×

Предупреждение

JUser: :_load: Не удалось загрузить пользователя с ID: 186

+7 (7172) 30 85 71

Написать нам в WhatsApp: +7 (707) 888 02 16
15.08.2014 в 22:02

Назначены выборы в сенат Казахстана

Указом Президента Республики Казахстан на 1 октября текущего года назначены выборы депутатов Сената, на основе которых будут избраны 16 сенаторов: по одному от каждой из 14 областей, а также от городов Астаны и Алматы, передает ИА «NewTimes.kz».

Сенат как одна из двух палат казахстанского Парламента состоит из 47 депутатов, 32 из которых избираются на основе косвенного избирательного права, а 15 – назначаются Президентом нашей страны для обеспечения представительства в этой палате "национально-культурных и иных значимых интересов общества". Срок полномочий депутатов Сената составляет шесть лет. Половина избираемых сенаторов переизбирается через каждые три года.

Подавать свои голоса за сенаторов по регионам будут 3 335 выборщиков-депутатов маслихатов всех уровней, которые сравнительно недавно (на всеобщих выборах 2012 года) были непосредственно избраны населением страны.

Кандидатом в депутаты Сената в соответствии с требованиями Конс­титуции может быть гражданин Республики Казахстан, достигший 30-летнего возраста, имеющий высшее образование, стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающий на территории Казахстана не менее 10 лет и не менее трех лет – на территории региона, от которого выдвигается кандидатом. Активное выдвижение кандидатов в депутаты Сената привело к тому, что уже в настоящее время на 16 мандатов претендуют 80 кандидатов, из них 65 – самовыдвиженцев, а 15 человек выдвинуты на сессиях маслихатов.

Выборная история Сената как одной из двух палат Парламента Республики Казахстан начинается с 5 декабря 1995 года. В течение последних 19 лет было проведено 7 избирательных кампаний на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. В очередной, 8-й раз Сенаторы будут избраны на этой же основе. Здесь возникает вопрос, не противоречит ли практика проведения косвенных выборов депутатов Сената международным обязательствам нашей страны? Могу сказать определенно – не противоречит.

Так, Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1992 года № 47frasl;130 "Уважение принципов национального суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств в ходе их процессов выборов" гласит, что Генеральная Ассамблея подтверждает, что "только народы могут определять методы и создавать институты, необходимые для процесса выборов, а также определять пути его осуществления в соответствии со своей конституцией и национальным законодательством". Из содержания пункта 7.2 Документа Копенгагенского Совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (ОБСЕ) от 29 июня 1990 года, статьи 4 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ от 7 октября 2002 года ("Если национальный законодательный орган является двухпалатным и часть или все депутатские мандаты другой его палаты не являются объектом свободной состязательности кандидатов и (или) списков кандидатов в ходе всенародных выборов, то это не противоречит настоящей Конвенции"), пункта 5 Руководящих принципов относительно выборов, принятых Венецианской комиссией Совета Европы 18–19 октября 2002 года ("В тех случаях, когда существует вторая палата парламента, выборы в нее могут проводиться по особым правилам"), следует, что одна из палат парламента может формироваться на основе косвенных выборов и (или) назначения.

Казахстан конституционно закрепил, что Сенат Парламента формируется путем косвенных выборов и назначения.

«Если сравнивать отечественную практику с международным опытом, то необходимо отметить, что, по данным Межпарламентского союза, в 77 странах мира функционируют двухпалатные парламенты. При этом, подчеркну, формирование верхней палаты парламента во всем мире происходит преимущественно на основе косвенного голосования и назначения: из 77 так принято в 56 странах. Сенаты формируются на основе косвенных выборов или назначения и смешанных выборов, например, в таких демократических странах, как Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Канада, Нидерланды, Франция. Отсюда следует вывод о том, что метод формирования Сената Парламента в Казахстане соответствует преимущественно сформировавшейся мировой практике», - говорит член Центральной избирательной комиссии Республики Казахстан Марат Сарсембаев.

Наша республика осуществляет международное обязательство, согласно которому государства должны обеспечивать одинаковые права всем кандидатам, в том числе кандидатам в депутаты верхней палаты Парламента. Принцип равенства кандидатов в депутаты Сената Парламента Республики Казахстан, всех участников избирательного процесса закреплен в статьях 71–73, 75–77, 78 Конституционного закона о выборах. Согласно этим нормам, кандидатам гарантируется равенство при их выдвижении и регистрации, выделении средств из республиканского бюджета на проведение предвыборной агитации и иные расходы, при определении размера избирательного фонда, при осуществлении мероприятий в период предвыборной агитации, выборщикам – при проведении голосования.

Законодательные нормы Казахстана в этом вопросе и практика их осуществления согласуются с международными нормами-обязательствами ряда международно-правовых документов – Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, Копенгагенского документа ОБСЕ, Конвенции СНГ о стандартах демократических выборов, Руководящих принципов Венецианской комиссии относительно выборов.

Эти же международные акты содержат нормы, предписывающие необходимость проведения периодичных выборов. В частности, в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 58frasl;180 от 22 декабря 2003 года "Усиление роли Организации Объединенных Наций в повышении эффективности принципа периодических и подлинных выборов и содействии демократизации" говорится о том, что Генеральная Ассамблея поддерживает вклад, вносимый всеми участниками избирательного процесса в дело "повышения эффективности принципа периодических и подлинных выборов".

Периодичность выборов как обязательство государства и как принцип получила юридическое закрепление в Конвенции СНГ о стандартах демократических выборов, в Копенгагенском документе ОБСЕ, в Руководящих принципах Венецианской комиссии относительно выборов. Выборы депутатов Сената казахстанского Парламента с 1995 года по настоящее время проходили в формате строгой периодичности (5 декабря 1995 года, 8 октября 1997 года, 17 сентября 1999 года, 8 октября 2002 года, 19 августа 2005 года, 4 октября 2008 года, 19 августа 2011 года). Очередные выборы в Сенат состоятся 1 октября 2014 года. Как видим, и это международное обязательство Казахстаном реализуется сполна.

Весь период развития независимой казахстанской государственности отмечен тем, что принцип альтернативности выборов занял прочное место в электорально-политической системе страны. Все избирательные кампании выборов в Сенат Парламента РК характеризуются неукоснительным соблюдением этого принципа. В течение рассматриваемого периода в среднем на одно депутатское место в Сенате претендовали по 2–3 кандидата. Это наглядно демонстрирует реализацию принципа альтернативности выборов, сформулированного в Копенгагенском документе ОБСЕ, Конвенции СНГ о стандартах демократических выборов, Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года.

Международно-правовые нормы о необходимости проведения выборов в режиме гласности находят свое выражение в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 54frasl;173 от 17 декабря 1999 года (где рекомендуется "чтобы помощь в проведении выборов, оказываемая Организацией Объединенных Наций, была направлена на всестороннее наблюдение за избирательным процессом"), в Копенгагенском документе 1990 года, в статьях Конвенции СНГ о стандартах демократических выборов и в Руководящих принципах Венецианской комиссии относительно выборов.

Присутствие иностранных и национальных наблюдателей повышает авторитетность избирательной кампании: это придает гласность процессу реализации выборных процедур, способствует выявлению нарушений и вынесению рекомендаций по улучшению проведения выборов. Наблюдение содействует и повышению доверия общественности к выборам. Приглашение Казахстаном международных наблюдателей для проведения мониторинга выборов является еще одним международным обязательством страны, которое реализуется в достаточном объеме.

На прошедших выборах в Сенат 2011 года корпус международных наблюдателей составил 249 человек – это представители Миссии наблюдателей от СНГ, а также таких стран, как Армения, Беларусь, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина и другие. Кроме того, выборы наблюдали 310 отечественных наблюдателей, включая доверенных лиц кандидатов в депутаты Сената и представителей политических партий.

Центризбирком планирует пригласить международных наблюдателей и на предстоящие выборы, и мы полагаем, что их также будет порядка 250 человек.

Международный принцип обеспечения транспарентности (прозрачности) выборов отражен в статьях 20-1 и 20-2 Конституционного закона о выборах в Республике Казахстан. В выборном законодательстве страны записано, что наблюдатели должны придерживаться принципов беспристрастности, объективности, невмешательства в избирательный процесс. Международные наблюдатели аккредитуются при Центризбиркоме по представлению Министерства иностранных дел РК. Представители иностранных средств массовой информации должны иметь удостоверение об аккредитации, выданное МИДом, при этом каждого международного наблюдателя и представителя зарубежного СМИ может сопровождать один переводчик при предъявлении последним документа, удостоверяющего его личность.

Для отечественных наблюдателей аккредитация не требуется: они могут осуществлять свою миссию по предъявлении удостоверения личности и письменного документа, заверенного печатью направляющих их организаций (политических партий, иных общественных объединений, некоммерческих организаций). Представители казахстанских СМИ должны иметь служебное удостоверение и письменное задание редакции. Право осуществлять наблюдение за выборами предоставлено и доверенным лицам кандидатов в депутаты Сената.

Резюмируя, хочу сказать, что Казахстан как член ООН, ОБСЕ, СНГ и Венецианской комиссии Совета Европы выполняет все международно-правовые обязательства, затрагивающие организацию электоральной кампании и проведение выборов.


Редакция

Новости Казахстана

ИА «NewTimes.kz» ЗАПРЕЩАЕТ копировать и перепечатывать материалы агентства с пометкой «Эксклюзив», а также их фрагменты. ЗАПРЕТ распространяется на все зарегистрированные СМИ, а также паблики в Instagram. Полное воспроизведение или частичное цитирование других материалов агентства допускаются только при наличии гиперссылки на ИА «NewTimes.kz» в первом абзаце. Фото- и видеоматериалы могут быть скопированы и размещены только с подписью «NewTimes.kz». Использование материалов ИА «NewTimes.kz» в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

© 2013-2019, «NewTimes.kz». Все права защищены.
Об агентстве. Правила комментирования. Реклама на сайте

Предвыборная реклама

Мы в соцсетях

       

Приложения Newtimes для:
iPhoneAndroid

  Яндекс.Метрика