Министерство сельского хозяйства Казахстана обусловлена отсутствием научно обоснованной методики объективной оценки эффективности многоцелевых программ такого масштабного и многопланового рода.
Ученые, всесторонне проанализировав результаты реализации Государственной программы развития сельских территорий, пришли к следующим выводам:
1. Программа позволила реализовать политические установки Послания Президента. Она позволила всю финансово- экономическую политику государства, в том числе социальную и сельскохозяйственную, селективно направить на перспективные территории с позиции жизнедеятельности человека и функционирования рынка.
2. Программа интегрировала ресурсы республиканского бюджета, бюджеты различных ведомств, имеющих интересы и обязательства в сельской местности, и местных региональных органов власти для решения экономических и социальных проблем села.
3. Программа способствовала преодолению глубокого кризиса сельской экономики 90-х годов прошлого века и обеспечила в первом десятилетии нового века ее выход на траекторию устойчивого развития.
4. В результате косвенного влияния Программы на улучшение продовольственного обеспечения страны благополучателем стало не только сельское, но и городское население.
Сельское развитие Казахстана, приведу несколько фрагментов реализации программы, оказавшей глобальное влияние на политику сельского развития.
За все эти годы произошла существенная трансформация населенных пунктов.
В то же время за первое десятилетие нового века с казахстанской земли исчезло 905 аулов и сел. В связи с упразднением совхозов и колхозов и потерей экономической и социальной роли их центральных усадеб, исчезают мелкие населенные пункты, тяготеющие к этим усадьбам. Это центры бывших бригад и отделений крупных хозяйств. В результате государство во все большей мере теряет социальный контроль над территорией. Самоликвидируются сельские поселения, прежде всего, там, где исчезает основная функция сельской территории – сельскохозяйственное производство. Потому уже сейчас стоит задуматься: не обвинят ли нас будущие потомки в неграмотной расселенческой политике?
Из сельскохозяйственного оборота выводятся вполне пригодные для сельскохозяйственного использования земли, особенно естественные пастбища. В этих условиях нужна новая концепция использования пастбищных угодий, основанная на кооперировании мелких фермеров, использовании автономных и мобильных источников энергии, обустроенных жилищно-бытовых условиях для работы на пастбище.
За годы реформ не произошло социального сближения между уровнем и качеством жизни сельского и городского населения. Проводимая социальная политика пока не принесла ожидаемых результатов. Сохранились крупные социально- экономические диспропорции между уровнем и качеством жизни, занятостью, доходах в сельских населенных пунктах, малых городах, поселках и крупных городах.
Сельские населенные пункты значительно уступают городам по уровню обустроенности жилищного фонда, развитию инженерной и социальной инфраструктуры, качеству услуг образования, здравоохранения и сферы бытового обслуживания.
Упрощенное сравнение городских и сельских домохозяйств по благоустройству занимаемого жилья (таблица 2) свидетельствуют о наличии «дистанции огромного размера», которая и привлекает сельского жителя в город.
За годы независимости изменились не только демографическая структура и сеть сельских населенных пунктов, но и их социально-экономическая структура. Произошли следующие основные трансформации, отраженные на рис. 4. В дореформенный период СНП были представлены одним производственным ядром в виде совхоза или колхоза. Теперь они трансформировались по двум моделям: 1) СНП с одним производственным ядром в виде сельскохозяйственного производственного кооператива или хозяйственного товарищества; 2) СНП с размытым производственным ядром в виде множества производственных кооперативов, хозяйственных товариществ, крестьянских и фермерских хозяйств.
С целью усовершенствования управления сельскими территориальными системами целесообразно в процессе перехода к новому административно- территориальному устройству при определении статуса сельских поселений принять во внимание уровень их урбанизированности, разработать новые критерии деления территориальных образований на городские и сельские.
Для успешной реализации наших предложений необходимо принять закон о развитии сельских территорий, разработать стратегию сельского развития Казахстана до 2020 г. и сформировать единый сельский инвестиционный бюджет.