×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 184

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (700) 402 32 92
01.10.2015 в 23:45

Грядет 23-я годовщина создания СВМДА

Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) является международным форумом по укреплению сотрудничества, направленного на обеспечение мира, безопасности и стабильности в Азии.

СВМДА – форум, основанный на понимании существования непосредственной связи между миром, безопасностью и стабильностью в Азии и во всем мире. Государства - члены, подтверждая свою приверженность Уставу ООН, считают, что мир и безопасность в Азии могут быть достигнуты через диалог и сотрудничество, ведущие к общей неразделимой области безопасности в Азии, где будут мирно сосуществовать государства, а их народы – жить в атмосфере мира, свободы и процветания.

Идея о созыве СВМДА была впервые озвучена Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 5 октября 1992 г. Движущей силой этой инициативы  стало стремление создать эффективную и приемлемую структуру по обеспечению мира и безопасности в Азии. В отличие от других регионов мира, в тот момент в Азии ещё не существовало подобной структуры, а более ранние попытки её создания не увенчались успехом. Данная инициатива получила поддержку со стороны ряда азиатских государств, которые убедились, что именно такая структура является велением времени.

Декларация принципов, регулирующих отношения между государствами-членами СВМДА, принятая на Первой встрече министров 14 сентября 1999 года в Алматы, и Алматинский акт, устав СВМДА, принятый в ходе Первого саммита 4 июня 2002 года, являются основными документами СВМДА. Эти два документа стали ключевыми для дальнейшей эволюции процесса СВМДА. Следуя духу основных документов, СВМДА проводит свою политику, основанную на принципах верховенства права, невмешательства во внутренние дела государств-членов и экономического, социального и культурного взаимодействия, в целях достижения своей главной цели - расширения сотрудничества через выработку многосторонних подходов, направленных на продвижение мира, безопасности и стабильности в Азии. Все решения в рамках СВМДА принимаются консенсусом.

16 стран Азии присоединились к СВМДА с самого начала. Сегодня СВМДА включает двадцать шесть государств-членов, которые охватывают около 90% территории и населения континента. Восемь стран и четыре международных организации, в том числе ООН, имеют статус наблюдателей. Государством-членом Совещания может стать страна, географически имеющая часть территории в Азии.

Высшим органом СВМДА, принимающим решения, является Саммит глав государств и правительств. Эти встречи на высшем уровне проводятся каждые четыре года в целях проведения консультаций, оценки прогресса и определения приоритетов деятельности Совещания. Встречи министров иностранных дел также проводятся каждые четыре года – через два года после Саммита. Министерские встречи являются основным форумом для проведения консультаций и рассмотрения всех вопросов деятельности СВМДА. Заседания Комитета старших должностных лиц созываются по мере необходимости, но не реже чем один раз в год после принятия предыдущих решений СВМДА, для проведения консультаций по текущим вопросам СВМДА, курирования деятельности Специальной рабочей группы и координации других встреч. Специальная рабочая группа изучает специфические вопросы, реализует порученные ей задачи и представляет отчеты на рассмотрение Комитета старших должностных лиц.

Создание атмосферы доверия и доброй воли между государствами-членами является основной целью СВМДА. В Каталоге мер доверия СВМДА содержится перечень мер доверия. Кооперативный подход к осуществлению мер доверия СВМДА заложил механизмы их имплементации. В рамках Каталога определены меры доверия по пяти основным измерениям: экономическому, экологическому, гуманитарному, борьбе с новыми вызовами и угрозами, военно-политическому.

Учитывая разнообразие государств-членов, и реалий, присущих Азии, было решено начать с реализации мер доверия в области борьбы с новыми вызовами и угрозами, а также в экономическом, экологическом и гуманитарном измерениях. Реализация мер доверия в этих областях создает достаточную атмосферу доброй воли и укрепляет взаимоотношения между государствами-членами что, в конечном итоге, послужит стартовой площадкой для реализации мер доверия в военно-политическом измерении.

Процесс реализации мер доверия в рамках СВМДА уже начался. Двенадцать государств-членов добровольно выступают как страны-координаторы или со-координаторы по имплементации определенных проектов по мерам доверия в гуманитарном измерении; в области новых вызовов и угроз (терроризм, управление пограничным контролем, торговля людьми и транснациональная преступность); по развитию безопасных и эффективных систем транспортных коридоров; борьбе с наркотиками; управлению национальными катастрофами; информационным технологиям; энергетической безопасности; развитию малых и средних предприятий; и туризму. Были приняты концепции и/или планы действий в гуманитарном измерении, сфере новых вызовов и угроз и борьбе с незаконным оборотом наркотиков, также рассматриваются концепции в других областях.

Положение о внешних связях СВМДА является основой для установления отношений. СВМДА стремится установить контакты и связи с Организацией Объединенных Наций и региональными и международными организациями для поддержки своих усилий по укреплению мира, безопасности и экономического развития в Азии. На 62-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2007 году СВМДА получило статус наблюдателя. В целях установления связей с другими организациями, СВМДА подписало Меморандумы о взаимопонимании с Организацией экономического сотрудничества (ОЭС), ЕврАзЭС и Международной организацией по миграции (МОМ). Рассматриваются меморандумы о взаимопонимании с Южноазиатской Ассоциацией регионального сотрудничества (СААРК) и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС).

Секретариат СВМДА, административный орган Совещания, расположен в Алматы, Республика Казахстан. В штат Секретариата входят Исполнительный директор, назначаемый страной-Председателем, заместитель Исполнительного директора и Профессиональный персонал, направляемый государствами-членами.

Гун ЦЗЯНЬВЭЙ, посол, исполнительный директор Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии:

- СВМДА – это Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, инициатива о созыве которого была озвучена Президентом Нурсултаном Назарбаевым 5 октября 1992 года в ходе 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Идея сразу вызвала интерес у ряда членов – государств ООН тем, что в выступлении звучала конкретика. Лидер молодого независимого Казахстана предлагал временные рамки создания и поэтапного развития международного процесса, направленного на укрепление безопасности и стабильности на Азиатском континенте. Говорилось также и о субстантивном наполнении деятельности. Такая обоснованность предлагаемой инициативы способствовала тому, что сразу 16 стран заявили о готовности стать членами-государствами совещания.

Основная идея СВМДА заключается в создании переговорной площадки для обсуждения общих проблем развития Азиатского региона и борьбы с новыми вызовами, с которыми столкнулись все страны. Заинтересованность членов и потенциальных участников совещания вызвало и предложение работать поэтапно, с учетом национальных позиций всех государств. Все решения в рамках СВМДА принимаются консенсусом, что означает единогласное одобрение со стороны всех участников переговоров.

Сейчас работа СВМДА охватывает пять обширных направлений: гуманитарное, экологическое, экономическое, военно-политическое и борьба с новыми вызовами и угрозами. За прошедшие годы деятельность форума именно в таком формате подтвердила правильность и эффективность использования «мягкой дипломатии». Выработка и реализация мер доверия в одной области способствуют росту взаимопонимания между участниками переговоров в целом, становится основой для расширения сотрудничества и в других сферах.

23 года деятельности международной структуры – это много или мало? Рассмотрим, что сделано Совещанием по взаимо­действию и мерам доверия в Азии за этот период.

С самого начала локомотивом процесса СВМДА стал Казах­стан. Это и понятно, ведь страна выступила вдохновителем и организатором. С 1992 по 2010 год Казахстан выдвигал целый ряд инициатив, благодаря которым велась разработка регламентирующих и базовых документов, определяющих параметры деятельности, права и ответственность государств – членов СВМДА. Это достаточно внушительный пакет, который, кстати, не является незыблемым. Ряд из этих документов был далее доработан для соответствия меняющимся современным реалиям международной обстановки. Надо иметь в виду, что все документы СВМДА базируются на положениях и принципах Устава ООН.

Особое значение среди них имеют Алматинский акт и все политические декларации прошедших четырех саммитов на высшем уровне и четырех министерских встреч.

Деликатный подход и правильное определение ключевых параметров взаимодействия заинтересованных стран, сформулированные в Декларации о принципах, регулирующих отношения между государствами – членами СВМДА, после семи лет напряженной работы способствовали началу деятельности нового действенного института в сфере азиатской безопасности. Основная мысль декларации заключается в том, что "разнообразие национальных особенностей, традиций, культур и ценностей азиатских государств является не разоб­щающим, а ценным взаимообогащающим фактором их отношений".

В июне 2002 года в Алматы состоялся первый саммит глав государств/;правительств СВМДА, итогом которого стало подписание Алматинского акта – устава форума. На саммите также была принята Декларация по устранению терроризма и содействию диалогу между цивилизациями.

Алматинский акт является всеобъемлющим документом, разделившим деятельность СВМДА по четырем корзинам.

Первая – безопасность и сотрудничество. Государства-члены согласились предпринимать необходимые шаги для развития СВМДА как форума для диалога, консультаций и принятия решений и мер на основе консенсуса по вопросам безопасности.

Вторая корзина – вызовы безо­пасности. Страны обещают оказывать поддержку в усилиях по глобальному уничтожению оружия массового уничтожения; проводить политику ядерного разоружения как приоритетную, поддерживать контроль над вооружениями и разоружением; предпринимать шаги по противостоянию сепаратизму, нарко­трафику, отмыванию денег, транснациональной преступности; осудили терроризм во всех его формах и проявлениях.

Третья корзина – меры доверия. Здесь речь идет о разработке и осуществлении мер доверия, направленных на укрепление сотрудничества и создание атмосферы мира, доверия и дружбы.

К четвертой корзине относятся детали структуры и институтов СВМДА.

На основе вышесказанного в 2004 году был разработан Каталог мер доверия СВМДА, который содержит комплекс мер, носящих рекомендательный характер для стран Азии в пяти измерениях: военно-политическом, борьбе с новыми вызовами и угрозами, экономическом, экологическом и человеческом. Этот документ значим, поскольку определяет приоритетные сферы взаимодействия государств-членов по их желанию и с учетом их интересов. Региональные особенности развития были учтены при принятии в 2007 году в Бангкоке Кооперативного подхода к имплементации мер доверия СВМДА, закрепившего механизмы их реализации. Государство-член может выбрать для координации осуществления конкретную меру в любом из измерений. Сейчас государств-координаторов или сокоординаторов уже 12.

Успешное проведение второго саммита СВМДА в Алматы в июне 2006 года подтвердило главное достижение – форум де-факто превратился в общерегио­нальную арену диалога и консультаций. Тогда же решением глав государств и правительств был создан административный орган – Секретариат СВМДА. В исполнительном органе работает профессиональный персонал, состоящий из дипломатов, направленных государствами-членами. Бюджет складывается из добровольных взносов стран.

Активная и плодотворная работа способствует росту авторитета СВМДА на международной арене. С 2007 года совещание имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. СВМДА на регулярной основе взаимодействует с ООН, МОМ, ОЭС, ШОС, ОБСЕ и др. В частности, представители совещания приглашаются для участия во встречах высокого уровня, включая заседания СБ ООН, для обсуждения насущных международных и региональных вопросов по всем измерениям безопасности. Помимо этого, идет диалог между СВМДА и другими региональными организациями о гармонизации совместных усилий в различных областях деятельности. СВМДА работает в тесном сотрудничестве с другими международными структурами во избежание дублирования и для повышения эффективности предпринимаемых международных усилий.

Постоянное расширение членского состава СВМДА как нельзя лучше свидетельствует о заинтересованности азиатских государств в его деятельности, а, следовательно, уверенности в его перспективах. Здесь хочется отметить следующее. Расширение членства в СВМДА – это не просто механический процесс увеличения количества стран. Новые участники сразу включаются в деятельность, являются инициаторами новых направлений работы. На основе имеющегося опыта можно констатировать, что постепенно происходит расширение не только членского состава форума, но и сфер его деятельности. Год от года растет количество и качество, улучшается содержание наших мероприятий. Оптимизм внушает то, что после согласования концептуальных моментов и определения соответствующих правовых рамок начинается практическая работа.

На сегодня можно уверенно говорить о том, что СВМДА это не просто процесс, но процесс, из которого государства извлекают практическую пользу. Только это способствует росту авторитета форума среди его государств-членов и привлекает новых участников. С 1992 по 2015 год число их увеличилось с 16 до 26.

В рамках СВМДА по всем измерениям проводятся мероприя­тия: практические, обучающие, ознакомительные и т. д. Так, в экономическом направлении состоялись 3 бизнес-форума, посвященных вопросам малого и среднего бизнеса (МСБ), который является очень важным сектором экономики в Азии, потому что именно МСБ обеспечивает ту стабильность, которая необходима развивающимся странам. А в Азии как раз большинство составляют такие государства, за исключением некоторых развитых. В работе бизнес-форумов участвовали как представители МСБ, так и государственные чиновники из этой сферы. В ходе прямого общения происходила презентация производств и продукции, обсуждение общих вопросов и путей их решения, обмен мнениями и главное – налаживание прямых контактов между предпринимателями стран СВМДА. Безусловно, достижением в экономическом измерении СВМДА стало предложение о создании Делового совета, проект которого утвержден. Сейчас формируется персональный состав совета, отрабатывается бизнес-ориентированный План действий до 2018 года. Как стало известно, Китай в качестве председателя СВМДА планирует провести первую учредительную конференцию Делового совета, а также четвертый бизнес-форум в своей столице в начале ноября 2015 года.

В области борьбы с наркотрафиком проведены обучающие семинары для специалистов различных профилей, связанных с этой проблемой: правоохранительных и медицинских. Аналогичные мероприятия состоялись и для представителей структур, участвующих в борьбе с новыми вызовами и угрозами. Примечательно, что преподавателями и лекторами на этих встречах были представители стран СВМДА, что способствовало изучению материала на основе реальной ситуации в азиатском регионе. Создаются базы данных контактных лиц, национальных координаторов, в том числе ведомств. Это немаловажная деталь. Ведь исполнители могут уйти из ведомства, но последнее сохраняет за собой ответственность за реализацию планов действий.

В области экологии Монголия взяла инициативу провести в сентябре текущего года экспертную встречу по лесонасаждению и борьбе с опустыниванием в Улан-Баторе.

В человеческом измерении проведены фестивали, издан сборник сказок и преданий стран СВМДА, был организован молодежный лагерь. Состоялись также мероприятия по продвижению межцивилизационного диалога, культурного сотрудничества, развития демократических процессов в регионе. Особо хотелось бы отметить, что в нынешнем году в Пекине состоялась первая учредительная конференция Молодежного совета СВМДА. Мы уверены, что Молодежный совет, несомненно, будет способствовать дальнейшему продвижению общего процесса в этом важном измерении.

В 2009 году запустилась работа и в военно-политическом измерении – одной из самых чувствительных областей для всех стран и организаций. Именно атмосфера переговоров в рамках СВМДА позволила достичь необходимого уровня доверия, что и дало возможность приступить к обсуждению конкретных мероприятий в этой сфере. В январе 2013 года государства-члены согласились начать осуществление в военно-политическом измерении следующих четырех основных мер, а именно: взаимные визиты представителей военных ведомств и военных учебных заведений; взаимные приглашения представителей вооруженных сил для участия в национальных праздниках, культурных и спортивных мероприятиях; обмен информацией о биографиях высших военных руководителей; обмен информацией о статусе присоединения или ратификации многосторонних инструментов по контролю над вооружениями и разоружению, а также конвенций о космическом пространстве.

Таким образом, во всех измерениях проведено несколько десятков мероприятий для стран СВМДА – семинары, конференции, а также обучающие курсы, фестивали, посещение военных объектов и т. д. С каждым разом увеличивается число стран, направляющих своих представителей для участия. Разнообразна и география проведения мероприятий.

В последнее время по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева участники СВМДА обсуждают целесообразность дальнейшей институционализации процесса – преобразования его в организацию. Важную роль в этом сыграли 3-й и 4-й саммиты, в ходе которых председательство приняла сначала Турецкая Республика с 2010 по 2014 год, а сейчас, с 2014 по 2018 год, председателем является Китайская Народная Республика.

На Шанхайском саммите в мае 2014 года, принимая председательство, Пекин объявил о готовности продолжать деятельность по всем измерениям, поддерживать все выдвинутые инициативы и реализовывать принятые планы действий в различных областях. Среди прочего была предложена новая Азиатская концепция безопасности. Само собой разумеется, для реализации этой концепции Китай будет способствовать укреплению связей и сотрудничества между государствами – членами СВМДА, а также взаимодействию с рядом региональных организаций.

Новая концепция безопасности выступает за общую, всеобъемлющую, кооперативную и устойчивую безопасность в Азии. Сегодня безопасность стала всеобъемлющей, трансграничной и межотраслевой проблемой. Она больше не связана с наращиванием военной мощи, чтобы запугивать другие страны. Безопасность одной страны в действительности связана с безопасностью других стран. Новая концепция безопасности принимает эту реальность в расчет.

Суть заключается в том, что страны должны противостоять попытке преследовать свою собственную «абсолютную безопасность». Вместо этого они должны заверить друг друга в решимости общего сосуществования и признания законных интересов безопасности других. Принимается во внимание и тот факт, что в эпоху глобализации угрозы международной безопасности стали более разнообразными. Терроризм, территориальные споры, религиозные конфликты, распространение оружия массового уничтожения, транснациональная преступность, экономические кризисы, гуманитарные катастрофы представляют собой комбинацию традиционных и нетрадиционных факторов. Суть кооперативной безопасности заключается в том, что страны должны урегулировать международные споры мирными средствами и противостоять использованию или угрозе использования силы. Они должны работать, чтобы находить, расширять и углублять общие интересы и построить более широкий, всеохватывающий и открытый механизм региональной безопасности.

Устойчивая безопасность принимает во внимание то, что развитие и процветание является важной гарантией безопасности. Устойчивое социально-экономическое развитие неотделимо от управления безопасностью и ее сохранением. Страны должны осознавать тесную связь между развитием и безопасностью и работать во имя их взаимного укрепления и скоординированного прогресса.

Прогнозировать что-либо в быстро меняющемся мире весьма трудно. Безусловно, многое зависит от общих приоритетов государств – членов СВМДА, поскольку именно они определяют стратегию развития и от них зависит будущая деятельность форума. Состоявшаяся месяц назад в Пекине очередная встреча Специальной рабочей группы СВМДА, состоящей из представителей всех стран, подтвердила этот тезис. На заседании рассматривалась текущая деятельность и обсуждались инициативы на ближайший период, что подтвердило растущую заинтересованность и активное участие государств-членов.

Как уже сказано выше, в ноябре текущего года Китай планирует провести четвертый бизнес-форум с широким участием представителей госучреждений, МСП, финансовых институтов и исследователей из стран – участниц СВМДА. Продолжается работа по координации деятельности государств совещания с целью вовлечения в развитие экономического пояса Великого шелкового пути и Морского шелкового пути 21 века.

Были представлены инициативы по организации в конце текущего и начале следующего года мероприятия по информационным технологиям, энергетической безопасности и экологии, борьбы с терроризмом. Расширяется деятельность в области борьбы с наркобизнесом. Кстати, в июне 2015 годы подписан Меморандум о взаимодействии с Управлением ООН по наркотикам и преступности, что позволяет избежать дублирования в деятельности обеих организаций и повысить их эффективность.

К одному из достижений председательства КНР можно отнести активизацию работы по привлечению академических, исследовательских и экспертных кругов к рассмотрению современных вызовов, стоящих перед Азиатским регионом, и возможных путей их разрешения. На четвертом саммите СВМДА, состоявшемся 21 мая 2014 года в Шанхае, председатель Китая Си Цзиньпин предложил создать неправительственный форум СВМДА. 25–26 мая нынешнего года в Пекине была организована Первая ежегодная конференция неправительственного форума СВМДА, что стало логическим продолжением этого предложения. Участники конференции на тему "Азия в следующем десятилетии – безопасность и развитие" обсудили вопросы, относящиеся к обеспечению мира и развития в регионе, вопросы безопасности и другие проблемы. В конференции, прошедшей на высоком уровне, приняли участие бывшие политические лидеры, президенты и премьер-министры, бывшие министры иностранных дел и руководители высшего звена из государств-членов. Среди участников были также представители НПО и аналитических центров из государств-членов и наблюдателей СВМДА, а также других стран, представители международных организаций.

Деятельность СВМДА ориентирована на будущее, поэтому много внимания уделяется молодежи – ее проблемам, желаниям, возможностям. В прошлом году был создан Молодежный совет СВМДА, который объединил представителей молодежных организаций стран-участниц, занимающих активную жизненную позицию и полных решимости построить процветающую Азию. Во имя будущего мира, согласия, безопасности и благополучия во всем мире.


Редакция

Новости Казахстана

Полное воспроизведение или частичное цитирование материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы агентства могут быть использованы только с указанием авторства «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Республика Казахстан, 010000
г. Нур-Султан (Астана), К. Сатпаева, 13А
Тел.: 8 (7172) 308571
Email: n.times@mail.ru

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика