Начиная с 2000 года, цена за литр АИ-92 поднялась в шесть раз. Казахстанцы уже не связывают такой рост со стоимостью нефти на рынке. Расценки барреля падают, а вот бензина стабильно растут. Корреспондент ИА «NewTimes.kz» решил отследить динамику ценообразования автомобильного топлива в стране. О том, сколько оно стоило раньше, читайте в обзоре.
В 1993 году на бензоколонке можно было приобрести АИ-76 за 1 тенге и 12 тиын. В то время средняя зарплата по стране составляла 120 тенге и цена на бензин уже тогда была «кусачей».
К 1995 году эта же марка топлива уже стоила 16 тенге. Так, за это время АИ-76 подорожал в четырнадцать раз. Все из-за инфляции и обесценивания тенге.
Еще сильнее усугубил положение финансовый кризис в 1999 году. Нацбанк был вынужден временно отпустить тенге в свободное плавание. Это подняло цены на горючее еще выше, доведя стоимость марки АИ-93 до 45 тенге. В 2000 году он стоил уже 50 тенге, в то время как АИ-92 можно было приобрести в разы дешевле.
И вот на рубеже «нулевых» в Казахстане резко поднимается интерес к легковым автомобилям. Их количество постепенно росло, а вместе с этим рос и спрос на топливо. За период с 2000 по 2009 годы цена на АИ-92 поднялась почти в 4 раза.
Однако в конце 2009 года правительство решилось ввести предельную цену на топливо определенных марок. «Красная» стоимость АИ-92 оказалась на уровне 82 тенге за литр. Такие решительные действия были вызваны очередной девальвацией. Именно тогда и началась «байка» о прямой взаимосвязи бензина с курсом нефти.
В январе 2011 года стоимость АИ-92 была зарегистрирована на отметке в 90 тенге за литр. За ближайшие три года цена постепенно повышалась, пока не достигла 115 тенге.
Следующим сильным скачком в этом плане можно отметить 2015 год. АИ-92 тогда сначала резко подешевел, а к концу года вернулся на 127 тенге за литр. Именно в этот год правительство отказалось от госрегулирования для этой марки.
Пиковой ценой для АИ-92 за 2016 год было 134 тенге. Увеличивающееся производство бензина в Казахстане никак не могло остановить рост тарифов. К октябрю того же года на среднюю зарплату можно было приобрести 111 литров. Всего на 4 литра больше чем в 1993 году.
В марте 2018 года бензином марки АИ-92 можно было заправиться за 163 тенге за литр. С этого момента и начинается постепенный спад расценок на нефтепродукты. За весь 2020 год стоимость горючего все время варьировалась в пределах 150-156 тенге.
Эксперты заявляют, что цены на бензин в Казахстане и так меньше чем мировые. Вот только другие страны в отличие от нашей могут и не обладать собственными запасами нефти. Тем более иметь другой уровень жизни. И если цены на автомобильное топливо снова поползут вверх, казахстанцам они могут стать не по-карману.