Опрос: Больше всего казахстанцы недовольны медициной и образованием

Казахстанцы не удовлетворены медицинскими и образовательными услугами. Таковы выводы социологического опроса, который по заказу комитета по защите прав потребителей МТИ РК провели с июля по октябрь 2020 года, передает ИА «NewTimes.kz».

 

Фото: pixabay

Онлайн-опрос казахстанцев провели для определения уровня удовлетворенности населения разными видами услуг и уровня правовой грамотности в сфере защиты прав потребителей.

На первом этапе исследования респондентам предложили оценить 20 отраслей торговли/услуг. Итоги показали, что процент удовлетворенности казахстанцев выше, чем процент неудовлетворенности практически по всем предложенным для оценки сферам.

Самый высокий показатель неудовлетворенности имеет отрасль «Медицинские услуги». Потребители недовольны работой скорой помощи не только в государственных клиниках, но и в частных, хотя последние обслуживают на платной основе.

Большинство опрошенных респондентов удовлетворительно относится к качеству медицинских услуг — 42,8%. Вариант ответа «не удовлетворен» выбрали 45,9% респондентов, а 11,3% затруднились ответить на данный вопрос. Также отмечена некомпетентность персонала в государственных и частных клиниках и некачественные лекарства.

То же самое можно сказать и об «Услугах образования». Респонденты указывали на некомпетентность персонала в государственных и частных учреждениях и нехватку специалистов.

В услугах «Интернет-провайдеры» жители недовольны расхождением в обещанной скорости интернета от услугодателя и фактической.

В отрасли «Рынки» хотелось отметить, что цена привлекает потребителя, но отсутствие фискальных чеков, следовательно, приводит к трудностям при защите прав потребителя.

При оценке транспортных услуг потребители высказали недовольство перегруженностью, чистотой в общественном транспорте и т.п.

От КСК и обслуживающих компаний потребители ждут качественного ремонта зданий, решения проблем распределения мусорных баков и вывоза мусора.

В пунктах общественного питания казахстанский потребитель ожидает чистоты, более качественного обслуживания и свежести продукта, соответствующего цене услуги.

Отмечая неудовлетворенность сферами «Банковские услуги», «Супермаркеты/магазины», «Поставщиков коммунальных услуг», респонденты указали на навязывание дополнительной услуги при получении кредита и несоответствие цены «полка-касса».

Основная масса населения довольна качеством коммунальных услуг, но недовольна ценами и способами расчета сумм за оказанные услуги, и, конечно, в некоторых регионах остро стоит вопрос питьевой воды.

В связи с последними событиями в мире отрасль «Электронная торговля» начинает активно использоваться населением, что в свою очередь поднимает новые вопросы по защите прав потребителей от недобросовестных услугодателей.

Особого внимания в вопросах защиты прав потребителя требует также сфера «Бытовые услуги», в которой массово работает самозанятое население, часто потребитель не может доказать несоответствие оказанной услуги.

Целью второго этапа опроса было определение уровня правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей.

Результат опроса показывает, что большинство опрошенных респондентов  — 64% — поставило положительную оценку текущей ситуации с соблюдением и защитой прав потребителей в Казахстане.

Большая часть респондентов  —  67,5% — считает, что в текущем году в сфере государственного регулирования защиты прав потребителей все стало лучше.

Более 80% респондентов ответило, что знакомо с законом РК «О защите прав потребителей» или знает о его существовании.

«Распределение мнений показывает, что более половины респондентов обратится в уполномоченные органы по защите прав потребителей, к услугам юристов, медиации, в неправительственные организации (НПО), если их права в этой сфере будут нарушены. Исходя из показателей опроса по этому вопросу, можно сделать вывод, что население мало осведомлено об изменениях в законодательстве и работе неправительственных организаций и готово по старинке идти в государственные структуры и к юристам. Услуги медиации и НПО практически неизвестны потребителю», — отметили организаторы исследования.

Почти 80% опрошенных респондентов ответили, что смогли бы самостоятельно защищать свои права в досудебных и во всех инстанциях, если бы хорошо знали закон «О защите прав потребителей». Почти 95% респондентов верят, что их права в суде будут защищены.

«Рассматривая результаты по данному вопросу, напрашивается следующий вывод: у населения высокий показатель доверия к судебной системе, возможно, это связано с тем, что не все на практике принимали участие в судебных процессах или не знают альтернативных решений и способов защиты своих прав», — отметили авторы.  

На вопрос «Обратятся ли респонденты к услугам медиации и в неправительственные организации в случае нарушения их прав потребителя?» более 70% ответило утвердительно.

Далее респондентам был задан вопрос о причинах необращения в досудебные инстанции в прошлом. Чуть более пятой части опрошенных ссылается на нехватку времени и незначительный ущерб. Лишь десятая часть опрошенных заявила, что не знает о существовании общественных объединений, услугах медиации и не доверяет им.

В следующем вопросе казахстанцев спросили об уровне их удовлетворенности в случаях обращений в ту или иную структуру.

Исследование показало, что из числа респондентов, обратившихся в НПО и к услугам медиации, более 80% указало, что их права были удовлетворены полностью или частично.

Более 75% фактически обратившихся в государственные структуры респондентов удовлетворены полностью или частично.

И в заключение респондентам было предложено выбрать несколько вариантов ответов по улучшению ситуации с защитой прав потребителей. Около половины респондентов акцентировали свое внимание на три основных пункта: ужесточение наказаний, усиление государственного контроля по защите прав потребителей, упрощение способа подачи заявки о нарушении для потребителей.

Пятая часть респондентов отметила, что применение мотивационных программ для потребителей при выявлении нарушений, развитие сферы досудебных инстанций в вопросах защиты прав потребителей, объединение в единый союз обществ по защите прав потребителей приведет к более эффективной работе.

«Таким образом, в сфере ЗПП необходимо внедрить ряд изменений и дополнений для улучшения ситуации. Например, ввести в сферу бытовых услуг понятие «лицензирование деятельности», популяризировать через социальные сети и СМИ услуги неправительственных организаций как способа досудебного урегулирования споров, создать единый call-centr на базе комитета по защите прав потребителей», — предложили авторы исследования.