Автопром стал одним из связующих элементов промышленной кооперации Казахстана и России

В Казахстане успешно работают пять производственных площадок, выпускающие автомобили 16 мировых брендов. Определяющую роль в становлении автопроизводства в РК, по словам экспертов, сыграли предприятия российского автопрома, передает ИА «NewTimes.kz».

Первое предприятие в нашей республике было открыто при участии Волжского автозавода. Первым легковым автомобилем, сошедшим с местного конвейера, стал внедорожник «Lada», а грузовым – «КАМАЗ».

По данным Олега Алферова, председателя правления Союза предприятий автомобильной индустрии Казахстана «КазАвтоПром», с момента создания ТС, а затем Евразийского экономического союза в 2011-2016 г. г. жители РК приобрели 315 тысяч легковых и легких коммерческих автомобилей российского производства (Lada, УАЗ, ГАЗ) и других иностранных брендов – на $11,2 млрд. В 2011-2016 годах российский автопром занял 53% казахстанского рынка новых легковых автомобилей посредством прямого экспорта.

В отраслевой ассоциации считают, что наиболее масштабные проекты будущего развития автопрома в Казахстане реализуются на базе российско-казахстанского партнерства. В Усть-Каменогорске холдинги «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» и АВТОВАЗ ведут строительство завода полного цикла мощностью 120 тысяч единиц.  На той же площадке создается технопарк по производству компонентов.

В неполный перечень планируемой к выпуску комплектующей продукции входят: крупногабаритные изделия из пластмасс (бампера, панели приборов, обивка, автомобильные сиденья), системы выхлопа автомобиля, топливные баки, рулевые колеса, подголовники сидений и многое другое. Казахстанские мощности по производству компонентов будут созданы в партнерстве с российскими предприятиями, лидирующими в этой подотрасли.

Ключевыми рынками сбыта продукции будущего производственного комплекса станут Сибирский, Уральский и Дальневосточный федеральные округа Российской Федерации. В течение последних полутора-двух лет партнерами уже развернута сеть из 16 автоцентров в 12 городах России. В числе целевых рынков строящегося предприятия также страны Центральной Азии (Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан, Монголия) и Закавказья.

По оценкам инвесторов проекта доля содержания товаров ЕАЭС в конечной продукции завода составит более 90%, а доля отечественного содержания превысит 50%. На проектирование, строительство производственных мощностей, формирование сбытовой и логистической инфраструктуры проекта казахстанским холдингом «БИПЭК АВТО – АЗИЯ АВТО» направлено более 55 млн. долларов США. Общий объем необходимых капиталовложений в базовые мощности первой очереди проекта составляют 380 млн. долларов. США.

За счет государственного финансирования на площадке проекта в Усть-Каменогорске ведется строительство инженерной инфраструктуры будущего производства. Работы завершатся уже в текущем году.

«Именно эти проекты станут важнейшим инструментом «дедолларизации» казахстанской экономики на структурном уровне – через снижение объемов импорта и наращивание добавленной стоимости отечественных производителей, если учесть, что автомобильная техника это вторая по величине статья казахстанского импорта», - говорит председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли Казахстана «КазАвтоПром» Олег Алфёров.

Справочно: Союз предприятий автомобильной индустрии Казахстана «КазАвтоПром» создан в июле 2015 года. «КазАвтоПром» объединяет предприятия, на долю которых приходится свыше 60% выпуска продукции казахстанского автопрома и более 50% рынка новых автомобилей.

Среди учредителей Союза крупнейший в республике производитель легковых автомобилей – завод «АЗИЯ АВТО», наиболее крупный производитель грузовой техники – «Семипалатинский автосборочный завод», второй по объемам производитель автобусной техники – «Дэу Бас Казахстан», а также наиболее крупная в республике сеть авторетейла – «БИПЭК АВТО Казахстан».