игроками из Китайской Народной Республики в нефтегазовом секторе Казахстана. Предлагаем короткий обзор. Согласно открытым источникам по состоянию на середину 2014 года, ежегодная добыча нефти в Китайской Народной Республике составляет около 210 млн. тонн, а объем потребления уже превышает 490 млн. тонн. Тем самым, примерно больше половины – а это 57% - углеводородов импортируется из-за рубежа. При этом по прогнозам самих китайских экономистов, как сообщает Казэнерджи, к 2020 году общий объем потребления нефти в стране достигнет 550-600 млн. тонн. По разным оценкам, повышение спроса на нефть со стороны Китая составляет от 25 до 40% от мировых потребностей в углеводородах. Статистические данные показывают, что за последние десять лет импорт нефти в эту страну увеличился в три раза и темпы роста продолжают неуклонно расти. Учитывая невозможность обеспечить спрос на углеводородное сырье за счет внутренних поставок, власти Китая с конца девяностых годов двадцатого века начали уделять большое внимание диверсификации каналов поставки энергоресурсов и инвестиций в разработку нефтяных и газовых месторождений в других государствах.

И, как следствие, в настоящее время Китай импортирует нефть и газ более чем из тридцати стран мира. Структура китайского импорта нефти выглядит следующим образом: 56% - Ближний Восток; 27% - Африка; 13,5% - Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион; 3,5% - Латинская Америка. По прогнозам китайских специалистов предполагается, что объемы нефтеперевозок с Ближнего Востока могут возрасти до 70%. Между тем, принимая во внимание определенные риски, связанные с морскими поставками, руководство Китая все серьезнее рассматривает возможности диверсификации маршрутов и источников поставок сырья. Иными словами, перед руководством КНР стоят две приоритетные задачи ослабление односторонней зависимости от ближневосточной нефти и обеспечение безопасности транспортировки энергоресурсов через Малаккский и Ормузский проливы. Не секрет, что определенную угрозу энергетической безопасности Китая несет стремление США установить контроль над морскими коммуникациями, по которым осуществляется доставка нефти в Китай. Более того, такие крупные страны экспортеры сырья, как Саудовская Аравия и Ирак, имеющие тесные связи с США, по политическим мотивам могут создать сбои в поставках энергоносителей в КНР. И наконец, ухудшение социально-политической обстановки на Ближнем Востоке серьезно угрожает стабильности поставкам нефти из этого региона в Китай.

В этой связи, считает ведущий научный сотрудник Отдела по изучению Китая Службы геополитики и региональных исследований Библиотеки Первого Президента Республики Казахстан - Лидера Нации (Назарбаев Центр) Руслан Изимов, в последние годы во внешней энергетической стратегии КНР все более важную роль начинает играть Каспийско-Центральноазиатский регион. «Особое место в энергостратегии Китая занимает Республика Казахстан, в котором китайские руководители видят надежного поставщика, а также транзитного коридора сырьевых и топливных ресурсов для своей растущей экономики», - отмечает аналитик.

Впервые Китай вошел на казахстанский рынок углеводородного сырья в 1997 году, когда были подписаны межправительственное «Соглашение о сотрудничестве в области нефти и газа» между Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан и Китайской нефтегазодобывающей корпорацией «CNРС» (China National Petroleum Corporation), и «Соглашение по строительству нефтепровода из Казахстана в Китай». В последующий период число совместных казахстанско-китайских нефтегазовых проектов на территории Казахстана росло стремительно. По последним данным, в Казахстане работают около двадцати нефтегазовых компаний с китайской долей от 50 до 100%. Географически, в основном, китайские компании работают на месторождениях в Актюбинской и Кызылординской областях. Между тем, надо отметить, что из двадцати китайских компаний, представленных в Республике Казахстан, наиболее крупными нефтяными транснациональными компаниями являются только три – CNPC, SINOPEC и CITIC. Все остальные являются либо дочерними компаниями указанных трех корпораций, либо они являются совсем не большими. И именно эти три нефтяные корпорации Китая обеспечивают основной объем добычи и транспортировки казахстанской нефти в Поднебесную.

CNPC (China National Petroleum Corporation) - крупнейшая нефтегазовая корпорация не только в Казахстане, но и в мире. В настоящее время CNPC владеет долями в таких крупных казахстанско-китайских совместных предприятиях как: АО «CNPC-Актобемунайгаз» - 94,4%, АО «Мангистаумунайгаз» - 50%, Buzachi Operating Ltd. – 50%, «ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз» - 67%.

