Сотрудничество Казахстана и Европейского Союза в сфере экологии

В данной статье рассматриваются экологические проблемы, существующие в Центральной Азии, в частно­сти Казахстане. Среди острейших проблем Центральноазиатского региона в области экологии и природополь­зования можно выделить: проблемы охраны природы в районах расположения крупных территориально-про­мышленных комплексов; проблемы Арала и Приаралья, охрана рационального использования водных ресурсов; нефтяные, радиоактивные и промышленные отходы, загрязняющие реки и озера региона; экологические про­блемы в агропромышленном комплексе; опустынивание, загрязнение атмосферного воздуха и т д. Европейский Союз активно сотрудничает с Республикой Казахстан в области экологии в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Также в статье рассматриваются основные проекты программы Европейского Союза ТАСИС по защите и охране окружающей среды и экологии РК.

Центральная Азия представляет собой тер­риторию, состоящую из пустынь, степей и гор. В течение многих столетий ее жители боролись со сложным климатом, который отличается низ­ким уровнем осадков и их нерегулярностью и резкими перепадами температуры. При Совет­ском Союзе продуктивность сельского хозяйства была невысока и ее повышение производилось за счет нерационального использования земель­ных и водных ресурсов. Последствия араль­ского кризиса, а также другие антропогенные факторы привели к развитию опустынивания и, как следствие, к деградации почвы, снижению плодородия орошаемых земель. В настоящее время более половины территории Центральной Азии подвержено процессам опустынивания. Так, площадь деградированных земель в Казахстане составляет 179,9 млн. га или 66 % территории, а в Туркменистане и Узбекистане - до 80%. Опустынивание проявляется не только в территориальном росте, но и в изменении степени биологической продуктивности. Площадь новых пустынь в Центральной Азии увеличилась почти на 100 тыс. кв. км, общая площадь, подверженная опустыниванию, составляет более 1 млн. кв. км, а биологическая продуктивность в отдельных районах снизилась до 50%.

Следует отметить огромный потенциал под­держки странам ЦА со стороны ЕС, уделяющим большое значение совместным региональным проектам в области защиты окружающей среды. ЕС установил тесную связь действий, предпринимаемых странами ЦА с ЕС в области разрешения экологических проблем региона. Акцентируя внимание на масштабности проблемы и важности координации действий в разрешении экологических проблем Цен­тральноазиатского региона, бывший Глава Представительства Европейской Комиссии в РК А. Ваддамс отметил, что «решение экологи­ческих проблем в Центральной Азии является серьезной задачей, требующей огромных вло­жений. Для этого ЕС ведет поиск партнеров сре­ди международных финансовых институтов».

Основу в области экологического сотрудни­чества между ЕС и странами постсоветского пространства заложила программа «Защита эко­логии Каспия», в которой участвовали Россия, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан. Программа была запущена в апреле 1995 г. по инициативе прикаспийских государств при поддержке и финансировании со стороны Все­мирного Банка, Программы развития ООН (UNDP) и Экологической программы ООН (UNEP).

Европейская Комиссия присоединилась к этим программам и стала оказывать значительную техническую поддержку через программу ТFCBC с января 1998 г. Основной це­лью программы было определено обеспечение устойчивого развития экологии Каспия как уни­кальной экосистемы.

Первая фаза проекта действовала с января 1998 г. по март 2000 г.,вторая - с июня 2000 г. по июнь 2002 г. с общей суммой финансирования 5,5 млн. евро. Приоритетными задачами в рам­ках проекта были определены следующие: из­учение условий и причин подъема воды Каспия; уменьшение существующих и предотвращение появления новых типов загрязнения и ухудше­ния экологии Каспия и его ресурсов; восстанов­ление и реабилитация тех элементов экологии Каспия (включая биологическое разнообразие), которые деградировали, но имеют потенциал для восстановления; поддержание долговремен­ного устойчивого развития экологии Каспия и ресурсов, как вклад в настоящее и будущее чело­веческой популяции в регионе.

В рамках проекта были достигнуты опре­деленные результаты. Так, во время второй фазы были созданы тематические центры в четырех прикаспийских странах, участвовавших в данном проекте. В Казахстане, например, работники тематического центра занимались вопросами колебаний уровня моря. В Азербайджане реша­лись проблемы загрязнения морской акватории. В Туркменистане исследовали опустынивание земель Прикаспия. В Российском тематическом центре специалисты занимались созданием зако­нодательной базы Каспийского моря и анализом рыбных и коммерческих биоресурсов [3].

Пять государств, входящих в международный фонд спасения Арала, на территории которых протекают реки, питающие это море, а именно Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и Кыргызстан подписали на министерском уровне соглашение об управлении водными ресурсами. Эксперты ТАСИС также предложили реализовать несколько новых интересных проектов для совершенствования ирригационных систем.

ЕС в рамках программы ТАСИС долгое время продолжал сотрудничество в экологической области путем выработки новой третьей фазы программы «Управление водными ресурсами и сельскохозяйственное производство в бассейне Аральского моря III». Новая программа была построена на основе второй, и сконцентрирована на поддержке межгосударственных соглашений, координации действий в улучшении управления реками и т.д.

Экологические проблемы Казахстана возник­ли вследствие интенсивного использования богатых природных ресурсов страны, а также ее обширной территории, среди которых наиболее остро стоят проблемы снижения уровня воды в Аральском море, радиоактивное заражение Семипалатинского региона и, как повышение уровня воды, так и загрязнения в регионе Каспийского моря.

Основные принципы сотрудничества между Казахстаном и Европейским Союзом в облас­ти окружающей среды определены в ст. 54 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Согласно Соглашению, сотрудничество в дан­ной сфере нацелено на борьбу с ухудшением состояния окружающей среды и включает следующие первоочередные направления.

В 2000 г. при содействии США и ЕС в Алматы и Астане были открыты «Региональный экологи­ческий центр» и «Межведомственный центр по вопросам изменения климата». Министерством экологии и природных ресурсов был разработан Национальный план действий по экологии.

Задачи в сфере охраны окружающей среды включают поддержку сильной нормативно­правовой базы и проведение экологической политики и практики в соответствии с междуна­родными стандартами. Экологически устойчивая и эффективная эксплуатация и использование природных ресурсов, совершенствование приро­доохранительной инфраструктуры и снижение уровня загрязнения также являются основными целями содействия в данной сфере.

Министерство экологии и природных ресур­сов РК при поддержке международных доно­ров разработало Национальный план действий по экологии (НДПЭ) для устойчивого разви­тия Казахстана. В рамках этого плана были проанализированы экологические пробле­мы и определены приоритеты по отношению к критериям здравоохранения, охраны окру­жающей среды и экономического развития. Приоритетная цель ЕС заключается в том, чтобы помочь Казахстану реализовать задачи долгосрочной перспективы и выполнить Нацио­нальный план действий по экологии. Также появилась возможность выделения финан­совой и технической помощи на решение проблем бассейна Аральского моря, ликви­дацию последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В соответствии с Индикативной программой на 2000-2003 гг. национальные экологические приоритеты Казахстана были определены в трех географических зонах. Первая зона - хрупкая экосистема Северной части Каспийского моря, которая не защищена от утечки нефти с оф­фшорных буровых и вторжения моря в огромное количество заброшенных нефтяных месторож­дений.

Во второй зоне, Северно-Восточном промыш­ленном регионе повышение уровня загрязнения воды, земли и воздуха угрожает снижением количества и качества воды в бассейнах рек Иртыш и Нура, необходимых для сохранения жизни населения, дальнейшей индустриализации и роста аграрной деятельности.

Третья зона, находящаяся в Южном сельскохозяйственном регионе, где идет бесконтрольное орошение в бассейне Балхаша и реки Алаколь, потребление питьевой воды сверх нормы и отсутствие мощных систем по очистке воды в Алматы, приводят к снижению уровня воды в озере Балхаш. В разрезе данных трех экологических зон ведутся основные проекты программы ТАСИС по защите и охране окружающей среды и экологии РК.

В настоящее время во всех странах СНГ и Монголии действует общая программа под названием «Совместная экологическая про­грамма» (СЭП), разработанная Европейским Союзом совместно со Всемирным банком, котораяпозволяет привлекатьбольше инвестиций в экологический сектор Центральноазиатского региона.

Совместная экологическая программа отра­жает новый, более рациональный и гибкий подход Европейского Союза к использованию средств программы ТАСИС. В рамках про­граммы СЭП была разработана единая линия сотрудничества ЕС с Международными финансовыми институтами для объединения усилий, направленных на защиту окружающей среды и экологии Центральноазиатского региона.

Одним из успешных примеров совместного сотрудничества ЕС и Всемирного Банка является проект по Аральскому морю. Исследовав проб­лему Аральского моря, специалисты Всемирного банка решили осуществить данный крупный проект, основная цель которого заключается в том, чтобы добиться стабилизации уровня северной части моря за счет восстановления гидротехнических сооружений на реке Сырдарья и в ее дельте.

Деятельность по улучшению состояния воз­духа г. Алматы признана одной из наиболее при­оритетных задач, в разработанном Министер­ством экологии и природных ресурсов Нацио­нальном плане действий по экологии. В полной мере, понимая важность данной проблемы, Ев­ропейский Союз решил внести свой вклад в ее разрешение.

Данный проект впервые был представлен на первой рабочей встрече 7 февраля 2001 г. в Алма­тинском городском управлении охраны окружаю­щей среды. Проект ЕС по борьбе с загрязнением воздушного бассейна Алматы, прежде всего, на­целен на сокращение негативного воздействия, причиняемого вредными выбросами автотран­спорта. Конкретными задачами являются созда­ние условий, позволяющих улучшить состояние транспортных средств, качества топлива, при­вычки водителей, управление дорожными пото­ками. В рамках проекта проходят обучение спе­циалисты станций технического обслуживания, специализированных лабораторий по контролю за качеством топлива, контролирующих службы дорожной полиции. Проектом предусмотрены также базовые исследования качества воздуха, состояния автотранспорта, особенностей дорож­ного движения. Европейскими экспертами был разработан ряд рекомендаций и норм в области безопасности окружающей среды - по разви­тию экологически чистых видов транспорта, регулированию городского автотранспортного движения, улучшению работы станций по техническому обслуживанию автомобилей [5].

Осуществление проекта состоит из несколь­ких этапов. Во время первого этапа, его подго­товительной фазы в течение полутора лет, было закуплено оборудование, разработана база данных и обучен персонал. В 2002 г. было про­ведено четыре закрытых семинара по проверке транспортных средств, управлению дорожными потоками, качеству топлива и законодательным актам, состоялся один пленарный семинар по контролю транспортных средств и повышению осведомленности водителей, проведены две об­учающие поездки в Европу местных специали­стов.

Особую важность имеет для нас ориен­тированность новых правил программы ТАСИС на период с 2000 по 2006 гг. на экологические аспекты. В частности, появляется возможность выделения финансовой и технической помощи Казахстану на решение проблем бассейна Араль­ского моря, ликвидацию последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Семипалатинский полигон, озеро Балхаш, в целом экологическая ситуация в республике, законодательные аспекты деятельности НПО, обеспечения национальной безопасности, развития СМИ, искоренения коррупции, между­народные авиалинии как непременное условие развития Алматы как финансового центра. Это круг вопросов, по которым на постоянных встречах Заседаний Комитета парламентского сотрудничества «РК-ЕС», проходит обмен мнениями. Более того, ЕС по прежнему принимает участие в международных проек­тах, в частности, по глобальному изменению климата, исследованию генома человека и т. д.

Таким образом, содействие в технической и финансовой помощи Европейского Союза в практическом разрешении экологических проблем как в Центральноазиатском регионе, так и в Казахстане является одним из шагов интегрированиявсистемумировойэкологической безопасности. Помощь Европейского Союза позволяет справиться с основными проблемами, от решения которых на сегодняшний день зависит не только оздоровление окружающей природной среды, но и развитие здоровой нации и здорового поколения.

В 2007 г. Европейская Комиссия предста­вила всесторонний комплекс мер по введению новой Энергетической Политики в Европе, на­правленной на стимулирование энергетической безопасности и конкурентоспособности ЕС, а также борьбу с изменениями климата. Комплекс мер, предусматривающий ряд задач по решению проблемы выбросов парниковых газов и возоб­новляемых источников энергии, направлен на создание внутреннего энергетического рынка и укрепление эффективного нормативно-правово­го регулирования.

В основе новой политики лежит главная задача в области энергетики для Европы, а имен­но, сокращение выбросов парниковых газов в результате потребления энергии на 20% к 2020 г. эта цель позволит ЕС оценить достигнутый про­гресс в переориентированности сегодняшней энергетической сферы на стабильность, конкурен­тоспособность и надежность энергообеспечения.

Это поможет Европе создать энергетическую экономику с высоким уровнем энергоснабжения и низким показателем углекислого газа, что позволит уверенно противостоять будущим трудностям в энергетической области. Это означает, что ЕС берет на себя руководящую роль в глобальном ускорении новой индустриальной революции, которая принесет пользу как развитым, так и развивающимся странам, убыстряя переход к экономическому росту с низким уровнем выбросов и резко повышая объем производимой и потребляемой местной энергии с низким уровнем выбросов.

В целом, сотрудничество в экологической сфере между РК и ЕС выглядит перспективным. Европейским Союзом позитивно воспринимается то обстоятельство, что Казахстан является единственным государством из Центральной Азии, выбравшим вопросы экологии в качестве приоритетных в отношениях с ЕС.