Казахстанские предприятия просят льготные кредиты

Пока снимаются карантинные ограничения, большинство отечественных бизнесменов возобновляет свою работу. Кому-то пришлось сократить штат, кто-то переформатирует производство. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» изучил, с чем предстоит столкнуться казахстанскому бизнесу в посткарантинный период.

Фото с сайта pixabay.com

Председатель президиума НПП «Атамекен» Тимур Кулибаев на встрече с бизнесменами заявил, что отечественные компании ждут сложные времена. Однако палата планирует часто проводить подобные мероприятия, чтобы разрабатывать и предлагать правительству меры поддержки.

«Среди региональных вопросов — отсрочки по налогам, кредитам, финансирование, санитарные нормы в условиях карантина, закупки и защита прав предпринимателей. Надо настраиваться на то, что режим карантина  продолжится. Ожидаем до конца года, но это может занять и 12 месяцев», — заявил Тимур Кулибаев.

По его словам, первоочередная задача Нацпалаты — сохранить рабочие места. Для этого компаниям будут выдаваться льготные кредиты на оборотные средства. Основное условие — сохранение уровня занятости как и до карантина.

Сами бизнесмены предлагают рассмотреть возможность субсидирования части деятельности предприятий. К примеру, руководитель ИП Галина Семенова предложила увеличить тарифы на регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в городском сообщении.

Вчера, 27 мая, депутат мажилиса Аманжан Жамалов выступил с инициативой расформировать Фонд развития предпринимательства «Даму». Он считает, что фонд неэффективен и несет одни убытки.

«Основной деятельностью фонда «Даму» остается субсидирование процентной ставки за счет бюджета. За четыре месяца 2020 года фонд через субсидии поддержал всего 703 проекта. С 2010 года субсидии получили 15 800 проектов. На это было потрачено 264 миллиарда тенге. Какой экономический и социальный эффект от этих проектов? Этот вопрос уже многие годы остается без ответа», — сказал депутат.

По его словам, за 2018 год убыток фонда составил 11,9 млрд тенге.

Сегодня в ходе онлайн-конференции машиностроителей «Трансформация: Свежий взгляд на бизнес в условиях новых реалий» бизнес-тренер Наталья Кузетова рассказала, что до 2020 года клиенты в основном ценили само имя (бренд), эксклюзивность товара, выгоду от сделки и новаторство. Однако сегодня, в кризисное время, потребительские ориентиры сменились. Теперь клиенты больше ценят в производителях стабильность, мобильность и пользу самого товара.

Эксперт опросила ряд отечественных предприятий. По ее словам, больше половины компаний работает в штатном режиме во время ЧП. Также немало респондентов отметило, что только недавно возобновили свою деятельность или планируют это сделать в ближайшее время.

Больше половины опрошенных компаний полагает, что в нынешней экономической ситуации им необходимы послабления налоговых выплат и консультации узких специалистов.

Также большинство предприятий ожидает в ближайшее время роста себестоимости своей продукции, увеличения влияния курса тенге и сокращения покупательской способности потребителей.