АО "СНПС-Актобемунайгаз" является хозяйствующим субъектом, чей исторический путь базируется на многолетнем существовании бывшего советского Производственного объединения "Актюбинскнефть". За годы своей истории предприятие прошло несколько стадий своей последовательной трансформации, вступив в 1997 году на современную ступень развития под управлением стратегического иностранного инвестора. Производственное объединение "Актюбинскнефть" было создано Приказом № 157 от 10 марта 1981 года Министерства нефтяной промышленности бывшего СССР. Приказ был подписан министром Мальцевым, одним из известнейших нефтяников мирового уровня. Предприятие было создано с целью долгосрочной планомерной разведки и разработки большого количества нефтегазоносных площадей в Актюбинской области Казахстана, поскольку в 60-70-е годы прошлого века в этом районе геологоразведочными работами были подтверждены высокие перспективы нефтегазоносности отложений. Подразумевалось, что ПО "Актюбинскнефть" будет единственным оператором по добыче углеводородов в Актюбинской области. В ПО "Актюбинскнефть" были переданы производственные филиалы ПО "Эмбанефть", расположенные в Актюбинской области, а также активы ряда других разрозненных геологических организаций. Главной целью создания ПО "Актюбинскнефть" в 1981 году была необходимость промышленной разработки открытого в 1978 году крупного нефтегазоконденсатного месторождения Жанажол и добычи промышленных объемов нефти на нем. Кроме Жанажола, Правительство СССР передало только что созданному Производственному объединению права недропользования на таких углеводородных структурах Актюбинской области, как Кенкияк, Восточный Акжар, Акшат, Жагабулак, Мартук, Шенгельши и др. Кадровая политика того периода подразумевала привлечение для работы с актюбинскими углеводородами опытных специалистов из других регионов Советского Союза. Большое количество специалистов-нефтяников, приехавших в 1981-1984 годах в Актобе, навсегда связали свою судьбу с Кенкияком и Жанажолом, немало и сейчас профессионалов-первопроходцев работает в АО "СНПС-Актобемунайгаз".

Последующий ход социально-политических событий и слом социалистической экономики не позволил компании остаться единственным нефтегазовым оператором в Актюбинской области: с 1992 года в Актюбинской области стали появляться другие нефтяные компании. В 1993 году ПО "Актюбинскнефть" было акционировано в рамках государственной программы разгосударствления и приватизации. Акционирование было осуществлено под контролем государства по индивидуальному проекту – 90,5% акций стали собственностью государства в лице Министерства финансов, а 9,5% (привилегированный пакет) были безвозмездно переданы членам трудового коллектива. В последующей истории в Уставе предприятия было несколько названий – от ОАО "Актюбнефть" до сегодняшнего АО "СНПС-Актобемунайгаз". Стоит отметить, что в периоде с 1994 по 2002 годы государство поэтапно реализовало все свои акции различным инвесторам.

В рамках государственной политики привлечения иностранных инвестиций Республика Казахстан проводила в 90-е годы прошлого века инвестиционные тендеры, на которых реализовывались пакеты акций казахстанских нефтегазовых операторов как институциональным инвесторам, так и биржевым игрокам. Политика инвестиционной открытости стала решающим фактором в деле стратегического прорыва казахстанской экономики.

В 1997 году победителем тендера по акциям "Актобемунайгаза" стала CNPC – весьма уважаемая в мировом масштабе промышленная корпорация. Стоит отметить, что на момент продажи акций положение "Актобемунайгаза" было плачевным – огромные суммы дебиторской и кредиторской задолженности, стагнация в связи с потерей каналов логистики продукции, большой моральный и технический износ основных фондов, многомесячная задержка по заработной плате перед членами трудового коллектива были реалиями того периода.

Вступление CNPC в актюбинский проект было оформлено следующими историческими документами: 04 июня 1997 года в Президентском дворце в г.Алматы в присутствии Президента Казахстана Назарбаева Н.А. и Вице-премьера Госсовета КНР Ли Ланьцин был подписан "Договор о купле-продаже акций "Актобемунайгаз"; 26 сентября 1997 года между инвестором и Правительством был подписан "Контракт на проведение Операций по углеводородам на месторождениях Жанажол, Кенкияк-надсолевой и Кенкияк-подсолевой в Актюбинской области".

Таким образом, с 1997 года в летописи компании и государства ведется отсчет истории взаимоотношений с инвестором в лице Китайской Национальной Нефтегазовой Корпорации, которая дала письменные обязательства Правительству РК инвестировать суммарно в развитие актюбинского проекта не менее 4,0 млрд. долларов в течение 20 лет. Стоит отметить, что фактически сумма накопленных инвестиций за период 2002 - 2012 годы составила 6,27 млрд. долларов. Начиная с 1997 года инвестор ведет планомерную масштабную работу по развитию компании. Основными направлениями производственной и управленческой политики являлись и являются: модернизация, переоснащение, мобилизация основных фондов, имевшихся на момент привлечения инвестора; кардинальное техническое перевооружение производства, приобретение и ввод в строй новейшей промысловой и скважинной техники, отвечающей мировым стандартам, наращивание промышленного потенциала по всем группам оборудования и механизмов; наращивание добычи углеводородов за счет комплексного привлечения научных изысканий, внедрения новых технологий; расширение базы недропользования (операционная деятельность на разведочной Центральной территории Восточной части Прикаспийской впадины); адаптация современных рыночных систем менеджмента, внедрение международной практики внутреннего управленческого контроля; создание новых каналов сбыта товарной продукции, расширение номенклатуры выпускаемой продукции; развитие человеческого капитала как в отношении к членам трудового коллектива, так и в плане развития любых партнерских коллективов; широкое внедрение систем экологической безопасности, безотходных и энергоэкономных технологий, забота о безопасности труда, о комфорте для рабочего человека; участие в государственных программах энергонезависимости, импортозамещения, прорывных проектов и других; стремление к новым достижениям в корпоративной внутренней и внешней социальной политике.

Благодаря благоприятному инвестиционному климату, созданному за годы реформ в Республике Казахстан, динамизм развития АО "СНПС-Актобемунайгаз" стал очевидным подтверждением правильности выбранной государством экономической политики.

Компания осуществляет свою операционную деятельность на нефтегазоносных площадях, территориально расположенных в пределах административных границ Актюбинской области. Лицензионными площадями являются: нефтегазоконденсатное месторождение Жанажол; нефтегазовое месторождение Кенкияк-подсолевой; нефтяное месторождение Кенкияк-надсолевой; нефтяное месторождение Северная Трува; центральная территория Восточной части Прикаспийской впадины (разведочный блок).

За 18 лет производственно-хозяйственной деятельности сумма освоенных в производстве инвестиций достигла отметки 9,1 млрд. долларов США, в том числе в 2006 году – 429 млн. долларов, 2007 году – 654 млн. долларов, в 2008 году – 789 млн. долларов, в 2009 году - 688 млн. долларов, в 2010 году – 817,6 млн. долларов, в 2011 – 570,6 млн. долларов, в 2012 году - 780,1 млн. долларов, в 2013 году - 1,32 млрд. долларов, в 2014 году – 1,03 млрд. долларов.

Валовый ежегодный объем добычи нефти увеличился с 2,5 млн. тонн в 1997 году до 6,3 млн. тонн в 2013 году. В 2014 году добыча нефти составила 5,68 млн. тонн.

Объем утилизации попутного газа 2010 году составил 2,6 млрд. м3, в 2011 – 3,2 млрд. м3, в 2012 году - 3,67 млрд. м3. Данные цифры отражают результат кропотливой работы всего коллектива АО "СНПС-Актобемунайгаз", нацеленного на привлечение передовых методов и технологий в нефтегазовое производство.

Корпоративными планами на 2015 год предусмотрен объем добычи нефти на уровне 4,9 млн. тонн, сумма годовых инвестиций – 440 млн. долларов.

В программе разведочной деятельности на Центральной Территории Восточной Части Прикаспийской Впадины предусмотрены испытания 10 объектов разведочных скважин, интерпретация материалов сейсмики 2D на площади 200 км.

Коллектив нацелен в 2015 году пробурить на месторождении Жанажол 7 скважин, на месторождении Северная Трува – 16 добывающих и 5 нагнетательных скважин, на месторождении Кенкияк-надсолевой – 10 горизонтальных скважин.

Одним из самых крупных приобретений CNPC в Казахстане была покупка в 2005 году Petro Kazakhstan (бывшая канадская компания Hurricane Hydrocarbons), которая приобрела портфель активов и совместных предприятий в регионе. Кроме активов в области разведки и добычи Petro Kazakhstan также владеет Шымкентским НПЗ.

SINOPEC Corp. (China Petroleum & Chemical Corporation). В состав SINOPEC Int. входят 22 департамента, 18 филиалов и подразделений в Китае, а также 7 зарубежных филиалов: в США, Японии, Германии, ОАЭ, России, Эквадоре и Гонконге.

В Казахстане SINOPEC владеет долями в компаниях: ТОО «Сазанкурак» - 100%, ТОО «Прикаспиан Петролеум Компани» - 100%, ТОО «Сагиз Петролеум Компани» - 100%, ТОО «Адай Петролеум Компани» - 50%.  В 2011 году SINOPEC InternationalLtd. открыла Представительство ООО «СИНОПЕК Интернейшнл Компани Рус» в Республике Казахстан, офис которого находится в Алматы.

Изначально основными целями представительства были качественное понимание рынка Казахстана, определение основных направлений стратегии вхождения на казахстанский рынок, изучение законодательной базы РК и т.п. По истечению 1 года руководством SINOPEC InternationalLtd. было принято решение о реорганизации представительства ООО «СИНОПЕК Интернейшнл Компани Рус» в РК в полноправное ТОО «Синопек Интернейшнл Казахстан».

CITIC Resources (China International Trust and Investment Corporation). Одна из крупнейших государственных инвестиционных корпораций Китая. CITIC в Казахстане имеет 50% доли в ОАО «Каражанбасмунай», которое по последним данным, ежегодно добывает 1,9 млн тонн нефти.

Но, несмотря на внушительные цифры и проценты, общая доля всех китайских компаний в нефтегазовом секторе РК составляет около 24% (Это с учетом последней покупки CNPC 8,33% доли в Кашаганском проекте). Причем, подавляющее большинство указанных нефтедобывающих компаний считаются прошедшими пик своей добычи, то есть объемы ежегодной добываемой нефти на них снижаются год от года.

Так, согласно официальным статистическим данным, по объему производства нефти на территории Казахстана китайские ТНК занимают второе место, добыв в по итогам 2012 г. 25,2% от общего объема. На первом место американские нефтяные компании с 25,7%. На третьем месте казахстанские ТНК, которые добыли 20% нефти. Следом идут европейские и российские компании, на которых пришлось по 10 и 7% соответственно.

Если посмотреть показатели в тоннах, то по итогам 2013 года в Казахстане добыто 81,8 млн. тонн нефти и газоконденсата, что на 3,2% больше по сравнению с прошлым годом. Для сравнения доли американских и европейских нефтяных компаний в нефтяном рынке Казахстана, по состоянию на конец 2012 составляла 42%.

Между тем, надо особо подчеркнуть, что Казахстан заинтересован в расширении присутствия китайских нефтяных корпораций на территории республики. Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что присутствие китайских нефтегазовых корпораций в казахстанском секторе энергетики неуклонно расширяется. Тем самым, углеводородная составляющая энергетического сотрудничества Республики Казахстан и Китайской Народной Республики приобретает новый импульс для развития, и в перспективе роль и место Казахстана во внешней энергетической стратегии Пекина будет только возрастать. А строительство экспортных трубопроводов из Казахстана в Китай создает для республики конкурентные преимущества в Центрально-Азиатском регионе. При этом, по мнению экспертов, политика Казахстана в отношении развития маршрутов экспорта нефти должна определяться гибким подходом, который видится в реализации принципа многовекторности направлений экспорта углеводородов и максимальной эффективности использования трубопроводных систем.

Правительство Казахстана проводит многовекторную политику. Геополитическое положение Казахстана делает такую политику единственно возможной. Суть ее заключается в балансировании между интересами крупнейших государств мира — России, Китая и США. И задача нашей страны сегодня в том, чтобы поддерживать хорошие отношения со всеми этими державами, не отдавая явно­го предпочтения ни одной из них.

Экономические интересы Китая в Казахстане тесно связаны с его энергетической политикой, со стремлением превратить казахстанские нефтеносные зоны в постоянный и надежный источник топлива для растущей китайской экономики. Это подтверждается тем, что, Китай уже в течение нескольких лет удерживает пятую позицию в списке крупнейших инвесторов казахстанской экономики, причем подавляющая их часть целенаправленно идет именно в нефтегазовую отрасль. В лице Казахстана Китай видит надежного партнера, поставляющего сырьевые и топливные ресурсы для своей динамично развивающейся экономики.

Географическое положение Казахстана обусловливает необходимость строительства разветвленной сети экспортных трубопроводов. Еще с советских времен казахстанская нефть транзитом через Россию, Украину, Белоруссию направлялась в Европу, в порты Черного и Балтийского морей. И в настоящее время Россия занимает монопольное положение на пути центрально-азиатских энергоресурсов в Европу. Казахстан практически всю свою нефть поставляет на рынки через территорию России. Расширение Каспийского трубопроводного консорциума, идущего на север, раздвигая географию поставок казахстанской нефти, также идет через Россию. Таким образом, зависимость Казахстана от транзита нефти через Россию остается высокой, тем более, если учесть небольшую мощность трубопровода и ее зависимость от одного клиента.

В этой связи одной из стратегических задач стала диверсификация маршрутов транспортировки энергоресурсов на мировые рынки. Казахстану необходимы крупные инвестиции в развитие экспортных маршрутов, в первую очередь для строительства трубопроводов как наиболее эффективных и надежных способов транспортировки углеводородов. Перспективы развития Казахстана в этом аспекте определяются географией трубопроводов, потенциалом новых маршрутов транспортировки. С учетом его удаленности от морей и крупнейших портов мира, важнейшей проблемой, требующей своего решения, представляется обеспечение надежных и экономически эффективных систем транспортировки нефти, адекватных по мощности планируемым объемам экспорта. Исходя из этого, в республике активно ведется работа по всестороннему анализу перспективных инфраструктурных проектов, позволяющих диверсифицировать и обеспечивать устойчивость каналов поставок энергоресурсов.

Позиция Казахстана в вопросах диверсификации транспортировок энергоресурсов сводится к следующему: актуальным и перспективным является любое направление, несущее экономические выгоды для страны. Поэтому направление маршрутов прокладки новых трубопроводов на мировые рынки затрагивают энергетические интересы многих государств. Строительство новых трубопроводов требует больших затрат вследствие технических трудностей, инфляции, издержек в мировой нефтяной отрасли и других факторов. Всесторонние технико-экономические расчеты показали, что маршруты транспортировки углеводородов в развивающиеся регионы Юго-Восточной Азии весьма конкурентоспособны, особенно на Китай.

Транспортировка казахстанской нефти по трубопроводам будет стоить для Китая дешевле ближневосточной. Поэтому казахстанская нефть и газ имеют приоритетное значение, и Китай всячески стимулирует перспективное направление энергетического экспорта из региона Центральной Азии в сторону своих границ. Китай участвует в прокладке нефте- и газопроводов, обустраивая прилегающую к ним территорию. В Казахстане в 2000 г. основным начальным пунктом отправки нефти железнодорожным транспортом в Китай была определена нефтеперекачивающая станция «Атасу». Здесь была введена в эксплуатацию нефтеналивная эстакада с проектной мощностью 1 млн. т. нефти в год. В целях обеспечения бесперебойной поставки нефти с месторождений западных областей Казахстана потребителям Китая было принято решение о строительстве нефтепровода между двумя странами. Для Казахстана строительство нефтепровода в Китай является частью политики диверсификации экспортных ресурсов, подкрепляемой, что немаловажно, финансовой надежностью партнера, активностью китайских банков, предсказуемостью покупателя, а это - своевременные инвестиции, поставки оборудования, рабочей силы и так далее.

Переоценить перспективы взаимодействия Казахстана и Китая в энергетической сфере сотрудничества невозможно. Диалог между двумя странами в сфере добычи и использования углеводородов во многом будет определяться внутриполитической и экономической ситуацией на Азиатском континенте, а также конъюнктурой на мировом энергетическом рынке.  Сотрудничество Казахстана и Китая в сфере энергетики способствует укреплению отношений стратегического партнерства двух стран, отвечает интересам энергетической безопасности Китая и диверсификации нефтяного сектора Казахстана. Программа стратегического партнерства предусматривает широкие взаимовыгодные связи и разную направленность инвестиционных потоков.

Вместе с тем Казахстан, развивая сотрудничество с крупнейшими экономическими игроками, никогда не будет идти в фарватере чьих-то внешних экономических или политических интересов. Политика многовекторности, проводимая Лидером нации Нурсултаном Назарбаевым, подразумевает добрососедские и дружеские отношения и экономическое сотрудничество и с Востоком, и с Западом, и с Россией, которое должно принести пользу всем участникам диалога.

Китай никогда не скрывал своей заинтересованности в углублении торгового сотрудничества с Евразийским экономическим союзом, который является для Поднебесной своеобразным «мостом» в Европу. В феврале 2015 года Китай выступил с предложением создать в будущем зону свободной торговли с этим региональным объединением.

Как известно, Пекин в первое время с некоторой такой осторожностью относился к новому интеграционному объединению под названием ЕАЭС. Китайцы хотели для начала убедиться, что это объединение жизнеспособно и может эффективно работать. И сейчас Китай проявляет интерес к налаживанию взаимодействия не только отдельными странами – Казахстаном, Белоруссией, Россией, Арменией и Киргизией, но и с объединением как таковым. «Страны-учредители являются хорошими друзьями Китая. Мы приветствуем отношения, направленные на развитие экономического сотрудничества, и призываем стороны к совместному развитию на основе принципов взаимного дополнения, целесообразности и совместного участия. Китай намерен развивать сотрудничество с ЕАЭС в целях развития региона», - сказал в этой связи официальный представитель Министерства иностранных дел КНР Хуа Чуньин, выражая, тем самым, намерение Пекина развивать торгово-экономическое сотрудничество с ЕАЭС.

И одним из ключевых партнеров КНР в данном случае выступает Республика Казахстан.

Августовский государственный визит Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Китайскую Народную Республику еще раз продемонстрировал всеобъемлющее стратегическое партнерство двух стран. Государственный визит лидера Казахстана в Пекин включает в себя многочисленные контакты с представителями политических и деловых кругов Китая. В ходе переговоров сторонами были обсуждены вопросы двустороннего сотрудничества практически по всем сферам взаимодействия – торгово-экономической, инвестиционной, кредитно-финансовой и культурно-гуманитарной. Помимо этого, лидеры двух стран сверили позиции по основным вопросам международной повестки дня. Нурсултан Назарбаев и Си Цзипинь подписали Совместную декларацию о новом этапе отношений всестороннего стратегического партнерства. Этот документ подведел итог многолетнему плодотворному взаимодействию Астаны и Пекина и стал программой сотрудничества в будущем.

Надо отметить, что Китай приветствовал вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию, отметив значимость этого события для интенсификации двусторонних отношений. Стороны договорились укреплять сотрудничество в области развития "зеленых" технологий на основе потенциала выставки ЭКСПО-2017 в Астане. Главами государств была выражена готовность усилить взаимодействие в области атомной энергетики в связи с созданием на территории Казахстана Банка низкообогащенного урана МАГАТЭ.

Вместе с тем на уровне правительств и компаний были подписаны еще десять соглашений и других официальных бумаг, нацеленных на развитие двустороннего взаимодействия по широкому спектру вопросов. В их числе стоит отметить рамочное Соглашение между Правительством РК и Правительством КНР об укреплении сотрудничества в области индустриализации и инвестиций; правительствами двух стран заключено соглашение о культурно-гуманитарном сотрудничестве; подписан Протокол об обмене ратификационными грамотами по Договору между РК и КНР о передаче осужденных лиц от 22 февраля 2011 года. Кроме того, АО "НУХ "Байтерек" и "СИТИК Групп" заключили Соглашение по совместному участию в Kazakhstan Infrastructure Fund, были подписаны рамочное Соглашение о займе между ТОО "Масальский горно-обогатительный комбинат" и Китайским банком экспорта-импорта и рамочное Соглашение между корпорацией "Eurasian Resources Group" и Государственным банком развития Китая.

АО "Национальное агентство по экспорту и инвестициям "KAZNEX INVEST" и фонд "Шелковый путь" заключили Меморандум о взаимопонимании и взаимодействии по созданию специального инвестиционного фонда для проектов индустриально-инновационного сотрудничества, а между АО "НК "Астана ЭКСПО-2017" и Китайским бюро международного туризма подписан меморандум о сотрудничестве. Еще два документа были подписаны с китайской стороной АО "Астана LRT": с Государственным банком развития Китая – соглашение о займе и с консорциумом компаний КНР - EPC-контракт.

В ходе государственного визита Нурсултан Назарбаев встретился с бизнес-кругами и государственными деятелями Китая. «Сегодня, когда мировая экономика испытывает кризис, значительно сузились инвестиционные возможности мировых финансовых институтов. В данной ситуации взаимодействие с Китаем служит нам хорошим подспорьем для преодоления этого непростого этапа», – сказал Глава государства Нурсултан Назарбаев в ходе встречи. Наиболее крупные проекты в рамках двухсторонних соглашений предусматривают увеличение производства на Павлодарском алюминиевом заводе, строительство завода по выпуску нефтегазового оборудования в Мангистауской области. В целом в ходе состоявшихся встреч были обсуждены вопросы практически по всем направлениям взаимодействия, которые есть у двух стран, достигнут ряд важных договоренностей.

«Летописью плодотворного взаимодействия и поддержки» назвал Нурсултан Назарбаев современную историю отношений Казахстана и Китая. Ведь Пекин одним из первых признал независимость Казахстана и благодаря совместным усилиям и политической воле 1 700 км казахстанско-китайской границы стали линией дружбы и партнерства. Встречи представителей казахстанских и китайских политических, деловых кругов проводятся с завидной регулярностью. В настоящее время двустороннее сотрудничество стран вышло на новый этап, наблюдается качественный рост в отношениях двух государств.

За относительно короткий исторический период объем товарооборота между Казахстаном и Китаем с 337 миллионов долларов вырос до 22 миллиардов долларов. Только за последние два года подписаны двусторонние контракты на общую сумму более 70 миллиардов долларов. В различных сферах страны заключили свыше 250 межправительственных и межведомственных соглашений.

Отдельно можно отметить инициативу "Один пояс, один путь", для реализации которой уже сделаны такие шаги, как эксплуатация логистического терминала в порту Ляньюньган (через него уже проходит порядка 250 тыс. контейнеров, а в ближайшем будущем планируется удвоить эти объемы), строительство автодороги «Западный Китай – Западная Европа», функционирование международного центра "Хоргос" и другие. Между странами Европейского союза и Азиатско-Тихоокеанского региона ежегодно курсирует около шести миллионов контейнеров. Сейчас основная часть этого потока – около 98% – перевозится морским флотом через зарубежные порты. Вместе с тем, транзитный сухопутный маршрут через Казахстан намного короче морского пути. Теперь транспортировка товаров возможна в течение двух недель. Это стратегическое преимущество является ключевым условием для образования между Астаной и Пекином транснационального транзитно-транспортного альянса.

Надо также отметить, что провозглашенная Лидером нации экономическая программа "Нұрлы жол" перекликается с инициативой "Один пояс, один путь". Как отметил в ходе государственного визита в Пекин Нурсултан Назарбаев, «с декабря 2014 года нами ведется работа по расширению горизонтов сотрудничества в области индустриализации и инвестиций. В частности, отобрано 48 инвестпроектов на общую сумму более 30 миллиардов долларов и подписан Меморандум между Казахстаном и Китаем о сотрудничестве в области индустриализации и инвестиций». Особо следует обратить внимание на тот факт, что в настоящее время Казахстан и Китай выступают единым фронтом по многим вопросам международной политики.

Конкретным результатом августовского визита Нурсултана Назарбаева в Китайскую Народную Республику стало подписание более тридцати документов. Это и Совместная декларация глав государств РК и КНР о новом этапе отношений всестороннего стратегического партнерства, и соглашения между правительствами двух стран в области индустриализации, инвестиций, и культурно-гуманитарного сотрудничества. При этом большая часть достигнутых договоренностей носит коммерческий характер.

Поэтому можно смело говорить об этапности состоявшегося визита Президента в Китай. Если раньше казахстанско-китайское сотрудничество в экономической сфере в основном касалось поставок нашего сырья на китайский рынок, то сейчас начинается новый этап, когда мы говорим об открытии новых индустриальных предприятий на территории Республики Казсхатан, что означает создание рабочих мест, увеличение поступлений в бюджет. Согласно достигнутым договоренностям совместные проекты, которые планируется реализовывать в Казахстане, должны отвечать ряду основных требований – они должны быть действительно востребованными в стране, инновационными и соответствовать экологическим требованиям. При этом отдельные соглашения, подтвержденные в рамках визита, затрагивают вопросы, касающиеся проведения ЭКСПО-2017 в Астане, в частности, максимально полную реализацию туристического потенциала. Договоренности, которые достигнуты между главами двух государств, направлены на то, чтобы экономика Казахстана и наши политические отношения с КНР развивались по поступательной.

Экономическое сотрудничество Казахстана и Китая за несколько лет вышло на уровень интенсивного взаимовыгодного промышленного и финансового развития. Эксперты сходятся во мнении, что за несколько последних десятилетий Китай показал потрясающий пример экономического роста, основанного на взвешенной и продуманной экономической политике. Индустриализация, активное внедрение новейших технологий, поощрение предпринимательской инициативы, ориентир на экспорт - все это принесло очевидные плоды. КНР поднялась на вторую строчку мирового рейтинга ВВП, при этом опережая лидера - США - по темпам роста. Другими словами, вполне возможно, что в ближайшие годы именно Китай станет самой большой экономикой планеты.

Казахстану в отличие от многих стран, соседствующих с Поднебесной, удалось вырабатывать эффективные механизмы взаимодействия с Китаем, приносящие стране большую выгоду. Большого прорыва удалось добиться за последние несколько лет. Фактически КНР вышла на 1-е место среди стран - торговых партнеров Казахстана. В 2013 году торговый оборот между двумя странами составил 28,6 млрд. долларов, в то время как с Россией, например, 23,5 млрд. С Европейским союзом объем оборота выше - 53,3 млрд. долларов, однако нужно помнить, что это объединение включает в себя такие государства, как Германия, Франция, Италия, Испания и прочие. Кроме того, за 20 лет дипломатических отношений Китай инвестировал в казахстанскую экономику порядка 19 млрд. долларов. За полтора года - с сентября 2013 года по декабрь 2014 года - между двумя странами подписано инвестиционных соглашений на колоссальную сумму в 54 млрд. долларов.

За последние годы запущено несколько крупных казахстанско-китайских проектов. В их числе - новый железнодорожный переход Алтынколь - Хоргос, газопроводы Сарыбулак - Зимунай и Бозой - Шымкент, логистический терминал Ляньюньган, Актауский битумный завод, проект по комплексной переработке угля с получением жидкого топлива, производство калийных удобрений. Китайская корпорация CNPC вошла в число акционеров Кашаганского проекта.

В декабре 2014 годы по итогам встречи премьер-министров Казахстана и Китая Карима Масимова и Ли Кэцяна в Астане было объявлено: КНР планирует перенести ряд производственных мощностей на территорию Казахстана. Речь идет о десятках предприятий. Общая сумма подписанных контрактов составила 14 млрд. долларов. В частности, КНР готова открыть производственные предприятия в сфере строительной индустрии и сельхозпереработки. «Мы готовы создать на территории Казахстана заводы по производству стекла, цемента и переработке сельхозпродукции, что очень созвучно с концепцией программы «Нұрлы жол», - подчеркнул тогда Ли Кэцян. Кроме того, китайских инвесторов интересуют текстиль, химия, металлургия, машиностроение, нефтехимия, стройматериалы, горнорудные проекты и энергетика.

В январе 2015 года в рамках казахстанско-китайского инвестиционного форума был анонсирован ряд совместных проектов в перерабатывающей промышленности. По словам министра по инвестициям и развитию Асета Исекешева, рассматривается более двадцати проектов в обрабатывающей промышленности, направленных на выпуск готовой продукции или продукции с высокой добавленной стоимостью.

Казахстан также инициировал ряд проектов. По словам министра энергетики Владимира Школьника, Республика Казахстан планирует поставлять в Китай электрическую энергию. «Сейчас рассматривается вопрос расширения нашего экспортного потенциала путем строительства высокой линии постоянного тока от Экибастуза до подстанции Хами в СУАР. Это позволит нам передать до 6 ГВт в Китай», - подчеркнул он. По его словам, сегодняшняя ситуация позволяет Казахстану экспортировать до 2 000 МВт электроэнергии.

Китайская международная инженерно-строительная компания цветной металлургии (NFC) планирует напрямую инвестировать в горнодобывающую отрасль Казахстана. Инвесторов заинтересовали несколько местных рудников. «Компания обеспечивает работой 950 человек местного населения. До сегодняшнего дня инвестировано 44 миллиона долларов в экономику Казахстана. Большая часть инвестиций вложена в строительные машины, направлена на возведение складов и другой инфраструктуры», - заявил один из топ-менеджеров компании.

Использование Казахстаном экономического фактора Китая позволит стране добиться существенного экономического роста. В условиях санкционного противостояния между Западом и Россией Казахстану необходимы как альтернативные рынки, так и альтернативные источники инвестиций. Географически располагаясь между Китаем и Европой, Казахстан сможет полностью использовать собственный растущий логистический потенциал. Все необходимое для этого в последние годы уже сделано.

Известно, что на Востоке издревле политика и экономика были тесно сплетены с культурой. Казахстан и Китай активно сотрудничают в культурной сфере. Осенью 2013 года в Пекине, Гонконге и Урумчи прошли беспрецедентные по масштабам и географии Дни культуры РК в КНР. На гала-концерте мастеров искусств в Пекине выступили артисты Государственного академического оркестра народных инструментов им. Курмангазы, известные оперные певцы, хореографический коллектив театра «Астана балет». На китайский язык переведена и презентована широкой китайской публике книга «Первый. Очерки о Президенте РК». В пекинском парке «Чоян» открыт памятник Абаю Кунанбаеву. В мае 2014 года Министерство культуры РК и корпорация CNPC подписали меморандум о проектировании и строительстве Казахской национальной академии хореографии.

Китай - важнейший торгово-экономический партнер Казахстана, и между странами очень быстрыми темпами растет товарооборот, развивается инвестиционное и технологическое сотрудничество.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что Казахстан и Китай будут поступательно расширять и усиливать торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество. У Казахстана и Китая огромный потенциал для расширения и усиления взаимовыгодного сотрудничества. Реализация тех договоренностей, которых достигли лидеры двух стран, придаст качественное наполнение двусторонним отношениям Астаны и Пекина.

Самые интересные новости в нашем Telegram-канале


Редакция

Новости Казахстана

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram. Полное воспроизведение или частичное цитирование других материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы могут быть скопированы и размещены только с подписью «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. 
Реклама на сайте

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика