Основной фокус в экологической политике Казахстана направлен на зеленые технологии - эксперт

Казахстан является участником Орхусской конвенции, Парижского соглашения по климату и имеет перед миром ряд обязательств по защите окружающей среды. Президент РК Нурсултан Назарбаев ведет активную политику в пользу улучшения экологической ситуации и проведение ЭКСПО-2017 на тему «Энергия будущего» яркое тому подтверждение. О том, как государство реагирует на проблемы с окружающей средой и что предпринимают власти для изменения экологической ситуации в интервью ИА «NewTimes.kz» рассказал председатель Экофорума общественных организаций Казахстана Вадим Ни.

Фото взято с сайта expert.ru

«Если брать выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, промышленных предприятий, то в последнее время остаются примерно на одном уровне. Выбросы в атмосферу от автотранспорта увеличились, особенно в крупных городах, поскольку возрос уровень автомобилизации населения. Люди стали меньше пользоваться общественным транспортом, передвигаться пешком, автомобиль стал во многих семьях предметом индивидуального пользования», – сказал специалист.

Он отметил, что по сбросам загрязняющих веществ в водные объекты официальные данные показывают некоторый прогресс.

«Это связано с промышленными предприятиями, хотя там нет прозрачности данных и поэтому трудно оценить реальный экологический эффект. Загрязнители стали реже контролироваться инспекторами, а в открытом доступе данных по большинству предприятий нет. Очевидно, что постепенно сокращается очистка канализационных стоков, поскольку приходят в негодность построенные в советское время канализационно-очистные сооружения, а новые строятся очень ограниченно», ― продолжил Ни.

Возрастают, по его словам, объемы твердых бытовых отходов и на сегодняшний день их ежегодный уровень находится на уровне 6 млн тонн. Из них перерабатывается только около 3%.

Стоит отметить, что по официальной информации комитета статистики министерства национальной экономики, затраты хозяйствующих субъектов за 2017 год, направленные на охрану окружающей среды увеличились по сравнению с 2016 годом на 24,9% и составили 262,4 млрд тенге.

При этом, значительная доля природоохранных затрат (84,3%) осуществляется промышленными предприятиями, в основном за счет предприятий Атырауской, Карагандинской, Восточно-Казахстанской и Мангистауской областей. Из общего объема текущих затрат 52,8 млрд тенге составили материальные затраты, из них 43,5% направлены на охрану атмосферного воздуха, 29,5% ― на охрану водных источников от загрязнения сточными водами и 27,0% ― на прочие виды деятельности по защите окружающей среды.

Кроме того, официальная статистика говорит о том, что в 2017 году стационарными источниками предприятий и индивидуальными предпринимателями страны в атмосферный воздух было выброшено 2357,8 тысяч тонн загрязняющих веществ, что на 3,7% больше чем в 2016 году.

Очистными сооружениями стационарных источников было уловлено и обезврежено 92,3% от всего объема поступивших загрязняющих веществ.

Наибольшие объемы выбросов основных видов загрязняющих специфических веществ приходится на сернистый ангидрид ― 786,4 тысяч тонн, окиси  углерода ― 431,9 тысяч тонн и оксиды азота ― 264,7 тысяч тонн.

Основные выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществлены промышленными предприятиями, доля которых составляет 84,1% от всех выбросов.

У эксперта есть свое видение о том, какие со стороны государства принимаются меры по защите окружающей среды и улучшению экологической ситуации.

Основной фокус в экологической политике, отметил эколог, сейчас направлен на зеленые технологии.

«Это возобновляемая энергетика (ветроустановки, солнечные панели), энергосберегающее оборудование, например, замена ламп накаливания на светодиодные, капельное орошение. Однако здесь сохраняются серьезные проблемы, которые могут помешать перейти от уровня выставочных образцов, показательных хозяйств к технологиям, которые распространены повсюду и доступны для всех. Это и тарифы, и ограниченность финансовой поддержки внедрения таких технологий из бюджета, недоступность качественного и доступного, по цене, оборудования и услуг по его обслуживанию на рынке и другие факторы», ― выразил он свою точку зрения.

Однако, ни для кого не секрет, что правительство Казахстана намерено к 2050 году достигнуть показателя 50% возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем энергобалансе, с промежуточной целью ― 3% к 2020 году и 10% к 2030 году. На заседании Правительства в 5 июня 2018 года министр энергетики РК Канат Бозумбаев рассказал, что на сегодня в стране действуют 58 предприятий, использующих возобновляемые источники энергии, суммарной мощностью 352 мегаватта.

«В 2017 году в Алматинской области, ЮКО и Астане реализовано пять проектов ВИЭ суммарной мощностью 35,6 мегаватта. В перспективе снижение стоимости ВИЭ мы связываем с внедрением аукционного механизма. С одной стороны, это позволит сделать понятным и прозрачным процесс отбора проектов и инвесторов. С другой стороны, раскроет более эффективные технологии и проекты, позволяющие минимизировать влияние на тарифы у конечных потребителей. По итогам 2018 года суммарная мощность ВИЭ в Казахстане составит порядка 490 мегаватт», ― сказал Бозумбаев.

Министр напомнил, что весенняя сессия первых аукционных торгов по отбору проектов стартовала 23 мая.

«В течение года на аукционы будет выставлен 1 гигватт мощностей ВИЭ. Первые торги показали заинтересованность участников рынка. В течение весенней сессии будут организованны торги на 250 мегаватт. Аукционные тарифы при стартовой цене 22,68 тенге на ветровую энергию демонстрируют снижение стоимости до 17,49 тенге, что составляет 23 процента. В ближайшие дни шесть победителей подпишут контракты на покупку электроэнергии на 15 лет. Сейчас можно сказать, что мы выбрали правильное направление развития ВИЭ», ― заключил Бозумбаев.

Планы, можно сказать, долгоиграющие, а проекты немаленькие, поэтому адекватно судить о ситуации в области ВИЭ, пока, крайне рано. Однако, у Казахстана есть ряд обязательств в рамках международных соглашений, и как считает наш спикер Вадим Ни, вполне очевидно, что большее внимание уделяется мерам по охране окружающей среды, которые связаны с международными обязательствами, ратифицированными конвенциями.

«Например, мы сокращаем потребление озоноразрушающих веществ, как это требуется по Монреальскому протоколу, пытаемся развивать систему квотирования и торговли парниковыми газами по крупным промышленным установкам, чтобы выполнить обязательства по Парижскому соглашению», ― сказал Ни.

Кроме того, Казахстан подписал Орхусскую конвенцию, которая предусматривает право знать о состоянии окружающей среды, загрязнениях и других воздействиях на окружающую среду, предпринимаемых мерах. Как пояснил Вадим Ни, это позволяет гражданам, общественным организациям участвовать осознанно и осведомленно в принятии решений, которые могут оказать экологическое воздействие, на экологические условия их жизни и деятельности. Например, если планируется завод по сжиганию отходов, то при подготовке технико-экономического обоснования и проектной документации проводится оценка потенциальных экологических воздействий и общественные слушания по ним. Люди узнают о том, какие загрязняющие вещества будут выбрасываться данным заводом, чем они опасны для природы и здоровья людей, какие возможны альтернативы и технологии и меры по снижению или устранению воздействий и соответственно высказывают свои мнения по проекту. Кроме того, Орхусская конвенция устанавливает международные стандарты для стран с тем, чтобы общественность могла обжаловать такие решения, принимаемые государственными органами, а также требовать от природопользователей соблюдения экологических требований, привлечения к ответственности соответствующих нарушителей.

«В целом, это данная конвенция отличается от многих других международных экологических конвенций детальностью международных стандартов. Это делает важнымпрактическим инструментом, поскольку нормы Конвенции имеют прямое действие и можно требовать конкретных действий от госорганов на их основе», ― сказал эксперт.

Благодаря данной конвенции, отметил Вадим Ни, улучшились возможности получения экологической информации, в том числе в электронной форме, благодаря Интернету ускорились сроки предоставления информации.

«Однако нужно отметить наличие экологических данных, результатов соответствующих исследований, поскольку сокращена система ведомственных институтов, а университеты пока не смогли их полноценно заменить. Практика проведения оценки воздействия на окружающую среду с участием общественности значительно расширилась по сравнению с 90-ми годами. Хотя сейчас наблюдается некоторый откат назад. Но пока у нас отсутствует стратегическая экологическая оценка принимаемых стратегий, программ, планов, законов, подзаконных актов. Единственным примером в этой области является экологическая экспертиза Лесного кодекса в 2003 году. Возможности обжалования представителями общественности экологических аспектов решений государственных органов, деятельности частных компаний остаются очень ограниченными. ЭО «Зеленое спасение» выигрывает в судах, только ограниченное количество дел и преимущественно по доступу к информации», ― рассказал Вадим Ни, отметив, что общественная экологическая экспертиза Лесного кодекса проводилась по просьбе ЭО «Зеленое спасение». Экофорум больше был нацелен на законодательное запрещение промысловой рубки лесов (кругляка), что впоследствии было достигнуто.

Орхусская конвенция подразумевает, что население страны должно быть осведомлено о текущей экологической ситуации, чтобы была возможность влиять на ее улучшение. Однако, в первую очередь, каждый из нас должен быть в этом заинтересован. И такой интерес у казахстанцев есть!

«Да, мы наблюдаем возрастание интереса казахстанцев к экологическим вопросам, в основном в городах. Это и добровольная сортировка отходов, и их самостоятельная доставка к переработчикам. Это добровольный отказ от пластика, хотя законодательный запрет на бесплатные пакеты в магазинах так и не был введен в этом году, хотя об этом заявлялось. Это и отказ от личного автомобиля в пользу велосипеда, самоката, пеших перемещений, общественного транспорта. Все это тренды, задаваемые отдельными общественными активистами, но постепенно их круг расширяется. Среди этих людей очень много молодежи, они задают экологические тренды в обществе. Во многих случаях они не регистрируют общественные организации. Сейчас временные и материальные затраты на регистрацию и закрытие общественной организации существенно выше, нежели для ТОО и индивидуальных предпринимателей. Тоже самое касается отчетности, соответствующие требования для НПО очень сильно зарегулированы», ― отметил Вадим Ни.

Несмотря на то, что у казахстанцев есть неподдельный интерес к улучшению экологической ситуации и защите окружающей среды, нам стало интересно, какие все-таки обязательства стоят перед гражданами, как моральные, так и на законодательной основе?

«Важнейшие законодательные обязательства граждан в этой области вытекают из принципов предосторожности и «загрязнитель платит». Упрощенно можно сказать ― постарайся предотвратить ущерб при планировании своих действий, хозяйственной деятельности, а если не смог или невозможно устранить ущерб, то возмести его материально. В основе моральных обязательств ― принцип устойчивого развития, то есть такое развитие, когда нынешнее потребности удовлетворяются без ущерба для будущих поколений. В качестве конкретного примера можно привести потребление питьевой воды. Если сегодня у нас бесконтрольно льется вода из крана, которые накапливаются в сточных озерах, то уже следующее поколение может оказаться перед выбором ― если я принимаю душ, то воды для приготовления пищи и стирки уже может не хватать», ― рассказал об обязательствах Ни.

Инга Селезнева