Анализ автомобильного рынка провела команда Jusan Analytics, по данным на 1 января 2023 года в Казахстане зарегистрировано примерно 3,9 млн легковых автомобилей, передает ИА «NewTimes.kz» со ссылкой на Forbes.kz.
За прошедшие 20 лет количество авто выросло практически в 3 раза.
До 2010 года производство автомобилей в Казахстане имело незначительный объем в пределах 2-3 тыс. авто в год – рынок пополнялся преимущественно за счет импорта. В пиковые 2006 и 2007 годы импорт составлял около 400 тыс. авто в год, в основном это были подержанные автомашины «старше 10 лет» из Германии и Японии.
В 2008 году из-за запрета на ввоз в страну автомобилей с правым рулем объем поступлений на рынок снизился. Однако предложение быстро перестроилось, и в Казахстан начали поступать поддержанные, в основном 5-7-летние, авто из США.
С 2010 года после вступления Казахстана в таможенный союз пополнение возрастной категории «10 лет и старше» со стороны импорта прекратилось. Стало невыгодно импортировать такие автомобили из-за существенно возросших таможенных пошлин и ужесточения прочих технических регламентов. С этого периода пополнение категории автомобилей «старше 10 лет» на рынке Казахстана стало возможным в основном путем естественного старения уже присутствующих на территории страны автомобилей.
Особо можно выделить ситуацию 2014-2015 годов, когда из-за нарушения многолетнего паритета тенге/рубль (с 5.5 тенге за рубль до 2.3) было завезено большое количество автомобилей как новых, так и подержанных по относительно низкой цене из России. Официальные автосалоны в этот период также завозили автомобили из России, и реализовывали их еще в течение нескольких лет после. В связи с этим объемы официальных продаж превышали фактические объемы импорта и производства автомобилей в последующие годы.
В 2016 году после ввода платы за первичную регистрацию и утилизационный сбор стало очень дорого ввозить в страну авто старше 3 лет. С этого периода автомобильный рынок Казахстана стал наполняться в основном за счет отечественного производства или импорта новых автомобилей.
Очевидно, что одним из важных критериев продаж на рынке остается розничная цена автомобилей. Так, 2006-2007 годы характеризовались рекордно высокими объемами пополнения автомобильного рынка страны - примерно 400 тыс автомобилей в год при средней цене в $3-5 тыс. (по текущему курсу 1,3-2,2 млн тенге). Это примерно соответствует текущему спросу на автомобили в возрастной категории «10 лет и старше».
«При цене автомобиля в $15-20 тыс (по текущему курсу 6,7-8,9 млн тенге) спрос сокращается практически в 2 раза и составляет около 150-200 тыс единиц в год. В 2016 году при росте цен пополнение внутреннего рынка существенно сократилось – импорт и производство составили 79 тыс автомобилей в год (существенно ниже среднего уровня). При этом с этого периода цена импорта и стоимость производимых в РК автомобилей практически сравнялись: около 7,5-9,5 млн тенге ($16-20 тыс)», — сообщается на сайте.
Низкие объемы продаж новых автомобилей в Казахстане и высокие цены на них не позволяют в достаточном количестве удовлетворить спрос для всех категорий граждан на вторичном рынке. В этой связи более 60% сделок по купле-продаже совершаются с автомобилями, бывшими в употреблении, и с момента выпуска которых прошло более 10 лет.
Отметим, что около 20% из всех выставленных на продажу автомобилей – нерастаможенные, то есть с регистрационными номерами других стран, преимущественно стран ЕАЭС. Простая статистическая экстраполяция этих данных свидетельствует, что в Казахстане таких автомобилей около 500 тысяч.
«Наибольшее количество нерастаможенных автомобилей на вторичном рынке – Toyota и Lada. Среди автомобилей 1980-2010 годов выпуска они составляют 24% и 54% соответственно. Это значит, что почти половина автомобилей Lada имеют иностранную регистрацию. Напомним, что с конца января по 1 июля 2023 года проходит процесс легализации иностранных автомобилей, ввезенных на территорию Казахстана до 1 сентября 2022 года. Это значит, что эти 500 тыс. авто пополнят автомобильный рынок официально при перерегистрации. При этом на рынке наблюдается дефицит качественных и недорогих автомашин, так как с 2016 года именно этот сегмент рынка перестал регулярно пополнятся за счет импорта.», — написано на портале.