Таким мнением поделился автор telegram-канала FINANCE.kz, передает ИА «NewTimes.kz».
«Мы большая растущая страна. За последние пять лет объемы производства бензина выросли на 67%, дизеля на 32%. Наши НПЗ работают на 100% мощности и всё равно иногда случаются проблемы с поставками на внутренний рынок, чего стоит история с дизелем в этом году, которая обнажила системные проблемы в отрасли», - говорится в публикации.
Отмечается, что по прогнозам казахстанская экономика будет расти по 4% и более в год до 2027 года, а это потребует от страны дополнительных мощностей в производстве энергоносителей — экономика без энергии расти не может.
«Цены на топливо у нас не пересматривались с осени 2021 года, а Казахстан стабильно входит в десятку стран с самым дешевым топливом на планете. При этом переток в соседние страны, из-за значительной разницы в цене, не прекращается, а контрабандистов ловят почти каждую неделю. При текущей бизнес-модели отрасли, когда сырье поставляется на внутренний рынок по себестоимости, а цена топлива ограничена ни о каком новом крупном НПЗ и речи быть не может. В текущих условиях его не выгодно строить, а взваливать эту ношу на бюджет по меньшей мере глупо», - указывается в посте.
Как пишет FINANCE.kz, дальнейшее сдерживание цен может привести к необходимости их резкого роста для обеспечения немедленного импорта нефтепродуктов из соседней России, чтобы просто покрыть внутренний дефицит, который образуется из-за роста потребления и невозможности расширения производства.
Между тем цены в России выше почти в два раза.
«Кажется, что пора вынимать голову из песка и пытаться реанимировать отрасль, убирая искусственные ограничения и объясняя необходимость плавного и постепенного роста цен до экономически обоснованных. Ведь цены на топливо это и зарплаты рабочих и рабочие места», - заключается в сообщении.