Внедрение новой денежно-кредитной политики в Казахстане

Внедрение новой денежно-кредитной политики – продолжение важных рыночных реформ, которые уже сделали экономику Казахстана эффективной и устойчивой, заявляют специалисты.

По словам заместителя директора по учебной части СШ № 8 города Кызылорда Гульнары Усманжановны, введение свободно плавающего курса тенге и переход к инфляционному таргетированию предоставит нашему бизнес-сообществу очередные возможности для развития реального сектора, от которого зависит социальное самочувствие всех граждан республики.

«Наши заводы и фабрики сегодня выпускают широкий ассортимент продукции, несут налоговую нагрузку, обеспечивают казахстанцев работой, и открытие каждого нового производства мы воспринимаем как значимое событие, которое служит укреплению государства. Кто-то получит вакансии и постоянный источник дохода, больше станет отечественных товаров и отчислений в государственную казну, словом, увеличатся кейсы успеха. Поэтому меры, принимае­мые государственными органами для улучшения инвестиционного климата и поддержки отечественного производителя, находят полное понимание у всех казахстанцев, желающих благополучия своей стране», — говорит замдирктор.

Новая денежно-кредитная политика, как отмечают эксперты, наряду со значительным повышением конкурентоспособности казахстанских предприятий обеспечит и сохранение валютных резервов государства, которые можно будет направить на социально-экономическую модернизацию страны. В дальнейшем мы можем рассчитывать на достижение устойчивого роста экономики и низкого уровня инфляции, повышения уровня занятости и улучшения благосостояния населения республики. И я верю в то, что мы выбрали верный путь, и этим прогнозам суждено сбыться, как уверена и в том, что руководство страны найдет эффективные механизмы для адресной поддержки социально уязвимых граж­дан в непростой период в мировой экономике и резкого снижения цен на нашу основную экспорт­ную продукцию.
Пользуясь возможнос­тью, хочу поблагодарить Лидера нации и за заботу о подрастающем поколении, за пристальное внимание вопросам развития системы образования, заранее признательны мы, учителя, и за решение о значительном повышении заработной платы работникам бюджетной сферы уже со следующего года.

Финансовый регулятор своим постановлением №16 от 25 января 2013 года одобрил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Казахстан на текущий год.

В рамках данного документа были рассмотрены 3 сценарных варианта развития экономики на 2013-2015 годы, которые являются синхронизированными и согласованными с оценками Правительства при формировании Прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан на 2013-2017 годы. Ключевым критерием разделения на сценарные варианты был определен среднегодовой уровень мировых цен на нефть.

Исходя из рассмотренных сценариев, были разработаны меры денежно-кредитной политики на 2013 год. При реализации всех сценариев развития экономики основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен и удержание годовой инфляции в коридоре 6-8%.

Основным перспективным направлением на 2013 год в области денежно-кредитной политики является поэтапное внедрение нового трансмиссионного механизма, разработка и первый этап внедрения которого начались в 2012 году. На первом этапе были внесены изменения в механизм минимальных резервных требований, а также возобновлены в рамках пилотного проекта операции в секторе автоматического РЕПО на Казахстанской фондовой бирже, проведение которых было приостановлено в 2005 году.

В 2013 году изменятся подходы к постоянным механизмам по предоставлению/изъятию ликвидности  (в части залогового обеспечения, процентных ставок, механизма предоставления), операциям на открытом рынке (будет внедрен новый инструмент – аукционы по покупке ценных бумаг с обратной продажей).

Целью нововведений является активизация кредитного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и снижения значимости его валютного канала. Новый механизм поспособствует снижению долларизации экономики, волатильности процентных ставок, спекулятивной составляющей на денежном рынке и, как следствие, повышению гибкости и эффективности регулирования ликвидности и проведения денежно-кредитной политики в целом.

Принимая во внимание введение новых инструментов, коридор процентных ставок Национального Банка также изменится, его пределы будут соответствовать ставкам по операциям постоянного механизма (нижняя граница – депозиты Национального Банка, верхняя граница – займы постоянного доступа). Основным ориентиром при проведении процентной политики будут являться ставки на денежном рынке.

В перспективе официальная ставка рефинансирования будет играть в большей степени индикативную роль, при этом сохраняясь положительной в реальном выражении.

В 2013 году с целью построения кривой доходности Национальный Банк намерен совместно с Министерством финансов проводить работу по укреплению рынка государственных ценных бумаг Республики Казахстан в качестве эталона (бенчмарка) на денежном рынке для сопоставимых по срокам инструментов. В 2013 году Национальный Банк продолжит долгосрочное формирование собственного портфеля ГЦБ путем их выкупа у участников рынка  на вторичном рынке.

В 2013 году Национальный Банк планирует проводить анализ влияния нового механизма минимальных резервных требований, введенного в конце 2012 года, на ликвидность банковского сектора. С учетом результата анализа действующих нормативов минимальных резервных требований и международного опыта будет рассмотрен вопрос об ограничении использования наличной кассы в тенге при выполнении минимальных резервных требований, поскольку с точки зрения денежно-кредитной политики данная компонента является слабо регулируемой.

В 2013 году Национальный Банк продолжит проведение интервенций с целью сглаживания резких скачков обменного курса тенге, не оказывая влияния на формирование общего тренда динамики обменного курса, задаваемого рыночными предпосылками. Участие будет минимальным.

По мере развития трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики и повышения регулирующей роли процентных ставок участие Национального Банка на внутреннем валютном рынке будет постепенно сокращаться.

В декабре 2012 года в своем послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан наметил основные направления деятельности государственных органов в ближайшие годы. В рамках исполнения поручения по разработке концептуально новой системы денежно-кредитной политики, в проект основных направлений денежно-кредитной политики на 2013 год были включены 2 раздела, касающиеся совершенствования регулирования финансовой системы, обеспечивающей очищение банков от проблемных кредитов; обеспечения потребности приоритетных секторов экономики в доступных денежных ресурсах. Эти мероприятия будут проводиться Национальным Банком совместно с Правительством.

Напомним, в текущем году Национальный банк Казахстана опубликовал стратегию развития до 2020 года.

Данный документ определяет концептуальные подходы и принципы введения инфляционного таргетирования.

Внедрение инфляционного таргетирования в Казахстане предполагает реализацию следующего комплекса мер. Повышение эффективности процентного канала трансмиссионного механизма планируется посредством расширения системы инструментов по регулированию ликвидности, а также введения новой базовой процентной ставки. Процентные ставки инструментов денежно-кредитной политики будут привязаны к базовой ставке. Процентные ставки по операциям постоянного доступа будут формировать верхний и нижний пределы колебаний ставок денежного рынка. В случае ужесточения или ослабления денежно-кредитной политики базовая ставка соответственно может быть повышена или понижена, что повлечет изменение остальных процентных ставок. Учитывая существенное влияние обменного курса на инфляцию, реализация курсовой политики будет направлена на достижение целей по инфляции.

На переходном этапе Нацбанк будет придерживаться режима валютного коридора, при этом будет допускаться более гибкий обменный курс в той мере, в которой это не будет противоречить достижению целей по инфляции. В случае наступления валютных шоков приоритетом станет обеспечение стабильности на финансовом рынке. В качестве целевого ориентира по инфляции выступит индекс потребительских цен, как наиболее простой и понятный показатель инфляции, в виде точечного ориентира с интервалом допускаемых отклонений. По мере работы в режиме инфляционного таргетирования текущий годовой целевой ориентир будет заменен на среднесрочный. Данный вопрос будет решаться одновременно с развитием модельного инструментария для оценки воздействия сигналов денежно-кредитной политики на макроэкономические процессы. Создание комитета по денежно-кредитной политике Будет изменена система принятия решений.

Цели по инфляции будут устанавливаться правлением Нацбанка. Для выполнения установленной правлением цели будет создан комитет по денежно-кредитной политике, который будет определять базовую процентную ставку, ставки по основным операциям денежно-кредитной политики, а также одобрять государственную денежно-кредитной политику. Планируется также создание комитета по денежному рынку, который будет принимать оперативные решения по стратегии, уставленной комитетом по денежно-кредитной политике. Важным компонентом инфляционного таргетирования является построение эффективной коммуникационной стратегии Нацбанка. Основными целями коммуникационной стратегии будут повышение доверия к проводимой политике главного банка страны, смещение приоритетов экономических агентов с обменного курса на инфляцию, а также закрепление инфляционных ожиданий экономических агентов на низком уровне. По данным регулятора, четкая ориентация на снижение инфляции и ее стабилизацию на низком уровне будут способствовать устойчивому экономическому росту в долгосрочной перспективе. Успешность внедрения режима инфляционного таргетирования зависит от реализации комплекса мер. Страны, успешно осуществившие переход к инфляционному таргетированию (Новая Зеландия, Чехия, Польша), имели общую характеристику – эффективный трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики. Трансмиссионный механизм Трансмиссионный механизм состоит из каналов, через которые денежно-кредитная политика влияет на макроэкономические переменные.

Важную роль в инфляционном таргетировании отводят функционированию канала процентных ставок, который отражает влияние процентной политики центрального банка на рыночные ставки с дальнейшим переносом на инвестиционно-потребительскую активность и в конечном итоге - на инфляционные процессы. Теоретическое представление канала процентных ставок сводится к следующему: рост номинальной процентной ставки влечет за собой увеличение реальной ставки и рост издержек от использования финансовых ресурсов. В настоящее время в Казахстане процентный канал трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики имеет слабое влияние на экономическую активность.

Для успешного внедрения режима инфляционного таргетирования политика Национального банка будет направлена на усиление функционирования процентного канала. Меры Национального банка по усилению процентного канала будут включать: введение базовой ставки, которая будет являться индикатором проводимой денежно-кредитной политики; выбор таргетируемой рыночной ставки; расширение системы инструментов по регулированию краткосрочной тенговой ликвидности; привязка процентных ставок по всем инструментам денежно-кредитной политики к базовой ставке. Кредитный канал Помимо процентного канала, воздействие на макроэкономические показатели может быть оказано посредством кредитного канала. Трансмиссия кредитного канала сводится к тому, что с ростом денежной массы растет объем ликвидных средств банков, увеличивается предложение кредитов, что ведет к изменению объемов инвестиций, потребления и выпуска. Кредитный канал особенно эффективен в тех странах, в которых банковский кредит является основной формой привлечения дополнительных средств для заемщиков и главным финансовым активом для банков.

Статистический анализ функционирования процентного и кредитного канала в Казахстане позволяет выявить некоторые экономические зависимости, характеризующие в том числе и специфику национальной экономики. Существующая надежная статистическая взаимосвязь между ростом кредитов экономике и внутренним спросом2 (график 9)3 соответствует классической экономической модели. Развитию кредитного канала в Казахстане способствует предоставление экономическим субъектам значительного объема государственного фондирования. Буфером при этом выступают банки, получающие за обслуживание гарантированный процент доходности. Эффективность проводимой Национальным Банком денежно-кредитной политики в таких условиях ослабевает. Валютный канал Валютный канал – это воздействие импульсов денежно-кредитной политики через изменение валютного курса на инфляцию и совокупный выпуск.

В условиях высокой импортоемкости внутреннего рынка Казахстана в настоящее время инфляция достаточно чувствительна к колебаниям обменного курса. Учитывая, что импортные товары составляют значительную долю в структуре потребления товаров населения, валютный канал в Казахстане оказывает существенное влияние на формирование цен на потребительские товары, и соответственно, на уровень индекс потребительских цен (ИПЦ). Нацбанк при режиме инфляционного таргетирования будет обеспечивать достижение цели по инфляции через операции денежно-кредитной политики. Учитывая влияние обменного курса на инфляцию, реализация курсовой политики будет также направлена на достижение целей по инфляции.

На переходном этапе Нацбанк будет придерживаться режима валютного коридора. Регулятор будет допускать более гибкий обменный курс, в той мере, в которой это не будет противоречить достижению целей по инфляции. Эффективное проведение денежно-кредитной политики возможно только при наличии стабильно функционирующего финансового рынка. Валютные шоки могут иметь сильное влияние на стабильность банков и других участников финансового рынка. Поэтому в случае наступления валютных шоков приоритетной задачей Национального банка будет являться обеспечение стабильности на финансовом рынке путем сглаживания резких и значительных колебаний обменного курса. Национальный банк может использовать разные инструменты курсовой политики для стабилизации ситуации на финансовом рынке, в том числе проведением прямых валютных интервенций. Процентная политика Нацбанка в таких условиях также будет направлена на выполнение данной задачи путем оперативного и значительного изменения ставок по инструментам денежно-кредитной политики. В рамках перехода на режим инфляционного таргетирования предлагается построить систему принятия решений следующим образом.

Правление Нацбанка устанавливает цель по инфляции Будет создан комитет по денежно-кредитной политике, который определяет базовую процентную ставку, ставки по основным операциям денежно-кредитной политики, одобряет государственную денежно-кредитную политику для выполнения установленной правлением цели, принимает решения по иным вопросам по инициативе регулятора. Также будет создан комитет по денежному рынку для принятия оперативных решений в рамках стратегии, уставленной комитетом по денежно-кредитной политике. В его компетенцию будут входить следующие вопросы: 1) оценка состояния ликвидности банковского сектора; 2) анализ сложившейся ситуации на внутреннем и внешнем финансовых рынках; 3) определение объемов операций на денежном и валютном рынках; 4) определение и утверждение перечня инструментов денежно-кредитной политики, а также перечень залоговых активов по указанным инструментам. В состав комитета по денежному рынку войдут заместитель председателя Нацбанка, осуществляющий руководство и координацию деятельности по вопросам проведения монетарных операций, а также руководители структурных подразделений, ответственные за разработку и проведение денежно-кредитной политики.

В статье: