×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
15.08.2014 в 21:44

«Нур Отан» разработал антикоррупционную программу

8 июля 2014 года состоялась официальная презентация проекта партийной программы противодействия коррупции на 2015–2025 годы с участием первого заместителя председателя партии "Нур Отан" Бауыржана Байбека, передает ИА «NewTimes.kz».

Это принципиально новый документ превентивного действия член фракции партии «Нур Отан» в мажилисе парламента Нурлан Абдиров.

«О коррупции в последние годы много говорят и пишут. Многое делается и в антикоррупционном плане как на законодательном, так и на институционально-организационном уровне. Поэтому не буду упоминать уже принятые законы, оперировать статистикой, рассказывать об успехах уполномоченных государственных органов и проведении различных мероприятий в центре и на местах. Все это приносит определенные плоды, и для многих это не станет новостью. Остановлюсь на новом. "Нур Отан" планирует на одном из ближайших заседаний политсовета партии рассмотреть партийную Программу противодействия коррупции на 2015–2025 годы. Специально созданная рабочая группа, в состав которой вошли депутаты Парламента, представители государственных органов, неправительственных организаций, бизнес-сообщества, известные в стране ученые и экс­перты, в течение 5 месяцев работали над ее текстом», - рассказывает член фракции партии «Нур Отан» в мажилисе парламента Нурлан Абдиров.

Следует подчеркнуть, что речь идет не о программе государства.

«И разрабатываемый партией проект не подменяет усилий госорганов, которые сегодня по поручению Президента страны ведут разработку антикоррупционной стратегии государства до 2025 года. В своем политико-идеологическом документе "Нур Отан" определяет на будущее собственную роль и конкретный вклад в развитие антикоррупционного процесса. Основой для этого послужили политические, экономические и правовые приоритеты, содержащиеся в "Стратегии "Казахстан-2050", политической доктрине партии, а также Договоре о Евразийском экономическом союзе», - отметил он.

При этом главным посылом стал тезис Елбасы, Лидера партии ­ Нурсултана Назарбаева на XV съезде "Нур Отана" о том, что "принципиальный вопрос политического лидерства – наша непримиримая антикоррупционная стратегия", который полностью отражает современные ожидания общества.

«С учетом ограниченных возможностей газетной публикации остановлюсь лишь на некоторых базовых моментах обсуждаемого документа. В первую очередь я бы обратил внимание на попытку емкого объяснения опасности коррупции как явления. Ведь она угрожает фундаментальной ценности нашего государства – независимости, благодаря которой стали возможны все успехи Казахстана. Опасность коррупции заключается в том, что она подрывает устои общества и государства, закладывая ложные ориентиры в сознание граждан. Она же снижает эффективность функционирования государственной власти, препятствуя созданию новой модели взаимоотношений государства и граждан как равных партнеров с конституционно закрепленными правами и обязанностями», - считает депутат.

Из такого понимания, по его мнению, и должна вытекать вся антикоррупционная политика страны, в выстраивании и реализации которой "Нур Отан" видит свое ответственное место. Поэтому закономерно ожидать выработки новых эффективных мер, направленных на преодоление сохраняющихся здесь стереотипов и формального подхода, подключения скрытых и неиспользованных еще резервов.

«В отличие от действующей с 2008 года программы, обсуждаемая антикоррупционная программа партии – это принципиально новый документ, в котором главный акцент перенесен на устранение причин и условий коррупции. На этом построена вся концепция документа и система предлагаемых мер. Сегодня многие уже понимают, что преследование отдельных коррупционеров, в том числе за счет "громких дел", не может дать устойчивого результата. Поэтому новая программа, наряду с системностью, основывается на таких базовых принципах, как прозрачность, открытость и подотчетность государства обществу, равноправное социальное партнерство государства и общества, партнерство партии и общества», - сказал мажилисмен в этой связи.

В своей совокупности такой подход должен позволить достичь главной цели программы – вовлечения в антикоррупционное движение всех слоев общества путем создания атмосферы "нулевой" терпимости к любым проявлениям коррупции.

«Прийти к этой цели будет непросто. Действительность такова, что равнодушие к проявлениям коррупции остается острой общественной проблемой. В сознании части граждан коррупция вообще стала обыденным делом, а для некоторых – способом решения насущных вопросов в обход закона. Поэтому решение возможно только через систему последовательной продуманной работы с общественным сознанием, которая должна привести к формированию в обществе антикоррупционной культуры, стойкого антикоррупционного иммунитета. До нынешнего дня такая задача четко не формулировалась, а меры, реализуемые в этом направлении государством и обществом, носят чаще всего фрагментарный характер (разовые акции, отдельные публикации и т. п.). Между тем без использования всего потенциала семьи и сферы образования, начиная с дошкольного, а также специального информационного сопровождения, нужного результата не добиться. Причем следует активно работать с самими родителями, которые и должны стать достойным примером прежде всего для собственных детей», - отметил он.

Такой подход в проекте новой партийной программы выражен в ряде конкретных фундаментальных мер, по сути, новых в своем современном звучании. В частности, я бы обратил внимание на необходимость культивирования в семье и обществе традиционных народных ценностей самодостаточности (умеренность и скромность в запросах, нравственная стойкость и твердость в отношении излишеств), приоритета духовного богатства над материальным. Путем использования всех актуальных инструментов также важно продвижение идеологического бренда "Страна без коррупции – процветающая страна". Отсюда и вытекает новая задача, которая заключается в построении модели антикоррупционного поведения на всех уровнях воспитания и образования, культивировании стандарта такого поведения.

«Один из ключевых элементов программного документа связан с вопросами взаимодействия партии и общества в противодействии коррупции. Если говорить конкретно, то программа нацеливается на выстраивание сотрудничества партии с институтами гражданского общества и развитие общественного контроля. Учитывая независимость этих институтов и их заинтересованность в противодействии коррупции, можно ожидать расширения участия общественности в этой работе. В документе выделен ряд главных направлений такого сотрудничества: достижение прозрачности в работе госорганов, нацкомпаний и их должностных лиц; выявление в их деятельности недостатков, порождающих коррупцию, а также инициирование их устранения; предание широкой общественной огласке каждого факта коррупции», - подчеркнул Абдиров.

Нельзя не упомянуть при этом о принципиальной позиции партии, которая заключается в том, что противодействие коррупции "Нур Отан" должен начинать с себя. Примером для общества в этом должен стать каждый член партии. Поэтому в документе прямо указывается курс на решительное очищение рядов партии от тех, кто запятнал себя коррупционными правонарушениями.

Принципиальная системная работа в гражданском секторе связывается с дальнейшей актуализацией общественных приемных партии, общественных дискуссий, сходов и собраний граждан, отчетов акимов, социологических исследований, данных правоохранительных органов и сообщений средств массовой информации, которые должны стать важными источниками информации для осуществления партийного и общественного контроля. Иначе говоря, будут обеспечены эффективные каналы обратной связи с населением, без которой трудно рассчитывать на весомый результат. Здесь следует подчеркнуть, что новая программа переносит центр тяжести антикоррупционной деятельности на места, в территориальные и первичные парторганизации, то есть на участки каждодневного прямого контакта членов партии с населением. Для этого будет использована уже действующая инфраструктура партии, в частности региональные общественные советы по противодействию коррупции, в состав которых входят представители гражданского общества.

Следует ожидать, что такое партнерство и взаимодействие поднимет уровень правовой культуры и осведомленность населения о мерах противодействия коррупции, повысит доверие населения к власти, госорганам, нацкомпаниям, что благоприятно скажется на общественной поддержке антикоррупционной политики партии.

Отдельным блоком в документе выделены вопросы противодействия коррупции в экономической сфере. Партия исходит из того, что коррупция является серьезным фактором, тормозящим экономическое развитие страны. Справедливо и то, что только страна, свободная от коррупции, привлекательна для инвестиций и экономического сотрудничества. Сферы освоения бюджетных средств, реализации государственных и отраслевых программ, использования и приватизации государственного имущества также требуют партийного и общественного контроля. Необходимо добиваться прозрачности использования каждого тенге из бюджета.

Решение проблем, связанных с высоким уровнем теневой экономики, видится в упрощении и повышении прозрачности административных процедур при создании и ведении бизнеса, привлекательности для бизнеса налогового и таможенного законодательства, постепенном переходе от налично-денежных форм расчетов к безналичным платежным инструментам и другим мерам. При этом указанный выше контроль должен быть усилен в тех отраслях экономики, где доля теневого бизнеса не уменьшается.

Ратифицировав 4 мая 2008 года Конвенцию ООН против коррупции, Казахстан принял на себя обязательство сфокусировать внимание на угрозах, исходящих от корпоративной коррупции. В связи с этим актуализируются меры противодействия дальнейшему ее распространению в квазигосударственном и частном секторах экономики.

Проект программы акцентирует внимание на важности эффективной обратной связи партии с бизнес-сообществом через Национальную палату предпринимателей. При этом одним из главных партийных приоритетов становится защита предпринимательства, которая невозможна без расширения практики партийного и общественного контроля над снижением административного давления на бизнес.

«В антикоррупционной деятельности сфера государственной службы и управления всегда находится в центре внимания. В основе коррупционных проявлений в этом секторе лежит конфликт между личными интересами и интересами государства. Среди мер, которые партия намерена продвигать, можно выделить: постоянный мониторинг качества оказания государственных услуг, их актуализацию с учетом потребностей населения, а также последовательную передачу части из них в конкурентную среду; совершенствование внешнего контроля деятельности госорганов, разграничение исполнительных и контрольно-надзорных функций; обеспечение достойной оплаты труда и развитие системы моральных и материальных поощрений за результативную работу госслужащих; внедрение в практику ежегодной публичной отчетности об итогах работы госорганов и нацкомпаний», - отметил депутат.

Не первый год, в том числе в СМИ, обсуждается вопрос ответственности руководителей за коррупционные нарушения подчиненных. В этом плане документ содержит ясное положение о том, что коррупционные преступления госслужащих должны вести к безусловной отставке их непосредственных руководителей. В поддержку государственной кадровой политики партия будет формировать свой кадровый резерв для рекомендации членов партии с безупречной репутацией на руководящие должности в государственном аппарате.

Однако весь этот комплекс разноплановых и взаимоувязанных мер будет применим при условии соответствующего законодательного их регулирования. Акцент на устранение причин и условий коррупции, а не на борьбу с ее последствиями делает востребованным принятие ряда новых законов. Прежде всего обществу необходим закон "О противодействии коррупции", в котором ее предупреждение как явления будет приоритетным. Действующий с 1998 года Закон "О борьбе с коррупцией" концептуально устарел и не соответствует современным программным установкам партии. К тому же большинство его положений реализовано путем внесения изменений в действующее законодательство, а также мерами организационно-правового порядка.

«Настало время задуматься о разработке отдельных законов "О доступе к информации" и "Об общественном контроле". Целесообразно установить пределы и процедуры получения запрашиваемой информации, определение категорий информации, круга и ответственности пользователей, решение многих других вопросов, что восполнило бы существующий пробел в законодательстве. Грамотная правовая регуляция позволила бы эффективно и ответственно использовать весомый потенциал возможностей общества. Актуально законодательно очертить объем полномочий общественности и гарантии их реализации. При этом паритет прав и обязанностей сторон предполагает ответственность институтов гражданского общества за использование информации, полученной в результате контроля. Принятие с учетом международного опыта упомянутых законов должно обеспечить открытость, прозрачность и подотчетность обществу деятельности госорганов, нацкомпаний и их должностных лиц.

И в заключение. Все конкретные мероприятия программы, включая сроки их исполнения, будут изложены в соответствующих "дорожной карте" и ежегодном плане мероприятий, которые партия намерена разработать на основе программного документа. Мы ожидаем, что широкая общественная поддержка реализации программы позволит добиться значительного снижения уровня коррупции в стране, консолидации усилий государства, общества и бизнеса в противодействии ей на основе формирования в обществе антикоррупционного мировоззрения», - резюмировал он.

С текстом проекта партийной программы можно ознакомиться на сайте партии "Нур Отан" nurotan.kz, а также направить свои предложения и замечания в рабочую группу на адрес anticorruption@nurotan.kz.


Редакция

Новости Казахстана

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram. Полное воспроизведение или частичное цитирование других материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы могут быть скопированы и размещены только с подписью «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Предвыборная реклама

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика