Уровень валового внутреннего продукта, который практически всегда показывал стабильный рост, в прошлом году упал на 2,6%. Однако некоторые казахстанские экономисты считают, что цифра значительно выше, передает ИА «NewTimes.kz».
В министерстве национальной экономики РК падение ВВП объяснили так: «Основной отрицательный вклад внесли транспортная отрасль, торговля и промышленность. В декабре 2020 года индекс деловой активности составил 49,0, снизившись по сравнению с ноябрем 2020 года на 0,4. Уменьшение показателя связано со снижением активности в секторе услуг и строительства».
По данным ведомства, положительно на динамику ВВП повлияли такие отрасли, как строительство, информация и связь, сельское хозяйство.
Читайте также: Казахстан может обогнать Россию и стать самой богатой страной СНГ
Экономист Марат Абдурахманов отмечает, что при привязке показателей к уровню девальвации возникают другие цифры.
«Падение на 2,6% в тенге при девальвации 20% равно падение экономики на 22,6% в долларах. А в ценах 2019 года с учетом инфляции доллара получается падение на 25% и выше. Оно коррелирует с режимом локдауна в марте-августе и структурой экономики. Впервые произошло снижение добычи нефти в тоннах — с 82 млн до 58 млн. Конечно, на уменьшении уровня ВВП сказалось не только ЧП из-за пандемии. Главная причина — отсутствие связной экономической политики», — добавляет собеседник.
Как заключает Марат Абдурахманов, меры правительства не были направлены на сдерживание падения экономики, а были нацелены на частичную компенсацию ущерба отдельным группам компаний и граждан.
Между тем казахстанский экономист Марат Каирленов считает, что показатель падения составляет 5%.
«На мой взгляд, падение составляет порядка 5% из-за сектора услуг, ограничений по добыче нефти по соглашению с ОПЕК++», — говорит он.
По словам эксперта, восстановительный рост экономики возможен в этом году, поскольку строгих ограничительных мер из-за коронавирусной инфекции и ограничений по добыче нефти быть не должно.
«Насчет действенности предлагаемых мер по улучшению ситуации, здесь все сложнее. Без структурных изменений ограничения доли олигархов в экономике с их монополиями, рейдерством и многим другим сложно ожидать устойчивого роста экономики, но, полагаю, это в малой степени зависит от министерств или правительства в целом», — отмечает Марат Каирленов.