«Без мер поддержки МСБ предприниматели встали бы на колени» – бизнесмены об инициативах президента РК

В начале года, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, в Казахстане насчитывалось 1 325 615 действующих субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Спустя полгода данная цифра возросла до 1 334 123. И это на фоне вводимого чрезвычайного положения, карантинных мер из-за пандемии коронавирусной инфекции. Как утверждают сами бизнесмены, увеличение количества субъектов МСП стало возможным благодаря инструментам поддержки, разработанным по поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева, передает ИА «NewTimes.kz».

фото: pixabay.com

Столичный бизнесмен Эмин Аскеров — основатель школы социального предпринимательства, руководитель соцмастерской Green Tal и кафе, где работают люди с повышенными потребностями, так же, как и тысячи других казахстанцев, имеющих свое дело, понес большие потери из-за пандемии коронавирусной инфекции. При этом молодой человек отмечает, что своевременно принятые меры поддержки отечественного предпринимательства, позволили ему и многим бизнесменам избежать банкротства.

«Глава нашего государства Касым-Жомарт Токаев говорит, что сильная экономика — это прежде всего результат сильного предпринимательства. В начале этого года сегмент МСП был освобожден от налогов. Это стало одним из основных механизмов поддержки бизнесменов страны. Если вы помните, президент поручил выделить 600 млрд тенге на кредитование оборотного капитала МСБ, субсидировать процентные ставки по банковским займам предпринимателей. Данные меры стали своевременной и эффективной помощью для представителей бизнес-сообщества. Нам сделали послабление по арендной плате. Правда, такой широкий жест проявляли не все арендодатели. Сегодня мы прекрасно понимаем, что без мер поддержки МСБ предприниматели встали бы на колени, пришлось бы думать о том, как реинкарнировать их отрасль», — говорит Эмин Аскеров.

 

Период чрезвычайного положения, жестких карантинных мер, как говорит Эмин Аскеров, они переживали не без трудностей — из-за остановки движения общественного транспорта, отсутствия клиентов деятельность кафе пришлось «замораживать». Но, как говорится, не бывает худа без добра. Сложившаяся ситуация позволила предпринимателю видоизменить свой бизнес. В трудный для общества и экономики страны период здесь перешли на производство и доставку полуфабрикатов на дом. Не секрет, что по пути молодого бизнесмена пошли и другие владельцы собственного дела, к примеру, хозяева торговых бутиков стали экстренно открывать онлайн-площадки для продаж.

«Работа по реализации поручений главы государства не стоит на месте. Но и назвать ее динамичной тоже не совсем получается. «Правильная реализация» мер поддержки должна стать ключевым тезисом в этой работе.

Но стоит заострить внимание на взаимодействии Правительства с бизнес-сообществом. Тут, как раз-таки, должны безукоризненно работать те самые принципы «слышащего государства». Многие сегменты бизнеса, такие как сфера развлечений (банкетные залы, компьютерные и бильярдные клубы, караоке и др.), деятельность event-агентств, и других ниш бизнеса, которые по сей день остаются в состоянии простоя, должны максимально включаться в экономический и социальный оборот. Это и рабочие, и доходы бюджета от налогов, и социальное настроение граждан, их источник дохода, который очень тяжело переформатировать в онлайн.

Понимая серьезность эпидемиологической обстановки, необходимо создать условия, при которых они смогут нормально функционировать, не создавая рисков распространения вирусов и болезней.

Хотелось бы отметить первостепенную роль Министерства здравоохранения в этом вопросе, и сказать, что если это получается в уже запущенных сферах бизнеса, то почему не должно получится в вышеперечисленных. Ведь на самом деле главной мерой поддержки являются не послабления по налогам или аренде, не отсрочка платежей по займам, а возможность начать снова работать, пусть и на условиях соблюдения жестких санитарных требований», — говорит директор департамента МСБ и торговли НПП «Атамекен» Асет Айтбаев.

Сегодня трудно сказать точно, сколько бизнесменов поменяли сферу предпринимательской отрасли, прибегли к новым методам работы, но зато можно привести статистику по тому, сколько субъектов МСБ получили отсрочку платежей по займам и микрокредитам. По информации агентства по регулированию и развитию финансового рынка РК, за первые три месяца с начала введения чрезвычайного положения почти 12,5 тыс заемщиков сумели получить каникулы по выплатам.

«С 16 июня по 1 сентября текущего года одобрена отсрочка по более 3,3 тыс займам на сумму свыше 25 млрд тенге, 669 заемщикам предоставлено рефинансирование кредитов. Всего на 1 июля 2020 года в банках второго уровня имеют кредиты порядка 30 тысяч субъектов МСБ на сумму 3,9 трлн тенге.  Из них порядка 11 тысяч субъектов получили кредиты на льготных условиях. Так, в рамках программы льготного кредитования субъектов МСБ на пополнение оборотного капитала выдано 3308 займов на 387 млрд тенге. Остальные заемщики охвачены программами «Экономика простых вещей» и «Дорожная карта бизнеса-2025», — добавляют в финрегуляторе.

Наряду с вышеуказанными мерами поддержки, в стране также запустили call-центр НПП «Атамекен», организовали онлайн-опросы для получения обратной связи и формирования проблем бизнеса из-за последствий коронавируса. Все это было разработано для нивелирования негативных последствий пандемии для казахстанского предпринимательства.

«В период режима ЧП к нам по различным каналам поступило свыше 55 тыс обращений. Относились они к вопросам предоставления налоговых послаблений, финансовых мер поддержки, отсрочек по арендной плате. Также звонившие говорили о проблемах, связанных с поставкой импортного сырья и комплектующих, их удорожанием из-за резкого изменения курса тенге. В период (локдауна) жестких карантинных мер поступило свыше 89 тыс обращений. С начала введения ЧП и в период карантинных мер мы активно вовлечены в работу правительства по выработке антикризисных мер. С учетом мнения бизнеса многие меры были поддержаны и находятся в реализации», — отмечают в НПП «Атамекен».

В настоящее время представители национальной палаты совместно с бизнес-сообществом принимают участие в рабочих группах правительства по реализации поручений глава государства по итогам послания от 1 сентября этого года по следующим ключевым среднесрочным мерам:

  • Внедрение в 2021 году регулирования «с чистого листа» в наиболее коррупциогенных сферах, в том числе в архитектурно-строительной деятельности, санэпиднадзора, ветеринарии, сертификации и других.
  • Ревизия Налогового кодекса и подзаконных актов на предмет минимизации количества налогов и платежей (фактически подготовка к началу 2022 года нового Налогового кодекса с дифференциацией налоговых ставок).
  • Стимулирующая денежно-кредитная политика. Принятие мер по переориентации избыточной ликвидности банков второго уровня на кредитование малого и среднего бизнеса.
  • Снижение доли государства в экономике. Создание единого института развития путем объединения АО «НУХ «Байтерек» и АО «НУХ «КазАгро». Новая волна приватизации на основе исчерпывающего списка гос- и квазигоскомпаний.
  • Создание единого реестра ОТП для всех площадок, регулируемых закупок с применением единой системы сертификации (индустриальный сертификат), увеличение местного содержания.
  • Подготовка до конца 2021 года госпрограммы АПК на 5 лет, ставка на доступность земельных ресурсов, дешевые, длинные кредиты, агркомпетенции. Возврат к стимулированию кооперативов для ЛПХ.
  • В настоящее время еще рано говорить о том, какой эффект принесут вышеуказанные меры. Но если давать оценку уже принятым и действующим механизмам, разработанным по поручению президента страны, до послания к народу страны, то здесь можно сказать, что они принесли свои плоды. По крайней мере, удалось не допустить снижения количества субъектов и объектов МСБ.

    МОНИТОРИНГ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА *

    Количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства

                     

     

    2020 год

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май

    июнь

    июль

    август

    Республика Казахстан

    1 325 615

    1 319 197

    1 318 518

    1 323 755

    1 333 159

    1 345 941

    1 333 772

    1 334 123

    Акмолинская

    44 867

    44 193

    44 094

    44 344

    44 838

    45 529

    44 725

    44 927

    Актюбинская

    59 403

    59 249

    59 439

    59 636

    59 949

    60 501

    60 469

    60 545

    Алматинская

    122 075

    121 007

    121 362

    121 524

    122 359

    123 572

    122 099

    122 320

    Атырауская

    49 838

    49 514

    49 389

    49 524

    49 846

    50 280

    49 823

    49 953

    Западно-Казахстанская

    42 589

    42 299

    42 254

    42 364

    42 658

    43 102

    42 856

    43 101

    Жамбылская

    70 119

    68 998

    67 769

    67 899

    68 055

    68 732

    67 790

    67 610

    Карагандинская

    87 625

    87 383

    87 220

    87 601

    88 420

    89 704

    88 541

    87 908

    Костанайская

    51 812

    51 494

    51 674

    51 947

    52 395

    52 840

    51 100

    51 086

    Кызылординская

    46 161

    46 169

    46 268

    45 998

    46 293

    46 943

    46 153

    46 647

    Мангистауская

    52 902

    52 325

    52 400

    52 540

    52 836

    53 038

    52 577

    51 646

    Павлодарская

    45 033

    44 817

    44 868

    44 983

    45 209

    45 291

    44 715

    44 903

    Северо-Казахстанская

    29 863

    29 513

    29 575

    30 123

    30 423

    30 641

    29 572

    29 584

    Туркестанская

    141 871

    141 020

    141 099

    141 255

    141 508

    141 883

    141 716

    142 028

    Восточно-Казахстанская

    86 973

    86 283

    86 124

    86 752

    87 691

    88 579

    86 591

    86 367

    г.Нур-Султан

    134 089

    134 785

    135 382

    135 976

    137 163

    138 707

    138 810

    139 085

    г.Алматы

    191 126

    190 690

    190 015

    191 342

    193 124

    195 589

    195 481

    195 212

    г.Шымкент

    69 269

    69 458

    69 586

    69 947

    70 392

    71 010

    70 754

    71 201

    * Сведения Комитета по статистике МНЭ РК

    «Да, в стране — беспрецедентные меры поддержки МСБ. Справедливости ради стоит сказать, что не везде эти меры работают в полную силу, где-то на местах они не приносят того эффекта, на который были рассчитаны изначально, или вовсе не действуют на региональном уровне», — говорит Эмин Аскеров.     

    При этом молодой предприниматель отмечает, что, если вести должный контроль за исполнением поручений главы государства в городах и областях страны, то тогда, действительно, отечественному бизнесу можно рассчитывать на благополучный исход в посткарантинном периоде.