Пандемия как повод развивать внутренний туризм. Сколько тратят на это в Казахстане?

Вопрос отпусков в нынешних реалиях навис над людьми по всему миру большим вопросительным знаком. Даже даты открытия внутренних границ во многих странах пока неизвестны, что уж говорить о внешних. И тут самое время поговорить о внутреннем туризме, ведь пока невозможно уехать в излюбленные казахстанцами Турцию и Египет, придется довольствоваться тем, что есть. Как привлекает государство потенциальных туристов в отечественные курортные зоны? Корреспондент ИА «NewTimes.kz» решила поискать ответы на этот вопрос на сайте госзакупок, посмотрев, сколько денег выделяют на инициативы в туристической отрасли.

Фото: Instagram / @sagintayev.b

В конце апреля управление туризма Шымкента провело госзакуп услуг по созданию туристификаций «Старого города». Выигравший поставщик должен будет сделать масштабную работу, включая бизнес-модель, мастер-план, маркетинговый план, план по привлечению инвестиций. И на все это управление выделило 61 млн 428 тыс тенге.

Кстати, этот проект начали в рамках госпрограммы развития туристской отрасли. А под «Старым городом» подразумевается «древнее городище, цитадель, прочая культурная и туристско-развлекательная инфраструктура».

Проект предполагает, что отдельные услуги могут оказываться иностранными экспертами и за пределами страны. Потенциальный поставщик изучит рынок туристских услуг Шымкента, разработает концепцию использования земель в проекте, создаст иллюстрированный мастер-план,  предложит варианты развития инженерно-транспортной инфраструктуры «Старого города», создаст бренд, включая логотип и слоган, и продумает, как привлечь инвесторов и продвинуть продукт на внутреннем и международном рынках.

Прием заявок уже завершен, за неделю их набралось пять. Но пока информации о победителях нет — идет рассмотрение заявок.

Управление туризма Алматинской области тоже пытается улучшить отрасль, в частности, подтягивая уровень сотрудников национальных парков, заповедников и музеев.

Сейчас управление ведет прием заявок от потенциальных поставщиков, на эту цель выделено 8 млн 110 тыс тенге.

Цель — развить внутренний и въездной туризм в Алматинской области. Курсы будут проводить для 27 представителей отрасли, но набирать их будет поставщик. Занятия продлятся 9 дней. Но победивший в госзакупке должен будет не только провести эти курсы, но еще и сам выбрать и арендовать конференц-зал, обеспечить его всеми техническими средствами, питьевой водой, канцелярскими принадлежностями. Блокноты и папки, между тем, должны быть брендированными, с указанием логотипа управления туризма области. Напоследок поставщик подготовит сертификаты, изготовит пресс-стену, обеспечит проживание для двух тренеров и участников курса и многое другое.

Управление туризма акимата Жамбылской области пошло путем цифровизации и выделило 8 млн 571 тыс тенге на услуги по дополнению и улучшению мобильного приложения «Taraz tour» и QR-кодов. Приложение придумали для знакомства гостей и жителей Жамбылской области и Тараза с туристским потенциалом области. С использованием технологий, позволяющих дополнять реальные изображения туристических объектов с помощью компьютерной графики», — уточняет заказчик.

Потенциальный поставщик должен изготовить  и установить не менее восьми новых QR-кодов, обеспечить качественный перевод текстов на иностранные языки (английский, турецкий, китайский), изготовить аудиоролики, обеспечить анимацию персонажа гида/экскурсовода дополненной реальности и так далее.

В марте управление туризма Жамбылской области решило еще провести международную выставку мастеров прикладного искусства в шахристанском историко-культурном комплексе за 14,5 млн тенге. Но от лота, увы, отказалось.

Кстати, чуть раньше отказалось от большого лота и управление туризма Алматы — они планировали провести два пресс-тура для зарубежных журналистов и блогеров почти за 36 млн тенге. Техспецификацию сейчас посмотреть невозможно — видимо, документ удалили.

Скромнее на этом фоне выглядит управление инвестиций и развития туризма Мангистауской области. В апреле они принимали заявки на создание видеороликов о туристическом потенциале. Выделили на это 1 млн 966 тыс тенге. Выиграло  ТОО «MLGroup», которое теперь должно создать три видеоролика на русском и английском языках (один из них не менее 2 мин., остальные по 30 сек.). Кстати, компания предложила подготовить эти видеоролики всего за 970 тыс тенге вместо заявленных почти 2 млн тенге.

Алматинское управление туризма планировало благоустроить пешие и экомаршруты «для удобной ориентации на местности» в ГРПП «Медеу» и ГНПП «Иле-Алатау». Выделили на это целых 46 млн 877 тыс тенге, но от лота отказались.

Самый, пожалуй, впечатляющий лот в сфере туризма — услуги по формированию туристского имиджа в Щучинско-Боровской курортной зоне почти за 325 млн тенге. Такую сумму выделило управление делами президента, проведя госзакуп из одного источника. Приглашенным поставщиком стало ТОО «Бурабай даму» — по совместительству подведомственная организация УДП РК.

В техспецификации упоминается, что поставщик должен «укреплять имидж курортной зоны, развивать туристическую инфраструктуру и удовлетворять потребности туристов».