Коридор инфляции в Казахстане может вырасти на 2%, считают в министерстве национальной экономики. Все будет зависеть от ситуации в Украине. На этой неделе многие западные страны объявили против России масштабные санкции. Иностранные компании там останавливают свою деятельность. Все это, пусть пока и косвенно, но затрагивает Казахстан, передает КТК.
Для того чтобы сдержать инфляцию, в Казахстане уже подняли базовую ставку. Эксперты предполагают, не за горами и подорожание кредитов. По предварительным прогнозам, проценты могут вырасти в среднем на шесть пунктов. То есть взять жилье в ипотеку или оформить потребительский заем станет менее выгодно.
«Банки поднимут по вкладам, по депозитам процентную ставку. Необходимо расходы возмещать. Соответственно, повысится именно кредитование. Особенно ипотечные кредиты для частного бизнеса. 10 было, 13,5 стало. Ну, 3%, соответственно, насколько поднимается, чуть более, то есть с учетом рисков, если на 3-4% поднимается, процентная ставка может на 5-6 подняться», — считает экономист Арман Байганов.
На что еще могут повлиять антироссийские санкции, что будет с нашей нефтью, курсом тенге и доставкой грузов из-за границы?! Блокировка системы SWIFT, санкции против российских банков, проблемы с логистикой. Ограничений против соседней страны прибавилось значительно. И, конечно же, это пугает казахстанцев.
Алматинец Марат Чиналиев уже снял со своего счета в ВТБ банке все деньги. Подтолкнула к этому новость о том, что в США полностью заморозили активы финучреждения.
«У нас был ВТБ Банк (Казахстан). В банке ВТБ (Казахстан) открыт счет семейный, долларовый депозит. Открыли, потому что это было давно. На тот момент, в принципе, у «дочек» российских банков были хорошие рейтинги. Поэтому один из банков выбрали, чтобы разместить там депозит. И сейчас перевели все деньги в казахстанский банк, местный. То есть понятно, что в дальнейшем финансовое состояние будет ухудшаться», — рассказал мужчина.
Помимо ВТБ, бойкот объявили ряду крупных российских банков. Оказались в списке и их казахстанские «дочки». А вот блокировка SWIFT в России на платежи в Казахстане повлиять не должна. Все внутренние и международные банковские операции осуществляются без проблем. SWIFT — это информационная система, с помощью которой банки быстро и недорого отправляют друг другу сообщения о том, кто, сколько и кому перечислил денег. А принимающая сторона из всего потока транзакций безошибочно направляет на счет нужного адресата нужную сумму.
В России уже подготовили альтернативный механизм взаиморасчетов. Там разработали свою собственную платежную и информационную систему наподобие Mastercard и SWIFT.
«Система, которую создала Россия, похожа на SWIFT. По большому счету, это аналог. И любая организация сможет через Банк России подключиться. В краткосрочном периоде возможны задержки по платежам, пока мы будем налаживать партнерские отношения с банками, которые не находятся под санкциями. Я думаю, что комиссия может вырасти в межбанковских переводах в два или три раза. Навряд ли в 10 раз», — считает экономист Александр Быстров.
Экономисты говорят, недостатки у нее есть. Она медленная и менее популярная. Поэтому финансовые риски от отключения SWIFT реальны.
«Чем это грозит нам?! В основном это грозит тем, что импортные экспортные товары будут под угрозой неоплаты. Эти контракты будут под угрозой в тех банках, в которых сейчас отключается SWIFT», — комментирует независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарев.
В зоне риска оказалась и казахстанская нефть. Ряд западных СМИ опубликовал сведения о том, что одна из компаний, доставляющая черное золото из Казахстана в другие страны, якобы столкнулась с проблемами из-за антироссийских санкций.
«В настоящее время транспортировка нефти по нефтепроводу Каспийского трубопроводного консорциума (далее — КТК) осуществляется в штатном режиме в соответствии с ранее утвержденными планами. Все акционеры и грузоотправители КТК заинтересованы в обеспечении стабильной работы трубопровода и отгрузке нефти согласно запланированным объемам», — заявили в Минэнерго РК.
Казахстанские экономисты говорят, из Атырау в Новороссийск нефть действительно идет. А вот доходит ли она до Европы в полном объеме — уже вызывает сомнения.
Санкции против России ударили по казахстанской логистике. Путь на европейские рынки для наших товаров теперь будет долгим. Плыть по течению через прежние морские транспортные коридоры из-за российского транзита не получится. А на этой неделе груз уже задерживался в некоторых европейских морских портах. И выход тут только один — искать альтернативу. О готовности сотрудничать заявила Латвия.
Вот только чтобы проблем с логистикой не было, наша страна должна соблюдать некоторые условия.
«В Прибалтике проблема в том, что, первое, это по валютным операциям. То есть если будут валютные операции и эти банки находятся в списке ограничений, со стороны ЕС, да, будут проблемы. Второе. Если экспортер фрахтует судно, то есть нанимает судно, которое есть в списке ограничений, со стороны Европейского союза, да, будут проблемы», — пояснил генеральный директор союза транспортников Казахстана KazLogistics Ерлан Абсатов.
Но вот казахстанские товары, которые перевозят в Европу на машинах, не задерживаются, заверяют чиновники. Правда, и здесь маршрут стал значительно длиннее.
«Автомобильный транспорт будет действовать через порт Курык. Далее он следует в порт Азербайджана. Оттуда переходит в Грузию, затем идет по всей территории Турции. Оттуда подъезжает на границу Болгарии, дальше следует по Венгрии, Сербии, Словакии. И только потом идет распределение маршрута по тому пункту географии, куда ему нужно», — добавил Ерлан Абсатов.
Специалисты не исключают, что перевозка теперь будет не только дольше, но и дороже.
Непривычно активно и на казахстанском небе. Ограничения для российских авиалиний в Европе и ответный запрет со стороны России привели большинство лайнеров в Казахстан. Теперь они пролетают над нашей республикой в обход запретных зон. Большой авиапоток над западом. Интенсивность полетов там увеличилась в 3,5 раза.
Пролет через Казахстан платный. Для пассажирских самолетов каждые 100 километров пути обходятся в 80 долларов. Поэтому пока нам от этого только плюсы. За месяц страна получит дополнительные 1,5 млн долларов.
«Это будут доходы РГП «Казаэронавигация» — государственного предприятия, которое обеспечивает именно обслуживание воздушного движения над Казахстаном. Если мы говорим про технические посадки, это уже более глубокий вид транзита, то есть он точно так же: плати за использование воздушного пространства. А если он садится, дозаправляется и платит, соответственно, аэропортовые сборы. Это уже доход аэропорта», — пояснил зампредседателя комитета гражданской авиации МИИР РК Ардак Утепов.
Реагирует на санкционные вызовы и биржа. В начале недели торги на КАSЕ начали позже обычного. Нестандартный сценарий объяснили давлением на валютный рынок. Доллар продолжает устанавливать рекорды. Его стоимость уже перешагнула за отметку 500. При этом Нацбанк поддерживает тенге интервенциями.
«Я думаю, что правильно сейчас делает Нацбанк. Он минимизирует кратковременные шоки. Потом Нацбанк включает регулирование. То есть когда ограничения есть, значит какие-то предписания есть. Сочетание интервенции и регулирования будет хорошо стабилизировать курс. Курс стараются стабилизировать от каких-то спекулятивных игр», — говорит экономист Расул Рысмамбетов.
Но вот депутаты считают, что регулятору не стоит вмешиваться. Мол, рынок рано или поздно сам определит реальную стоимость «американца».
«Складывается ощущение, что, привязываясь к рублю, Нацбанк пытается провести девальвацию. При текущей цене на нефть — 100 долларов за баррель — при любых раскладах экономически обоснованный курс тенге находится в районе 420-440 тенге за доллар. Но почему-то мы следуем за Россией и паникуем вместе с ней. Нацбанк сейчас просто не может даже ориентировочно назвать величину сбалансированного курса, поэтому считаю, что его участие в торгах должно быть исключено»,— высказался мажилисмен Аманжан Жамалов.
Но отвязать тенге от рубля пока все равно не получится, считают экономисты.
«Очень многие политики или кто-нибудь еще обвиняют Нацбанк, что где-то сидят люди с металлическими прутами, которые связали тенге и рубль вместе. Это сделали сами предприниматели. У нас 42% импорта из России. То есть каждый второй импортный товар на наших полках — российский. За две трети этих товаров мы платим в рублях», — пояснил независимый финансовый аналитик Андрей Чеботарев.
Зависимость может уменьшиться, если Казахстан будет производить больше своей продукции, говорят эксперты. Но только процесс этот далеко не быстрый. В 2021-м товарооборот между Россией и нашей страной достиг 26,5 млрд долларов. Делать прогнозы на этот год пока никто не берется.